Основы конституционного права

В сооотвествии с Конституцией России 1918 года была провозглашена Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР). 30 декабря 1922 года РСФСР совместно с рядом других республик образовала Союз Советских Социалистических Республик (СССР), в состав которой она входила по декабрь 1991 года. После распада СССР Россия выступила в качестве его правопреемника.

В новых исторических условиях Россия, как и другие союзные республики, ранее входившие в состав СССР, провозгласила свою независимость, приняв Декларацию «О государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 г. в Декларации закреплено новое название ― Российская Федерация и заявлено о необходимости принятия новой Конституции России.

В 1993 г. Президент РФ созвал Конституционное совещание для разработки новой Конституции РФ. В его работе приняли участие представители субъектов Российской Федерации, народные депутаты России и др. Проект новой Конституции был создан в целом на базе консенсуса политических сил общества. Референдум по принятию новой Конституции был проведен 12 декабря 1993 года одновременно с выборами высшего законодательного органа России― Федерального собрания.

В референдуме приняли участие 54,8% зарегистрированных избирателей, из них высказались за Конституцию 58,4%.

NB! Конституция― политический, юридический и идеологический документ. Как политический документ она закрепляет определенное соотношение социальных сил, политических партий, групп давления в обществе. Юридическое значение Конституции состоит в том, что она является юридической базой развития законодательства существующего правопорядка. Поскольку Конституция (как Основной закон) обладает высшей юридической силой, все остальные правовые акты (Кодексы РФ, Указы Президента РФ, Законы РФ, принимаемые правительством Постановления и др.) должны ей соответствовать, что, в частности, обеспечивается системой конституционного (в том числе судебного) контроля. Как идеологический документ она представляет собой составную теоретического уровня духовной жизни общества, которая имеет практическую направленность, являясь основой для создания программы социального действия и ее реализации.

Конституция РФ 1993 г. близка к европейским конституциям так называемого второго поколения (конституции первого поколения были приняты в XVIII, XIX или в начале XX вв.). как и большинство конституций второго поколения, она была принята в сложный переходный период и стала одним из важнейших факторов стабилизации новых государственных и экономических структур.

Это ― реально действующая Конституция, в отличие от конституций бывших социалистических стран, лишь прикрывавших неограниченную власть правящей партии ― КПСС.

Конституция 1993 г. существенно изменила структуру высших органов государственной власти. Отказавшись от идеи всевластия Советов, она последовательно проводит принцип разделения властей, сделала серьезный шаг по пути совершенствования федеративного устройства России.

В Конституции особо подчеркнуто:

1)ее значимость как основного источника права;

2)ее прямое действие, особенно норм о правах и свободах гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Человека, его права и свободы Конституция рассматривает как высшую ценность. Онане предписывает, как это было ранее, предустановленной единой экономической системы, основанной на государственной форме собственности, в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества.

NB! Конституция 1993 г. относится к числу кратких: она состоит из Преамбулы, 137 статей, объединенных в 9 глав, и «Заключительных переходных положений» из 9 пунктов. Стиль Конституции ― строго юридический, в ней почти нет декларативных норм. С учетом опыта предшествовавшей Конституции РСФСР, в которую было внесено свыше 300 изменений и дополнений, Конституция РФ трудноизменяемая, то есть это ― жесткая Конституция: пересмотр ее ― сложная процедура, предполагающая ряд следующих процедур. Изменения в Конституции могут быть осуществлены только, если предложения об изменении глав 1, 2 и 9 («Основы конституционного строя», Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» соответственно) внесли Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, а также группы численностью не менее 1/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Если это предложение поддержало 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и Государственной Думы в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание Российской Федерации, которое либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции. Проект принимается самим Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на референдум. При проведении референдума Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в референдуме приняло участие более половины общего числа избирателей. Толкование Конституции отнесено к компетенции Конституционного Суда.


۩Понятие Конституции и ее виды

Конституция― (от лат. constitution ― «установление») ― это основной закон государства, единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого от имени народа учреждаются основные принципы устройства государства и общества, закрепляются основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Конституция как основной закон государства обладает рядом признаков:

•в отличие от других законодательных актов она имеет основополагающий характер (закрепляет общественно-экономического и государственного строя,права и свободы человека, систему органов государственной власти);

•конституция является ядром системы права, всего текущего законодательства, определяет его характер;

•обладает высшей юридической силой и верховенством;

•в отличие от текущего законодательства характеризуется стабильностью (то есть устойчивостью, неизменностью предписаний в течение длительного времени, что обеспечивается усложненным порядком ее пересмотра и внесения поправок);

•имеет прямое действие на всей территории государства.

