Выделите грамматическую основу в предложениях.
(1) Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики. (М. Ломоносов (2) В русском языке преобладают славянские слова. (В. Кюхельбекер) (3) Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи. (А. Пушкин) (4) Писать единственно языком разговорным - значит не знать языка. (А. Пушкин) (5) В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов, потому что в русскую жизнь вошло множество иностранных понятий и идей. (В. Белинский) (6) Слово - дело великое. (JL Толстой). (7) В обществе, где презирается истинное красноречие, царит риторика, ханжество слова, или пошлое краснобайство. (А. Чехов) (8) Старайтесь богатеть ежедневно. Услыхав в разговоре или прочтя непривычное вам русское слово, запишите его себе в память и торопитесь освоиться с ним. (П. Сергеич) (10) Язык - символ нации, народности, этноса, родного очага. (М. Исаев)
6. Литература:
1) Культура русской речи: Учебник для вузов/ Отв. редактор Л.К.Граудина, Е.Н. Ширяев – М.: Норма, 2005 – 560 с.
2) Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1988 – 319с.
3) Русский язык и культура речи./ Под ред. В.И.Максимова, М.: Гардарики, 2002 - 412 с.*
4) Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов- на-
Дону; Феникс, 1996 - 544 с.
5) Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации / Ред. Гойхман О.Я.- М.: Инфра-М, 1997 - 240 с.
6) Граудина Л.К. Культура русской речи и эффективность общения / Ред. Граудина Л.К.-М.: Наука, 1996 - 439с.
7) Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (блок ГСЭ)/ М.Р.Львов.- 2-е изд., испр., М.: Академия, 2004-271 с.*
8) Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М. Русский язык, 1987- 526 с.
9) Руднев В.Н. Русский язык и культура речи. Учебно-методический комплекс. М.: Российская академия правосудия, 2005-144 с.*
10) Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование- М. Айрис-пресс, 2010-496 с.
Семинар № 8. «Коммуникативные нормы»
История слова.
Орфографический и пунктуационный тренинг.
3.Вопросы для обсуждения:
1.Коммуникативные качества речи и коммуникативные нормы.
2.Возможна ли кодификация коммуникативных норм?
3.В чем сходство и различие этических и коммуникативных норм?
4.Принцип кооперации, принцип целесообразности, принцип гармоничности общения, принцип структурирования.
4.Практическое задание:
1)Анализ ситуаций с точки зрения соблюдения коммуникативных норм с использованием схемы:
Схема 1
q Адресант (кто?);
q Адресат (кому?);
q Тема (о чем?);
q Место ( где?);
q Время ( когда?);
q Причина ( почему?);
q Цель (зачем?).
2) Работа в группах. После разделения на группы, каждая команда получает задание, жюри оценивает составленный и произнесенный публично текст с точки зрения соблюдения коммуникативных норм.
Примерные задания:
§ Вы организовали рок-группу и уже давно выступаете в клубах Москвы.
Обратитесь с просьбой о разрешении на проведение концерта в РАП к ректору Академии.
§ Обратитесь с просьбой к студенческому комитету помочь организовать туристическую поездку Вашей группы в Германию.
5. Домашнее задание:
Выберите телепрограмму «Час суда», «Суд идет», проанализируйте одну из ситуаций заседания с точки зрения соблюдения коммуникативных норм.
6. Литература:
1) Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов- на-Дону; Феникс, 1996 - 544 с.
2) Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации / Ред. Гойхман О.Я.- М.: Инфра-М, 1997 - 240 с.
3) Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. -М.: Просвещение, 1998 - 239 с.
4) Граудина Л.К. Культура русской речи и эффективность общения / Ред. Граудина Л.К.-М.: Наука, 1996 - 439с.
5) Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах: учеб. пособие / под ред. Н.А.Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 - 344 с.
6) Карасик В.И. Язык социального статуса. – М.: ИТДКД «Гнозис», 2002 - 333 с.
7) Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Наука. 1987 -263 с.
8) Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Русский речевой портрет.- М.: Б. и., 1995 – 127 с.
Семинар № 9. «Культура общения. Законы общения. Разновидности общения»
История слова.
Орфографический тренинг.
3. Вопросы для обсуждения:
1)Общение как потребность человека и как социальное явление.
2)Значение и функции общения. Общение и коммуникация.
3) Законы общения.
4)Способы оптимизации профессионального общения.
5)Уровни культуры речи.
4.Практическое задание:
1) Прочитайте текст и ответьте на вопрос: какие изобразительно-выразительные средства и фигуры речи в своем тексте использовала М. Влади, характеризуя противоречивый образ В. Высоцкого в советском обществе, обращаясь к отцу поэта?
Этот пьяница, этот антисоветчик, этот отступник, этот бесталанный человек, этот мерзавец, этот враг, этот сумасшедший, этот плохой сын, этот отвратительный отец, этот опустившийся человек, который якшается с иностранкой, - это ваш сын, Семен Владимирович. Этот превозносимый публикой актер, этот всеми признанный творец, этот человек, страстно влюбленный в родную землю, неутомимый труженик, патриот, ясновидец, лишенный общения с детьми отец, терпеливый и снисходительный сын, человек, свободный, счастливый в своей личной жизни, - это тоже ваш сын, Семен Владимирович. (М. Влади)
2) Внимательно прочитайте отрывок из воспоминаний князя В.А. Оболенского, депутата I Государственной думы в России. Расставьте недостающие буквы. Какой прием использовал оратор, о котором рассказывает автор? Чем объяснить успех его выступления?
