И социальном развитии человека

Основные понятия: физическая культура и спорт; физическое воспитание, са­мовоспитание и самообразование; ценности физической культуры, ценностное отношение и ориентация, физическое развитие, физическая функциональная под­готовленность, психофизическая и профессионально-прикладная физическая подготовка.

План

  1. Физическая культура и спорт как социальные феномены обще­ства. Физическая культура личности.
  2. Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте. Сущность физкультуры и спорта. Ценности физкультуры.
  3. Физ­культура как учебная дисциплина среднего профессионального образования. Ценностные ориентации и отношение студентов к физкультуре и спорту.

Литература

1. Ильинич, В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник для вузов / В.И. Ильинич. - М.: Гардарики, 2007. - 366 с.

2. Физическая культура: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведения / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Погадаев. – 11-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 176 с.

3. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б.Х. Ланда - Москва: Издательство Советский спорт. - 2005. - 192с.

4. Рубцова, И.В., Оптимальная двигательная активность: учебно-методическое пособие / И.В. Рубцова, Е.В. Кубышкина, Е.В. Алаторцева, Я.В. Готовцева. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2007. - 23 с.

5. Черенкова, С.Л. Физическая культура: самостоятельные занятия / С.Л. Черенкова, С.А. Шевякова, В.Р. Захарова, М.Г. Мосиенко. - Брянск: БГТУ. - 2004. - 205 с.

6. Физическая культура в режиме дня студента: методические рекомендации. - Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2008. - 15 с.

Тема 5. Социально-биологические и психофизиологические основы

Физической культуры

Основные понятия: организм человека, функциональные системы, саморе­гуляция, самосовершенствование, адаптация, биоритмы, двигательная актив­ность,

максимальное потребление кислорода, гиподинамия, гипокинезия, гипок­сия.

План

  1. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующая
    система. Воздействие природных и социально-экономических факторов на орга­низм и жизнедеятельность человека.
  2. Краткая характеристика функциональных систем организма. Развитие человека как личности и его организма в процессе активной двигательной деятельности.
  3. Возрастные особенности развития. Физио­логические и биологические изменения, проходящие в организме под воздей­ствием активной двигательной деятельности.
  4. Физиологическая характеристика некоторых состояний, возникающих в процессе двигательной деятельности (предстартовое состояние, разминка, вырабатывание, «мертвая точка», «второе дыхание», утомление).


Литература

1. Ильинич, В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник для вузов / В.И. Ильинич. - М.: Гардарики, 2007. - 366 с.

2. Физическая культура: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведения /Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Погадаев. – 11-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 176 с.

3. Бурбо, Л. Тренируем мышцы живота и спины за 10 минут в день / Люси Бурбо. - Ростов н/дону: «Феникс», 2005. - 160 с.

4. Бурбо, Л. Тренируем мышцы ног и ягодиц за 10 минут в день / Люси Бурбо. - Ростов н/дону: «Феникс», 2005. - 160 с.

5. Горцев, Г. Аэробика Фитнесс. Шейпинг / Геннадий Горцев. - М.: Вече, 2001. - 320 с.

6. Рубцова, И.В., Оптимальная двигательная активность: учебно-методическое пособие /И.В. Рубцова, Е.В. Кубышкина, Е.В. Алаторцева, Я.В. Готовцева. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2007. - 23 с.

7. Физическая культура в режиме дня студента: методические рекомендации. - Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2008. - 15 с.

Утверждаю:

Зав. заочным отделением _______

Председатель ПЦК ________

Протокол №_____от ____________

Тематика домашних контрольных работ

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

для студентов заочной формы обучения

специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Группы ВЗ-11, ВЗ-12, ВЗ-13

Преподаватель: Серкина О.В.

Вариант 1

№ 1. Расставьте ударение в словах.

Газопровод, изобретение, намерение, щавель, каучук, вероисповедание, завидно, жизнеобеспечение, игрище, ракурс, августовский, сливовый, запломбировать, нет гриба, знамение, квартал, забронировать (закрепить), давнишний, жалюзи, балую.

№ 2.Объясните различия между приведенными паронимами, составив предложения или словосочетания с каждым из них.

Факт – фактор, проблемный – проблематичный, стилевой – стилистический, сытый – сытный, методичный – методический, статичный – статический, надеть-одеть, доверительный-доверчивый.

№ 3. Подберите синоним и антоним к прилагательному свежий.

Свежий хлеб, свежий вечер, свежий огурец, свежий вид, свежий взгляд, свежий снег.

№ 4.Подберите слова-синонимы к следующим фразеологизмам:

Души не чаять, витать в облаках, жить душа в душу, положа руку на сердце, держать камень за пазухой, свалиться как снег на голову, на край света, когда рак на горе свистнет, ворон считать, яблоку негде упасть.

