Системный анализ понятия «государство»
Параметр анализа | Смысловое поле параметра анализа |
Сущность | Исторически выделившаяся и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества. |
Содержание | Понятие государство, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его от негосударственных организаций общества. Основными признаками государства являются: 1) наличие публичной власти, выделенной из общества и несовпадающей с населением страны. Публичная власть состоит из аппарата и управления и включает особый слой людей, который выделился из общества в ряды представителей публичной власти ― государственных служащих. Основными составными компонентами аппарата власти и управления, то есть аппарата государственной власти, являются органы законодательной, исполнительной власти, суда, прокуратуры и др.; 2) территориальный признак, суть которого состоит в разделении населения в пределах той или иной страны по территориальным единицам. Территория государства ― своего рода материальная база, без которой оно не может существовать. Это естественное(а не какое-либо иное, в том числе общественное) условие существования и функционирования государства. Под территорией государствапонимается пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. Составными частями территории государства являются: а)земля и ее недра, образующие сухопутную территорию;б)реки, озера, искусственные водохранилища, а также морские внутренние и территориальные воды, омывающие территорию данного государства (водная территория государства); в)воздушное пространство над сухопутной и водной территорией (воздушная территория государства); г)объекты, приравненные к территории государства (морские и воздушные суда, космические корабли и станции, действующие под флагом единого государства и другие принадлежащие государству объекты). Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего населения, объединенного им по принципу гражданства. Гражданство― устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности; 3) государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права; 4) государственный суверенитет, означающий, во-первых, верховенство государственной власти внутри страны, а во-вторых, независимость на международной арене; 5) государство ― единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными органами, призванными стоять на страже закона и правопорядка; 6) государство располагает вооруженными силами и органами государственной безопасности, обеспечивающими его оборону, территориальную целостность и безопасность; 7) государство обладает монополией на эмиссию (выпуск) денег, выпуск государственных ценных бумаг (ГКО ― государственные казначейские обязательство и облигации) и сбор налогов, выступающих в своей совокупности в качестве источников пополнения государственного бюджета; 8) государство обладает формальными атрибутами власти, к которым относятся гимн, флаг, памятные даты и др., не преувеличивая их роли, следует сказать, что они выполняют определенную идентифицирующую роль государства. |
Формы | Форма государства― это определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способ образования и взаимодействие органов государственной власти, а также методы осуществления это власти. Из сказанного вытекает, что анализ формы конкретного государства возможен только тогда, когда определены его: 1) форма правления ― организация высших органов государства и порядок их образования. Форма правления может быть: а) монархией ― формой правления, при которой высшая власть сосредоточена в руках единоличного правителя и передается по наследству (монархии могут быть либо неограниченными, либо ограниченными, или конституционными); б) республикой (либо президентской, либо парламентской, либо смешанной) ― формой правления, при которой высшие органы власти выбираются; 2) государственное устройство ― территориально-политическая организация государства и взаимоотношение государством в целом и его частей (может быть: а) федерацией ― формой государственного устройства, при которой территориальные единицы обладают самостоятельностью; б) конфедерацией ― союзом государств;в) унитарным государством ― формой государственного устройства, при которой территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью); 3) политический режим ― приемы и методы осуществления государственной власти (может быть демократическим/демократией) или антидемократическим (авторитарным/авторитаризмом или тоталитарным/тоталитаризмом). |
Функции | Функции государства― основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Функции государства имеют либо классовую, либо общесоциальную направленность. Функции современных развитых государств подразделяются на виды: 1) в зависимости от политической направленности: а) внутренние (деятельность внутри страны); б) внешние ((деятельность за пределами страны); 2) по времени осуществления: а) постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства); б) временные (вызванные какими-либо специфическими условиями, с исчезновением которых данная функция отпадает); 3) по основным сферам общественной жизни: а) экономические; б) социальные; в) политические; г) в духовной сфере. Внутренние функции ― главные направления деятельности государства в пределах данной страны, характеризующие внутреннюю политику государства: 1) экономические ― долгосрочное планирование и прогнозирование экономического развития страны, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием; установление системы налогов; создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности; 2) социальные ― социальная защита наиболее уязвимых слоев населения, пенсионное обеспечение по старости, выделение средств на бесплатное образование, здравоохранение, на строительство дорог, развитие общественного транспорта, средств связи и др.; 3) политические ― охрана законности и правопорядка, прав и свобод граждан, предотвращение межнациональных и религиозных конфликтов, оказание помощи вынужденным переселенцам и мигрантам; 4) культурные ― государственная поддержка и финансирование искусства, национальной культуры, забота о нравственном здоровье общества. Внешние функции: А)взаимовыгодное экономическое, политическое, научно-техническое, военное, культурное сотрудничество с другими государствами; Б)защита от нападения, внешней агрессии, охрана государственных границ; В)предотвращение войн, разоружение, ликвидация ядерного, химического и другого оружия массового поражения, борьба с международным терроризмом. Внутренние и внешние функции государства тесно связаны, так как внешняя политика во многом определяется внутренними условиями существования данного государства. |
