Организационно-педагогический, методический и сценарно-режиссерский замысел развлекательно-игровой программы для детей «Праздник красок Холи»
История празднования Холи: Праздник Холи — один из самых ярких и красочных праздников в мире, который символизирует наступление весны и начало Нового года по индийскому календарю. Это один из старейших праздников, который упоминается в древних санскритских текстах и детально описывается в священных писаниях индуизма. Холи — один из самых важных фестивалей в Индии, который празднуют по всей стране. Праздник очень красочен и многолик, как и сама Индия. О его происхождении в Индии существует ряд легенд, объясняющих название и традиции празднования. Согласно одной из легенд наименование Холи восходит к имени демоницы Холики, сгоревшей на костре. Памятуя об этих событиях, жители Индии во время праздничных гуляний и поныне проводят обряд сожжения чучела злой Холики. К празднику Холи начинают готовиться за пару недель до праздника. В этот период в деревнях проводятся малые торжества — Малый Холи, во время которых устраиваются ритуальные игры, праздничные концерты, ведется сбор денег и подготовка материала для большого праздника. Перед праздником стены зданий выкрашивают в яркие цвета, а все пространство украшают цветами. Главной традицией праздника Холи считается посыпание друг друга разноцветным порошком – гулалом (его делают из кукурузной муки мелкого помола и окрашивают в красный, зеленый, розовый и желтый цвета) и обливание подкрашенной водой. Истинные почитатели традиций изготавливают порошки и водометы вручную. Обливание подкрашенной водой и посыпание цветными порошками символизирует расцвет природы [13].
Уже несколько лет праздник Холи пользуется огромной популярностью во всех странах мира. Правда, даты Индийского праздника и фестивалей Холи в других странах не совпадают, поскольку их не связывают с религиозными традициями. В Санкт-Петербурге это волшебное событие впервые прошло в 2013 году. В том же году искушению устроить фейерверки из красок поддалась и московская молодёжь: для празднования Холи в Измайловском Кремле собралось порядка 15000 человек. В Лондоне праздник Холи впервые состоялся в августе 2013 года и продолжался два дня. Для жителей других стран Холи - это праздник дружбы, единения, гармонии, веселья и возможность раскрасить в яркие радостные цвета повседневную жизнь. Людей привлекает полное раскрепощение и свобода, море положительных эмоций и ярких впечатлений.
Актуальность программы: В санаторно-курортных учреждениях существует необходимость постоянного развития и поиска новых форм организации детского досуга.
1. Организационно-педагогический замысел:
Организационная цель – оформить плакат «Стена Дружбы и Мира» и подготовить информацию о проведенном празднике на сайт санатория.
Педагогическая цель – создать наиболее благоприятные условия для удовлетворения духовных, нравственных и интеллектуальных потребностей детей, отдыхающих в санатории.
Субъект воздействия – сотрудники отдела КДО санатория «Россия», звукорежиссер, артисты-исполнители, автор ВКР.
Объект воздействия – Дети, отдыхающие в санатории «Россия».
Выбор места проведения мероприятия: г. Белокуриха, площадка у центрального входа ЗАО «Санаторий «Россия».
Обоснование выбора формы: Праздник является специфичной формой коллективного единения, где выражается общее настроение и сопереживание участников. Участник праздника находится в коллективе, объединенном совместным действием, погружается в атмосферу радости и веселья.
В программу праздника входили следующие этапы:
1. Создание праздничной и объединяющей атмосферы на площадке. Приветственное слово ведущего.
2. Торжественная речь, поздравление участников программы. Ведущий рассказывает историю возникновения праздника Холи.
3. Начало путешествия с помощью музыкального оформления и атрибутов.
4. Участники программы получают пакетики с сухой краской. Стартует первый запуск краски в небо.
5. Творческий номер от исполнительницы стилизованного индийского танца Латифы.
6. Танцевальный мастер-класс с участниками программы.
7. Проведение командой игры ведущим.
8. Приглашение гостей к участию в танцевальном флешмобе.
9. Стартует второй запуск сухой краски в небо.
10. Творческий вокальный номер.
11. Викторина для участников программы. Награждение за правильные ответы.
12. Стартует третий запуск сухой краски в небо.
13. Проведение игры с участниками программы.
14. Творческий номер от студии шоу-балет «Нью-формат».
15. Создание плаката «Стена Дружбы и Мира».
16. Награждение участников программы памятными сувенирами.
17. Заключительный запуск сухой краски в небо.