№ 5.Определите род несклоняемых существительных, согласуй с ними определения.

  1. Мо.. импрессарио настаива.., чтобы для концерта привезли нов... рояль.
  2. Здешняя молодежь увлекалась популярн... тогда регби.
  3. Ваш сын ужасн.. капризуля.
  4. Покупатель просил дать ему примерить прав.. туф..
  5. В верстах четырёх от логовища волчицы стоял.. зимовье.
  6. Гигантск.. боа спал, уютно свернувшись клубком.
  7. Перед путешественниками открыл…сь знаменит… Миссисипи.

8. Вульгарн... арго, рискован... антраша, звучащ... банджо, выдержан... бри, опасн... динго.

№ 6. Образуйте форму родительского падежа множественного числа.

Валенки, носки, лыжи, бананы, ватты, вафли, джинсы, шорты, абрикосы, яблоки, шорты, блюдца, болгары, партизаны, оладьи, свечи.

№ 7.Образуйте форму именительного падежа множественного числа.

Договор, крем, месяц, отпуск, офицер, инженер, свитер, редактор, полис, трактор, бухгалтер, выговор, паспорт, шофёр, торт, инструктор, трюфель, цех, директор.

№ 8. Образуйте краткие формы следующих имен прилагательных.

Безукоризненный, добрый, полный, теплый, гибкий великий, сладкий

№ 9. Образуйте все степени сравнения.

Крупный, ловкий, здоровый, тонкий, сухой, злой, дорогой, бойкий, драматичный, искусный, хороший, плохой, горький, деловитый,

№ 10. Спишите, заменяя числительные прописью.

На улице росло около 879 деревьев, 1357 кустов.

Город знаменит 5647 домами, 468 улицами.

Ширина равнялась 5372 сантиметрам.

Жить в 348 милях от Парижа.

№ 11. Поставьте сказуемое в нужной форме. Вставьте там, где необходимо, пропущенные буквы. Объясните выбор.

1. Большинство приехал… в четверг. 2. Большинство произведений композитора был… создан… в годы странствий. 3. В спортивном состязании участвовал… шестьдесят один школьник. 4. Пять стульев стоял… рядом. 5. Мать с дочерью убирал… комнаты, готовил… обед. 6. Для иллюстрации на рисунках показан… схема и общий вид машины с полным комплектом оборудования. 7. Не то волк, не то шакал бежал… по шоссе.

№ 12. Произведите редактирование предложений. Определите тип ошибки.

1. Во время сессии важной оказывается каждая минута времени. 2. Осторожно, во дворе злостная собака. 3. Весь день за окнами шумел проливной ливень. 4. Портрет главного героя написан лучше других персонажей.5. Жил он одиноко, как говорят, варился в соку.

6. Цены на колумбийское кофе понизились.7. Обсуждаемый вопрос нами решить очень трудно. 8. Третий рассказ показался ему наиболее смешней. 9. Обои студентки не сдали зачета. 10. Гуляя по берегу, море плескалось у наших ног. 11. Наступило глубокое лето. 12. На стене висела картина маслом. 13. Перед своей смертью он написал завещание. 14. В моей жизни это было самое памятливое событие. 15. Голодовка поможет вашему организму вывести вредные шлаки, накопившиеся в нем из-за плохого питания. 16. Великолепный «Пейзаж» В.Д.Шмаринова, написанного в той же манере, приковывает внимание посетителей выставки. 17. Берег бухты, где мы остановились на ночлег, состоял из песчаника. 18. Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы. 19. Морские волны, энергично накатывающиеся на берег и которые издавали волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие. 20. Узнав такие новости, мне не спалось. 21. Убедите деканов и других специалистов о том, что этот спецкурс необходим. 22. Я бы хотел иметь какого-нибудь животного, чтобы ухаживать за ним. 23. Инженера везде требуются. 24. Больной мозоль не давал мне покоя весь день.

№ 13. Запишите текст. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Объясните.

Я проснулся ра...им утром. Комната была залита ровным ж..лтым светом буд(то) от керосиновой лампы. Свет ш..л снизу из окна и ярче всего осв..щал бревенчатый потолок. Стра...ый свет (не)яркий и (не)подвижный был вовсе (не)похож на солнечный. Это светили осе...ие листья.

За ветре...ую и долгую ночь сад (с, з)бросил сухую листву. Она лежала (разно)цветными грудами на земле и распр..страняла тусклое сияние и от этого сияния лица людей казались заг...релыми. Осень см..шала все чистые краски какие существуют на свете и нанесла их как на холст на далекие пр..странства земли и неба.

