Организационно-педагогический, методический и сценарно-режиссерский замысел развлекательно-игровой программы для детей «Праздник красок Холи»

История празднования Холи: Праздник Холи — один из самых ярких и красочных праздников в мире, который символизирует наступление весны и начало Нового года по индийскому календарю. Это один из старейших праздников, который упоминается в древних санскритских текстах и детально описывается в священных писаниях индуизма. Холи — один из самых важных фестивалей в Индии, который празднуют по всей стране. Праздник очень красочен и многолик, как и сама Индия. О его происхождении в Индии существует ряд легенд, объясняющих название и традиции празднования. Согласно одной из легенд наименование Холи восходит к имени демоницы Холики, сгоревшей на костре. Памятуя об этих событиях, жители Индии во время праздничных гуляний и поныне проводят обряд сожжения чучела злой Холики. К празднику Холи начинают готовиться за пару недель до праздника. В этот период в деревнях проводятся малые торжества — Малый Холи, во время которых устраиваются ритуальные игры, праздничные концерты, ведется сбор денег и подготовка материала для большого праздника. Перед праздником стены зданий выкрашивают в яркие цвета, а все пространство украшают цветами. Главной традицией праздника Холи считается посыпание друг друга разноцветным порошком – гулалом (его делают из кукурузной муки мелкого помола и окрашивают в красный, зеленый, розовый и желтый цвета) и обливание подкрашенной водой. Истинные почитатели традиций изготавливают порошки и водометы вручную. Обливание подкрашенной водой и посыпание цветными порошками символизирует расцвет природы [13].

Уже несколько лет праздник Холи пользуется огромной популярностью во всех странах мира. Правда, даты Индийского праздника и фестивалей Холи в других странах не совпадают, поскольку их не связывают с религиозными традициями. В Санкт-Петербурге это волшебное событие впервые прошло в 2013 году. В том же году искушению устроить фейерверки из красок поддалась и московская молодёжь: для празднования Холи в Измайловском Кремле собралось порядка 15000 человек. В Лондоне праздник Холи впервые состоялся в августе 2013 года и продолжался два дня. Для жителей других стран Холи - это праздник дружбы, единения, гармонии, веселья и возможность раскрасить в яркие радостные цвета повседневную жизнь. Людей привлекает полное раскрепощение и свобода, море положительных эмоций и ярких впечатлений.

Актуальность программы: В санаторно-курортных учреждениях существует необходимость постоянного развития и поиска новых форм организации детского досуга.

1. Организационно-педагогический замысел:

Организационная цель – оформить плакат «Стена Дружбы и Мира» и подготовить информацию о проведенном празднике на сайт санатория.

Педагогическая цель – создать наиболее благоприятные условия для удовлетворения духовных, нравственных и интеллектуальных потребностей детей, отдыхающих в санатории.

Субъект воздействия – сотрудники отдела КДО санатория «Россия», звукорежиссер, артисты-исполнители, автор ВКР.

Объект воздействия – Дети, отдыхающие в санатории «Россия».

Выбор места проведения мероприятия: г. Белокуриха, площадка у центрального входа ЗАО «Санаторий «Россия».

Обоснование выбора формы: Праздник является специфичной формой коллективного единения, где выражается общее настроение и сопереживание участников. Участник праздника находится в коллективе, объединенном совместным действием, погружается в атмосферу радости и веселья.

В программу праздника входили следующие этапы:

1. Создание праздничной и объединяющей атмосферы на площадке. Приветственное слово ведущего.

2. Торжественная речь, поздравление участников программы. Ведущий рассказывает историю возникновения праздника Холи.

3. Начало путешествия с помощью музыкального оформления и атрибутов.

4. Участники программы получают пакетики с сухой краской. Стартует первый запуск краски в небо.

5. Творческий номер от исполнительницы стилизованного индийского танца Латифы.

6. Танцевальный мастер-класс с участниками программы.