18. Памятная фотография на фоне праздничного баннера.
19. Напутственное слово ведущего.
2. Организационно-методический замысел:
Для реализации замысла программы был создан оргкомитет, в обязанности которого входило утверждение плана проведения мероприятия, материальное и техническое обеспечение, осуществление контроля за подготовкой и проведением программы.
Структура и состав оргкомитета:
№ | Название отдела | ФИО | Должность |
1. | Организационный | Грохина Татьяна Сергеевна | Менеджер отдела КДО |
2. | Информационный | Ключев Евгений Сергеевич | Менеджер отдела КДО |
3. | Отдел искусства, художественный (руководители художественных коллективов) | Нурматова Светлана Васильевна | Руководитель шоу-балета «Нью-формат» |
4. | Отдел ведущих программ, сценарно-режиссерский | Болгова Елена Вячеславовна | Автор ВКР, практикант |
5. | Отдел охраны общественного порядка, пожарной безопасности, скорой помощи | Кононов Александр Яковлевич | Начальник службы безопасности |
6. | Технические службы | Шмельков Владимир Васильевич | Специалист тех. Отдела |
7. | Финансово-хозяйственный отдел | Полякова Елена Владимировна, Ветрова Любовь Юрьевна | Бухгалтер, Экономист |
Деятельность оргкомитета определяется целями и задачами мероприятия и фиксируется в плане подготовки.
№ | Перечень мероприятий | Наименование отдела (службы) | Ответственные |
1. | Сбор материала для сценария, его обработка, написание сценария, разработка режиссерского замысла | Отдел ведущих программ, сценарно-режиссерский | Болгова Е.В. |
2. | Определение времени и места проведения мероприятия | Организационный | Грохина Т.С. |
3. | Фото, видео – материалы, бумажная рекламная продукция (буклеты, афиши, флайера) | Информационный | Ключев Е.С. |
4. | Творческие коллективы на площадке | Отдел искусства | Нурматова С.В. |
5. | Обеспечение безопасности на площадке | Отдел охраны | Кононов А.Я. |
6. | Музыкальное оформление мероприятия | Технические службы | Шмельков В.В. |
7. | Средства на покупку краски | Финансово-хозяйственный отдел | Полякова Е.В,, Ветрова Л.Ю. |
Тема мероприятия: Праздник красок.
Идея мероприятия: Холи - это праздник дружбы, единения, гармонии, веселья и возможность раскрасить в яркие радостные цвета повседневную жизнь.
3. Сценарно-режиссерский замысел:
Сценарно-режиссерский ход: Путешествие в страну Индию. «Зрительским образом», составляющим основу для художественного решения программы, являются атрибуты путешествия (компас, карта) и ассоциативный звук, иллюстративная музыка на тему путешествия.
Вид монтажа: Последовательный – при использовании последовательного монтажа сцены, эпизоды, музыкальные вставки показывают последовательное развитие событий, идя друг за другом в хронологическом порядке.
Средства идейно-эмоциональной выразительности:
1. Музыкальное оформление. При помощи звучащей музыки создаётся эмоционально окрашенная и приятная атмосфера; каждому конкурсу или игре сопутствует музыкальное оформление, благодаря музыке поддерживается темпо-ритм всего мероприятия. Музыкальная композиция «Iss Pyaar Ko Kya Naam Doon – Salaam-e-ishq» помогает участникам приобщиться к культуре Индии и мысленно отправиться в путешествие.
2. Устное художественное слово. Ведущая при помощи устного (живого) слова, сценической речи, диалога с участниками программы создает последовательность действий программы.
Активизация аудитории:
1. Вербально-речевое действие: прямое обращение в зал, ведущий приветствует участников, подбадривает, общается, при помощи вопросов и шуток привлекает к участию. Метод активизации способствует формированию ситуативного общения участников.
2. Действенно-динамические приёмы: аплодисменты, создание групп поддержки участников, раздача мелких призов, создание плаката «Стена Дружбы и Мира», где каждый участник программы может оставить отзыв и красочный отпечаток ладони.
3. Игровой метод: игровая программа, путешествие, создание ситуации, побуждающей участников на игровую деятельность.
4. Творческо-исполнительский метод: провоцирование на коллективное или сольное исполнение какого-либо номера, призыв к участию в танцевальном мастер-классе.