Я видел сухую листву не только золотую и пурпурную но и фиолетовую и серую и почти серебря...ую. Краски к..залось смя..чились (из)за осе...ей мглы (не)подвижно висели в воздухе. А когда бе...пр...рывно шли дожди мя..кость красок сменялась блеском небо покрытое облаками все(же) давало достаточно света что(бы) мокрые леса могли заг...рат...ся (в)дали как величестве...ые багря...ые и золотые пожары. Теперь конец сентября и в небе какое(то) стра...ое соч..тание наивной голубизны и (темно)махровых туч... Временами проглядывает ясное солнце и тогда еще чернее делают...ся тучи еще голубее чистые участки неба еще чернее (не)широкая прое...ая дорога еще белее проглядывает сквозь (полу)опавшие липы стари...ая колокольня.

Если с этой колокольни забравшись по деревя...ым ра...шата ..ым лес..ницам погл..деть на (северо)запад то сразу расширит...ся кругозор. Отсюда особе...о хорошо видна реч...нка обв..вающая подножие холма на котором раскинулась деревня. А (в)дали виднеет...ся лес подковкой охвативший весь г..ризонт.

Стало смеркат...ся с востока наносило то(ли) ни..кие тучи то(ли) дым гиган...ского пожара и я вернулся домой. Уже поз...ним вечером вышел в сад к колодцу. Поставив на сруб толстый фонарь достал воды. В ведре плавали ж...лтые листья. (Н...)куда от них н... спрятат..ся они были (по)всюду. Стало трудно ходить по дорожкам сада приходилось идти по листьям как по настоящему ковру. Мы находили их и в доме на полу на застеле..ой кроват... на печке всюду. Они были (на)сквозь пропита...ы их ви...ым ароматом

Вариант 2

№ 1. Расставьте ударение в словах

Арахис, включат, давнишний, договор, жалюзи, каучук, коклюш, мусоропровод, свекла, средства, торты, балованный, зубчатый, блокировать, закупорить, исчерпать, осведомиться, перезвонят, ходатайствовать, купил гуся.

№ 2.Объясните различия между приведенными паронимами, составив предложения или словосочетание с каждым из них.

Абонент – абонемент, боязно – боязливо, неприглядный – непроглядный, цветной – цветовой, фасонный – фасонистый, нетерпимый – нестерпимый, личный – личностный, глинистый – глиняный.

№ 3. Подберите синоним и антоним к прилагательным.

Благородный человек, благородный металл, благородная красота, быстрый бег, быстрый поезд, быстрый ручей, быстрая походка.

№ 4.Подберите слова-синонимы к следующим фразеологизмам:

Купить кота в мешке, где раки зимуют, за тридевять земель, брать быка за рога, сводить концы с концами, в розовом цвете, и дешево и сердито, держать камень за пазухой, не в бровь, а в глаз, ни пуха ни пера,

№ 5.Определите род несклоняемых существительных, согласуй с ними определения. За справками обращайтесь к словарям.

Весь наряд красавицы составлял... ярк... бикини.

Женщины выдергивали жирн... иваси, застрявш... в сетях.

Южнее Сочи расположен.. солнечн.. Сухуми.

Снова разболел..ся(сь) мозоль.

Эсперанто был.. создан.. в качестве вспомогательного языка.

Вдали показал.. больш.. сер.. кенгуру.

Избранн... жюри просмотрел... всю программу.

Уважаем... кюре, сочн... манго, молод... марабу, сед... маэстро, прекрасн... пери.

№ 6. Образуйте форму родительского падежа множественного числа.

Кеды, туфли, консервы, гектары, помидоры, свечи, чулки, шахматы, очки, мандарины, солдаты, макароны, сапоги, полотенца, цыгане, свечи.

№ 7.Образуйте форму именительного падежа множественного числа.

Договор, крем, месяц, отпуск, офицер, инженер, свитер, редактор, полис, трактор, бухгалтер, выговор, паспорт, шофёр, торт, инструктор, трюфель, цех, директор.

№ 8.Образуйте краткие формы следующих имен прилагательных.

Близкий, древний, родственный, торжественный редкий смелый, узкий.

№ 9. Образуйте все формы степеней сравнения.

Бесконечный, дешевый, крепкий, тихий, узкий, хороший, плохой, цветной, удобный, яркий, храбрый, вредный, слепой, злой.

№ 10. Спишите, заменяя числительные прописью.

На улице росло около 798 деревьев, 1357 кустов.

Город знаменит 4756 домами, 864 улицами.

Ширина равнялась 5237сантиметрам.

Жить в 2615 милях от Парижа.

№ 11. Поставьте сказуемое в нужной форме. Вставьте там, где необходимо, пропущенные буквы. Объясните выбор.

1. Только меньшинство отряда выбрал…сь из леса. 2. Брат с сестрой после смерти родителей решил… уехать в другой город. 3. Сила и храбрость советского народа обеспечил… победу над врагом. 4. Большая часть танцующих был… молодежь. 5. Меня мучил… не голод, а жажда. 6. Три тысячи километров остал…сь позади. 7. Уж много карет проехал… по этой дороге.

