Власть. Роль политики в жизни общества

Власть:

1)форма социальных отношений, характеризующая способность и возможность одного социального субъекта оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение других социальных субъектов ― людей, социальных групп с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, традиций, законов, насилия, знания техники манипуляции сознанием и др.;

2)власть осуществляет себя как примат подчинения (насильственного или добровольного) воли одних людей в форме политического господства через систему государственных органов, использующих экономические, идеологические и организационно-правовые механизмы социальной среды;

3)социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого субъекта или группы.

Именно в этих контекстах необходимо помнить, что:

Кратология― наука о власти (от греч. «кратос» ― власть, «логос» ― учение).

Аристократия― власть знати (знатных).

Охлократия― власть толпы (от греч. «охлос» ― толпа).

Теократия― власть духовенства, жрецов, главы церкви.

Олигархия― власть немногих (богатых, военных).

Плутократия― власть богатых.

Тирания― власть одного.

Бюрократия― власть чиновничества.

Партократия― пренебрежительная оценка огромной власти КПСС.

Геронтократия― власть стариков, старого поколения, старейшин.

Технократия― власть специалистов в области техники и управления.

Меритократия― власть наиболее одаренных, заслуженных.

Тимократия― власть, основанная на имущественном цензе.

Автократия― неограниченная власть.

Основными функциями власти являются: а)организационная; б)регулятивная;в)контрольная.

Источники власти: а) богатство (под общественным богатством в экономической науке понимается все то, что люди ценят, все, что для них имеет значение. Это не только товары, услуги, природные ресурсы и экология, но и способности человека, его знания, опыт, свободное время, качество жизни); б) сила ― одно из легитимных средств принуждения, применяемое для решения политических задач при отсутствии согласия сторон и когда другие средства (добровольное исполнение законов, распоряжений, соблюдение норм и т.п.) не приводят к решению той или иной проблемы. В этом принципиальное отличие силы от насилия, то есть неоправданного или не соразмерного целям применения силы, особенно в крайних ее формах: физического принуждения, наказания смертью или угрозы уничтожения; в) организация/организованность. Организация (франц. organization от лат. organize ― придаю стройный вид, устраиваю) ― совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между ее частями; В управлении: функция менеджмента, связанная с совокупностью процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого посредством разработки прежде всего организационных структур и других форм организации деятельности персонала, наиболее эффективных в заданных условиях. Организованность ― качественная характеристика таких черт организации, как дисциплинированность, сплоченность и т.п.; г) положение в обществе (статус); д) знания и информация.


Универсальные свойства власти:

― ее всеобщность, то естьфункционирование во всех сферах общественных отношений и политических процессах;

― способность проникать во все виды деятельности (так называемая инклюзивность от лат. includere ― включать);

― умение связывать/объединять людей, общественные группы и противопоставлять их.

Типы власти по М. Веберу (типы легитимности) Традиционная власть― основанная на обычаях, привычке повиноваться, вера в священность, незыблемость издавна существующих порядков и властей. Харизматическая власть― основана на личной преданности вождю, руководителю, на убеждении и вере в его исключительные качества и выдающиеся способности. Легальная (легитимная) власть― основана на осознанном интересе, убеждении в законности установленных порядков, в правомочности органов власти и правильности законов.

Основныевидывласти― а) политическая власть ― способность больших социальных групп осуществлять свою волю в обществе, навязывать ее, если это необходимо; б) государственная власть ― власть, осуществляемая профессионалами и опирающаяся на силовые структуры (к разновидностям форм проявления государственной власти относятся власть законодательная и власть судебная); в) экономическая власть, которая контролирует экономические ресурсы и их перераспределение; г) социальная власть ― это распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей и привилегий; д)духовная власть; е)военная власть; ж)семейная (родительская) власть.



Формы проявлениявласти: 1) господство ― институциональная форма проявления особого вида власти, связанная с угнетением и сопровождаемая разделением классов, социальных групп и индивидов на господствующих (управляющих, правящих) и подчиненных, а также с соответствующей иерархией; 2) руководство ― связано с ответственностью за расстановку кадров, правильное пониманием и выполнение подчиненными поставленных задач; 3) управление ― в политологии: воздействие на общество со стороны государства политическими методами; 4) координация ― согласование, соподчинение; 5) организация ― как функция управления связана с ответственностью за разработку организационных структур и других форм организации деятельности подчиненных, наиболее эффективных в заданных условиях; 6) контроль (например, цензура ― ограничительные меры по отношению к свободе печати; санкции ― вид поощрения или наказания, с помощью которого закрепляются социально допустимые формы поведения).