Затраты на реализацию программы «Праздник красок Холи»:
№ | Наименование затрат | Кол-во | Цена | Сумма |
1. | Сухая краска | 100 пакетиков | ||
2. | Изготовление баннера | |||
3. | Оплата работы наёмных сотрудников (артисты, певцы) | |||
4. | Призы, подарки | |||
5. | Афиши, флаеры, реклама | 1 комплект | ||
Всего расходы: |
Финансовые вложения сделаны базовой организацией ЗАО «Санаторий «Россия». Афиша и сценарий мероприятия представлены (Приложение 1,2).
Анализ анкетирования участников развлекательно-игровой программы «Праздник красок Холи» показал, что 80% заполнивших анкету отметили графу «все понравилось», 20% указали «удовлетворительно», и 0% «не понравилось» (Приложение 3).
На вопрос анкеты «Хотели бы Вы еще раз принять участие в подобном мероприятии» 90% ответили «да», и только 10% отметили графу «нет». В ходе анкетирования удалось выявить, что наибольшее предпочтение участники программы отдают «красочному бою» (40%); 25% участников указали, что им понравились «игры и конкурсы», 20% «творческие номера», 10% «памятные призы», 5% «дискотека».
На вопрос «Что Вам понравилось меньше всего в течение мероприятия» 40% выбрали графу «дискотека», 20% «творческие номера», 10% «памятные призы», 30% воздержались от ответа. В анкете предлагалось написать предложения, позволяющие улучшить организацию будущих программ. Анализ показал, что большинство участников воздержались от ответа (70%), некоторые участники предложили увеличить количество сухой краски на программе (20%) и часть участников указали, что хотели бы продлить программу по времени (10%).
Развлекательно-игровая программа «Праздник красок Холи» представлена в работе фотоматериалом (Приложение 4). Отдел культуры ЗАО «Санаторий «Россия» выразил благодарность за организацию и проведение программы (Приложение 5).
Выводы по второй главе
Исследование содержания культурно-досуговой деятельности санатория «Россия» показало, что в отделе Культурно-досугового обслуживания санатория работают высококвалифицированные специалисты, имеющие необходимое образование и опыт работы в данной области. Санаторий обладает обширной культурно-досуговой инфраструктурой и современной материально-технической базой. Несмотря на то, что специалисты ответственно подходят к организации детского досуга, мы предположили, что необходимо разнообразить формы проведения свободного времени детей. С целью знакомства детей с культурой и фольклором Индии, формирования ценностного отношения к другим народным традициям и расширения кругозора разработана и проведена развлекательно-игровая программа «Праздник красок Холи».
В результате анализа организационно-педагогического, методического и сценарно-режиссерского замысла развлекательно-игровой программы для детей «Праздник красок Холи» сделаны следующие выводы:
Во время проведения программы были обеспечены условия для оформления плаката «Стена Дружбы и Мира» и подготовлена информация о проведенном празднике на сайт санатория. Педагогическая цель достигнута: созданы благоприятные условия для удовлетворения духовных, нравственных и интеллектуальных потребностей детей, отдыхающих в санатории. В программе был использован последовательный вид монтажа. Задействованы такие средства идейно-эмоциональной выразительности как: музыкальное оформление и устное художественное слово. При помощи звучащей музыки удалось создать эмоционально окрашенную и приятную атмосферу, благодаря которой участники смогли приобщиться к культуре Индии и мысленно отправиться в путешествие. Ведущая программы с помощью устного (живого) слова, сценической речи, диалога с участниками организовала последовательность действий программы. В ходе развлекательно-игровой программы удалось активизировать аудиторию с помощью прямого обращения в зал, приветствия участников, общения, привлечения участников к действию, игр и викторин. Основная традиция праздника – посыпание друг друга цветной краской, за счет чего была достигнута зрелищность мероприятия. Командные конкурсы и оформление плаката «Стена Дружбы и Мира» способствовали сплочению детей, а викторины развили умственные способности. Также проведен танцевальный мастер-класс и торжественное награждение участников.
С целью повышения результативности мероприятия использовались эмпирические методы исследования – включенное наблюдение и анкетирование. Анализ анкет участников развлекательно-игровой программы «Праздник красок Холи» показал, что 80% заполнивших анкету отметили графу «все понравилось», 20% указали «удовлетворительно», и 0% «не понравилось». Большинство указали, что хотели бы принять участие в подобном мероприятии еще раз. Реализация развлекательно-игровой программы «Праздник красок Холи» предоставила детям обширные возможности для тренировки и проявления сообразительности, находчивости, изобретательности. Красочность и эмоциональность программы произвела неизгладимое впечатление. Форма праздника создала среди участников программы состояние ожидания сюрпризов, чудес, вызвала потребность стремиться к лучшему.