№ 12. Произведите редактирование предложений. Определите тип ошибки.

1. Сейчас в университете нет свободных вакансий. 2. Все, кто поедет с нами на катере, должны надеть, спасительный жилеты. 3. Величина монумента поразила нас своим величием. 4. В этом году услуги носильщиков возросли на пять рублей. 5. Получив с ворот поворот, нам пришлось обратиться за помощью в другую фирму. 6. Мой брат ездиет на машине. 7. Мы купили много апельсин и мандарин. 8. Пионеры спешат к реке, приехавшие в лагерь. 9. Держись за поручень обоими руками. 10. Занимаясь спортом у него оставалось мало времени. 11. Пологий берег зарос густыми зарослями. 12. Рейд выявил целую плеяду жуликов. 13. Пушкин любил природу, искусство, живопись, но ненавидел самодержавие. 14. Этот фильм обречён на успех. 15. Владельцы участков вносят в казну города земельный налог, устанавливающий в соответствии с законодательством. 16. Все увидящие эту картину не могут не возмутиться. 17. Всё это говорило за то, что наши молодые спортсмены сумеют победить. 18. Сдавая экзамен, необходимо накануне выспаться. 19. Врачи считают, что болезнь настолько серьезна, что приходится опасаться за жизнь больного. 20. Приятель спросил меня, что далеко ли я живу. 21. Авторитетная жюри признала работу этого актёра самой яркой. 22. На Кавказе много глубоких ущельев. 23. В таборе было много цыганов.

№ 13. Запишите текст. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Объясните.

(В)течени... прошлого лета мне пришлось жить в стари...ой подмосковной усадьбе где было настрое...о и (с, з)давалось (не)сколько (не)больших дач.... (Ни)как не ожидал я этого (ни) когда еще не жил дачником без какого(то) (не, ни)было дела в усадьбе столь (не)похожей на наши степные усадьбы и в таком клим..те.

В парке усадьбы деревья были так велики что дачи кое(где) построе...ые в нем к..зались под ним малы имея вид туземных жилищ... под деревьями в тр..пических странах. Пруд в парке (на)половину затянутый зеленой ряской стоял как громадное ч..рное зеркало.

Я жил на окраине парка примыкавш...го к (не)густому смеш...н...ому лесу дощатая дача моя была (не)дострое..а (не)конопаче...ые стены (не)струга...ые полы мебели почти (ни)какой. От сырости (по)вид...мому (ни)когда (не)и...чезавшей мои сапоги валявш...еся под кроватью обр...стали барх...том плесени.

Все лето почти (не)пр...станно шли дожди. Бывало то и дело в яркой син...ве скапливались белые облака и (в)дали перекатывался гром потом начинал сыпать сквозь солнце бл...стящий дождь быстро превращавшийся от зноя в душистый сосновый пар. Как(то) неожиданно дождь заканч..вался и из парка из леса с соседних пас..бищ... отовсюду снов... слышалась радос.ная птич...я разноголосица.

Перед закатом (по)прежнему оставалось ясно и на моих дощатых стенах др..жала падая в окна сквозь листву хрустально(золотая) сетка ни..кого со..нца.

Темнело по вечерам только к (полу)ночи стоит и стоит (полу)свет запада по соверше...о (не)подвижным пр..тихшим лесам. В лун..ые ночи этот (полу)свет как(то) стра...о мешался с лун..ым светом то (же) (не)подвижным заколдова..ым. И (по)тому спокойствию что царило (по)всюду по чистоте неба и воздуха все казалось что дождя уже больше не будет. Но вот я засыпая вдруг слышал на крышу опять руш...т...ся ливень с громовыми раскатами кругом бе...пр.. дельная тьма и в отвес падающие молнии.

Утром в сырых ал..еях на лиловой земле рас...т...лались пестрые тени и осл..пительные пятна солнца цокали птички называемые мухоловками и хрипло тр..щали дрозды. А к (полу)дню опять парило находили облака и начинал сыпать дождь.

Вариант 3

№ 1. Расставьте ударение в словах.

Аэропортов, дремота, намерение, симметрия, столяр, ходатайство, гладильный, изогнутый, оптовый, украинский, баловать, запломбировать, звонит, облегчить, плесневеть, позвонишь, пальцами, обеспечение, откупорить, лечь на спину.

№ 2.Объясните различия между приведенными паронимами, составив предложения или словосочетание с каждым из них.

Логический – логичный, геройский – героический, усвоить – освоить, неизмеримый – несоизмеримый, натуральный – натуралистический, пустой – пустынный, типичный – типовой, деловой-деловитый.

№ 3. Подберите синоним и антоним к прилагательным.

Добрый человек, добрый совет, добрый ужин, доброго пути, добрые мысли, доброе здоровье.

