Государственная политика РБ в сфере туризма. Система управления туристической индустрией в РБ.

Туристская политика формируется и реализуется на различных уровнях: государственном, региональном, отдельного предприятия.

Цели туристской политики связаны с конкретными экономическими и историческими условиями развития страны и степенью зрелости самой туристской индустрии. Имеется в виду то, что в период становления туризма в какой-либо стране и утверждения ее на международном туристском рынке могут ставиться одни цели, а в период достижения высокой степени развития сферы туризма — другие.

На основе государственной туристской политики местными органами власти формируются локальные цели, которые реализуются на уровне определенных туристских регионов: повышение туристской привлекательности региона; сохранение окружающей среды; увеличение продолжительности пребывания туристов в регионе; рост денежных поступлений от туризма; улучшение материально-технической базы и туристской инфраструктуры.

На уровне туристского предприятия цели туристской политики ориентированы на обеспечение удовлетворения потребностей туристов, увеличение доходов и прибыли от предоставления туристских услуг, оптимизацию качества туристского обслуживания, освоение новых рынков.

Реализация целей туристской политики требует координации (вертикальной и горизонтальной) деятельности раз- 14 личных институциональных единиц, интегрированных в систему туризма. Таким образом, туристская политика должна рассматриваться как составная часть общей политики государства, как деятельность, тесно взаимосвязанная с экономикой, социальной сферой, культурой, экологией и другими общественно значимыми системами.

В рамках формирования и реализации туристской политики государство выполняет целый ряд функций, обеспечивающих общественные интересы и жизнедеятельность системы туризма. К таковым относятся: координация; планирование; регулирование, маркетинг национального туристского продукта; стимулирование; социальный туризм; защита интересов.

Туристскую политику принято рассматривать в двух аспектах: как национальную и международную. Содержание первой характеризуется мероприятиями, которые носят локальный характер и определяются государством самостоятельно. Международная туристская политика основывается на договорах и других видах соглашений, которые регламентируют отношения в развитии международного туризма и не ущемляют суверенных прав договаривающихся сторон. Международная туристская политика успешно осуществляется в рамках международных туристских организаций, а также политических и экономических союзов государств

В Республике Беларусь органом государственного управления в сфере туризма является Министерство спорта и туризма, на которое возложена ответственность за проведение государственной политики в области физической культуры, спорта и туризма.

Лицензирование туристской деятельности является составной частью системы регулирования туризма. Порядок и условия лицензирования туристской деятельности регулируются Положением о лицензировании туристской деятельности, которое разработано в соответствии с Законом Республики Беларусь «О туризме».

В Республике Беларусь в сфере туризма лицензированию подлежит собственно туристская деятельность в целом (с подвидами — туроператорская и турагентская); лицензирующим органом является Министерство спорта и туризма.

Важнейшим инструментом государственного регулирования туристской деятельности и защиты прав потребителей туристских услуг является стандартизация. Целью стандартизации в сфере туризма, согласно ГОСТ 28681.0—90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания», являются нормативное обеспечение повышения уровня качества и эффективности туристского и экскурсионного обслуживания и защита интересов потребителей услуг.

Стандартизация осуществляется на разных уровнях, отличающихся в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политехнического региона мира принимают стандарт. В зависимости от уровня, на котором осуществляется стандартизация, различают международную, региональную и национальную стандартизацию.

В сфере туристско-экскурсионного обслуживания используют следующие категории: стандартные стандарты (ГОСТ), национальные стандарты (ГОСТ Р), стандарты предприятий (СТП).

Процесс стандартизации в туризме тесно связан с вопросам» качества услуг. При разработке государственных стандартов должен учитываться опыт зарубежных стран и организаций, в частности ВТО, Международной организации по стандартизации (ИСО), Европейской законодательной комиссии ООН, Европарламента.

Важным элементом системы государственного регулирования туризма, обеспечения безопасности услуг и наиболее признанным в мире способом независимого подтверждения (оценки) их соответствия установленным требованиям является сертификация. Использование сертификации создает предпосылки и условия для успешного решения ряда важнейших социально-экономических проблем и задач, способствует интеграции отдельных государств в мировую экономику; Сертификация может быть как обязательной, так и добровольной.

В случае несоответствия туристских услуг установленным требованиям, отказа держателя сертификата от проведения инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата и лицензии на применение,знака соответствия.


Наши рекомендации