Оценка | Оценивая тот или иное государственное устройство, политический режим и формы правления, необходимо исходить из содержащихся в них ценностей политических ― совокупности идей, представлений и соответствующих им социально-психологических образований (установок, стереотипов, переживаний и т.д.), определяющих целеполагание, выбор средств и методов деятельности, степень последовательности их реализации и применения в текущей политической практике. В современной политике все большее значение приобретают общечеловеческие интересы и ценности: право на жизнь, здоровье, на достоинство, на радость и счастье, на уважение безопасности каждого гражданина и др. В целом ценности политические призваны: а) содействовать интеграции социальной группы как части более широкой социальной целостности; б)мотивировать политическую деятельность и создавать условия, при которых социально-политические цели становятся непосредственными мотивами участников политического процесса; в)способствовать формированию стандартов оценки каждого конкретного действия и его последствий; г)определять иерархию как самих целей политики, так и выбора метода их достижения, попутно производя отбор приемлемых и блокирование неприемлемых (по крайней мере, для данных условий) целей и методов; д)ориентировать каждого изучастников политическогопроцесса (класс, партию, общественную организацию, институт, личность) по отношению к остиальным его составляющим. Исходя из представленных политических ценностей и нужно определять: ценность демократического или антидемократического режима, монархии или республики, унитарного или федеративного государства (федерации), а также конфедерации (например, современного Европейского союза). |
Основные понятия
Внешние функции государства | Публичная власть |
Внутренние функции государства | Территория государства |
Государственное устройство | Форма государства |
Государство | Форма правления |
Гражданство | Функции государства |
Политический режим | Ценности политические |
Разделение властей
«Законодательная власть― сердце государства,
власть исполнительная ― его мозг» Ж.Ж. Руссо
Разделение властей― принцип организации и осуществления государственной власти.
Впервые официально принцип разделения властей был закреплен в Конституции США 1787 г., но теоретически он был разработан учеными Дж. Локком и Ш. Монтескье.
Согласно принцип, власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица (Локк и Монтескье имели в виду абсолютного монарха) или одного органа, а должна быть распределена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.
Принцип разделения властей требует строгого разграничения компетенциитрех ветвей власти, наличия сдержек и противовесов, с помощью которых каждая ветвь власти должна ограничивать другую. В то же время принцип разделения властей не исключает, а предполагает взаимодействие властей для обеспечения единства государственного механизма.
Принцип разделения властей понимается и как сбалансированное соотношение центральной власти с региональными (местными), что характерно для федеративного устройства государства.
Из сказанного вытекает, что разделение властей необходимо рассматривать как по вертикали, так и по горизонтали.
По горизонтали мы имеем независимые, самостоятельные, уравновешивающие друг друга и несущие ответственность за реализацию своих функций законодательную, исполнительную и судебную ветви власти (см. таблицу 3). К причинам разделения властей по горизонтали относят:
1) необходимость предотвращения злоупотребления властью, установления тоталитаризма;
2) необходимость четкого распределения функций, компетенции и ответственности каждого государственного органа, осуществления взаимного контроля, создания системы сдержек и противовесов для достижения единства действий через поддержание динамического равновесия в процессе преодоления политических противоречий;
3) гармоничное соединение таких противоречивых элементов жизни общества, как власть и подчинение, свобода и ответственность, закон и право, государство и гражданское общество.
По вертикали мы имеем при федеральном устройстве Центральный (общенациональный) уровень → Региональный уровень → Местный уровень; при унитарном устройстве Центральная власть → Местная власть.
Конституция РФ 1993 г. относит принцип разделения властей к основам конституционного строя. Согласно статьи 10 «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». На федеральном уровне законодательная власть представлена Федеральным собранием ― парламентом РФ, исполнительная власть ― правительством и возглавляемой им системой органов государственного управления, судебная власть ― Конституционным судом и системами общих ―и арбитражных судов во главе с Верховным судом РФ. Президент России является главой государства, он ― гарант Конституции и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Федеративное устройство РФ четко отражает разделение властей по вертикали, разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти государственной (федеральной) власти и органами государственной власти ее субъектов в рамках целостности и единства государства.
Таблица 3