№ 4.Подберите слова-синонимы к следующим фразеологизмам:

Сидеть сложа руки, нашла коса на камень, как горох о стену, Вовсе лопатки, так и сяк,

надуть губы, сесть в галошу, ахиллесова пята, кануть в Лету, эзопов язык.

№ 5.Определите род несклоняемых существительных, согласуй с ними определения. За справками обращайтесь к словарям.

У входа девушка оставила сво... маленьк... сабо.

Бледно-зелеными деревцами тянется над грядами заморск... кольраби.

Поздн.. барокко характеризуется пышностью.

Волосы полезно мыть нов.. шампун..

В клетке сидел.. груст... какаду. .

«Таймс» опубликовал… очень интересную статью.

Сочи расположен… на побережье Черного моря, южнее его находится солнечн… Сухуми.

Крошечн... колибри, бескрыл... киви-киви, остроумн... конферансье, маленьк... кули, прохлади... мацони.

№ 6. Запишите имена существительные в форме родительного падежа множественного числа.

Валенки, кеды, антресоли, бубны, панталоны, абрикосы, сливы, граммы; гренадеры, цыгане; карелы, брызги, блюдца, носки, гектары, гусары.

№ 7.Образуйте форму именительного падежа множественного числа.

Адрес, директор, мастер, отпуск, возраст, выговор, инженер, контейнер, полис, столяр, трюфель, маляр.

№ 8.Образуйте краткие формы следующих имен прилагательных.

Бессмысленный, искренний, сильный чуткий, прекрасный, лёгкий.

№ 9. Образуйте все степени сравнения.

Верный, жаркий, молодой, толстый, жирный, хороший, плохой, храбрый, странный, сложный, пустой, глупый, золотой, острый.

№10. Спишите, заменяя числительные прописью.

1) На улице росло около 765 деревьев, 1357 кустарников.

2) Город знаменит 9753 домами, 259 улицами.

3) Ширина равнялась 8642 сантиметрам.

4) Жить в 754 милях от Парижа.

№ 11. Поставьте сказуемое в нужной форме. Вставьте там, где необходимо, пропущенные буквы. Объясните выбор.

1.Около четырехсот корреспондентов газет и радио всех стран съехал…сь сюда на процесс. 2. Несколько раненых шл… по дороге. 3. Княгиня с княжною сидел…на скамейке. 4. Большинство санитаров и врачей относил…сь к Соколову с добродушным любопытством. 5. Слава и популярность молодого писателя раст..т. 6. Ровно в 6 часов вечера прозвучал… одиннадцать выстрелов. 7. В нынешнем году в столице открыл..сь десять новых школ.

№ 12. Произведите редактирование предложений. Определите тип ошибки.

В мае месяце я был в командировке. 2. Искусство влияет на рост культурности человека.

Это свойство свойственно всем писателям. 3. В городе был организован праздник, посвященный началу Великой Отечественной войны. 4. Отец держал его в ежовых перчатках. 5. Вдали показалась большая серая кенгуру. 6. Он из нас был самый честнейший. 7. Героем двигают высокие чувства. 8. Уж много арет проехал… по этой дороге. 9. Оба романа написаны одним автором. 10. Индеец ехал на коне с голубыми перьями. 11. Язык Пушкина отличается от Гоголя. 12. Величина монумента поразила нас своей величественностью. 13. В качестве де­монстрационного материала использовались старые плакаты и фотографии. 14. Несмотря на определенные трудности, наше командование сумело сыскать расположение старейшин. 15. В работе необходим поиск новых методов, приносивших бы максимальные результаты. 16. Сидя в библиотеке, у него случился инфаркт. 17. Докладчик настаивал о том, что приведённые им данные соответствуют действительности. 18. Задания, получаемые студентами, вовремя были выполнены. 19. Заказ, выполняющийся нашей фирмой, особый. 20. Роман кончается, что сын Болконского слушает разговор Николая Ростова и Пьера. 21. Герои-шофёры возили по Ладоге хлеб и доставляли солдатам на фронты. 22. Я напою тебя отличным кофем. 23. На завтрак бабушка испекла оладьев.

№ 13. Запишите текст. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Объясните.

Обыкновенная земля

В Мещ...рском крае нет никаких особе...ых красот и богатств кроме лесов лугов и прозрачного воздуха. И тем не менее этот край (не)хоже..ых троп и (не)пуга...ых зверей и птиц обладает большой прит..гательной силой. Он так(же) скромен как картины Левитана но в нем как и в этих картинах заключается вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы. Что можно увидеть в Мещ...рском крае Цветущие н...когда (не)коше...ые луга стел..щиеся туманы сосновые боры лесные озера высокие стога пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах остается теплым (в) течени... всей зимы. Мне приходилось ноч..вать в стогах в октябре когда ин...й покрывает траву на ра...вете и я вырывал в сене глубокую нору. Залезеш... в нее сразу согрееш..ся и спишь (в)продолжени... всей ночи буд(то) в натопле..ой комнате. А над лугами ветер гонит свинц...вые тучи. В Мещ...рском крае можно увидеть вернее услышать такую торжестве...ую тишину что бубенчик заблудивш..ся коровы слышен издалека почти за километры если конечно день безветре...ый. Летом в ветре...ые дни леса шумят великим океанским гулом и вершины гиган...ских сосен гнутся (в)след пролетающим обл..кам.