Основными элементами власти являются ее субъект (А), объект (Б), а также средства (ресурсы) (В).

А)Субъект власти воплощает в себе ее активное начало, им может быть личность, орган, организация, социальная общность и др. Для реализации власти субъект должен обладать рядом качеств, таких как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого, субъект власти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом.

Субъект определяет содержание властного отношения через:

приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти;

подчинение как подведение частной воли под всеобщую волю власти;

наказание как средство воздействия на отрицание господствующей воли;

норма поведения как совокупность правил в соответствии с общим интересом (например, Правила внутреннего трудового распорядка или Правила поведения обучающихся).

Б) Власть― всегда двустороннее отношение взаимодействия субъекта и объекта, она невозможна без подчинения объекта, где нет объекта, там нет субъекта. Готовность к подчинению присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от многих факторов, в том числе: а)от качества объекта власти; б)от характера предъявляемых объекту требований; в)от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект. Одним из важнейших побуждений к подчинению является страх перед наказанием. Более прочной является власть, основанная на интересе, так как личная заинтересованность побуждает к добровольному выполнению распоряжения, делает излишним строгий контроль и применение негативных санкций.

В) Ресурсы власти ― это средства (методы), использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. К ним относятся:

а)важные ценности (деньги, предметы потребления);

б)средства, способные влиять на внутренний мир человека. Речь идет, прежде всего. о средствах массовой информации (СМИ). СМИ― 1)социальные институты (пресса, радио, телевидение, Интернет, издательства и т.п.), обеспечивающие сбор, обработку и массовое распространение информации; 2)средства связи между членами общества, используемые для распространения информации о событиях, для оповещения о политических и других общественных значимых заявлениях и решениях (газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет);

в)орудия, с помощью которых можно лишить человека ценностей, важнейшей из которых является жизнь (оружие, карательные органы, цензура);

г) манипулирование политическое ― система средств идеологического и духовно-психологического влияния на массовое сознание с целью навязывания определенных идей, ценностей;

д)право;

е) воля ― 1)способность человекадействовать в направлениисознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (то есть свои непосредственные желания и стремления); 2)способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления;

ж) авторитет (лат. autoritas ― власть, влияние) ― 1)одна из форм власти, которая состоит в признании за кем-либо права принимать решение; 2)форма дисциплины, способ регулирования и направление деятельности людей с помощью влияния на их убеждения поведение, осуществляемого отдельными лицами, группой лиц, организацией;

з) убеждение ― устойчивая психологическая установка, незыблемая убежденность в правоте своих идеалов, принципов, идей, взглядов, которые, как бы завладев всей сущностью человека, подчиняют себе его чувства, совесть, волю и поступки. Понятие «убеждение» коррелируются (то есть, соответствуют друг другу, взаимозависимы) с понятиями «принципы» и «кредо».

Согласно теории менеджмента можно выделить следующие формы власти: • автократию ― систему управления, в которой всей полнотой власти обладает индивидуум или небольшая группа руководителей, контролирующих важнейшие ресурсы на основе традиций, харизмы и других личных привилегий; • технократию ― управление с превалированием в основе власти знаний и опыта, используемых для решения соответствующих проблем; • бюрократию ― систему, в которой руководство осуществляется на основе «бумажного права», обеспечивающего основу для рационально-легитимных полномочий, или «правила закона»; • прямую демократию, основным режимом которой является самоуправление. В целом, согласно Дж. Френчу и Б. Рэйвену, власть одного человека над другим имеет пять источников: а) законная власть предоставляется индивидууму в рамках его официальной должности в организации; б)основанная на вознаграждении власть проявляется в тех случаях, когда работник выполняет просьбу или инструкции другого индивида в надежде на определенное вознаграждение, которое может принимать различные формы ― увеличение заработной платы, дополнительный отпуск и др.; в)основанная на принуждении власть заключается в способности получить желаемое согласие под страхом наказания и принимает (в основном) формы административных взысканий ― выговоров, понижения в должности, увольнения.Другими формами принудительной власти являются словесные нападки или присутствие руководителя во время выполнения работ его подчиненными; г) реферативная (или харизматическая) власть основывается на личных качествах руководителя, воспринимаемых его подчиненными как привлекательные. Желание сотрудников быть похожими на руководителя наделяет последнего определенной дополнительной властью; д)основанная на опыте власть проявляется в тех случаях, когда окружающие признают, что работник обладает недоступными им специальными знаниями и, следовательно, с готовностью принимают предложения профессионала.

