Орфографический и пунктуационный тренинг.
3. Вопросы для обсуждения:
1) В чем особенности произношения заимствованных слов.
2) Особенности русского ударения (разноместность, подвижность).
3) Причины появления акцентологических вариантов.
4) Нормы русского ударения.
4.Практические задания:
1.Расставьте ударения в данных словах:
Аналог, апостроф, аристократия, асимметрия, балованный, безудержный, бижутерия, боязнь, вероисповедание, включит, втридорога, факсимиле, феерия, феномен, фейерверк, фольга, хвоя, хлопковый, ходатайствовать, христианин, цемент, черпать, шасси, шафер, щавель, экскурс, эксперт, диалог, игрище, бензопровод, квартал, жизнеобеспечение, пурпур, ракурс, экслибрис, узаконение, сосредоточение, маркетинг, закупорить, баловать.
Алфавит, аналог, арахис, бередить, вогнутый, гражданство, гренки, двоюродный, маркировать, кинематография, усугубить, облегчить, толика, занятой, худоба, удобренный, средства, скопировать, столяр, рыкание, распланировать, эксперт, баржа, бармен, бисеринка, благовест, боязнь, бюрократия, валовой, вальдшнеп, ветеринария, гастрономия, диалог, диоптрия, дремота, договор, досуг, заумь, знамение, каучук, кладовая, коклюш, маркетинг, статуя, текстовой.
2.Определите значения слов. Составьте с этими словами предложения:
брОня, бронИровать, бронЯ, бронировАть, хАос, хаОс, рАзвитый, развИтый, развитОй, врЕменный, временнОй, харАктерный, характЕрный, ОстротА – острОта, вИдение – видЕние, кИрка – киркА, лАвровый – лаврОвый, орган – оргАн.
3.Прочтите данные слова вслух, обращая внимание на произношение удвоенного согласного:
Пассаж, ассистент, конный, суббота, аннулировать, аккорд, балласт, беззаботный, отдел, симметричный, вволю, корреспондент, теннис, гриппозный, аккуратный, беллетристика, металл, программный, рассада, грамматика
4.Прочитайте правильно слова:
Инцидент, прецедент, компрометировать, интриганка, конкурентоспособный, будущий, конъюнктура, конъектура, дерматин, констатировать, ханжество, троллейбус, пертурбация, скрупулёзный, лаборатория, юрисконсульт, невропатолог, светопреставление, времяпрепровождение, летосчисление
5.Поставьте ударение, прочтите те пары, где ударение сохраняется в одной и той же морфеме:
Звонишь – звонят; кухня – кухонный; столяр – столяра; окно – окон; трудна – трудно; брала – брало;
6.Найдите правильный вариант:
хОленый – холЁный; свеклА – свЁкла; афЕра – афЁра; манЕвр – манЁвр; опЕка – опЁка; житиЕ – житиЁ; бытиЕ – бытиЁ
7.Определите, какой звук произносится (ч или ш):
Ничто, нечто, скучный, съемочный, конечно, пряничница, девичник, гречичный, яичница, яичный, прачечная, яблочный, достаточно, пустячный, сливочный;
8.Выпишите слова, в которых сочетание чн произносится в соответствии со старомосковскими нормами:
Конечно, двоечник, булочная, будничный, молочник, лавочник, сердечник, скворечник, яичница, скучный, девичник, сумеречный.
9. Распределите слова на две группы в зависимости от твердости-мягкости согласного перед «е»:
Свитер, термин, тенденция, патент, телевизор, террор, террариум, интерьер, терраса, френч, Одесса, брюнет, диспансер, бассейн, темп, декламация, тенор, фен, шинель, компьютер, термин, стратегия, терапевт, форель, демагог, тезис, депрессия, террор, декан, партер.
10.Определите в каждой паре слово, ударение в котором является отличительной особенностью профессиональной речи:
рАпорт – рапОрт, кОмпас – компАс, дОбыча – добЫча, полифОния – полифонИя, осУжденный-осуждЁнный.
5. Домашнее задание:
- подготовьте сообщение по темам «Старомосковское ударение»,
- «Особенности произношения жителей Петербурга».
6. Литература:
1) Культура русской речи: Учебник для вузов / Отв. редактор Л.К.Граудина, Е.Н. Ширяев – М.: Норма, 2005 – 560 с.
2) Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1988 – 319с.
3) Русский язык и культура речи./ Под ред. В.И.Максимова, М.: Гардарики, 2002 - 412 с.*
4) Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов- на-
Дону; Феникс, 1996 - 544 с.
5) Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации / Ред. Гойхман О.Я.- М.: Инфра-М, 1997 - 240 с.
6) Граудина Л.К. Культура русской речи и эффективность общения / Ред. Граудина Л.К.-М.: Наука, 1996 - 439с.
7) Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (блок ГСЭ)/ М.Р.Львов.- 2-е изд., испр., М.: Академия, 2004-271 с.*
8) Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М. Русский язык, 1987- 526 с.
9) Руднев В.Н. Русский язык и культура речи. Учебно-методический комплекс. М.: Российская академия правосудия, 2005-144 с.*
10) Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование- М. Айрис-пресс, 2010-496 с.
Семинар № 5. «Грамматические нормы. Нормы употребления имен существительных и прилагательных, числительных, местоимений»
История слова
Орфографический тренинг
1) Сопоставьте приведенные ниже слова, определите их значение, составьте с ними предложения.
Ожог – ожег, кампания – компания, масленый – масляный, изморось- изморозь, презирать – призирать, равнять – ровнять, разредить – разрядить.
2)Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Аб..р..ген, ак…л…матизация, ан…малия, д…магог, д…л…тант, д…ф..рамб, игн…рировать, т…рминал, экв…валентный.
3. Вопросы для обсуждения:
1) Слово как единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значение слова.
2) Трудные случаи употребления имен существительных. Род, склонение, варианты падежных окончаний существительных.
3) Имя собственное и нормы его употребления.
4.Практические задания:
1) Определите род имен существительных.
Старшина, городишко, подмастерье, галерея, дитя, смельчак, домишко.
2) Составьте и запишите словосочетания, согласуя с именами существительными прилагательные в нужном роде и числе.
Авеню, туфля, шампунь, жюри, моль, кенгуру, какаду, староста, бра, вуаль, толь, тюль, резюме, имбирь, камикадзе, карате, кашне, кашпо, кепи, кутюрье, манжета, боржоми, бутыль, тушь, бремя, рояль, мозоль, шинель, дитя, время, алиби, шампунь, безе, салями, кредо, киви, декольте, атташе, шимпанзе, кофе, Сочи, Миссисипи, Токио, плащ-палатка, кафе-закусочная, музей-квартира, платье-халат.
3) Подберите, где это возможно, к данным существительным, обозначающим профессию, пару, относящуюся к женскому роду.
Судья, истец, повар, инженер, писатель, строитель, официант, певец.
4) Образуйте мн.ч. имен существительных, поставьте ударение.
Блюдо – блюда, кондуктор -…, архитектор - ..., месяц - …,домище -…, заводище - …,автор -…, директор - …, доктор - …,паспорт -…, профессор -…,шофер -…
5) Образуйте форму Р.п. мн.ч. имен существительных.
Яблоко – яблок, ведерко -…,дорожка - …, притча - …,апельсин -…, верблюд - …, мандарин - …, возраст - …,гектар - …, джинсы - …, свеча -…носок -…, чулок -…
6) Прокомментируйте фрагмент статьи К.С.Горбачевича.
Некоторые разряды имен существительных при склонении в СРЯ могут иметь варианты окончаний.
«…Принято считать, что постепенно устаревающую форму на –у ( -ю) в современном языке сохраняют следующие разряды имен:
1) вещественные существительные при обозначении части целого ( кружка квасу, кусок сыру);
2) 2) некоторые собирательные и отвлеченные существительные (много народу, мало жару);
3) Некоторые существительные в предложных словосочетаниях (из лесу, с испугу) и в составе устойчивых фразеологических оборотов (с миру по нитке, нашего полку прибыло).
В остальных случаях рекомендуется употреблять форму на –а (-я) : вкус чая, производство сахара, среди народа.» К.С.Горбачевич
7) Запишите форму множественного числа для следующих слов:
Человек, судно, овес, щупальце, шерсть, дно, слесарь, профессор, директор, джемпер, доктор, инструктор.
8) Поставьте в Род.п. и Дат. п. следующие имена собственные:
Анна Бах, Петрарка, Эмиль Золя, Любовь Блок, Виктор Гюго, Дмитрий Харатьян, Мария Харатьян, Андрей Власенко, Наталия Власенко.
9) Образуйте с данными словами словосочетание «прил.+сущ. во мн.ч., Род.п.»:
Сапоги, носки, чулки, ясли, граммы, солдаты, туфли, помидоры, яблоки, брелки, грузины, гусары, армяне, болгары, турки, киргизы, казахи, полотенца, рельсы, кастрюли, мандарины.
10) Прочитайте вслух, употребив числительные и существительные в нужной форме.
1.К 345 прибавить 157. 2. От 964 отнять 89. 3. 10 сложить с 798. 4. Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос). 5. Деревня находится в 163 (километр) от города.
11) Выберите нужный вариант, запишите цифры словами.