Вот (не)вдал...ке неожида...о бл...снула молния. Пора искать убежища для спасения от неожида...ого дождя. Надеюсь удаст..ся скрыт...ся (во)время вон под тем дубом. Под этим естестве..ым созда..ым щедрой природой шатром (н...)когда н... промокнеш.... Но вот отбл...стали молнии и полчища туч... унеслись куда(то) (в)даль.

Пробравшись через мокрый папоротник и какую(то) стел..щуюся р..стительность выб...раемся на едва приметную тр..пинку. Как пр..красна Мещ...ра когда привыкнешь к ней Все становится родным крики перепелов суетливый стук дятлов и ш...рох дождей в рыжей хвое и плач.. ивы над заснувшей рекой.

Вариант 4

№ 1. Расставьте ударение в словах

Договор, кремень, приданое, бюрократия, феерия, ветеринария, камбала, искра, столяр, балованный, украинский, осведомиться, усугубить, огонь в ночи, шарфы, аэропорты, асимметрия ворожея, дозвонимся, зубчатый.

№ 2.Объясните различия между приведенными паронимами, составив предложения или словосочетание с каждым из них.

Гордость-гордыня, игристый-игривый, глубинный-глубокий, снискать-сыскать, болотистая-болотная, тема-тематика, далёкий-дальний, лживый-ложный.

№ 3. Подберите синоним и антоним к прилагательным.

Близкий путь, близкий человек, прямой угол, прямой ответ, тёмная комната, тёмные дела, здоровый ребёнок.

№ 4.Подберите слова-синонимы к следующим фразеологизмам:

С открытым сердцем, держать в чёрном теле, ни бельмеса, на чужой шее сидеть, на руках носить, держать ушки на макушке, собаку съел, ворон считать, держать камень за пазухой, ломать хребёт.

№ 5.Определите род несклоняемых существительных, согласуй с ними определения. За справками обращайтесь к словарям.

1. Густ... контральто ее звучал... ровно и уверенно.

2. В Багдаде я учился в больш... медресе у знаменитых ученых.

3. Газеты сообщают о падении цен на колумбийск.. кофе.

4. Нельзя быть мальчику так.. неряхой.

5. Во двор въехал.. легков.. такси.

6. Человекообразн... шимпанзе обитает в Африке.

7. Кофе был... чуть тепл... .

8. Стар... рантье, заброшен... ранчо, матов... габбро, справедлив... рефери, маленьк... цеце.

№ 6. Запишите имена существительные в форме родительного падежа множественного числа.

Сандалии, сапоги, консервы, лыжи, шорты, бананы, помидоры, ватты, партизаны, туркмены, армяне, клешни, щупальца, ясли, полотенца, вафли.

№ 7.Образуйте форму именительного падежа множественного числа.

Катер, купол, профессор, бухгалтер, диспетчер, договор, месяц, офицер, торт, фронт, шофёр, инспектор, свитер, тополь.

№ 8.Образуйте краткие формы следующих имен прилагательных.

Голый, мужественный, яркий, хитрый, щуплый, горячий, широкий.

№ 9. Образуйте все формы степеней сравнения.

Глубокий, жестокий, дорогой, соленый, хороший, плохой, честный, скучный, короткий, близкий, богатый, трагический, трагичный, строгий.

№ 10. Спишите, заменяя числительные прописью.

На улице росло около 542 деревьев, 7584 кустов.

Город знаменит 1357 домами, 1928 улицами.

Ширина равнялась 2468 сантиметрам.

Жить в 456 милях от Парижа.

№ 11. Поставьте сказуемое в нужной форме. Вставьте там, где необходимо, пропущенные буквы. Объясните выбор.

1. Дед с матерью ш..л… впереди всех. 2. На станции служил… одиннадцать человек. 3. Большинство серьезно, даже мрачно смотрел… на эту живую картину тяжелого безысходного раздумья и со вздохом отходил… 4. Растениям одинаково необходим.. как влага, так и тепло. 5. Каждый шорох, каждый скрип, каждый звук был.. слышн.. в напряжённой тишине. 6. Большинство произведений Куприна заканчива…тсятрагично. 7. Три школы закрыт.. и три переименован..

