Особенности склонения числительных
Задание 46. Изучите таблицу склонения количественных числительных. Обратите внимание на выделенные формы – именно в них чаще всего делают ошибки.
Падеж | 50-80 | 200-400 | 500-900 | ||
И.П. | пятьдесят | двести | пятьсот | ||
Р.П (сверх, более, около, от, до) | пятИдесятИ | двУХсот | пятиСОТ | ||
Д.П. (равен, по) | пятИдесятИ | двУМстАМ | пятИстАМ | ||
В.П. | пятьдесят | двести | пятьсот | ||
Т.П. (с) | пятЬЮдесятЬЮ | двУМЯстАМИ | пятЬЮстАМИ | ||
П.П. (о, в, на) | (о) пятИдесятИ | (о) двУХстАХ | (о) пятИстАХ | ||
Падеж | |||||
И.П., В.П. | сорок | девяносто | сто | ||
Р.П., Д.П., Т.П., П.П. | сорокА | девяностА | стА | ||
Задание 47. Просклоняйте предложенное количественное числительное.
Падеж | |
И.П. | семь тысяч четыреста девяносто пять |
Р.П. | |
Д.П. | |
В.П. | |
Т.П. | |
П.П. |
Задание 48. Зачеркните неправильную форму.
в 100 (ста, стах) километрах от города;
для 500 (пятисот, пятиста) жителей;
в 200 (двухсот, двухста, двухстах) метрах отсюда;
к 400 (четырестам, четырёмстам, четырёхстам) избирателям;
кошелёк с 700 (семистами, семьюстами) рублями;
более 900 (девятьсот, девятиста, девятисот) лет назад.
Задание 49. Напишите числительные словами.
1. Глубина впадины колеблется от 200 до 800 м ___________________________
____________________________________________________________________.
2. До ближайшего населенного пункта более 600 км _______________________.
3. Протяженность линий метро достигла 173 км___________________________
_________________________________________, а автобусных и троллейбусных линий – 4300 км _____________________________________________________.
4. От Москвы до Петербурга около 650 км _______________________________
___________________________________________________________________.
5. Расстояние от Москвы до Новороссийска равно 1470 км _________________
___________________________________________________________________.
6. В выборах уже приняли участие около 3800____________________________
________________________________________________________ избирателей.
7. Нам известно ещё о 2500 ___________________________________________
________________________________________________________ избирателях.
8. Объект находится в 840 м___________________________________________
___________________________________________________ восточнее острова.
9. В своей практике мы встретились с 300 ________________________________ подобными случаями.
10. Потерян кошелёк с 3950____________________________________________
____________________________________________________________рублями.
Задание 50. Напишите даты словами. Помните:в составных порядковых числительных склоняется только последнее слово (например: в две тысячи третьем году).
1. Он родился в 1985 г. ________________________________________________
____________________________________________________________________
2. Работу надо закончить к 01.09.2012 г.__________________________________
____________________________________________________________________
3. До 2000 г. __________________________________________ мы жили в Туле.
4. Работы по строительству метро в этом районе закончатся до 2013 г._______
____________________________________________________________________
5. Письмо датировано 25.05.2005 г.______________________________________
_____________________________________________________________________
Задание 51.
А. Допишите окончания собирательных числительных.
по об………… сторонам в об………… руках на об………… берегах
с об………… подругами в об…………зданиях для об………… стран
у об………… туфель в об…………бандеролях
Б. Выберите правильный вариант формы числительного (иногда возможны оба варианта).
три друга / трое друзей, у троих / у трёх сестёр, два волка / двое волков
два профессора / двое профессоров, для трёх / троих офицеров,
четыре школьницы / четверо школьниц, два котёнка / двое котят.
Особенности образования глагольных форм
Задание 52. Образуйте несовершенный вид следующих глаголов. Некоторые глаголы допускают оба варианта – с –О- и –А-; решите, какой из них книжный, а какой - разговорный.
узаконить________________________ удостоить_________________________
приурочить______________________ оспорить__________________________
отсрочить________________________ усвоить___________________________
обусловить___________________________________________________________
подытожить__________________________________________________________
сосредоточить________________________________________________________
уполномочить________________________________________________________
Задание 53. Образуйте от данных глаголов форму 3-го лица ед. числа в соответствии с литературной нормой.