7. Проведение командой игры ведущим.

8. Приглашение гостей к участию в танцевальном флешмобе.

9. Стартует второй запуск сухой краски в небо.

10. Творческий вокальный номер.

11. Викторина для участников программы. Награждение за правильные ответы.

12. Стартует третий запуск сухой краски в небо.

13. Проведение игры с участниками программы.

14. Творческий номер от студии шоу-балет «Нью-формат».

15. Создание плаката «Стена Дружбы и Мира».

16. Награждение участников программы памятными сувенирами.

17. Заключительный запуск сухой краски в небо.

18. Памятная фотография на фоне праздничного баннера.

19. Напутственное слово ведущего.

2. Организационно-методический замысел:

Для реализации замысла программы был создан оргкомитет, в обязанности которого входило утверждение плана проведения мероприятия, материальное и техническое обеспечение, осуществление контроля за подготовкой и проведением программы.

Структура и состав оргкомитета:

Название отдела ФИО Должность
1. Организационный Грохина Татьяна Сергеевна Менеджер отдела КДО
2. Информационный Ключев Евгений Сергеевич Менеджер отдела КДО
3. Отдел искусства, художественный (руководители художественных коллективов) Нурматова Светлана Васильевна Руководитель шоу-балета «Нью-формат»
4. Отдел ведущих программ, сценарно-режиссерский Болгова Елена Вячеславовна Автор ВКР, практикант
5. Отдел охраны общественного порядка, пожарной безопасности, скорой помощи Кононов Александр Яковлевич Начальник службы безопасности
6. Технические службы Шмельков Владимир Васильевич Специалист тех. Отдела
7. Финансово-хозяйственный отдел Полякова Елена Владимировна, Ветрова Любовь Юрьевна Бухгалтер, Экономист

Деятельность оргкомитета определяется целями и задачами мероприятия и фиксируется в плане подготовки.

Перечень мероприятий Наименование отдела (службы) Ответственные
1. Сбор материала для сценария, его обработка, написание сценария, разработка режиссерского замысла Отдел ведущих программ, сценарно-режиссерский Болгова Е.В.
2. Определение времени и места проведения мероприятия Организационный Грохина Т.С.
3. Фото, видео – материалы, бумажная рекламная продукция (буклеты, афиши, флайера) Информационный Ключев Е.С.
4. Творческие коллективы на площадке Отдел искусства Нурматова С.В.
5. Обеспечение безопасности на площадке Отдел охраны Кононов А.Я.
6. Музыкальное оформление мероприятия Технические службы Шмельков В.В.
7. Средства на покупку краски Финансово-хозяйственный отдел Полякова Е.В,, Ветрова Л.Ю.

Тема мероприятия: Праздник красок.

Идея мероприятия: Холи - это праздник дружбы, единения, гармонии, веселья и возможность раскрасить в яркие радостные цвета повседневную жизнь.

3. Сценарно-режиссерский замысел:

Сценарно-режиссерский ход: Путешествие в страну Индию. «Зрительским образом», составляющим основу для художественного решения программы, являются атрибуты путешествия (компас, карта) и ассоциативный звук, иллюстративная музыка на тему путешествия.

Вид монтажа: Последовательный – при использовании последовательного монтажа сцены, эпизоды, музыкальные вставки показывают последовательное развитие событий, идя друг за другом в хронологическом порядке.

Средства идейно-эмоциональной выразительности:

1. Музыкальное оформление. При помощи звучащей музыки создаётся эмоционально окрашенная и приятная атмосфера; каждому конкурсу или игре сопутствует музыкальное оформление, благодаря музыке поддерживается темпо-ритм всего мероприятия. Музыкальная композиция «Iss Pyaar Ko Kya Naam Doon – Salaam-e-ishq» помогает участникам приобщиться к культуре Индии и мысленно отправиться в путешествие.

