Утро – каждодневный подарок.
Утро, как и любое понятие, у каждого ассоциируется с чем-то своим. Для меня оно неотделимо от рассвета, то есть от того момента, когда свет рассеивает тьму. Как-то раз, будучи ещё школьницей, я задумалась: а что будет, если солнце не взойдёт, если его лучи не рассеют мрак? Прежде всего, думала я, постепенно умрут растения, поскольку они не смогут жить без солнца. Конечно, есть электричество, но никаких электростанций не хватит, чтобы освещать улицы с яркостью дневного света. Значит, зелень исчезнет с лица Земли. Если не будет растений, никто и ничто не переработает углекислый газ в кислород. Следовательно, рано или поздно вымрут все, кто дышит кислородом, то есть люди и животные. Поэтому утро с его солнечным восходом – каждодневный подарок. Так что я полностью согласна с писателем Кротовым.
Задание 70. Попробуйте частично согласиться с данными тезисами и частично возразить. Используйте модели: «С одной стороны, . С другой стороны, ... .»; «А это как сказать... .». Предложите ваши собственные утверждения.
- Хорошо, когда ты единственный ребёнок в семье.
- В общежитии жить интересно.
- Хорошо жить отдельно от родителей.
- Хорошо иметь много денег.
- Покупки лучше делать по Интернету.
- Электронная книга – это удобно.
- Собака в доме – это радость.
- _________________________________
- _________________________________
Задание 71. Вежливо откажитесь, развёрнуто объяснив причину.
Образец:Садитесь с нами обедать! – Спасибо огромное, я бы с удовольствием, знаю, как вы прекрасно готовите. Но я только что с работы, отмечали день рождения коллеги, так что я абсолютно не голоден.
- Купите вот эту книгу – «Россия в иллюстрациях»
- Можно, на практике я буду работать с тобой в паре?
- Одолжите мне на неделю тысячу рублей.
- Давай поедем на каникулы в Петербург.
- Дай списать домашнее задание!
- Хотите, я вам погадаю?
- Разрешите пригласить вас на танец!
Задание 72. Подготовьте убеждающее выступление на одну из данных тем (можете предложить свою). Сформулируйте тезис, продумайте аргументы, не забудьте о выводах. Ваше устное выступление должно звучать не более 2 – 3 минут.
Темы для выступлений с убеждающей речью
- Личность и коллектив. Всегда ли прав коллектив?
- Планировать жизнь или пустить всё на самотёк?
- Когда лучше обзаводиться семьёй?
- Современное телевидение: добро или зло?
- Может ли человечество обойтись без оружия?
- Хорошо ли жить в большом городе?
- Нужны ли домашние животные горожанину?
- Нужен ли студенту автомобиль?
- Стоит ли подавать милостыню?
- Всё ли можно простить человеку?
- Защитит ли личное оружие?
- Надо ли нам учиться у Запада?
- Выгодно ли работать за границей?
- Сохранится ли в будущем понятие «патриотизм»?
- Должна ли армия быть профессиональной?
- Считаете ли вы, что женщины – основа благосостояния общества?
Информационное выступление
Задание 73. Подготовьте сообщение об одном из крылатых выражений. Расскажите о значении и происхождении выражения. Поставьте себе задачу – рассказать кратко и интересно. Подготовьте сначала письменный текст, а затем обработайте его так, чтобы он стал удобным для восприятия на слух. Это должен быть устный рассказ, а не зачитывание текста по бумаге.
1. Книга за семью печатями
2. Кто сеет ветер, пожнёт бурю
3. Ахиллесова пята
4. Не сотвори себе кумира
5. Нести свой крест
6. Соломоново решение
7. Поклоняться золотому тельцу
8. Продать за тридцать сребреников
9. Нить Ариадны
10. Вавилонское столпотворение
11. Метать бисер перед свиньями
12. Глас вопиющего в пустыне
13. Соль земли
14. Избиение младенцев
15. Выдать индульгенцию
16. Прокрустово ложе
17. Дамоклов меч
18. Камень преткновения
19. На щите или со щитом
20. Козёл отпущения
21. Авгиевы конюшни
22. Лепта вдовицы
23. Время собирать камни
24. Проходить красной нитью
25. Яблоко раздора
26. Нет пророка в своём отечестве
27. Фома неверующий
28. Терновый венец
29. Манна небесная
30. Зарыть талант в землю
31. Блудный сын
32. Сизифов труд
33. Ящик Пандоры
34. Гордиев узел
35. Слава Герострата
36. И ты, Брут?