Но среди мас..ы скуч..ных и однообразных крестьянских речей была произнесен..а одна, произведшая на нас потрясающее впеч..тление. Это былареч.. тамбовского крест..янина Лосева. Серенький мужич..к, н..взра- ч..ный, с ре..кой белокурой боро..кой, он заговорил тихим, мя..ким голосом. И от первых его слов глубокое в..лнение охватило Думу. Он рас..казал историю Самсона, осл..плен.. .ого филистимлянами и пр..кован..ого к колон.. ехрама. Русский народ-это сл..пой Самсон. Ончу..ству..тсвою силу, но, пр..кован..ый, н.. может себе помочь... И вот настал последний срок разв. .зать руки могуч, .му Самсону. А то повторит, .ся библейская история: когда у Самсона отр..сли волосы, он сказал: «Умри, душа моя, вместе с филистимлянами», и потряс колон..у, к которой был пр..кован. И храм рухнул, погр..бя под своими развалинами и филистимлян, и Самсона...
Впеч. .тление от этой речи было так сильно и так неожидан, .о, что мы с минуту с..дели как зач..рован..ые <...>. (В. Оболенский)
3) Скажите, как вы понимаете выражения: находить общий язык; дать волю языку; говорить на разных языках; эзопов язык. Опишите ситуации, которые можно охарактеризовать приведенными выше фразеологизмами,
4) Напишите сочинение на тему: «Пословицы об общении».
5)Опишите несколько ситуаций вашего общения (с товарищами по студенческой группе, с родными или с кем-либо), которые в каком-то отношении интересны, поучительны. Используйте в сочинении пословицы, фразеологизмы.
6)Напишите, как вы приветствуете своих родных, друзей, преподавателей, соседей, директора. Напишите, с каким приветствием обращаются к вам близкие, соученики, соседи, учителя, знакомые.
7)Напишите, как вы считаете, есть ли зависимость между характером человека, его воспитанием, положением в обществе, настроением и теми формулами приветствий, которые он использует? Аргументируйте свой ответ.
8)Скажите, влияют ли особенности ситуации, встречи на выбор приветствия? Иллюстрируйте ответ примерами.
9)Познакомьтесь с приветствиями и скажите, какие из них заключают в себе дополнительную информацию и какую?
— Здравствуйте, уважаемый Анатолий Евгеньевич!
— Здравствуй, Толик!
— Здрасьте!
— Здорово!
— Добрый день!
— Привет.
— Приветик.
— Приветствую вас!
— Рад вас приветствовать!
— Разрешите приветствовать вас.
— Разрешите поприветствовать вас.
— Какая радость!
— Какая встреча!
— Ну и встреча!
— Кого я вижу!
— Ба! Кого я вижу!
— Какая неожиданность!
— Ты ли это?!
6. Литература:
1) Культура русской речи: Учебник для вузов / Отв. редактор Л.К.Граудина, Е.Н. Ширяев – М.: Норма, 2005 – 560 с.
2) Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1988 – 319с.
3) Русский язык и культура речи./ Под ред. В.И.Максимова, М.: Гардарики, 2002 - 412 с.*
4) Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов- на-
Дону; Феникс, 1996 - 544 с.
5) Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации / Ред. Гойхман О.Я.- М.: Инфра-М, 1997 - 240 с.
6) Граудина Л.К. Культура русской речи и эффективность общения / Ред. Граудина Л.К.-М.: Наука, 1996 - 439с.
7) Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (блок ГСЭ)/ М.Р.Львов.- 2-е изд., испр., М.: Академия, 2004-271 с.*
8) Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М. Русский язык, 1987- 526 с.
9) Руднев В.Н. Русский язык и культура речи. Учебно-методический комплекс. М.: Российская академия правосудия, 2005-144 с.*
10) Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование- М. Айрис-пресс, 2010-496 с.
Семинар № 10. «Юрислингвистика. Социолингвистика. Психолингвистика»
Речевая разминка
(Из «Книги о языке» Франклина Фолсома)
Упражнение 1
Закончите четыре предложения (три варианта к каждому):
1. Настя захлопала в ладоши и закричала... Анатолий покачал головой, повторяя... Вика сказала, подняв указательный палец... Почесав в затылке, он произнес...
2. На последнем уроке истории...
Весной каждый человек...
Если вы знаете...
Не надо считать...
Продолжайте выполнять упражнение (количество предложений можно увеличивать), используя текст газет, художественной литературы, учебников.
! Не забывайте делать это ежедневно в течение месяца.
Упражнение 2
Необходимо развить мысль, которая начинается словами, приведенными ниже. Дано десять вариантов, по одному на каждый день. Когда все они будут исчерпаны, следует возвратиться к первому и сочинять новые версии. Старайтесь, чтобы текст, который вы сочиняете, с каждым разом был длиннее. Выполнять ежедневно целый месяц!
1. Предполагают, что в двухтысячном году...
2. Сегодня трудно поверить, что было время, когда...
3. Известно ли вам, что...
4. Однажды, в зимний холодный вечер...
5. При перелете из России в Англию...
6. Если каждый день, несмотря на погоду...
7. Вы, конечно, помните, что произошло...
8. Книга — источник знаний, но...
9. Никто не знает, когда...
10. Сегодня я расскажу, что случилось...