Блок «Становление цивилизаций»

Вопросы для обсуждения

1. Происхождение человека и становление человеческого общества.

2. Первобытная идеология и мышление первобытного человека.

3. Первобытное искусство: зарождение, сущность, функции.

4. «Неолитическая революция» и проблема перехода к цивилизации.

Основная литература

1. Новиков С.В. Всеобщая история: Цивилизация. Современные концепции. Факты, события: учеб. пособие / С.В. Новиков, А.С. Маныкин, О.В. Дмитриева. — М. : АСТ: Слово: Полиграфиздат, 2010. — 640 с.

2. Панова И.А. Цивилизации: Исторические судьбы: учеб. пособие для всех спец. / И.А. Панова, А.А. Столяров. — М. : Изд-во МГУП, 2001. — 294 с.

Дополнительная литература

1. Культурология: История мировой культуры: учебник / под ред. А.Н. Марковой. — М. : Юнити-Дана, 2015. — 759 с.

2. Кузык Б.Н. Цивилизации: история, диалог, будущее. — Т. 1. Теория и история цивилизаций: монография / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. — М. : Институт экономических стратегий, 2006. — 386 с.

3. Культурология: учебное пособие для студентов всех специальностей МГУП. Ч. 1 / под ред. С.М. Прокопьева. — М. : МГУП, 2010. — С. 138–159.

Программное обеспечение и интернет-ресурсы

1. Цивилизации: становление и развитие: электронный учебно-методический комплекс для студентов высших учебных заведений. — М. : МГУП имени Ивана Федорова, 2011. — Электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. HISTORIE: История цивилизаций : сайт. — URL: http://www.historie.ru/

Литература для факультативного изучения

1. Археология : учебник / под ред. академика РАН В.Л. Янина. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 2006.

2. Бутовская М.Л. У истоков человеческого общества / М.Л. Бутовская, Л.А. Файнберг. — М. : Наука, 1993.

3. Вуд М. В поисках первых цивилизаций / Майкл Вуд. ― М. : Столица-Принт, 2007.

4. Гринин Л.Е. Эпоха формирования государства: Общий контекст социальной эволюции при образовании государства. Государство и исторический процесс / Л.Е. Гринин. ― 2-е изд., перераб. и доп. ― М. : КомКнига; URSS, 2011.

5. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств / Н.А. Дмитриева. — М. : АСТ-ПРЕСС; Галарт, 2008.

6. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Люсьен Леви-Брюль. ― М. : Педагогика-Пресс, 1999.

7. Леви-Строс К. Первобытное мышление / Клод Леви-Строс. ― М. : ТЕРРА, 1999.

8. Линдблад Я. Человек — ты, я и первозданный / Ян Линдблад. — М. : Прогресс, 1991.

9. Марков А. Эволюция человека : в 2 кн. / А.В. Марков. — М. : Астрель; Corpus, 2011.

10. Марков А. Эволюция: Классические идеи в свете новых открытий / А.В. Марков, Е.Б. Наймарк. — М. : Corpus, 2014.

11. Токарев С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. — М. : Наука, 1990.

12. Тэйлор Э. Первобытная культура : в 2 кн. / Эдуард Бернетт Тайлор. — М. : ТЕРРА, 2009.

13. Фрезер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Джеймс Фрезер. — М. : Эксмо, 2006.

14. Эволюция: Проблемы и дискуссии : альманах / под ред. Л.Е. Гринина, А.В. Маркова, А.В. Коротаева. — М. : Изд-во ЛКИ, 2010.

Методические указания

Раскройте понятие о первобытности и разберите то, как в научной литературе решается проблема статуса первобытного периода в истории человечества («предыстория», «праистория», «доистория»). В чем состоят трудности и парадоксы в определении начала человеческой истории? Опишите процесс зарождения историко-культурного процесса в свете современных представлений о человеке. Как можно ответить на вопрос о происхождении человека с позиций науки? Назовите основные научные гипотезы и концепции. Раскройте смысл понятия и содержание процесса антропосоциогенеза. Приведите характеристику основных его этапов. Как соотносятся между собой антропосоциогенез и человеческая история?

Проведите анализ материальных остатков, свидетельствующих о появлении человеческой культуры. Раскройте их смысл с позиций религиозного и научного мировосприятия. Примите во внимание социально-экономический аспект в деятельности первобытного человека. Особое место в работе должен занять вопрос об искусстве и материально-орудийной деятельности человека в первобытную эпоху. Что такое «первобытная религия»? Каковы ее основные формы? Сравните жизнедеятельность людей и животных, установив общее и особенное. Проследите и опишите зарождение и поэтапное развитие первобытных общественных отношений.

Раскройте роль производства (земледелия, скотоводства и ремесла) в первобытную эпоху. Сосредоточьте свое внимание на категории «неолитическая революция», расскажите о ее сущности, причинах и последствиях. В чем заключался «прогресс» и «регресс» в общественно-экономическом развитии на этапе поздней первобытности? Опишите первые признаки цивилизационного пути в развитии человечества: доминирование производящего хозяйства; возникновение городов и их «цивилизующей» роли; возникновение и углубление социальной стратификации; зарождение властных структур на фоне разложения родовых структур и кардинальных сдвигов в мировоззрении; появление письменности и монументального строительства. Расскажите о так называемых протоцивилизациях.



Наши рекомендации