***

Конституции различных стран могут существенно различаться. Среди них выделяют:

1. В зависимости от формы государственного устройства ― унитарные и федеративные.

2. В зависимости от предполагаемой продолжительности действия ― постоянные и временные.

3. В зависимости от реальности осуществления конституционных положений на практике ― формальные и фактические.

4. В зависимости от способа объективирования, то есть каким образом выражена вовне воля учредителя ― писаные (в виде отдельного единого документа по определенной системе: наличием преамбулы, основного текста, переходных положений, сопроводительных документов ― Франция, США, Россия) и неписаные (отсутствует единый конституционный акт ― Англия, Новая Зеландия).

5. В зависимости от того, кто является источником государственного суверенитета и конституции ― октроированные (конституция как бы «даруется» монархом, который и является источником власти) и народные (источником конституции провозглашается народ).

6. В зависимости от способа изменения и внесения поправок и дополнений к конституции ― жесткие (усложненный порядок изменения) и гибкие (изменения вносятся так же, как принимается обычный парламентский закон, то есть обычным большинством голосов ― пример: Англия).

۩Понятия основ конституционного строя

Конституционный строй ― это общественный строй (то есть сочетание экономической и политической систем общества) и устройство государства, закрепленное в Конституции.

Основы конституционного строя ― это закрепленные в конституции исходные положения, в соответствии с которыми определяется конституционный строй страны, строится все правовое регулирование.

В основу конституционного строя Российской Федерации положены следующие принципы:

1. Принцип демократизма ― это свободное участие народа в осуществлении государственной власти (через референдумы, выборы, представительные органы государственной власти), а также свобода народа от чрезмерной опеки со стороны государства (выражается в многообразии взглядов и идеологий, системе и гарантиях прав и свобод человека).

2. Принцип верховенства права и закона (это означает, что нормативно-правовые акты должны быть изданы с соблюдением процедуры их принятия и не должны противоречить нормам высшей юридической силы).

3. Принцип приоритета прав человека (закреплен в ст. 2 Конституции, которая объявляет права и свободы человека высшей ценностью, что означает подчинение государства законным интересам личности и общества).

4. Принцип суверенитета Российской Федерации (это означает независимость, самостоятельность государства в международных отношениях).

5. Принцип федерализма означает, что государственная власть на территории России осуществляется на основе разделения полномочий между органами власти субъектов федерации.

6. Принцип разделения властей на независимые друг от друга законодательную, исполнительную и судебную ветви власти с самостоятельной компетенцией и правом взаимного контроля, что позволяет предотвратить возможное сосредоточие властных полномочий в одних руках.

7. Принцип экономической свободы (закреплен ст. 8 Конституции, где провозглашается единое экономическое пространство и равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, которые государство равным образом признает и обязуется защищать).

8. Принцип правового и социального государства (этот принцип подробно рассмотрен в теме 4.5. «Политические режимы. Демократия» Модуля 4. «Сфера политики и социального управления общества»).

۩Система государственных органов власти РФ и принципы их деятельности

Согласно Конституции РФ 1993 г. система государственных органов РФ основана прежде всего на принципе разделения властей на независимые друг от друга законодательную, исполнительную и судебную ветви власти и принципе федерализма, то есть разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Согласно Конституции РФ (ст. 80―93 Конституции) главой государства является Президент.

Пост Президента в РФ был введен в результате решения, принятого на референдуме 17 марта 1991 г. Первый Президент был избран на свой пост 12 июня 1991 г. В 1991―1993 гг. Президент воспринимался прежде всего как глава исполнительной ветви власти под контролем парламента. Противостояние парламентских и президентских структур в борьбе за верховенство в политической системе страны вылилось в открытую вооруженную конфронтацию сентября ― октября 1993 г. и завершилась победой президентских структур и принятием на референдуме 12 декабря 1993 г. новой Конституции, установившей в России в качестве формы правления так называемую «суперпрезидентскую» республику.

Порядок выборов Президента определяется Конституцией и законом «О выборах Президента». В них входят следующие основные положения. Президентом может быть избран только гражданин РФ, соответствующий возрастному цензу (не моложе 35 лет) и цензу оседлости (он должен постоянно проживать на территории РФ не менее 10 лет). Требований к уровню образования не предъявляется, так же и не предъявляется имущественный ценз; избрание происходит на всенародных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; срок полномочий установлен в 6 лет и не более 2 сроков подряд; возможно досрочное прекращение полномочий в 3 случаях (добровольная отставка; стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия; отрешение от должности (импичмент)). Статья 93 Конституции предусматривает и процедуру отрешения Президента от должности.