2. Устное художественное слово. Ведущая при помощи устного (живого) слова, сценической речи, диалога с участниками программы создает последовательность действий программы.

Активизация аудитории:

1. Вербально-речевое действие: прямое обращение в зал, ведущий приветствует участников, подбадривает, общается, при помощи вопросов и шуток привлекает к участию. Метод активизации способствует формированию ситуативного общения участников.

2. Действенно-динамические приёмы: аплодисменты, создание групп поддержки участников, раздача мелких призов, создание плаката «Стена Дружбы и Мира», где каждый участник программы может оставить отзыв и красочный отпечаток ладони.

3. Игровой метод: игровая программа, путешествие, создание ситуации, побуждающей участников на игровую деятельность.

4. Творческо-исполнительский метод: провоцирование на коллективное или сольное исполнение какого-либо номера, призыв к участию в танцевальном мастер-классе.

Затраты на реализацию программы «Праздник красок Холи»:

Наименование затрат Кол-во Цена Сумма
1. Сухая краска 100 пакетиков
2. Изготовление баннера
3. Оплата работы наёмных сотрудников (артисты, певцы)
4. Призы, подарки
5. Афиши, флаеры, реклама 1 комплект
  Всего расходы:    

Финансовые вложения сделаны базовой организацией ЗАО «Санаторий «Россия». Афиша и сценарий мероприятия представлены (Приложение 1,2).

Анализ анкетирования участников развлекательно-игровой программы «Праздник красок Холи» показал, что 80% заполнивших анкету отметили графу «все понравилось», 20% указали «удовлетворительно», и 0% «не понравилось» (Приложение 3).

Организационно-педагогический, методический и сценарно-режиссерский замысел развлекательно-игровой программы для детей «Праздник красок Холи» - student2.ru

На вопрос анкеты «Хотели бы Вы еще раз принять участие в подобном мероприятии» 90% ответили «да», и только 10% отметили графу «нет». В ходе анкетирования удалось выявить, что наибольшее предпочтение участники программы отдают «красочному бою» (40%); 25% участников указали, что им понравились «игры и конкурсы», 20% «творческие номера», 10% «памятные призы», 5% «дискотека».

Организационно-педагогический, методический и сценарно-режиссерский замысел развлекательно-игровой программы для детей «Праздник красок Холи» - student2.ru

На вопрос «Что Вам понравилось меньше всего в течение мероприятия» 40% выбрали графу «дискотека», 20% «творческие номера», 10% «памятные призы», 30% воздержались от ответа. В анкете предлагалось написать предложения, позволяющие улучшить организацию будущих программ. Анализ показал, что большинство участников воздержались от ответа (70%), некоторые участники предложили увеличить количество сухой краски на программе (20%) и часть участников указали, что хотели бы продлить программу по времени (10%).

Развлекательно-игровая программа «Праздник красок Холи» представлена в работе фотоматериалом (Приложение 4). Отдел культуры ЗАО «Санаторий «Россия» выразил благодарность за организацию и проведение программы (Приложение 5).

Выводы по второй главе

Исследование содержания культурно-досуговой деятельности санатория «Россия» показало, что в отделе Культурно-досугового обслуживания санатория работают высококвалифицированные специалисты, имеющие необходимое образование и опыт работы в данной области. Санаторий обладает обширной культурно-досуговой инфраструктурой и современной материально-технической базой. Несмотря на то, что специалисты ответственно подходят к организации детского досуга, мы предположили, что необходимо разнообразить формы проведения свободного времени детей. С целью знакомства детей с культурой и фольклором Индии, формирования ценностного отношения к другим народным традициям и расширения кругозора разработана и проведена развлекательно-игровая программа «Праздник красок Холи».

