Коммуникативная личность филолога

СЕМИНАР 1

КОММУНИКАТИВНЫЕ НОРМЫ

Ключевые понятия:коммуникация, коммуникативная ситуация, структура коммуникативной ситуации, принцип кооперации, максима количества, максима качества, максима способа, максима отношения.

1. Коммуникация, ее виды. Функции коммуникации (информативная, фатическая и др.). Структура коммуникативной ситуации (Р. О. Якобсон).

2. Коммуникативные нормы речевого общения. Постулаты Е. В. Падучевой и П. Грайса. Постулаты речевого общения (Д. Гордон, Дж. Лакофф).

3. Коммуникативные качества речи (точность, ясность и пр.).

Литература

1. Гордон Д., Лакофф Дж. Постулаты речевого общения // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. М.: Прогресс, 1985. 504 c.

2. Грайс П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. М.: Прогресс, 1985. 504 c.

3. Ипполитова Н. А. и др. Русский язык и культура речи. Курс лекций. М.. 2007.

4. Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтика. // Структурализм "за" и "против". М., 1975. С. 193-230.

Задание:

1. Составьте таблицу «Плюс. Минус. Интересно» по содержанию семинара.

Прим.:

+ - новая информация

- не согласен

интересно – интересная информация

2. Подготовьте примеры, иллюстрирующие нарушение коммуникативных норм общения.

СЕМИНАР 2.

КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ ФИЛОЛОГА

Ключевые понятия:коммуникативная личность, коммуникативная личность филолога, коммуникативные неудачи

1. Понятие коммуникативной личности. Структура коммуникативной личности.

2. Коммуникативная личность филолога (М. С. Саломатина).

3. Коммуникативные неудачи в профессиональном общении (Н. С. Зубарева):

А) коммуникативные неудачи, вызываемые различиями в индивидуальных свойствах педагога и ученика.

Б) коммуникативные неудачи, порождаемые прагматическими факторами.

1. Арискина О. Л., Дрянгина Е. А. Языковая и коммуникативная личность: различные подходы к исследованию // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 25 (240). Филология. Искусствоведение. Вып. 58 . С. 15–18.

2. Байкулова А. Н. Некомпетентность в типах общения как фактор риска коммуникативных неудач и конфликтов // Известия Саратовского университета. Сер. Филология. Журналистика. 2011. Т. 11. № 3.

3. Зубарева Н. С. Коммуникативная неудача как проявление деструкции педагогического дискурса: дис… канд. филол. наук. 2001. 306 с.

4. Лазуренко Е. Ю., Саломатина М. С., Стернин И. А. Профессиональная коммуникативная личность. – Воронеж: «Истоки», 2007. 194 с.

5. Саломатина М. С. Коммуникативная личность филолога: психолингвистическое исследование. Дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2005.

6. Тищенко В. А. Барьеры общения в электронной коммуникации // ifets.ieee.org/russian/depository/v11_i2/pdf/5.pdf

7. Тищенко В. А. Компьютерно-опосредованная учебная коммуникация: коммуникативные барьеры // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 9.

СЕМИНАР 3.

КОММУНИКАТИВНЫЕ НОРМЫ УЧЕБНОЙ КОММУНИКАЦИИ

1. Дидактическая коммуникативная ситуация, ее компоненты. Учебно-речевая ситуация.

2. Педагогический дискурс: речевое поведение учителя на уроке (Антонова Н.А.).

3. Стили педагогического общения.

1. Антонова Н. А. Педагогический дискурс: речевое поведение учителя на уроке. Автореферат дис. … канд филол. наук. Саратов, 2007.

2. Олешков М.Ю. Дидактическая коммуникативная ситуация: проблема моделирования

// Мир образования – образование в мире. – 2008, № 1. – С. 182–194

3. Риторика / под ред. Н.А. Ипполитовой (любое издание).

СЕМИНАР 4.

ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ПЕДАГОГА

1. Этические нормы коммуникации. Принцип вежливости и его реализация.

2. Профессиональная педагогическая этика. Этический кодекс педагога.

3. Этикетные жанры в речи учителя (обращение, приветствие, извинение, просьба и пр.).