мерить________________________ махать____________________________
мучить________________________ щипать____________________________
полоскать______________________ сыпать____________________________
Задание 54. Образуйте от данных глаголов форму повелительного наклонения ед. и мн. числа в соответствии с литературной нормой.
ехать__________________________ пойти_____________________________
лечь___________________________ обнять____________________________
положить_______________________ почистить_________________________
залезать________________________ взглянуть_________________________
полакомиться___________________ (не) портить_______________________
высыпать_______________________ (не) морщить______________________
Синтаксические нормы
Согласование
Задание 55. Согласуйте сказуемое с подлежащим.
1. В Лужники пришл___ более 80 тысяч зрителей.
2. В ралли участвовал___ 31 гонщик.
3. ООН выступил___ с новыми инициативами.
4. СМИ оперативно осветил____ это событие.
5. МВФ выделил___ очередной транш в 1,5 миллиарда долларов.
6. ФСБ запретил___ публикацию секретного доклада.
7. США запустил____ новый межпланетный аппарат.
8. Плащ-палатка уже был___ сложен___ и упакован___ в рюкзак.
9. Театр-студия воспитал___немало талантливых актеров.
10. Кресло-кровать стоял___ посередине комнаты.
11. Вчера прочитал___ первую лекцию молод___ доцент Петрова.
12. Большинство документов пропал____ во время войны.
13. Большинство студентов сдал____ экзамены вовремя.
Управление
Задание 56. Найдите и исправьте ошибку в управлении.
1. Ответ по его заявлению отправлен своевременно.________________________
____________________________________________________________________
2. В редакции местной газеты мне поручили написать рецензию о новом спектакле.___________________________________________________________
3. Статья написана по той же теме._______________________________________
4. Результаты опыта подтверждают о наших выводах.______________________
____________________________________________________________________
5. Началась подготовка по проведению выборов.___________________________
____________________________________________________________________
6. Равнодушие руководителей за судьбу подчиненных вызывает возмущение.
____________________________________________________________________
7. Эти факты говорят за то, что на заводе нет хорошего хозяина._____________
____________________________________________________________________
8. В своей речи оратор указал об этих недостатках.________________________
____________________________________________________________________
9. Аспирант должен представить отчет в проделанной им работе._____________
____________________________________________________________________
10. Необходимо точно определить потребность кирпича и других материалов.
____________________________________________________________________
11. Фирма вновь заверила заказчика о своей готовности выполнить работу в срок.________________________________________________________________
12. Преступник не раскаялся за содеянное.________________________________
Задание 57. Определите управление данных слов и образуйте словосочетания со словами в скобках.
.
Образец:заплатить ( за что? ) за проезд
оплатить (_____________)__________________________________(проезд)
предупредить (_____________)___________________________(опасность)
предостеречь (_____________)____________________________(опасность)
свойственно (____________)____________________________(этот человек)
характерно (______________)______________________________(эти люди)
преимущество (_____________)____________________________(соперник)
превосходство (______________)___________________________(соперник)
контроль (_____________)______________________________(выполнение)
вносить вклад (____________)___________________________(общее дело)
беспокоиться (____________)_________________________________(дети)
удостоен (_____________)__________________________________(награда)
заведующий (____________)__________________________________(отдел)
управляющий (_____________)________________________________(банк)
обрадован (____________)_______________________________(исход дела)
поражаться (_____________)________________________________(красота)
поражён (______________)__________________________________(красота)
удивляться (_____________)_____________________________(результаты)
удивлен (____________)_________________________________(результаты)
скучать (______________)______________________________________(вы)
Задание 58. Составьте сочетания по образцу. Помните, что два слова могут требовать разного управления, их нельзя объединять общим дополнением (пример ошибки: мать любит и гордится своим сыном).
Образец:надеяться и верить (победа) – надеяться на победу и верить в неё.
любить и восхищаться (природа)________________________________________
понять и смириться (перемены)_________________________________________
помогать и заботиться (ветераны)_______________________________________
помощь и сотрудничество (местные жители)____________________________
Задание 59. Вставьте правильное окончание.
1. Благодаря инициатив____ рабочих план выполнен досрочно.
2. Прокурор поступил согласно закон____.
3. Согласно приказ____ директора предприятие перешло на пятидневку.
4. Вопреки бытующ____ мнени____ нюх у кошек лучше, чем у собак.
5. Справка выдаётся по предъявлени____ паспорта.
6. По окончани____ вуза они вернулись на родину.
7. По приезд___ в город он отправился по нужному адресу.