В результате анализа организационно-педагогического, методического и сценарно-режиссерского замысла развлекательно-игровой программы для детей «Праздник красок Холи» сделаны следующие выводы:

Во время проведения программы были обеспечены условия для оформления плаката «Стена Дружбы и Мира» и подготовлена информация о проведенном празднике на сайт санатория. Педагогическая цель достигнута: созданы благоприятные условия для удовлетворения духовных, нравственных и интеллектуальных потребностей детей, отдыхающих в санатории. В программе был использован последовательный вид монтажа. Задействованы такие средства идейно-эмоциональной выразительности как: музыкальное оформление и устное художественное слово. При помощи звучащей музыки удалось создать эмоционально окрашенную и приятную атмосферу, благодаря которой участники смогли приобщиться к культуре Индии и мысленно отправиться в путешествие. Ведущая программы с помощью устного (живого) слова, сценической речи, диалога с участниками организовала последовательность действий программы. В ходе развлекательно-игровой программы удалось активизировать аудиторию с помощью прямого обращения в зал, приветствия участников, общения, привлечения участников к действию, игр и викторин. Основная традиция праздника – посыпание друг друга цветной краской, за счет чего была достигнута зрелищность мероприятия. Командные конкурсы и оформление плаката «Стена Дружбы и Мира» способствовали сплочению детей, а викторины развили умственные способности. Также проведен танцевальный мастер-класс и торжественное награждение участников.

С целью повышения результативности мероприятия использовались эмпирические методы исследования – включенное наблюдение и анкетирование. Анализ анкет участников развлекательно-игровой программы «Праздник красок Холи» показал, что 80% заполнивших анкету отметили графу «все понравилось», 20% указали «удовлетворительно», и 0% «не понравилось». Большинство указали, что хотели бы принять участие в подобном мероприятии еще раз. Реализация развлекательно-игровой программы «Праздник красок Холи» предоставила детям обширные возможности для тренировки и проявления сообразительности, находчивости, изобретательности. Красочность и эмоциональность программы произвела неизгладимое впечатление. Форма праздника создала среди участников программы состояние ожидания сюрпризов, чудес, вызвала потребность стремиться к лучшему.

В результате анализа замысла организации и проведения программы «Праздник красок Холи» мы определили, что мероприятие способствовало созданию благоприятных условий для удовлетворения духовных, нравственных и интеллектуальных потребностей детей, отдыхающих в санатории. Во время проведения праздника участники сблизились между собой, вместе создали плакат «Стена Дружбы и Мира» и оставили на нем свои отзывы о мероприятии, что повлияло на укрепление имиджа санатория.

Заключение

Изучив теоретико-методологические основы организации детского досуга в санаторно-курортном учреждении средствами развлекательно-игровых форм, мы выявили, что важной составляющей комплексной медицинской реабилитации в санаторно-курортных организациях есть досуг, который направлен на организацию отдыха с целью восстановления физических и духовных сил. Особую актуальность при организации детского досуга и выбора досуговых форм имеет учет психофизиологических особенностей детей, необходим грамотный и эффективный подход педагога-организатора. Анализ отечественных санаторно-курортных учреждений показывает, что использование развлекательно-игровых форм при организации детского досуга благотворно влияет не только на полноценный отдых, но и на раз­витие познавательных интересов ребенка, формирование его нравственных оценок, воспитание у детей моральных качеств, развитие общественных навыков и творческих способностей. Результаты анализа показывают важную научно-практическую ценность, но не исчерпывают проблем исследуемой темы.

Решены задачи, поставленные нами в начале исследования. На основе анализа литературы мы выявили особенности организации детского досуга в санаторно-курортном учреждении. Нами были обозначено влияние психофизических особенностей детского развития на содержание досуговых форм. Исследованы условия эффективности использования развлекательно-игровых форм для детей в санаторно-курортных учреждениях. Выявлены условия организации детского досуга на базе исследования ЗАО «Санаторий «Россия». Проанализированы результаты внедрения разработанной программы в санаторно-курортном учреждении.