Президент РФ обладает, согласно Конституции, следующими полномочиями:

А) Президент является главой государства и фактически главой исполнительной власти, определяет основы внутренней и внешней политики, назначает с согласия Государственной Думы Председателя правительства, его заместителей, федеральных министров; ему непосредственно подчиняются «силовые» министерства (МВД, ФСБ, обороны, юстиции);

Б) Президент обладает рядом законодательных полномочий, в частности имеет право издавать указы, которые должны соответствовать законам; право вводить чрезвычайное положение (с обязательным уведомлением Совета Федерации); право обнародовать и подписывать законы; право отлагательного вето; право законодательной инициативы;

В) Президент является Верховным главнокомандующим, назначает и освобождает высшее командование вооруженных сил и послов в иностранных государствах;

Г)участвует в назначении судей высших судов (Конституционного, Верховного);

Д)решает вопросы гражданства, награждений и помилования;

Е)имеет право роспуска Государственной Думы и назначения новых выборов.

Таким образом, круг полномочий Президента необычайно широк, он намного превышает объем полномочий Федерального Собрания, что дало основание ряду ученых вполне обосновано назвать Россию «суперпрезидентской» республикой.

Законодательную власть в РФ осуществляет Федеральное Собрание, состоящее из 2 палат (ст. 94―109 Конституции) (см. таблицу 10):

― Совета Федерации ― в него входят по 2 представителя от каждого субъекта Федерации по принципу выборности: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти;

― Государственной Думы ― нижней палаты Федерального Собрания, состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 5 лет.

Таблица 10

Функции Совета Федерации и Государственной Думы(извлечения)

Функции Совета Федерации Функции Государственной Думы
― одобрение или отклонение законопроектов, принятых Государственной Думой; ― рассмотрение и принятие законопроектов;
― утверждение изменения границ между субъектами РФ; ― дача согласия Президенту на назначение Председателя правительства;
― утверждение указа Президента о введении чрезвычайного положения; ― решение вопроса о доверии Правительству;
― решение вопроса об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории; ― назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центробанка, Уполномоченного по правам человека;
― назначение на должность судей высших судов; ― объявление амнистии;
― отрешение Президента от должности ― выдвижение обвинения для отрешения Президента от должности (импичмент)

Государственная Дума может быть досрочно распущена Президентом с назначением новых выборов в следующих случаях:

― если государственная Дума в течение 3 месяцев дважды вынесет вотум недоверия Правительству, а Президент не согласится с отставкой Правительства;

― если Председатель Правительства сам поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии правительству, а Государственная Дума в доверии откажет, то Президент в течение 7 дней либо отправляет в отставку Правительство, либо распускает Государственную Думу;

― если Государственная Дума трижды отклоняет предложенные Президентом кандидатуры Председателя Правительства.

В соответствии с принципом федерализма, каждый субъект федерации имеет собственную систему законодательных органов власти. Их решения не должны противоречить федеральным законам РФ.

Исполнительная власть и ее полномочияописываются ст. 110―117 Конституции.

Высшим органом исполнительной власти является Правительство РФ, состоящее из отраслевых министерств и различных государственных комитетов, которые в свою очередь имеют нижестоящие структуры на местах.

Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. В течение 7 дней после назначения Председатель Правительства представляет Президенту кандидатуры на должности его заместителей и федеральных министров.

Руководство Правительством в целом осуществляет его Председатель, однако так называемые «силовые» министерства напрямую подчиняются Президенту.

Срок полномочий Правительства связан с полномочиями Президента (после избрания нового Президента Правительство должно подать в отставку, которая либо принимается, либо отклоняется Президентом).

Функции Правительства:

А)разработка и представление в Государственную Думу проекта федерального бюджета и отчета о его выполнении;

Б)обеспечение проведения единой финансовой и кредитно-денежной политики;

В)обеспечение единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

Г)управление федеральной собственностью;

Д)осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;

Е)осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

Ж)Правительство имеет право издаватьпостановления и распоряжения в соответствии с Конституцией, федеральными законами и указами Президента и обеспечивать их выполнение.

Субъекты Федерации имеют собственную структуру исполнительных органов власти исходя из местных условий и традиций. В этом проявляется принцип федерализма.

Судебная власть в РФ(ст. 118―129) осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система состоит из 3 видов судов (см. таблицу с11).

Таблица 11

Наши рекомендации