Введение. Предмет и задачи курса «Основы гуманитарного знания».
Вопросы темы:
1. Гуманитарное образование в техническом университете.
Актуальные проблемы современных гуманитарных наук.
3. Междисциплинарные связи в образовании и воспитании технической элиты.
4. Формы, методы работы студентов на практических занятиях по курсу «Основы гуманитарного знания» (ОГЗ) (научно-исследовательская, проектная деятельность, подготовка рефератов, эссе, участие в культурно-просветительской экскурсионно-музейной работе, в конференциях, круглых столах, в Академических чтениях и т.д.)
Я неделя
Мировой исторический процесс: многообразие и единство.
Вопросы темы:
Типы цивилизаций (природные сообщества, восточный тип цивилизации, западный тип цивилизации).
2. Основные признаки типов цивилизации:
– общность фундаментальных основ ментальности;
– общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития;
– взаимопереплетение культур;
– наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.
Межцивилизационный диалог».
Вопросы и задания:
Восточный тип развития: первые цивилизации – восточные деспотии (Египет, Междуречье). Политическое устройство.
Экономическая модель.
Западный тип. Древняя Греция. Древний Рим. Политическая и экономическая модели.
Основные черты развития первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального способов производства.
Великая греческая колонизация.
Формирование полисной демократии в Афинах.
Особнности греческого полиса.
Спарта: особенности полисной организации и образа жизни.
Рим царской эпохи. (VIII-VI до н.э.)
Римское государство республиканского времени.
Политический строй, экономика и социальные отношения, положение в римских провинциях.
Первый триумвират и диктатура Цезаря.
Падение Римской республики.
Римская империя (I-V в.в.)
Великое переселение народов. Образование варварских королевств.
Культурное наследие античности.
Я неделя
Вопросы темы:
Классический Восток: циклический тип развития.
Античный мир.
Византийское тысячелетие. Место и роль государства в Византии.
Вопросы и задания:
1. Чем исторический путь Византии отличался от античного?Что ее сближало с Востоком?
2. Что представляло из себя православие в византийском варианте?
Охарактеризуйте место и роль государства в Византии, определите, что сближало ее с восточной деспотией, а что отличало?
Как строились отношения общества и власти, светской власти и православной церкви?
Какое влияние византийская православная церковь оказывала на жизнь общества, на утверждение христианской культуры в славянских землях?
Я неделя
Цивилизации в средние века
Вопросы темы:
Цивилизация средневековой Европы.
Мусульманская цивилизация.
Цивилизации доколумбовой Америки.
Вопросы и задания:
Как формировалась арабо-мусульманская цивилизация? Что способствовало ее возникновению?
Как в арабо-мусульманской цивилизации строятся взаимоотношения духовной и светской власти? Каково отношение к частной собственности?
Каковы особенные черты мусульманской культуры? Какое значение придается личности человека?
Каковы особенности общественной организации цивилизаций доколумбовой Америки? Как решались проблемы собственности, морали, права?
Империя Карла Великого. Генезис феодальных отношений во франкском государстве.
Церковь в V-XI в.в. Монашеское движение в период раннего средневековья.
Политическое развитие Европы в IX-XI в.в.
Культура раннего средневековья.
Возникновение и развитие городов в Западной Европе.
Крестовые походы.
Культура Западной Европы XI-XV в.в.
Гуманизм и раннее Возрождение.
Я неделя
Становление современной европейской цивилизации
Вопросы темы:
Западная цивилизация. Основные черты и особенности.
От кризиса к обновлению западной цивилизации в XX веке.
Социальные институты, общество и государство. Проблемы модернизации.
Вопросы и задания:
Каковы особенности складывания современной европейской цивилизации, ее культуры?
Какое место занимают христианские ценности в контексте истории современной европейской цивилизации?
Что такое идеология? Какую роль она играет в жизнедеятельности светского общества?
4. Раскройте содержание понятий: демократия, классы и классовая борьба, политическая партия, правовое государство.