Власть существует и функционирует не только в разных сферах общества (социальной , экономической, правовой, политической, духовной), но и на трех уровнях его социальной структуры:

1) общественном, охватывающем наиболее сложные социальные и политические отношения;

2) публичном, или ассоциативном, объединяющим коллективы и отношения в них (общественные организации, союзы, производственные и иные коллективы);

3) личном (частном, приватном), в малых группах и др.

На всех этих уровнях власть институционализируется, оформляется в специализированных учреждениях (аппаратах) и должностях, в иерархиях правящих сил и лиц (лидеров, работников управления, органов власти). Все эти уровни могут (в зависимости от типа общества, государственного строя и т.д.) разделяться на две формы: легальные, официальные, формализованные структуры и нелегализованные, неформальные, неофициальные (например, влиятельные лица и группы, приближенные властвующей особы, группы давления (лобби), лидеры кланов и др.). Эта форма может стать и теневой, подпольной, принимать мафиозный, противоправный характер.

Совокупность всех уровней и форм власти образуют общую структуру власти, которая получает пирамидальное строение. В ее основании ― общество в целом; ближе к основанию ― господствующие силы (партии и т.п. либо просто группы единомышленников), определяющие политику и формирующие власть; на вершине ― реальная или формальная власть ― Президент, парламент (руководство меньших рангов).

NB! Политика и власть связаны круговой причинно-следственной зависимостью: за всеми вопросами политики стоят так или иначе и со всей необходимостью вопросы власти, а проблемы власти означают и проблемы политики, как бы мелка она ни была; само порождение или завоевание власти уже есть политика со всеми ее атрибутами ― проектом/программой, постановкой задач, выбором целей и средств их достижения и т.п. и т.д.

Политическая власть― это организованная воля одной группы людей по отношению к другой группе, которая осуществляет подчинение во имя общей цели.

Политическая власть имеет свои определенные признаки:

― легитимность. Легитимация власти(лат. legetimus ― законный) ― признание власти народом, подтверждение соответствия праву или законности того или иного органа власти, государственно-политического решения, полномочий общественных представителей, принятие участниками политического взаимодействия условий и «правил игры»;

― верховенство, принимает обязательные решения для любой другой власти;

― публичность, позволяет обращаться ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);

― моноцентричность, единственное главное решение;

― многообразие ресурсов.

***

Политика(греч. politika ― государство или общественные дела) ― 1)искусство управления государством; 2)сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными субъектами, стержнем которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти; 3)участие в делах государства, определение задач, форм и содержания его деятельности; 4)деятельность государственных органов власти, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами (классами, нациями), государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами; 5)особая разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководство ими или воздействием на это руководство.

Цели политики классифицируются на: а) долгосрочные, среднесрочные и текущие; б)реальные и нереальные;в)актуальные и неактуальные;г)главные (приоритетные) и второстепенные; д)стратегические и тактические.

Виды политики:

А) внутренняя (внутригосударственная), которая классифицируется по сферам и областям жизни (социальная, национальная, культурная, экономическая, финансовая, налоговая, аграрная, инвестиционная, демографическая, молодежная, классовая, религиозная, научно-техническая, государственная, партийная, военная, кадровая и др.);

Б) внешняя (межгосударственная), которая классифицируется по масштабу распространения (локальная, региональная, международная, мировая);

В) по целям (приоритетам деятельности):

― политика нейтралитета;

― политика национального примирения;

― политика «открытых дверей»;

― политика «большого скачка»;

― политика компромиссов.