В результате анализа замысла организации и проведения программы «Праздник красок Холи» мы определили, что мероприятие способствовало созданию благоприятных условий для удовлетворения духовных, нравственных и интеллектуальных потребностей детей, отдыхающих в санатории. Во время проведения праздника участники сблизились между собой, вместе создали плакат «Стена Дружбы и Мира» и оставили на нем свои отзывы о мероприятии, что повлияло на укрепление имиджа санатория.
Заключение
Изучив теоретико-методологические основы организации детского досуга в санаторно-курортном учреждении средствами развлекательно-игровых форм, мы выявили, что важной составляющей комплексной медицинской реабилитации в санаторно-курортных организациях есть досуг, который направлен на организацию отдыха с целью восстановления физических и духовных сил. Особую актуальность при организации детского досуга и выбора досуговых форм имеет учет психофизиологических особенностей детей, необходим грамотный и эффективный подход педагога-организатора. Анализ отечественных санаторно-курортных учреждений показывает, что использование развлекательно-игровых форм при организации детского досуга благотворно влияет не только на полноценный отдых, но и на развитие познавательных интересов ребенка, формирование его нравственных оценок, воспитание у детей моральных качеств, развитие общественных навыков и творческих способностей. Результаты анализа показывают важную научно-практическую ценность, но не исчерпывают проблем исследуемой темы.
Решены задачи, поставленные нами в начале исследования. На основе анализа литературы мы выявили особенности организации детского досуга в санаторно-курортном учреждении. Нами были обозначено влияние психофизических особенностей детского развития на содержание досуговых форм. Исследованы условия эффективности использования развлекательно-игровых форм для детей в санаторно-курортных учреждениях. Выявлены условия организации детского досуга на базе исследования ЗАО «Санаторий «Россия». Проанализированы результаты внедрения разработанной программы в санаторно-курортном учреждении.
Гипотеза подтверждена, для активизации досуга отдыхающих детского возраста действительно необходимо не только изучить теоретические аспекты использования развлекательно-игровых форм в санаторно-курортных учреждениях, но также организовать и провести программу для детей, отдыхающих в санаторно-курортном учреждении, с применением развлекательно-игровых форм.
В санатории «Россия» остро встает вопрос о необходимости постоянного развития и поиска новых форм культурно-досуговых занятий. В целях организации высокого уровня культурного досуга необходимо не только применение технологий культурно-досуговой деятельности, но и стабильный поиск новых способов, методов, приёмов, а также знакомство с традициями разных стран. Развлекательно-игровая программа «Праздник красок Холи» для детей, отдыхающих в санаторно-курортном учреждении, организована и проведена в рамках выпускной квалификационной работы. Цель программы достигнута: созданы благоприятные условия для удовлетворения духовных, нравственных и интеллектуальных потребностей детей. На примере программы доказана эффективность применения средств развлекательно-игровых форм при организации детского досуга.
Список литературы
1. Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 дек. 2014 г. № 808 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.pravo.gov.ru, 25.12.2014,
№ 0001201412250002
2. Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации 29.02.2016 № 326-р. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.mkrf.ru
3. Абрамова, О. Фольклор – источник сохранения целостности сознания молодежи / О. Абрамова // Дом культуры. – 2015. – N 6. – С. 58–61.
4. Андреева, С.В. Феномен досуга: история и современность / С.В. Андреева // Вестник ТГУ. – 2011. – №4. – С. 42–45.
5. Булатова, Н. Д. Традиции ценностно-ориентированного воспитания личности в педагогической системе Ю. А. Стрельцова / Н. Д. Булатова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – N 5. – С. 144–149.
6. Головко, Т. И. Опыт культурно-творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. – 2015. – С. 19-23.
7. Головко, Т. И. Современное состояние и тенденции развития анимационной деятельности // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. - 2016. – С. 68-70.
8. Горбачев, А. А. Социально-культурная анимация и ее особенности в педагогической антропологии / А. А. Горбачев, А. В. Дмитриева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – N 3. – С. 126–136.
9. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / Е.И. Григорьева. – Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. – 504 с.
10. Домаренко, Е. В. Возрастные (дифференциальные) социально-культурные технологии : учеб. пособие / Е.В. Домаренко. – Орел : ОГИИК, 2003. – 131 с.
11. Домбровская, А. Ю. Методы научного исследования СКД [Текст]: учеб. пособие / А. Ю. Домбровская. – Санкт Петербург : изд-во «Лань», 2013. – 106 с.
