Принципы социального воспитания
Принципы воспитания — основные положения, на базе которых разрабатываются и реализуются формы и методы воспитания.
Принципы социального воспитания выражают выработанные в обществе требования к воспроизводству определенного типа личности; определяют стратегию, цели, содержание и методы воспитания, стиль взаимодействия его субъектов.
Понимание социального воспитания как составной части социализации человека позволяют выделить ряд общечеловеческих принципов, которые могут рассматриваться основанием и образования, и организации социального опыта, и индивидуальной помощи человеку.
Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственногоразвития. Реализация этого принципа оказывает положительное влияние на становление детей, подростков, юношей, девушек, на все аспекты их социализации:
- воспитание в определенной мере определяет то, что как объект социализации человек более или менее успешно осваивает позитивные нормы и ценности, а не асоциальные или антисоциальные нормативно-ценностные и поведенческие сценарии;
- воспитание помогает создать условия для эффективной реализации себя человеком как субъекта социализации;
- воспитание может создать такие условия развития человека, которые помогут ему достичь баланса между приспособленностью к обществу и обособлением в нем;
- воспитание получает возможность в определенной мере не допустить столкновения человека с теми или иными опасностями на различных возрастных этапах, а также минимизировать и отчасти корректировать последствия этих столкновений;
В более широком аспекте реализация принципа гуманистической направленности воспитания способствует налаживанию контактов между людьми, сотрудничества и объединению ресурсов человечества в борьбе за социальный прогресс.
В соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определенные этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение. Необходимо, чтобы человек:
- осознавал себя гражданином Вселенной;
- понимал происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы;
- осознавал взаимосвязь ноосферы и жизнедеятельности человеческих сообществ;
- имел чувство сопричастности природе и социуму как ее части;
- формировал у себя личную ответственность за ноосферу как среду и продукт человеческой жизнедеятельности;
- осознавал самого себя как субъекта, творящего ноосферу, разумно «потребляющего», сберегающего и воспроизводящего ее.
Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться всоответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов.
В соответствии с принципом культуросообразности воспитания стоит задача приобщения детей, подростков, юношей, девушек к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом.
Имеются в виду такие пласты культуры, как бытовая, физическая, сексуальная, духовная, интеллектуальная, материальная, экономическая, политическая, нравственная.
Принцип вариативности социального воспитания предполагает, что условия для развития и духовно-ценностной ориентации человека планомерно создаются на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях. Если рассматривать принцип коллективности социального воспитания, то социализация детей, подростков, юношей, девушек происходит в большой мере в их взаимодействии с группами сверстников и взрослых людей (будь то семья, соседство или микросоциум, различные организации). Принцип коллективности предполагает, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими а также создаёт условия для самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.
Принцип незавершимости социального воспитания предполагает признание того, что в каждом ребенке, подростке, юноше, девушке, даже во взрослом всегда есть нечто незавершенное и в принципе незавершимое, ибо, находясь в диалогических отношениях с миром и с самими собой, они всегда сохраняют потенциальную возможность изменения и самоизменения (Л.Толстой считал, что за его жизнь в нем сменилось пять разных людей).
В соответствии с принципом незавершимости социального воспитания его необходимо строить таким образом, чтобы на всех возрастных этапах каждый имел возможность «состояться заново»: заново познать себя и других, заново развить и реализовать свои возможности, заново найти свое место в мире, заново самоутвердиться.
Литература
1. Мудрик А.В. Основы социальной педагогики. Москва 2006
2. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций Москва 2006
3. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику Москва 1997
4. Конспект лекций по предмету.