№ 12. Произведите редактирование предложений. Определите тип ошибки.

И вот наступила минута прощальной разлуки. 2. Мы перешли работать в отсталую бригаду. 3. Он принял решительное решение. 4. Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак. 5. Оба они словно братья-близнецы: капля в каплю похожи друг на друга. 6. Нет осенних туфлей. 7. Он играет главную роль в снимающемся сейчас фильме. 8. На станции служило одиннадцать человек. 9. Сидя в библиотеке, у него случился инфаркт. 10. Обе страницы следует перепечатать. 11. Спортсмены потерпели победу в соревнованиях. 12. В связи с эпидемией гриппа на занятиях присутствовало только 0, 5 студента. 13. Я написал свою автобиографию. 14. В конце соревнования авторитарному жюри предстоит назвать победителя. 15. Здание будут украшать витражи из цветного литого стекла. 16. Приехавшие делегаты на конференцию должны зарегистрироваться. 17. Гуляя по берегу, море плескалось у наших ног. 18. Все силы были направлены, чтобы удержаться от ужаса и не поддаться панике. 19. Шум от набегавших и удалявшихся волн был так силен, что не раз будил меня. 20. Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. 21. Татьяна по ночам читала романы, в героев которых верила и мечтала. 22. Окна и двери ребята выкрасили импортным белилом. 23. Когда мальчик перелезал через забор, одна валенка свалилась с его ноги. 24. Окна были занавешены красивой тюлью.

№ 13. Запишите текст. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Объясните.

Волшебные черные кони утомившись несли своих всадников медле..о и (не)избежная ночь стала их догонять. Чуя ее (с)зади притих даже (не)угомо...ый Бегемот и вц..пившись (крепко)накрепко в седло когтями летел молчаливый и серьезный распустив свой хвост. Ночь закрыв иссиня(черным) платком леса и луга зажгла где(то) далеко (в)низу печальные огонечки теперь уже (не)интересные и (не)нужные н.. Маргарите н.. мастеру чужие огоньки. Ночь то обгоняя кавалькаду се..лась на нее (с)верху и выбрасывала в загрустивш...м небе белые пятнышки звезд то летела рядом и хватая скачущих за плащи (з, с)д..рала их с плеч... разоблачая обманы. И когда Маргарита обдуваемая прохладным ветром открывала глаза она вид...ла как меняется облик всех летящих к своей цели.

Вряд(ли) теперь узнали(бы) Коровьева-Фагота самозва...ого переводчика при таинстве...ом и (не)нуждающ...мся (не, ни) в каких переводах консультанте в том кто теперь летел (не)посредственно рядом с Воландом. На месте того кто в дра...ой одежде покинул Воробьевы горы под именем Коровьева-Фагота теперь ск...кал тихо звеня золоче...ой цепью повода тёмно(фиолетовый) рыцарь с мрачнейшим и (не, ни)когда (не) улыбающ...мся лицом.

Ночь оторвала пушистый хвост у Бегемота и содрав с кота шерсть ра...швыряла ее клочья по болотам. Тот кто был котом потешавш...м князя тьмы теперь ок..зался худеньким юношей (демоном)паж...м лучшим шутом какой существовал когда(либо) в мире. Теперь притих и он летел бе..вучно подставив своё молодое лицо под свет льющ...йся от луны. (С)боку всех летел 6л...стая сталью доспехов Азазелло. Луна изменила и его лицо и...чез бе..следно нелепый безобразный клык и кривоглазие ок..залось фальшивым. У Азазелло оба глаза пустые и ч..рные были одинаковые и лицо белое и холодное. Себя Маргарита видеть не могла но она хорошо вид...ла как изменился мастер. Его волосы белеющ...е при луне (с)зади собрались в косу и она летела по ветру. Подобно юноше(демону) мастер летел (не)сводя глаз с луны но улыбался ей как(будто) знакомой хорошо и любимой и что(то) бормотал сам себе по привычке пр...обретё...ой в комнате № 118.

И наконец Воланд летел тоже в своем настоящем обличье. Маргарита не могла(бы) сказать из чего (с, з)делан повод егоконя и думала что самый конь только глыба мрака грива этого коня туча а шпоры всадника белые пятна звезд. Так летели они в молчани... долго­го…

Вариант 5

№ 1. Расставьте ударение в словах.

Знамение, мышление, ходатайство, иконопись, бензопровод, христианин. оптовый, звонят, черпать, ходатайствовать, много должностей, аэропортов, девица, забронировать (покрыть броней), задолго, узаконение, мизерный, асимметрия, пурпур, закупорить.

№ 2.Объясните различия между приведенными паронимами, составив предложения или словосочетания с каждым из них.

Взрывной-взрывчатый, единичный-единственный, честь-честность, грецкий-греческий, водное-водянистое, целый-цельный, невежа-невежда, эффективнфй-эффектный.

