Особенности склонения числительных

Задание 46. Изучите таблицу склонения количественных числительных. Обратите внимание на выделенные формы – именно в них чаще всего делают ошибки.

Падеж 50-80 200-400 500-900
И.П. пятьдесят двести пятьсот
Р.П (сверх, более, около, от, до) пятИдесятИ двУХсот пятиСОТ
Д.П. (равен, по) пятИдесятИ двУМстАМ пятИстАМ
В.П. пятьдесят двести пятьсот
Т.П. (с) пятЬЮдесятЬЮ двУМЯстАМИ пятЬЮстАМИ
П.П. (о, в, на) (о) пятИдесятИ (о) двУХстАХ (о) пятИстАХ
 
Падеж
И.П., В.П. сорок девяносто сто
Р.П., Д.П., Т.П., П.П. сорокА девяностА стА
           

Задание 47. Просклоняйте предложенное количественное числительное.

Падеж
И.П. семь тысяч четыреста девяносто пять
Р.П.  
Д.П.  
В.П.  
Т.П.  
П.П.  

Задание 48. Зачеркните неправильную форму.

в 100 (ста, стах) километрах от города;

для 500 (пятисот, пятиста) жителей;

в 200 (двухсот, двухста, двухстах) метрах отсюда;

к 400 (четырестам, четырёмстам, четырёхстам) избирателям;

кошелёк с 700 (семистами, семьюстами) рублями;

более 900 (девятьсот, девятиста, девятисот) лет назад.

Задание 49. Напишите числительные словами.

1. Глубина впадины колеблется от 200 до 800 м ___________________________

____________________________________________________________________.

2. До ближайшего населенного пункта более 600 км _______________________.

3. Протяженность линий метро достигла 173 км___________________________

_________________________________________, а автобусных и троллейбусных линий – 4300 км _____________________________________________________.

4. От Москвы до Петербурга около 650 км _______________________________

___________________________________________________________________.

5. Расстояние от Москвы до Новороссийска равно 1470 км _________________

___________________________________________________________________.

6. В выборах уже приняли участие около 3800____________________________

________________________________________________________ избирателей.

7. Нам известно ещё о 2500 ___________________________________________

________________________________________________________ избирателях.

8. Объект находится в 840 м___________________________________________

___________________________________________________ восточнее острова.

9. В своей практике мы встретились с 300 ________________________________ подобными случаями.

10. Потерян кошелёк с 3950____________________________________________

____________________________________________________________рублями.

Задание 50. Напишите даты словами. Помните:в составных порядковых числительных склоняется только последнее слово (например: в две тысячи третьем году).

1. Он родился в 1985 г. ________________________________________________

____________________________________________________________________

2. Работу надо закончить к 01.09.2012 г.__________________________________

____________________________________________________________________

3. До 2000 г. __________________________________________ мы жили в Туле.

4. Работы по строительству метро в этом районе закончатся до 2013 г._______

____________________________________________________________________

5. Письмо датировано 25.05.2005 г.______________________________________

_____________________________________________________________________

Задание 51.

А. Допишите окончания собирательных числительных.

по об………… сторонам в об………… руках на об………… берегах

с об………… подругами в об…………зданиях для об………… стран

у об………… туфель в об…………бандеролях

Б. Выберите правильный вариант формы числительного (иногда возможны оба варианта).

три друга / трое друзей, у троих / у трёх сестёр, два волка / двое волков

два профессора / двое профессоров, для трёх / троих офицеров,

четыре школьницы / четверо школьниц, два котёнка / двое котят.

Особенности образования глагольных форм

Задание 52. Образуйте несовершенный вид следующих глаголов. Некоторые глаголы допускают оба варианта – с –О- и –А-; решите, какой из них книжный, а какой - разговорный.

узаконить________________________ удостоить_________________________

приурочить______________________ оспорить__________________________

отсрочить________________________ усвоить___________________________

обусловить___________________________________________________________

подытожить__________________________________________________________

сосредоточить________________________________________________________

уполномочить________________________________________________________

Задание 53. Образуйте от данных глаголов форму 3-го лица ед. числа в соответствии с литературной нормой.

мерить________________________ махать____________________________

мучить________________________ щипать____________________________

полоскать______________________ сыпать____________________________

Задание 54. Образуйте от данных глаголов форму повелительного наклонения ед. и мн. числа в соответствии с литературной нормой.