NB! С учетомсодержания модуля 6 «Духовная сфера жизни общества» представляем извлечения из указа Президента Российской Федерации «Основы государственной политики», утвержденных 24 декабря 2014 г. №808. Указ состоит из Введения и шести разделов, раскрывающих цели и стратегические задачи государственной культурной политики, ключевые принципы и технологии ее реализации. В разделе «II. Основания для выработки государственной культурной политики» в пункте 3. подчеркивается, что «Государственная культурная политика России охватывает такие сферы государственной и общественной жизни, как все виды культурной деятельности, гуманитарные науки, образование, межнациональные отношения, поддержка русской культуры за рубежом, международное гуманитарное и культурное сотрудничество, а также воспитание и самовоспитание граждан, просвещение, развитие детского и молодежного движения, формирование информационного пространства страны. Необходимость преодоления межведомственных, межуровневых и межрегиональных противоречий по вопросам культурного развития требует повышения статуса государственной культурной политики до общенационального уровня». Раздел «III. Общие положения»раскрывает содержание используемых в настоящих Основах понятий: "культура" ― совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т.д.); "культурная политика" ― действия, осуществляемые органами государственной власти Российской Федерации и общественными институтами, направленные на поддержку, сохранение и развитие всех отраслей культуры, всех видов творческой деятельности граждан России и формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей; "субъекты государственной культурной политики" ― органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления, образовательные, научные организации, организации культуры, общественные объединения и организации, иные организации, осуществляющие деятельность в области искусства, науки, образования, просвещения, воспитания, семейных отношений, работы с детьми и молодежью; "объекты государственной культурной политики" ― материальное и нематериальное культурное наследие, все виды и результаты творческой деятельности, система образования, наука, русский язык и языки народов Российской Федерации, семья, системы межличностной и общественной коммуникации, медийное и информационное пространство, международные культурные и гуманитарные связи; "культурная деятельность" ― деятельность по созданию, распространению, сохранению, освоению и популяризации культурных ценностей и предоставлению культурных благ в области культурного наследия, литературы, театрального, музыкального, изобразительного, циркового искусства, архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства, дизайна, кинематографии, фотоискусства, средств массовой информации, культурных (творческих) индустрий, народных художественных промыслов и ремесел, культурного досуга, народного художественного творчества, фольклора, нематериального культурного наследия, музейного, архивного, библиотечного дела, эстетического воспитания, художественного образования, педагогической деятельности в сфере культуры, международного культурного сотрудничества; "духовная сфера" ― система представлений о мире и человеке, о человеческом обществе и отношениях людей, о ценностях и их иерархии; "менталитет, ментальность российского народа" ― совокупность интеллектуальных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих россиянам; "культурное наследие" ― совокупность предметов, явлений и произведений, имеющих историческую и культурную ценность. Культурное наследие включает в себя материальное культурное наследие (здания и сооружения, образцы инженерных, технических решений, градостроительные объекты, памятники промышленной архитектуры, исторические и культурные ландшафты, археологические памятники, монументы, скульптурные памятники, мемориальные сооружения и т.д., произведения изобразительного, прикладного и народного искусства, документы, книги, фотографии ― все предметы материального мира, сохраняющие представление об особенностях жизни людей в прошедшие эпохи) и нематериальное культурное наследие (языки и диалекты, традиции, обычаи и верования, фольклор, традиционные уклады жизни и представления об устройстве мира народов, народностей, этнических групп, русская литература и литература народов России, музыкальное, театральное, кинематографическое наследие, созданная в стране уникальная система подготовки творческих кадров); "сохранение культурного наследия" ― обеспечение физической сохранности объектов материального культурного наследия, собирание, документирование и изучение объектов нематериального культурного наследия, вовлечение в культурный и научный оборот объектов культурного наследия; "информационная среда" ― совокупность средств массовой информации, радио- и телевещание, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет" (далее ― сеть "Интернет"), распространяемые с их помощью текстовые и визуальные материалы, информация, а также созданные и создаваемые цифровые архивы, библиотеки, оцифрованные музейные фонды; "информационная грамотность" ― знания, способности и навыки, необходимые для получения информации, ее оценки и использования, приобретаемые как в процессе обучения в профессиональных и образовательных организациях, так и вне их, включая все типы информационных ресурсов: устные, печатные и цифровые; "творческие индустрии" ― компании, организации и