Гипотеза подтверждена, для активизации досуга отдыхающих детского возраста действительно необходимо не только изучить теоретические аспекты использования развлекательно-игровых форм в санаторно-курортных учреждениях, но также организовать и провести программу для детей, отдыхающих в санаторно-курортном учреждении, с применением развлекательно-игровых форм.

В санатории «Россия» остро встает вопрос о необходимости постоянного развития и поиска новых форм культурно-досуговых занятий. В целях организации высокого уровня культурного досуга необходимо не только применение технологий культурно-досуговой деятельности, но и стабильный поиск новых способов, методов, приёмов, а также знакомство с традициями разных стран. Развлекательно-игровая программа «Праздник красок Холи» для детей, отдыхающих в санаторно-курортном учреждении, организована и проведена в рамках выпускной квалификационной работы. Цель программы достигнута: созданы благоприятные условия для удовлетворения духовных, нравственных и интеллектуальных потребностей детей. На примере программы доказана эффективность применения средств развлекательно-игровых форм при организации детского досуга.

Список литературы

1. Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 дек. 2014 г. № 808 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.pravo.gov.ru, 25.12.2014,

№ 0001201412250002

2. Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации 29.02.2016 № 326-р. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.mkrf.ru

3. Абрамова, О. Фольклор – источник сохранения целостности сознания молодежи / О. Абрамова // Дом культуры. – 2015. – N 6. – С. 58–61.

4. Андреева, С.В. Феномен досуга: история и современность / С.В. Андреева // Вестник ТГУ. – 2011. – №4. – С. 42–45.

5. Булатова, Н. Д. Традиции ценностно-ориентированного воспитания личности в педагогической системе Ю. А. Стрельцова / Н. Д. Булатова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – N 5. – С. 144–149.

6. Головко, Т. И. Опыт культурно-творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. – 2015. – С. 19-23.

7. Головко, Т. И. Современное состояние и тенденции развития анимационной деятельности // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. - 2016. – С. 68-70.

8. Горбачев, А. А. Социально-культурная анимация и ее особенности в педагогической антропологии / А. А. Горбачев, А. В. Дмитриева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – N 3. – С. 126–136.

9. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / Е.И. Григорьева. – Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. – 504 с.

10. Домаренко, Е. В. Возрастные (дифференциальные) социально-культурные технологии : учеб. пособие / Е.В. Домаренко. – Орел : ОГИИК, 2003. – 131 с.

11. Домбровская, А. Ю. Методы научного исследования СКД [Текст]: учеб. пособие / А. Ю. Домбровская. – Санкт Петербург : изд-во «Лань», 2013. – 106 с.

12. Дуликов, В. З. Досуговая составляющая в структуре свободного времени человека эпохи компьютерных технологий / В. З. Дуликов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – N 2. – С. 153–160.

13. Жарникова, С. В. Происхождение индоевропейцев. Архаические образы северорусского фольклора / С. В. Жарникова. – Москва : Вече, 2014. – 181 с.

14. Жарков А. Д. Влияние пространства-времени на функционирование социально-культурной деятельности / А. Д. Жарков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – N 6. – С. 106–110.

15. Жаркова Л. С. Проблема смысла в социально-культурной деятельности / Л. С. Жаркова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – N 6. – С. 110–114.

16. Исаева, И. Ю. Досуговая педагогика : учеб. пособие / И. Ю. Исаева. — Москва : «Флинта», 2010. — 200 с.

17. Кокорина, К. А. Формирование досуговой культуры молодёжи / К. А. Кокорина, Е. И. Мурзина // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – N 1. – С. 71–73.

18. Костина, Т. С. Драматургия праздника - важный компонент социально-культурного проектирования / Т. С. Костина // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – N 1. – С. 192–194.

19. Куницына, Н. Ю. Социально-культурная деятельность детского оздоровительного лагеря как фактор развития культуры досуга подростков / Н. Ю. Куницына. - 2011. - № 9. – С. 5–7.

