Специфические факторы риска.
Риски при оказании спортивных услуг обусловлены:
- техническим состоянием используемых объектов спортивной материально-технической базы (физкультурно-спортивные сооружения, спортивное оборудование и инвентарь, пр.);
- уровнем профессиональной подготовленности обслуживающего персонала (преподавателей, тренеров, инструкторов);
- подготовкой потребителей к занятиям, тренировкам, соревнованиям (экипировка, снаряжение, инструктаж по правилам безопасности использования оборудования и инвентаря в каждом конкретном случае).
4.7. Прочие факторы риска.
К прочим факторам риска относят опасности, связанные с отсутствием необходимой информации о физкультурно-оздоровительной и спортивной услуге и ее характеристиках в соответствии с требованиями, установленными в действующих нормативных документах.
5. Контроль за выполнением требований безопасности.
Текущие проверки соблюдения необходимого уровня безопасности потребителей физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг необходимо проводить в соответствии с планами и графиками технических осмотров физкультурно-спортивных сооружений (спортзалов, тренажерных залов, игровых залов и помещений, бассейнов, открытых и закрытых спортивных и игровых площадок, пр.), трасс, маршрутов, спортивного оборудования и инвентаря, а также проверок безопасности проведения занятий физической культурой и спортом, тренировок, соревнований, медицинского обеспечения, пр.
Для отдельных видов спорта в начале сезона следует оценить эксплуатационное состояние физкультурно-спортивных сооружений, трасс, маршрутов, пр. и их готовность к использованию.
При осуществлении контроля за безопасностью при обслуживании потребителей физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг используются следующие методы:
- визуальный контроль- осмотр физкультурно-спортивных сооружений (закрытых и открытых), трасс, маршрутов, спортивного оборудования и инвентаря на предмет их исправности и пригодности к эксплуатации;
- инструментальный контроль- измерение температуры воздуха, воды, возможное техническое обследование спортивного оборудования и инвентаря, пр.;
- социологические исследования - проведение опроса или интервьюирования потребителей услуг и итоговая оценка результатов опроса;
- аналитический контроль - анализ содержания и правильности оформления документации, необходимой при оказании физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, - паспорта физкультурно-спортивного сооружения, медицинского журнала осмотра потребителей, паспортов (сертификатов) спортивного оборудования и инвентаря, пр.;
- врачебно-педагогическое наблюдение - оценка уровня физической, технико-тактической, психологической и функциональной подготовленности потребителей, состояния их здоровья при проведении физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий (тренировок и соревнований);
- экспертный контроль – выявление уровня знаний преподавателей (тренеров, инструкторов) о правилах безопасности обслуживания потребителей при оказании услуг и оценка уровня этих знаний.
6. Некоторые общие требования к безопасности эксплуатации физкультурно-спортивным сооружениям.
Физкультурно-спортивные сооружения, используемые при оказании услуг, должны соответствовать требованиям нормативных документов, а также иметь условия для обслуживания инвалидов (рекомендуется оборудовать входы и выходы для инвалидных колясок).
Содержание территории физкультурно-спортивных сооружений должно обеспечивать свободный проезд (подъезд) технических средств специальных служб (пожарная, спасательная техника, неотложная медицинская помощь, пр.).
Физкультурно-спортивные сооружения, а также территория вокруг них должны иметь рабочее, дежурное и аварийное освещение в соответствии с требованиями соответствующих нормативных документов.
Показатели микроклимата (температура, относительная влажность, вентиляция) в указанных сооружениях должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005 и другим установленным нормативным требованиям.
Предельно допустимое содержание вредных веществ и пыли в воздухе физкультурно-спортивных сооружений не должно превышать норм, установленных в ГОСТ 12.1.005 (раздел 3, приложение 2).
Допустимый уровень шума в физкультурно-спортивных сооружениях должен соответствовать установленным нормативным требованиям.
Участки территории физкультурно-спортивных сооружений, на которых проводятся земляные, строительно-монтажные работы должны быть огорожены и обозначены соответствующими знаками по ГОСТ Р 12.4.026.
Исполнители услуг должны осуществлять регулярную уборку внутри физкультурно-спортивных сооружений и на прилегающей к ним территории. Используемые препараты для дезинфекции, дезинсекции, дезодорации, моющие средства, подлежащие обязательной сертификации, должны иметь сертификат соответствия и применяться в соответствии с нормативными требованиями.
III. Нормативно-правовые документы, регламентирующие создание условий безопасности для здоровья и жизни обучающихся при организации образовательного процесса в образовательных организациях (в том числе организации и проведении с обучающимися физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий).
В данный раздел включены выдержки из основных нормативно-правовых актов, документов, инструкций, регламентирующих деятельность лиц, отвечающих за безопасность при организации и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с обучающимися в образовательных организациях.
1. Федеральный закон от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.
Статья 9.Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования
1. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:
5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ
9) Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;
16) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;
6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
7. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и её должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
2) организацию питания обучающихся;
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
2. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:
1) текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Статья 43.Обязанности и ответственность обучающихся
1. Обучающиеся обязаны:
3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
4. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей а порядке и в случаях, которые установлены федеральным законом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитываются при прохождении ими аттестации.