12. Дуликов, В. З. Досуговая составляющая в структуре свободного времени человека эпохи компьютерных технологий / В. З. Дуликов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – N 2. – С. 153–160.
13. Жарникова, С. В. Происхождение индоевропейцев. Архаические образы северорусского фольклора / С. В. Жарникова. – Москва : Вече, 2014. – 181 с.
14. Жарков А. Д. Влияние пространства-времени на функционирование социально-культурной деятельности / А. Д. Жарков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – N 6. – С. 106–110.
15. Жаркова Л. С. Проблема смысла в социально-культурной деятельности / Л. С. Жаркова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – N 6. – С. 110–114.
16. Исаева, И. Ю. Досуговая педагогика : учеб. пособие / И. Ю. Исаева. — Москва : «Флинта», 2010. — 200 с.
17. Кокорина, К. А. Формирование досуговой культуры молодёжи / К. А. Кокорина, Е. И. Мурзина // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – N 1. – С. 71–73.
18. Костина, Т. С. Драматургия праздника - важный компонент социально-культурного проектирования / Т. С. Костина // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – N 1. – С. 192–194.
19. Куницына, Н. Ю. Социально-культурная деятельность детского оздоровительного лагеря как фактор развития культуры досуга подростков / Н. Ю. Куницына. - 2011. - № 9. – С. 5–7.
20. Курбатов, И. В. Социально-культурное проектирование: учеб. пособие / И. В. Курбатов, О. В. Курбатова. – Ростов на Дону : «Феникс», 2011. – 416 с.
21. Крестьянов, В. П. Педагогика досуга: учеб. пособие / В. П. Крестьянов. – Орел : ОГУ, 2010. – 156 с.
22. Кролик, С. А. Изучение сформированности нравственно-этических качеств подростков / С. А. Кролик // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – N 3. – С. 171–175.
23. Лашук, И. В. Досуговая культура: концептуальные основания и эмпирические результаты / И. В. Лашук // Инженерно-строительный вестник Прикаспия. 2013. - № 3. – С. 116–120.
24. Любимова, З.В. Возрастная физиология [Текст] : учеб. пособие / З. В. Любимова, К. В. Маринова, А. А. Никитина. – Москва : ГИЦ ВЛАДОС, 2004. – 304 с.
25. Марков, А. П. Проектирование маркетинговых коммуникаций. Реклама, технологии и связи с общественностью: учеб. пособие / А. П. Марков. – Санкт Петербург : Издание Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, 2006. – 543 с.
26. Новикова, Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности : учеб. пособие / Г. Н. Новикова. – Москва : МГУКИ, 2010. – 158 с.
27. Новаторов, В. Е. Маркетинг в социально-культурной сфере / В. Е. Новаторов // Культура и образование. – 2015. – N 1. – С. 80–87
28. Оленина, Г. В. Социально-культурное проектирование и продвижение гражданских инициатив молодежи / Г.В. Оленина. – Барнаул : Изд-во АГАКИ, 2012 – 311 с.
29. Оленина, Г. В. Оптимизация добровольческой деятельности студенческой молодежи в сфере досуга: проектный подход / Г. В. Оленина. – Барнаул : Изд-во АГАКИ, 2006 – 173 с.
30. Панфилов, В. В. Игровые технологии в действии / В. В. Панфилов // Праздник. – 2015. – N 3. – С. 14–16.
31. Павлов, С. В. Досуговые практики городских подростков: автореф. дис. канд. соц. наук : 22.00.06 / С. В. Павлов. – Москва, 2013. – 30 с.
32. Павлов, С. В. Телесмотрение в структуре досуга подростков и юношества современной России: социологический анализ // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - М.: РГГУ, 2013. - № 2: Серия «Социология». – С. 175 – 184.
33. Плюснин, А. Д. Технологические основы СКД: технологические основы празднично-обрядовой деятельности / А.Д. Плюснин. – Барнаул: Изд-во АГАКИ, 2009. – 12 с.
34. Салмина, Н. Г. Психологическая диагностика уровня развития детей младшего школьного возраста : учеб. пособие / Н. Г. Салмина, О. Г. Филимонова. – Москва : МГППУ, 2002. – 210 с.
35. Серёгин, Н. В. Методология и методика педагогического исследования в области художественного образования и социально-культурной деятельности : монография / Н. В. Серёгин. – Барнаул: АГАКИ, 2008. – 228 с.
36. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга : учеб. пособие / Ю. А. Стрельцов. – Москва : МГУКИ, 2003. – 296 с.
37. Тарасов, Л. В. Социокультурная анимация в XXI веке: концепция развития социально-поддерживающих гражданских инициатив в России : [моногр. ] / Л. В. Тарасов. – Москва, 2012. – 223 с.
38. Тихоновская Г. С. Художественно-педагогические основания технологии создания культурно-досуговых программ / Г. С. Тихоновская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – N 6.
39. Тихоновская, Г. С. Структурно-типологический подход к технологии создания культурно-досуговых программ: теоретико-методологический аспект / Г. С. Тихоновская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – N 2. – С. 149–157.
40. Третьякова, Н. В. Технологические практикумы социально-культурной деятельности / Н.В. Третьякова. – Барнаул : Изд-во АГАКИ, 2011. – 16 с.
41. Туев, В. В. Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах [Текст] : учеб. пособие / В.В. Туев. – Барнаул : Изд-во АГАКИ, 2006. – 87 с.
42. Увенчиков, И. Творчество в реалиях сегодняшнего дня: плюсы и минусы технического прогресса / И. Увенчиков // Праздник. – 2015. – N 4. – С. 44–48.
43. Фисюк, Т. Т. Технологии культурно-досуговых программ: учеб. пособие / Т. Т. Фисюк. – Барнаул : АГАКИ, 2010. – 172 с.
44. Фисюк Т. Т. Сценарно-режиссерские технологии культурно-досуговых программ: сценарные технологии / Т. Т. Фисюк. Барнаул : АГИИК, 2009. – 103 с.
45. Фришман, И. И. Досуг в детском лагере как социокультурное явление / И. И. Фришман // Народное образование: журнал. 2013. - № 3. – С. 171–175.
46. Шарапова, Н. С. Игровые технологии в процессе формирования гуманистических ценностей у молодежи / Н. С. Шарапова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – N 1. – С. 151–156.
47. Шарковская, Н. В. Понятие "досуг" в контексте гуманитарного дискурса / Н. В. Шарковская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – N 5. – С. 100–106.
48. Шарковская, Н. В. Социально-культурная активность - понятие современной социально-культурной деятельности / Н. В. Шарковская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – N 3. – С. 116–121.
49. Шекова, Е. С. Управление учреждениями культуры в современных условиях : учеб. пособие / Е. С. Шекова. – Санкт Петербург : «Лань», 2014. – 416 с.
50. Шмаков, С. А. Игры учащихся – феномен культуры : моногр. / С. А. Шмаков. – Москва : Новая школа, 1994. – 240 с.
51. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная анимация : учеб. пособие / Н. Н. Ярошенко. Москва, 2005. – 126 с.
52. Сайт ЗАО «Санаторий «Россия» [Электронный ресурс] : официальный сайт ЗАО «Санаторий «Россия». — Режим доступа: http://www.sanrussia.ru
53. Аристотель. Политика [Электронный ресурс] : сочинения / Аристотель. Москва, 1983. Т. 4. – С. 376–644. — Режим доступа: http://pstgu.ru/download/1180512155.aristotel.pdf
54. Давлетчин, И.Л. Развитие культуры досуга подростков в социально-культурной деятельности детского оздоровительного лагеря [Электронный ресурс] : автореф./ И. Л. Давлетчин. Челябинск, 2015. – 25 с. — Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/loader/view/01005569470?get=pdf
55. Могилева, В. Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. Н. Могилев. Москва : «Академия», 2007. – 240 с. — Режим доступа: http://kz-ru.academia-moscow.ru/ftp_share/_books.pdf
56. Забугина Н.Л. Гендерные и физиологические аспекты как важные составляющие в системе дошкольного и школьного общеобразовательного процесса [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. Л. Забугина. Краснодар, 2015. – 3 с. — Режим доступа: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2012/2/pedagogika/zabugina.pdf
57. Бархаев, Б. П. Педагогическая психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Б. П. Бархаев. Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 448 с. — Режим доступа: http://mmediagroup.ru/pedagogicheskaya-psihologiya-epub-pdf-fb2-skachat-9.php
58. Сайт детского санатория «Прометей» [Электронный ресурс] : Официальный сайт детского санатория «Прометей». — Режим доступа: http://prometey-tver.ru/
59. Сайт Санатория «Демидково» [Электронный ресурс] : Официальный сайт Санатория «Демидково». — Режим доступа: http://www.demidkovo.ru/
Приложения
Приложение 1
Приложение 2