20. Курбатов, И. В. Социально-культурное проектирование: учеб. пособие / И. В. Курбатов, О. В. Курбатова. – Ростов на Дону : «Феникс», 2011. – 416 с.

21. Крестьянов, В. П. Педагогика досуга: учеб. пособие / В. П. Крестьянов. – Орел : ОГУ, 2010. – 156 с.

22. Кролик, С. А. Изучение сформированности нравственно-этических качеств подростков / С. А. Кролик // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – N 3. – С. 171–175.

23. Лашук, И. В. Досуговая культура: концептуальные основания и эмпирические результаты / И. В. Лашук // Инженерно-строительный вестник Прикаспия. 2013. - № 3. – С. 116–120.

24. Любимова, З.В. Возрастная физиология [Текст] : учеб. пособие / З. В. Любимова, К. В. Маринова, А. А. Никитина. – Москва : ГИЦ ВЛАДОС, 2004. – 304 с.

25. Марков, А. П. Проектирование маркетинговых коммуникаций. Реклама, технологии и связи с общественностью: учеб. пособие / А. П. Марков. – Санкт Петербург : Издание Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, 2006. – 543 с.

26. Новикова, Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности : учеб. пособие / Г. Н. Новикова. – Москва : МГУКИ, 2010. – 158 с.

27. Новаторов, В. Е. Маркетинг в социально-культурной сфере / В. Е. Новаторов // Культура и образование. – 2015. – N 1. – С. 80–87

28. Оленина, Г. В. Социально-культурное проектирование и продвижение гражданских инициатив молодежи / Г.В. Оленина. – Барнаул : Изд-во АГАКИ, 2012 – 311 с.

29. Оленина, Г. В. Оптимизация добровольческой деятельности студенческой молодежи в сфере досуга: проектный подход / Г. В. Оленина. – Барнаул : Изд-во АГАКИ, 2006 – 173 с.

30. Панфилов, В. В. Игровые технологии в действии / В. В. Панфилов // Праздник. – 2015. – N 3. – С. 14–16.

31. Павлов, С. В. Досуговые практики городских подростков: автореф. дис. канд. соц. наук : 22.00.06 / С. В. Павлов. – Москва, 2013. – 30 с.

32. Павлов, С. В. Телесмотрение в структуре досуга подростков и юношества современной России: социологический анализ // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - М.: РГГУ, 2013. - № 2: Серия «Социология». – С. 175 – 184.

33. Плюснин, А. Д. Технологические основы СКД: технологические основы празднично-обрядовой деятельности / А.Д. Плюснин. – Барнаул: Изд-во АГАКИ, 2009. – 12 с.

34. Салмина, Н. Г. Психологическая диагностика уровня развития детей младшего школьного возраста : учеб. пособие / Н. Г. Салмина, О. Г. Филимонова. – Москва : МГППУ, 2002. – 210 с.

35. Серёгин, Н. В. Методология и методика педагогического исследования в об­ласти художественного образования и социально-культурной деятельности : монография / Н. В. Серёгин. – Барнаул: АГАКИ, 2008. – 228 с.

36. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга : учеб. пособие / Ю. А. Стрельцов. – Москва : МГУКИ, 2003. – 296 с.

37. Тарасов, Л. В. Социокультурная анимация в XXI веке: концепция развития социально-поддерживающих гражданских инициатив в России : [моногр. ] / Л. В. Тарасов. – Москва, 2012. – 223 с.

38. Тихоновская Г. С. Художественно-педагогические основания технологии создания культурно-досуговых программ / Г. С. Тихоновская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – N 6.

39. Тихоновская, Г. С. Структурно-типологический подход к технологии создания культурно-досуговых программ: теоретико-методологический аспект / Г. С. Тихоновская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – N 2. – С. 149–157.

40. Третьякова, Н. В. Технологические практикумы социально-культурной деятельности / Н.В. Третьякова. – Барнаул : Изд-во АГАКИ, 2011. – 16 с.