№ 3. Подберите синоним и антоним к прилагательным.

Острый нож, острый взгляд, мягкий диван, мягкий голос, холодный суп, холодный ответ, свежие фрукты.

№ 4. Подберите слова-синонимы к следующим фразеологизмам:

Авгиевы конюшни, вавилонское столпотворение, варфоломеевская ночь, буриданов осёл, прокрустово ложе, камень преткновения, дамоклов меч, курить фимиам, сизифов труд, поггорячим следам.

№ 5.Определите род несклоняемых существительных, согласуй с ними определения. За справками обращайтесь к словарям.

1. Своей внешностью она производила впечатление типичн... инженю.

2. Взгляды игроков вновь устремились на таинствен... зеро.

  1. Многолюдн.. Сочи расположен.. на побережье Черного моря.
  2. Я смогла купить пять метров красив.. тюл..
  3. Какаду уже отложил.. яйца и высиживал.. птенцов.
  4. Янцзы судоходн... на протяжении почти трех тысяч километров.
  5. Актер надел небольш… пенсне в золотой оправе.

8. Красив... драпри, ярк... индиго, юн... кабальеро, больш... гну, забавн... гризли.

№ 6. Запишите имена существительные в форме родительного падежа множественного числа.

Туфли, чулки; макароны, очки, шахматы, лимоны, яблоки; амперы, солдаты; осетины, татары, кухни, ущелья, мандарины, погоны, апельсины.

№ 7.Образуйте форму именительного падежа множественного числа.

Веер, доктор, сторож, паспорт, герб, госпиталь, крем, лектор, пудель, шофёр, ворох, токарь, прибыль.

№ 8.Образуйте краткие формы следующих имен прилагательных.

Длинный, острый, таинственный, хриплый, умный, спокойный, виновный.

№ 9. Образуйте все формы степеней сравнения.

Громкий, звонкий, тонкий, старый, хороший, плохой, богатый, хитрый, быстрый, добрый, великий, важный, ровный, опасный.

№ 10. Спишите, заменяя числительные прописью.

На улице росло около 897 деревьев, 567 кустов.

Город знаменит 3579 домами, 1223 улицы.

Ширина равнялась 1357 сантиметрам.

Жить в 248 милях от Парижа.

№ 11. Поставьте сказуемое в нужной форме. Вставьте там, где необходимо, пропущенные буквы. Объясните выбор.

1. В конкурсе участвовал.. тридцать один школьник. 2. Три скамейки стоял.. у стены. 3. Большинство произведений поэта посвящен.. теме любви. 4. Не то снег, не то град выпад.. завтра. 5. Любопытство, а не жажда познания взял.. верх. 6. В течение трех последних лет руководство Центрального и районного рынков неоднократно обращал..сь в вышестоящие организации. 7. Для них несколько фабрик шь..т костюмы.

№ 12. Произведите редактирование предложений. Определите тип ошибки.

1. Он отступил на шаг назад. 2. Поэт стоял у источников новой поэзии. 3. Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку. 4. Из глаз Сони беззвучно текли слезы. 5. Теперь понятно, где собака порылась. 6. В галантерейном магазине имеется большой выбор чулков и носков. 6. Моя работа оказалась наихудшайшей из всех. 8. Пять стульев стояли рядом. 9. Приехавшие делегаты на конференцию должны зарегистрироваться. 10. Издавая громкий гудок, мы плыли на пароходе. 11. Этот молодой депутат сумел сыскать доверие у горожан. 12. Сегодня у нас в гостях гость из Москвы. 13. Изысканные и вкусные деликатесы были на столе. 14. Достоевский – писатель-психиатр. 15. Возникла ситуация, сходная с ранними романами Бальзака. 16. Комплекс нерешенных проблем надо решать комплексно. 17. Вдали виднелись вершины гор, покрытые снегом, который сверкал на солнце. 18. Отойдя недалеко от дома, справа от меня, на болоте, темной стеной стоял лес. 19. В детстве мы любили играть в парке, который, думаю, что сейчас нельзя узнать. 20. Комиссия осмотрела общежитие, которому в свое время было уделено много средств и внимания, которое находится в бывшем гараже. 21. Брат не только побывал в доме отдыха, но и у отца в деревне. 22. Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется «Весна». 23. Лёня рос круглой сиротой. 24. На вешалке висело несколько полотенцев.

№ 13. Запишите тексты, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Объясните орфограммы и постановку знаков препинания.

В лесу стояла та особенная тишина которая бывает только осенью. (Не)подвижно висели мохнатые ветви (н...)качалась (н...)одна вершина (не) слышалось (н...)чьих шагов лес стоял молча задумчиво прислушиваясь к своей собстве..ой вековой думе.

И когда отломившись от родного дерева мертвая сухая вето<

Наши рекомендации