Выделите грамматическую основу в предложениях.

(1) Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики. (М. Ло­моносов (2) В русском языке преобладают славянские слова. (В. Кюхельбе­кер) (3) Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утвер­ждает его обычаи. (А. Пушкин) (4) Писать единственно языком разговор­ным - значит не знать языка. (А. Пушкин) (5) В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов, потому что в рус­скую жизнь вошло множество иностранных понятий и идей. (В. Белинс­кий) (6) Слово - дело великое. (JL Толстой). (7) В обществе, где презирается истинное красноречие, царит риторика, ханжество слова, или пошлое краснобайство. (А. Чехов) (8) Старайтесь богатеть ежедневно. Услыхав в разговоре или прочтя непривычное вам русское слово, запишите его себе в память и торопитесь освоиться с ним. (П. Сергеич) (10) Язык - символ нации, народности, этноса, родного очага. (М. Исаев)

6. Литература:

1) Культура русской речи: Учебник для вузов/ Отв. редактор Л.К.Граудина, Е.Н. Ширяев – М.: Норма, 2005 – 560 с.

2) Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1988 – 319с.

3) Русский язык и культура речи./ Под ред. В.И.Максимова, М.: Гардарики, 2002 - 412 с.*

4) Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов- на-

Дону; Феникс, 1996 - 544 с.

5) Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации / Ред. Гойхман О.Я.- М.: Инфра-М, 1997 - 240 с.

6) Граудина Л.К. Культура русской речи и эффективность общения / Ред. Граудина Л.К.-М.: Наука, 1996 - 439с.

7) Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (блок ГСЭ)/ М.Р.Львов.- 2-е изд., испр., М.: Академия, 2004-271 с.*

8) Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М. Русский язык, 1987- 526 с.

9) Руднев В.Н. Русский язык и культура речи. Учебно-методический комплекс. М.: Российская академия правосудия, 2005-144 с.*

10) Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование- М. Айрис-пресс, 2010-496 с.

Семинар № 8. «Коммуникативные нормы»

История слова.

Орфографический и пунктуационный тренинг.

3.Вопросы для обсуждения:

1.Коммуникативные качества речи и коммуникативные нормы.

2.Возможна ли кодификация коммуникативных норм?

3.В чем сходство и различие этических и коммуникативных норм?

4.Принцип кооперации, принцип целесообразности, принцип гармоничности общения, принцип структурирования.

4.Практическое задание:

1)Анализ ситуаций с точки зрения соблюдения коммуникативных норм с использованием схемы:




Схема 1

Выделите грамматическую основу в предложениях. - student2.ru



q Адресант (кто?);

q Адресат (кому?);

q Тема (о чем?);

q Место ( где?);

q Время ( когда?);

q Причина ( почему?);

q Цель (зачем?).

2) Работа в группах. После разделения на группы, каждая команда получает задание, жюри оценивает составленный и произнесенный публично текст с точки зрения соблюдения коммуникативных норм.

Примерные задания:

§ Вы организовали рок-группу и уже давно выступаете в клубах Москвы.

Обратитесь с просьбой о разрешении на проведение концерта в РАП к ректору Академии.

§ Обратитесь с просьбой к студенческому комитету помочь организовать туристическую поездку Вашей группы в Германию.

5. Домашнее задание:

Выберите телепрограмму «Час суда», «Суд идет», проанализируйте одну из ситуаций заседания с точки зрения соблюдения коммуникативных норм.

6. Литература:

1) Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов- на-Дону; Феникс, 1996 - 544 с.

2) Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации / Ред. Гойхман О.Я.- М.: Инфра-М, 1997 - 240 с.

3) Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. -М.: Просвещение, 1998 - 239 с.

4) Граудина Л.К. Культура русской речи и эффективность общения / Ред. Граудина Л.К.-М.: Наука, 1996 - 439с.

5) Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах: учеб. пособие / под ред. Н.А.Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 - 344 с.

6) Карасик В.И. Язык социального статуса. – М.: ИТДКД «Гнозис», 2002 - 333 с.

7) Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Наука. 1987 -263 с.

8) Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Русский речевой портрет.- М.: Б. и., 1995 – 127 с.

Семинар № 9. «Культура общения. Законы общения. Разновидности общения»

История слова.

Орфографический тренинг.

3. Вопросы для обсуждения:

1)Общение как потребность человека и как социальное явление.

2)Значение и функции общения. Общение и коммуникация.

3) Законы общения.

4)Способы оптимизации профессионального общения.

5)Уровни культуры речи.

4.Практическое задание:

1) Прочитайте текст и ответьте на вопрос: какие изобрази­тельно-выразительные средства и фигуры речи в своем тексте использо­вала М. Влади, характеризуя противоречивый образ В. Высоцкого в со­ветском обществе, обращаясь к отцу поэта?

Этот пьяница, этот антисоветчик, этот отступник, этот бесталанный человек, этот мерзавец, этот враг, этот сумасшедший, этот плохой сын, этот отвратительный отец, этот опустившийся человек, который якшается с ино­странкой, - это ваш сын, Семен Владимирович. Этот превозносимый пуб­ликой актер, этот всеми признанный творец, этот человек, страстно влюб­ленный в родную землю, неутомимый труженик, патриот, ясновидец, ли­шенный общения с детьми отец, терпеливый и снисходительный сын, человек, свободный, счастливый в своей личной жизни, - это тоже ваш сын, Семен Владимирович. (М. Влади)

2) Внимательно прочитайте отрывок из воспоминаний кня­зя В.А. Оболенского, депутата I Государственной думы в России. Рас­ставьте недостающие буквы. Какой прием использовал оратор, о котором рассказывает автор? Чем объяснить успех его выступления?