41. Туев, В. В. Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах [Текст] : учеб. пособие / В.В. Туев. – Барнаул : Изд-во АГАКИ, 2006. – 87 с.

42. Увенчиков, И. Творчество в реалиях сегодняшнего дня: плюсы и минусы технического прогресса / И. Увенчиков // Праздник. – 2015. – N 4. – С. 44–48.

43. Фисюк, Т. Т. Технологии культурно-досуговых программ: учеб. пособие / Т. Т. Фисюк. – Барнаул : АГАКИ, 2010. – 172 с.

44. Фисюк Т. Т. Сценарно-режиссерские технологии культурно-досуговых программ: сценарные технологии / Т. Т. Фисюк. Барнаул : АГИИК, 2009. – 103 с.

45. Фришман, И. И. Досуг в детском лагере как социокультурное явление / И. И. Фришман // Народное образование: журнал. 2013. - № 3. – С. 171–175.

46. Шарапова, Н. С. Игровые технологии в процессе формирования гуманистических ценностей у молодежи / Н. С. Шарапова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – N 1. – С. 151–156.

47. Шарковская, Н. В. Понятие "досуг" в контексте гуманитарного дискурса / Н. В. Шарковская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – N 5. – С. 100–106.

48. Шарковская, Н. В. Социально-культурная активность - понятие современной социально-культурной деятельности / Н. В. Шарковская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – N 3. – С. 116–121.

49. Шекова, Е. С. Управление учреждениями культуры в современных условиях : учеб. пособие / Е. С. Шекова. – Санкт Петербург : «Лань», 2014. – 416 с.

50. Шмаков, С. А. Игры учащихся – феномен культуры : моногр. / С. А. Шмаков. – Москва : Новая школа, 1994. – 240 с.

51. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная анимация : учеб. пособие / Н. Н. Ярошенко. Москва, 2005. – 126 с.

52. Сайт ЗАО «Санаторий «Россия» [Электронный ресурс] : официальный сайт ЗАО «Санаторий «Россия». — Режим доступа: http://www.sanrussia.ru

53. Аристотель. Политика [Электронный ресурс] : сочинения / Аристотель. Москва, 1983. Т. 4. – С. 376–644. — Режим доступа: http://pstgu.ru/download/1180512155.aristotel.pdf

54. Давлетчин, И.Л. Развитие культуры досуга подростков в социально-культурной деятельности детского оздоровительного лагеря [Электронный ресурс] : автореф./ И. Л. Давлетчин. Челябинск, 2015. – 25 с. — Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/loader/view/01005569470?get=pdf

55. Могилева, В. Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. Н. Могилев. Москва : «Академия», 2007. – 240 с. — Режим доступа: http://kz-ru.academia-moscow.ru/ftp_share/_books.pdf

56. Забугина Н.Л. Гендерные и физиологические аспекты как важные составляющие в системе дошкольного и школьного общеобразовательного процесса [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. Л. Забугина. Краснодар, 2015. – 3 с. — Режим доступа: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2012/2/pedagogika/zabugina.pdf

57. Бархаев, Б. П. Педагогическая психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Б. П. Бархаев. Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 448 с. — Режим доступа: http://mmediagroup.ru/pedagogicheskaya-psihologiya-epub-pdf-fb2-skachat-9.php

58. Сайт детского санатория «Прометей» [Электронный ресурс] : Официальный сайт детского санатория «Прометей». — Режим доступа: http://prometey-tver.ru/

59. Сайт Санатория «Демидково» [Электронный ресурс] : Официальный сайт Санатория «Демидково». — Режим доступа: http://www.demidkovo.ru/

Приложения

Приложение 1

Организационно-педагогический, методический и сценарно-режиссерский замысел развлекательно-игровой программы для детей «Праздник красок Холи» - student2.ru

Приложение 2

Наши рекомендации