объединения, производящие экономические ценности в процессе творческой деятельности, а также деятельность по капитализации культурных продуктов и их представлению на рынке. К сфере творческих индустрий относятся: промышленный дизайн и индустрия моды, музыкальная индустрия и индустрия кино, телевидение и производство компьютерных игр, галерейный бизнес, издательский бизнес и книготорговля, рекламное производство и средства массовой информации. IV. Цели государственной культурной политики Основные цели государственной культурной политики ― формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития. Целями государственной культурной политики также являются: укрепление гражданской идентичности; создание условий для воспитания граждан; сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования; передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения; создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала; обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам.     V. Принципы государственной культурной политики Принципами государственной культурной политики являются: территориальное и социальное равенство граждан, в том числе граждан с ограниченными возможностями здоровья, в реализации права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры; открытость и взаимодействие с другими народами и культурами, представление об отечественной культуре как о неотъемлемой части мировой культуры; соответствие экономических, технологических и структурных решений, принимаемых на государственном уровне, целям и задачам государственной культурной политики; свобода творчества и невмешательство государства в творческую деятельность; делегирование государством части полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам. К задачам государственной культурной политики в области осуществления всех видов культурной деятельности и развития связанных с ними индустрий в VI разделе Основ отнесены следующие позиции. Поддержка профессиональной творческой деятельности в процессе создания и представления обществу произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, драматургии, киноискусства, архитектуры, дизайна, художественной фотографии, иных видов искусства. Развитие театрального, музыкального, балетного, оперного, циркового искусства, других видов исполнительского искусства, создание выдающимся отечественным исполнителям условий для работы в России. Передача части функций по регулированию современного художественного творчества и оценке его качества профессиональным сообществам и творческим общественным организациям. Содействие развитию профессиональной критики и журналистики. Развитие фестивальной, гастрольной, выставочной деятельности. Государственная поддержка отечественной кинематографии, в том числе создания анимационных, документальных, научно-популярных, учебных, адресованных детской аудитории фильмов, создание условий для развития творческих индустрий. Создание условий для развития национального сектора массовой культуры, повышения эстетического качества культурных продуктов, относящихся к массовой культуре, вовлечения массовой культуры в процесс реализации государственной культурной политики. Повышение эстетической ценности архитектурной среды российских городов, государственная поддержка архитектурного творчества, признание архитектуры социально значимым видом искусства. Развитие государственной системы подготовки творческих кадров с использованием уникальных отечественных традиций. Повышение качества подготовки профессиональных кадров для всех видов культурной деятельности. Формирование базовых навыков восприятия и создания произведений искусства в процессе общего образования, повышение доступности дополнительного образования в сфере искусств. Сохранение традиций и создание условий для развития всех видов народного искусства и творчества, поддержка народных художественных промыслов и ремесел. Создание условий для развития творческой самодеятельности граждан, поддержка общественных инициатив в этой сфере с учетом этнонациональных традиций, особенностей регионов и местных сообществ. Государственная поддержка и модернизация материально-технической базы сферы культуры. Сохранение сложившейся сети организаций культуры, создание условий для их развития, освоения ими новых технологий культурной деятельности. Усиление роли таких организаций культуры, как музей, библиотека, архив, театр, филармония, концертный зал, дом культуры, в деле исторического и культурного просвещения и воспитания. Переход на качественные критерии при оценке эффективности деятельности организаций культуры. Создание условий для образования и деятельности негосударственных культурных институций, поддержка благотворительности и меценатства. Сохранение и развитие единого культурного пространства России, в том числе путем: создания законодательных, организационных и финансовых механизмов для развития межрегионального и межмуниципального культурного сотрудничества и взаимодействия; развития инфраструктуры культурной деятельности, создания благоприятной культурной среды в малых городах и сельских поселениях, включая создание клубной сети киновидеопоказа; создания развитой сети театральных, концертных, выставочных залов; развития системы гастрольно-выставочной деятельности; развития книгоиздания и книгораспространения, совершенствования инфраструктуры чтения; использования цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания

Политические средства― а)убеждение; б)изучение общественного мнения ― состояния массового сознания, которое заключает в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям и фактам действительности; в)политический диалог;г) соблюдение правовых норм; д)«круглый стол»; е)война; ж)переворот, з)революция; и)убийство (политическое); к)шантаж; л)невыполнение обязательств (саботаж); м) терроризм (лат. terror ― страх, ужас) ― 1)осуществление политической борьбы средствами запугивания, насилия вплоть до физической расправы с политическими противниками; 2)дестабилизация общества, государственно-политического порядка путем систематического насилия и запугивания, политических убийств, провокаций; н)взятие заложников и др.

Политические действияклассифицируются по трем критериям: а)они могут бытьдифференцированы по направленности: либона достижение положительного результата, то есть «сделать что-то», либо на достижение отрицательного результата, то есть «не допустить чего-то», «прекратить что-либо»; б) по осознанности они могут быть либо рациональными, то есть сознательными, с ясно поставленными целями и продуманными средствами, либо иррациональными, то есть обусловленные больше эмоциональным состоянием (чувствами, впечатлениями);в) по подготовленности они могут быть стихийными илиорганизованными.

Примерами политических действий могут быть:

1)создание партий; 2) проведение выборов; 3)выступление на митинге; 4)проведение переговоров; 5)организация переворота; 6)заявление в СМИ; 7)участие в партийных съездах; 8)публикация партийных программ; 9)голосование в парламенте; 10)подписание соглашений и др.

***

Функции (роли) политики:

А)выражение интересов всех групп населения;

Б)интеграция слоев населения, поддержание стабильности и порядка в обществе;

В)обеспечение социального развития общества и человека, расширение сферы отношений между народами, человеком и природой;

Г)управление и руководство общественными процессами, обеспечение диалога граждан и государства;

Д)социализация личности, превращение человека в социально-активное существо.

Результат политики― это политический процесс, то есть: а)ход, развитие политических событий, последовательная смена политических состояний; б)цепь политических событий и состояний, которые изменяются с течением времени.

Политическая организация общества― система организаций, учреждений, институтов, с помощью которых классы, нации, социальные группы и иные социальные сообщества осуществляют свои коренные интересы, прежде всего и главным образом экономические. Основными элементами политической организации общества являются: а)государство; б)политические партии; в)массовые общественные организации и др.

Политическая система общества― система государственных и негосударственных социальных институтов, которые осуществляют определенные политические функции.

Политическая жизнь общества формируется в первую очередь политическим отношениями между людьми, группами, классами, частями страны. Как и другие виды общественных отношений, политические отношения объединяют людей в функциональные группы (правящих и управляемых) и группы и слои, объединенные сходными убеждениями, общими целями, интересами, и сближают либо разобщают такие группы. Политическое устройство государства, политический режим в стране, особенности культурно-исторического развития определяют господствующую тональность политических отношений либоконфликтных, либоспокойных, консенсусных, либоостро антагонистических. Вместе с тем возникают и такие оценки политической жизни, как терпимость и нетерпимость, единство и разобщенность, активность и пассивность, размежевание правых и левых сил, образование крайних, экстремистских флангов, партий и группировок и т.п.

Политическая элита― это относительно привилегированная, достаточно самостоятельная профессиональная группа, обладающая выдающимися социально-политическими и психологическими качествами, участвующая в монопольном принятии и реализации решений по вопросу государственной власти или воздействующая на нее. Правящая политическая элита― это сравнительно немногочисленная группа лиц, концентрирующая в свих руках власть, осуществляющая политическое руководство обществом, определяющая цели и пути политического развития, принимающая политические решения. В состав правящей политической элиты входят: а) высшие лица исполнительной власти; б) депутаты от партий, победивших на выборах; в) партийные лидеры. Виды элит: политическая ― выполняет роль формального «вождя»; экономическая ― выполняет роль неформального «лидера»; интеллектуальная (идеологическая) ― обслуживает первую и вторую, обеспечивает взаимосвязь между ними. Итальянский социолог В. Парето классифицировал типы элит по методам правления наЛьвов, для которых характерны по методам ― насилие, по характеру деятельности ― быть «рантье»: приспособление к существующей системе; в итоге имеем стабильность в обществе, застой в экономике; и Лис, для которых гибкость по методам, готовность к риску («спекулянты») по характеру деятельности; в итоге имеем быстрый экономический рост, движение вперед, нестабильность в обществе.

Политический режим― совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, средств и методов реализации власти, существующих отношений между государственной властью и обществом, доминирующих форм идеологии, а также состояния политической культуры.

NB! Приведенная в действие властью и воспринятая обществом, с его участием политика формирует политическую жизнь страны, создает своего рода политич

Наши рекомендации