1.Анне необходимо было проехать 48,3 (километра, километров). 2. Стометровку Олег пробежал за 14.2 (секунд, секунды). 3. Ему не хватало 7495 рублей. 4. Ребята расплатились 500 рублями. 5.Государственная казна пополнилась ещё 678 000 (рубль). 6. Стипендии были выплачены 1552 (студент). 7. К 2567 (наименование) в список приписали ещё 1033 (наименование). 8. Потери составили более 843 (килограмм).
12) Отредактируйте данные предложения, устранив речевые ошибки:
1.Преподавтелю необходимо быть осторожным в определении уровня развития студенческого коллектива, учитывать, понимает ли он общественную значимость того или иного требования, предъявляемого к нему, и может ли потребовать его выполнения его. 2. Религиозные люди считают, что эти неземные силы иногда открыто проявляют себя. И поскольку их невозможно объяснить с точки зрения естественных законов, то поэтому они являются доказательством существования потустороннего мира. (И. Гончаров). 3.Он был современник всех своих событий. 4. Павла Ивановича нет, они ушли в семь часов. 3. Желаем вам больших успехов в решении своих ответственных задач. 4. Кабаниха не дает шагу ступить свободно членам ее семьи. 5. Глагол – он является наиболее ёмкой частью речи. 6.Составные числительные – у них склоняется каждое слово. 7. Работа над романом вызывает в памяти Достоевского эпизоды недавнего прошлого, свою любовь к Аполлинарии Сусловой. 8. Этот умный барин лежит в своём халате и ни о чём не думает. 9. Служащие некого трамвайного парка готовились к зиме.
13)В предложениях найдите ошибки в употреблении местоимений. Исправьте эти и другие речевые ошибки, если они имеются.
Катерина твёрдо уверена, что ей не простят за ее поступки, но это не пугает ее. 2. Клава, почему вы сегодня такие молчаливые? Чем вы занимались вчера? 3. Над кроваткой больного Николеньки Андрей думает о том, что это то единственное, для чего нужно жить. 4. У неких студентов еще не ликвидирована задолженность за прошлую сессию. 5. Коль большинство пришло к единому мнению, оно становится законом для каждого. 6. Роман «Мать». Кто не зачитывался ею?!
6. Литература:
1) Культура русской речи: Учебник для вузов/ Отв. редактор Л.К.Граудина, Е.Н. Ширяев – М.: Норма, 2005 – 560 с.
2) Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1988 – 319с.
3) Русский язык и культура речи./ Под ред. В.И.Максимова, М.: Гардарики, 2002 - 412 с.*
4) Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов- на-
Дону; Феникс, 1996 - 544 с.
5) Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации / Ред. Гойхман О.Я.- М.: Инфра-М, 1997 - 240 с.
6) Граудина Л.К. Культура русской речи и эффективность общения / Ред. Граудина Л.К.-М.: Наука, 1996 - 439с.
7) Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (блок ГСЭ)/ М.Р.Львов.- 2-е изд., испр., М.: Академия, 2004-271 с.*
8) Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М. Русский язык, 1987- 526 с.
9) Руднев В.Н. Русский язык и культура речи. Учебно-методический комплекс. М.: Российская академия правосудия, 2005-144 с.*
10) Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование- М. Айрис-пресс, 2010-496 с.
Семинар № 6. «Нормы употребления глагола и глагольных форм»
История слова
Орфографический тренинг
Вопросы для обсуждения
1)Нарушение норм формообразования глагола.
2) Нарушение образования деепричастий и причастий.
4.Практические задания:
1)Из приведенных ниже глаголов выпишите: 1) разновидовые пары; 2) синонимичные глаголы; 3) антонимичные глаголы. Объясните, какой оттенок значения придает глаголу каждая приставка.
Отплывать, плыть, уплывать, заплывать, переплывать, переплыть, приплывать, подплыть, сплавать, наплывать, проплыть, доплыть, отплыть, приплыть, заплывать, подплывать, плавать, проплывать, доплывать, наплыть.
2) В чем смысловое различие глаголов?
Плавать — плыть, приплывать — подплывать, выплыть — всплыть, поплыть — поплавать, расплыться — расплаваться, подплыть — наплыть — уплыть.
3) Разберите словообразовательно данные слова.
Алюминиевый, великорусский, взявшись, вмиг, вперемежку, вперемешку, балованный, блеснуть, братская, двухтомный, дизайнерский, драматический, докрасна, изжеванный, интеллигентный, лидерский, медленно, межъязыковой, мировоззрение, наобум, наперсница, отчаяться, по- нашему, помощник, разъяснение, рождается, соревнования, сойти, сумасшедший, существительное, тренерский, тренировочный, узаконить, устный, хорошо, читает, чинопочитание, языкознание.
Разбор выполняется по плану:
Слово
Правосудие
Лексическое значение
Деятельность судебных органов.
Количество морфем
Прав /о/суд/и/е - 5 морфем