Общее понятие о социальном развитии человека и социальных качествах школьника

В тезисах о Л.Фейербахе К. Маркс выдвигает одно из важнейших методологических положений понимания сущности человека: «...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»1. Это положение применительно к процессу формирования детской личности означает, что ребенок (в нашем случае — школьник) не может формироваться, воспи­тываться как личность и индивидуальность в изоляции от обще­ства, вне социально обусловленного удовлетворения человеческих потребностей, вне системы общественных отношений и коллек­тива. Общественные зависимости, отношения, общение, образу­ющиеся в коллективной деятельности, являются питательной сре­дой образования человеческого, общественного начала в челове­ке. От богатства действительных общественных отношений личности, как подчеркивал К.Маркс, зависит ее духовное богат­ство, возможность превратить потенциальные сущностные силы в разносторонне развитые человеческие способности к труду, твор­честву, общественной деятельности, общению.

Как отдельные стадии, так и конечный результат индивидуаль­ного развития определяются уровнем развития общества, местом, которое занимает отдельный человек в системе общественного про­изводства, в системе общественных отношений. При этом воспита­ние играет решающую роль. Каждое общество имеет свое представ­ление о том, каким должен быть человек. Воспитание управляет процессом активной деятельности индивида, обусловливающей его психическое развитие, совершается в ходе усвоения индивидом социальных отношений, форм и способов деятельности в тех или иных конкретно-исторических условиях. Все богатства, накопленные человечеством, все производительные силы и формы общения, существующие в данном обществе на конкретной ступени его

развития, овеществлены в орудиях производства, предметах куль­туры, системе научных понятий, в мировоззрении, в моральном кодексе. Усвоение социальных отношений и норм, управляющих ими, способов действий, системы научных понятий, моральных норм и есть тот процесс, внутри которого только и может происхо­дить развитие личности. Нормы поведения и способы действий в процессе активного взаимодействия с окружающей средой твор­чески преобразуются и, воздействуя в измененной форме, в свою очередь, оказывают обратное влияние на развитие индивида — таков процесс развития личности.

Таким образом, процесс социального развития человека — это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом соци­ального (от лат. socialis — общественный) опыта, системы соци­альных связей и отношений в его собственном опыте. В процессе и итоге социального развития человек приобретает качества, цен­ности, убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности в обществе. Этот процесс происходит в действительности как постепенное расширение по мере овладения человеком новых сфер общения, как процесс развития саморегуляции и становления самосозна­ния и активной жизненной позиции с ярко выраженными соци­альными качествами.

В педагогике принято считать, что каждое отдельно взятое со­циальное качество человека характеризует его отношение к опре­деленной стороне действительности, например, отношение к кол­лективу — коллективизм, отношение к труду — трудолюбие или лень и т.д. Это позволяет результаты воспитания рассматривать как тот или иной уровень сформированности важнейших социальных качеств личности, соответствующих ее основным отношениям.

Помимо реальных отношений личности дополнительным ос­нованием для конкретизации изучаемых результатов воспитания являются требования, которые предъявляет человеку общество. Поскольку каждый человек живет среди других людей, его долг и обязанность — считаться с окружающими. Живущий в обществе человек не может быть свободен от общества. И его общественная ценность в значительной мере определяется тем, насколько он как личность «вписывается» в это общество, отвечает его требова­ниям.' Значит, независимо от своей индивидуальности, от того, как «сконструирована» его личность и какова ее, так сказать, из­начальная структура, любой человек должен в некоторых отно­шениях быть таким, как того требуют интересы общества. Именно они, эти общественные интересы, обусловленные объективными потребностями, диктуют те качества, которыми должен обладать каждый гражданин, каждый школьник и уровень развития кото­рых может и должен свидетельствовать об эффективности воспи­тательных усилий.

Изучение результатов воспитания по конкретным качествам или формирование тех или иных качеств у школьников не означа­ет игнорирования целостного характера личности. Целостность реальной личности — объективный факт, и он не зависит от того или иного подхода, толкования, намерений ученых или педаго­гических воздействий. Вместе с тем очевидно, что для; определен­ных целей вычленение каких-либо компонентов личности полез­но и даже необходимо. Психологи, например, выделяют харак­тер, темперамент, способности; когда требуется, изолированно изучают внимание, речь, память, мышление человека и др. Так же и в процессе формирования личности важно акцентировать воспитательные условия на вполне конкретных направлениях.

Формирование личности происходит под влиянием многочис­ленных факторов, включающих семью, окружающую среду, сред­ства массовой информации и т. п. Однако выделить то или иное влияние практически нельзя. Школа по отношению к учащимся выступает своеобразным дирижером в этом сложном процессе, направляет его, поощряет и развивает все положительное в де­тях, в необходимых случаях осуществляет их целенаправленное перевоспитание. Систематическое выявление воспитанности школьников возможно лишь в условиях школы силами квалифи­цированных педагогов. Все это дает основания рассматривать про­блему изучения эффективности воспитания главным образом при­менительно к деятельности школы.

Анализ результатов воспитательной работы органически свя­зан с самим процессом воспитания, в какой-то мере является его составной частью. Тем не менее важно подчеркнуть, что это не одно и то же. Воспитание преследует цель всестороннего развития личности, оно носит созидающий характер; изучение же достиг­нутых результатов в процессе воспитания имеет задачу — выявить и зафиксировать продвижение к этой цели. Если воспитание фор­мирует личность в целом, стимулируя развитие всех ее сторон, граней, качеств и черт, то изучение в силу практической необхо­димости ограничивается выделением наиболее существенного. Изучение не может ни охватить полностью результаты воспита­ния, ни тем более заменить этот процесс. Оно призвано помочь совершенствованию воспитания школьников.

Наши рекомендации