Но среди мас..ы скуч..ных и однообразных крестьянских речей была произнесен..а одна, произведшая на нас потрясающее впеч..тление. Это былареч.. тамбовского крест..янина Лосева. Серенький мужич..к, н..взра- ч..ный, с ре..кой белокурой боро..кой, он заговорил тихим, мя..ким голо­сом. И от первых его слов глубокое в..лнение охватило Думу. Он рас..казал историю Самсона, осл..плен.. .ого филистимлянами и пр..кован..ого к ко­лон.. ехрама. Русский народ-это сл..пой Самсон. Ончу..ству..тсвою силу, но, пр..кован..ый, н.. может себе помочь... И вот настал последний срок разв. .зать руки могуч, .му Самсону. А то повторит, .ся библейская история: когда у Самсона отр..сли волосы, он сказал: «Умри, душа моя, вместе с филистимлянами», и потряс колон..у, к которой был пр..кован. И храм рух­нул, погр..бя под своими развалинами и филистимлян, и Самсона...

Впеч. .тление от этой речи было так сильно и так неожидан, .о, что мы с минуту с..дели как зач..рован..ые <...>. (В. Оболенский)

3) Скажите, как вы понимаете выражения: находить общий язык; дать волю языку; говорить на разных языках; эзопов язык. Опишите ситуации, которые можно охарактеризо­вать приведенными выше фразеологизмами,

4) Напишите сочинение на тему: «Посло­вицы об общении».

5)Опишите несколько ситуаций вашего общения (с товарищами по студенческой группе, с родными или с кем-либо), которые в каком-то отношении интересны, по­учительны. Используйте в сочинении пословицы, фра­зеологизмы.

6)Напишите, как вы приветствуете сво­их родных, друзей, преподавателей, соседей, директо­ра. Напишите, с каким приветствием обращаются к вам близкие, соученики, соседи, учителя, знакомые.

7)Напишите, как вы считаете, есть ли зависимость между характером человека, его воспита­нием, положением в обществе, настроением и теми формулами приветствий, которые он использует? Ар­гументируйте свой ответ.

8)Скажите, влияют ли особенности си­туации, встречи на выбор приветствия? Иллюстрируй­те ответ примерами.

9)Познакомьтесь с приветствиями и ска­жите, какие из них заключают в себе дополнительную информацию и какую?

— Здравствуйте, уважаемый Анатолий Евгенье­вич!

— Здравствуй, Толик!

— Здрасьте!

— Здорово!

— Добрый день!

— Привет.

— Приветик.

— Приветствую вас!

— Рад вас приветствовать!

— Разрешите приветствовать вас.

— Разрешите поприветствовать вас.

— Какая радость!

— Какая встреча!

— Ну и встреча!

— Кого я вижу!

— Ба! Кого я вижу!

— Какая неожиданность!

— Ты ли это?!

6. Литература:

1) Культура русской речи: Учебник для вузов / Отв. редактор Л.К.Граудина, Е.Н. Ширяев – М.: Норма, 2005 – 560 с.

2) Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1988 – 319с.

3) Русский язык и культура речи./ Под ред. В.И.Максимова, М.: Гардарики, 2002 - 412 с.*

4) Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов- на-

Дону; Феникс, 1996 - 544 с.

5) Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации / Ред. Гойхман О.Я.- М.: Инфра-М, 1997 - 240 с.

6) Граудина Л.К. Культура русской речи и эффективность общения / Ред. Граудина Л.К.-М.: Наука, 1996 - 439с.

7) Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (блок ГСЭ)/ М.Р.Львов.- 2-е изд., испр., М.: Академия, 2004-271 с.*

8) Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М. Русский язык, 1987- 526 с.

9) Руднев В.Н. Русский язык и культура речи. Учебно-методический комплекс. М.: Российская академия правосудия, 2005-144 с.*

10) Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование- М. Айрис-пресс, 2010-496 с.

Семинар № 10. «Юрислингвистика. Социолингвистика. Психолингвистика»

Речевая разминка

(Из «Книги о языке» Франклина Фолсома)

Упражнение 1

Закончите четыре предложения (три варианта к каждому):

1. Настя захлопала в ладоши и закричала... Анатолий покачал головой, повторяя... Вика сказала, подняв указательный палец... Почесав в затылке, он произнес...

2. На последнем уроке истории...

Весной каждый человек...

Если вы знаете...

Не надо считать...

Продолжайте выполнять упражнение (количе­ство предложений можно увеличивать), используя текст газет, художественной литературы, учебников.

! Не забывайте делать это ежедневно в течение месяца.

Упражнение 2

Необходимо развить мысль, которая начина­ется словами, приведенными ниже. Дано десять вариантов, по одному на каждый день. Когда все они будут исчерпаны, следует возвратиться к пер­вому и сочинять новые версии. Старайтесь, что­бы текст, который вы сочиняете, с каждым ра­зом был длиннее. Выполнять ежедневно целый месяц!

1. Предполагают, что в двухтысячном году...

2. Сегодня трудно поверить, что было время, когда...

3. Известно ли вам, что...

4. Однажды, в зимний холодный вечер...

5. При перелете из России в Англию...

6. Если каждый день, несмотря на погоду...

7. Вы, конечно, помните, что произошло...

8. Книга — источник знаний, но...

9. Никто не знает, когда...

10. Сегодня я расскажу, что случилось...

Наши рекомендации