ехать__________________________ пойти_____________________________

лечь___________________________ обнять____________________________

положить_______________________ почистить_________________________

залезать________________________ взглянуть_________________________

полакомиться___________________ (не) портить_______________________

высыпать_______________________ (не) морщить______________________

Синтаксические нормы

Согласование

Задание 55. Согласуйте сказуемое с подлежащим.

1. В Лужники пришл___ более 80 тысяч зрителей.

2. В ралли участвовал___ 31 гонщик.

3. ООН выступил___ с новыми инициативами.

4. СМИ оперативно осветил____ это событие.

5. МВФ выделил___ очередной транш в 1,5 миллиарда долларов.

6. ФСБ запретил___ публикацию секретного доклада.

7. США запустил____ новый межпланетный аппарат.

8. Плащ-палатка уже был___ сложен___ и упакован___ в рюкзак.

9. Театр-студия воспитал___немало талантливых актеров.

10. Кресло-кровать стоял___ посередине комнаты.

11. Вчера прочитал___ первую лекцию молод___ доцент Петрова.

12. Большинство документов пропал____ во время войны.

13. Большинство студентов сдал____ экзамены вовремя.

Управление

Задание 56. Найдите и исправьте ошибку в управлении.

1. Ответ по его заявлению отправлен своевременно.________________________

____________________________________________________________________

2. В редакции местной газеты мне поручили написать рецензию о новом спектакле.___________________________________________________________

3. Статья написана по той же теме._______________________________________

4. Результаты опыта подтверждают о наших выводах.______________________

____________________________________________________________________

5. Началась подготовка по проведению выборов.___________________________

____________________________________________________________________

6. Равнодушие руководителей за судьбу подчиненных вызывает возмущение.

____________________________________________________________________

7. Эти факты говорят за то, что на заводе нет хорошего хозяина._____________

____________________________________________________________________

8. В своей речи оратор указал об этих недостатках.________________________

____________________________________________________________________

9. Аспирант должен представить отчет в проделанной им работе._____________

____________________________________________________________________

10. Необходимо точно определить потребность кирпича и других материалов.

____________________________________________________________________

11. Фирма вновь заверила заказчика о своей готовности выполнить работу в срок.________________________________________________________________

12. Преступник не раскаялся за содеянное.________________________________

Задание 57. Определите управление данных слов и образуйте словосочетания со словами в скобках.

.

Образец:заплатить ( за что? ) за проезд

оплатить (_____________)__________________________________(проезд)

предупредить (_____________)___________________________(опасность)

предостеречь (_____________)____________________________(опасность)

свойственно (____________)____________________________(этот человек)

характерно (______________)______________________________(эти люди)

преимущество (_____________)____________________________(соперник)

превосходство (______________)___________________________(соперник)

контроль (_____________)______________________________(выполнение)

вносить вклад (____________)___________________________(общее дело)

беспокоиться (____________)_________________________________(дети)

удостоен (_____________)__________________________________(награда)

заведующий (____________)__________________________________(отдел)

управляющий (_____________)________________________________(банк)

обрадован (____________)_______________________________(исход дела)

поражаться (_____________)________________________________(красота)

поражён (______________)__________________________________(красота)

удивляться (_____________)_____________________________(результаты)

удивлен (____________)_________________________________(результаты)

скучать (______________)______________________________________(вы)

Задание 58. Составьте сочетания по образцу. Помните, что два слова могут требовать разного управления, их нельзя объединять общим дополнением (пример ошибки: мать любит и гордится своим сыном).

Образец:надеяться и верить (победа) – надеяться на победу и верить в неё.

любить и восхищаться (природа)________________________________________

понять и смириться (перемены)_________________________________________

помогать и заботиться (ветераны)_______________________________________

помощь и сотрудничество (местные жители)____________________________

Задание 59. Вставьте правильное окончание.

1. Благодаря инициатив____ рабочих план выполнен досрочно.

2. Прокурор поступил согласно закон____.

3. Согласно приказ____ директора предприятие перешло на пятидневку.

4. Вопреки бытующ____ мнени____ нюх у кошек лучше, чем у собак.

5. Справка выдаётся по предъявлени____ паспорта.

6. По окончани____ вуза они вернулись на родину.

7. По приезд___ в город он отправился по нужному адресу.

Наши рекомендации