Раздел 3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 74. Прочитайте труднопроизносимые слова, правильно артикулируя гласные и согласные звуки.
урегулирование покровительствовавший
рекогносцировка облагодетельствованный
взяточничество переосвидетельствованный
денационализация сосредотачивающийся
вспомоществование выкристаллизовавшийся
сконцентрированность сконцентрировавшийся
неистовствующий безмолвствовавшая
разнервничавшаяся компетентностный
усваиваемые присваиваемые
невыговариваемые неудобопроизносимые
Задание 75. Повторите каждую скороговорку по 5 раз с убыстрением темпа.
Саша-сапожник шагал по шоссе.
Погода размокропогодилась. Размокропогодилась погода.
Купи кипу пик.
Пакет из-под попкорна. Из-под попкорна пакет.
Дробью по перепелам да по тетеревам.
Король – орёл. Орёл – король.
Инженеры нивелировали, нивелировали, да недонивелировали.
Задание 76.* Подберите к каждому толкованию соответствующее слово. Не спешите заглянуть в ответы
Прилагательные:
- Способный вынести многие трудности____________________________
- Сделанный прочно, из хорошего материала________________________
- Переданный совершенно точно, слово в слово___________________
- Приятный для слуха, благозвучный_______________________________
- Заслуживший большую славу____________________________________
- Быстрый и ловкий в движениях___________________________________
- Небольших размеров, удобный для ношения с собой_________________
Глаголы:
- Идти, делая частые, мелкие шаги_________________________________
- Делать что-либо беспорядочно, торопливо_________________________
- Разбивать на мелкие части_______________________________________
- Высказывать недовольство, обиду на кого-либо_____________________
- Говорить что-либо грубое, вызывающее____________________________
- Нетвёрдо верить во что-либо, испытывать неуверенность______________
- Относиться с участием к чьему-либо горю, несчастью_________________
Наречия:
- По собственному желанию, без принуждения________________________
- Честно, старательно выполняя свои обязанности______________________
- Без возражений, без отговорок_____________________________________
- Перебивая друг друга_____________________________________________
- Скрытно, незаметно для других_____________________________________
- Совместно с другими_____________________________________________
- С полным желанием______________________________________________
Задание 77. Подберите фразеологизмы к следующим словосочетаниям.
Образец 1:очень беречь – как зеницу ока
ОЧЕНЬ любить ______________________________________________
ругать _______________________________________________
крепко спать _________________________________________
быстро бежать ________________________________________
хорошо знать _________________________________________
Образец 2:очень тесно – яблоку негде упасть
ОЧЕНЬ темно ________________________________________________
много ________________________________________________
мало _________________________________________________
рано _________________________________________________
близко _______________________________________________
Задание 78. Вспомните фразеологизмы, в состав которых входят названия животных.
белая ворона, мокрая курица … ______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 79. Приведите по 2-3 синонимичных фразеологизма к данным выражениям.
Образец:полностью прочитать – от доски до доски, от корки до корки
ничего не стоит _____________________________________________________
___________________________________________________________________
никуда не годится ___________________________________________________
___________________________________________________________________
не оставить следов преступления ______________________________________
___________________________________________________________________
говорить вздор ______________________________________________________
____________________________________________________________________
голодать ___________________________________________________________
____________________________________________________________________
ничего не делать _____________________________________________________
____________________________________________________________________
о внезапном исчезновении кого-либо ___________________________________
____________________________________________________________________
Задание 80.
1. Объясните другу, как сложить костёр.
2. Объясните подруге, как готовить ваше любимое блюдо (например, салаты «Оливье», «Гранатовый браслет» и т.п.).
3. Объясните школьнику, как пользоваться компасом.
4. Объясните маленькой девочке, как играть в «классики».
5. Объясните бабушке, как включить DVD-плеер, чтобы посмотреть любимый фильм.
6. Объясните непосвящённому человеку, как играть в «морской бой».
Приложение: ПАМЯТКИ СТУДЕНТУ[5]