1. Ивашкина О. В. Этикетные жанры в речи учителя: Дис. ... канд. пед. наук, М., 2005. 206 c.

2. Этический кодекс педагога // http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/06/10/eticheskiy-kodeks-pedagoga

3. Русский язык и культура речи (любой учебник)

СЕМИНАР 5.

СЕМИНАР 6 (аудиторный практикум).

РЕФЕРАТ НАУЧНОЙ СТАТЬИ

СЕМИНАР 7.

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВАЯ РЕЧЬ. ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ

1. Личные документы. Заявление. Резюме.

2. Организационно-распорядительные документы.

3. Информационно-справочные документы.

4. Электронное деловое письмо, правила составления.

1. Составить список литературы по теме семинара.

2. Сделать кластер по теме семинара.

СЕМИНАР 8.

УСТНАЯ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВАЯ РЕЧЬ.

ДЕЛОВАЯ ИГРА (аудиторный практикум)

СЕМИНАР 9.

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ (аудиторный практикум)

СЕМИНАР 10.

СЕМИНАР 11.

СЕМИНАР 12-13

ПУБЛИЧНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ

СЕМИНАР 14

СЕМИНАР 1

КОММУНИКАТИВНЫЕ НОРМЫ

Ключевые понятия:коммуникация, коммуникативная ситуация, структура коммуникативной ситуации, принцип кооперации, максима количества, максима качества, максима способа, максима отношения.

1. Коммуникация, ее виды. Функции коммуникации (информативная, фатическая и др.). Структура коммуникативной ситуации (Р. О. Якобсон).

2. Коммуникативные нормы речевого общения. Постулаты Е. В. Падучевой и П. Грайса. Постулаты речевого общения (Д. Гордон, Дж. Лакофф).

3. Коммуникативные качества речи (точность, ясность и пр.).

Литература

1. Гордон Д., Лакофф Дж. Постулаты речевого общения // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. М.: Прогресс, 1985. 504 c.

2. Грайс П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. М.: Прогресс, 1985. 504 c.

3. Ипполитова Н. А. и др. Русский язык и культура речи. Курс лекций. М.. 2007.

4. Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтика. // Структурализм "за" и "против". М., 1975. С. 193-230.

Задание:

1. Составьте таблицу «Плюс. Минус. Интересно» по содержанию семинара.

Прим.:

+ - новая информация

- не согласен

интересно – интересная информация

2. Подготовьте примеры, иллюстрирующие нарушение коммуникативных норм общения.

СЕМИНАР 2.

КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ ФИЛОЛОГА

Ключевые понятия:коммуникативная личность, коммуникативная личность филолога, коммуникативные неудачи

1. Понятие коммуникативной личности. Структура коммуникативной личности.

2. Коммуникативная личность филолога (М. С. Саломатина).

3. Коммуникативные неудачи в профессиональном общении (Н. С. Зубарева):

А) коммуникативные неудачи, вызываемые различиями в индивидуальных свойствах педагога и ученика.

Б) коммуникативные неудачи, порождаемые прагматическими факторами.

1. Арискина О. Л., Дрянгина Е. А. Языковая и коммуникативная личность: различные подходы к исследованию // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 25 (240). Филология. Искусствоведение. Вып. 58 . С. 15–18.

2. Байкулова А. Н. Некомпетентность в типах общения как фактор риска коммуникативных неудач и конфликтов // Известия Саратовского университета. Сер. Филология. Журналистика. 2011. Т. 11. № 3.

3. Зубарева Н. С. Коммуникативная неудача как проявление деструкции педагогического дискурса: дис… канд. филол. наук. 2001. 306 с.

4. Лазуренко Е. Ю., Саломатина М. С., Стернин И. А. Профессиональная коммуникативная личность. – Воронеж: «Истоки», 2007. 194 с.

5. Саломатина М. С. Коммуникативная личность филолога: психолингвистическое исследование. Дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2005.

6. Тищенко В. А. Барьеры общения в электронной коммуникации // ifets.ieee.org/russian/depository/v11_i2/pdf/5.pdf

7. Тищенко В. А. Компьютерно-опосредованная учебная коммуникация: коммуникативные барьеры // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 9.

СЕМИНАР 3.

Наши рекомендации