Основные принципы организации процесса социального воспитания и условия их реализации.

ТЕМА 3.

Выделяются общепедагогические и специфические принципы социального воспитания.

Принцип гуманистической ориентации социального воспитания требу­ет рассмотрения ребенка как главной ценности в системе чело­веческих отношений, главной нормой которых является гуман­ность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести, вероисповеда­ния и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных за­дач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка.

Условиями реализации данного принципа являются:

· добровольность включения ребенка в ту или иную дея­тельность;

· вера каждого ребенка в возможность выбора средств для достижения поставленной цели;

· оптимистическая стратегия в определении воспитатель­ных задач;

· предупреждение негативных последствий в процессе пе­дагогического воздействия;

· готовность детей к социальной самозащите своих инте­ресов при осознании своей социальной защищенности;

· учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.

В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:

— опора на активную позицию ребенка, его самостоятель­ность и инициативу;

— в общении с ребенком должно доминировать уважитель­ное отношение к нему;

— педагог должен не только призывать ребенка к добру, но ибыть добрым;

— педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных проблем;

— поэтапно решая воспитательные задачи, педагог должен постоянно искать варианты их решения, которые в большей степени принесут пользу каждому ребенку;

— защита ребенка должна быть приоритетной задачей пе­дагогической деятельности;

— в классе, школе, группе и других объединениях учащих­ся педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства детей.

Принцип социальной адекватности воспитаниятребует со­ответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. За­дачи социального воспитания ориентированы на реальные социально-эко­номические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных со­циальных задач.

Реализация принципа возможна только на основе учета раз­нообразного влияния социальной среды.

Условиями реализации принципа являются:

• взаимосвязь воспитательных задач и задач социального развития демократического общества;

• координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на античность ребенка;

• обеспечение комплекса социально-педагогической помо­щи детям;

• ориентация педагогического процесса на реальные воз­можности социума;

• учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальные, региональные, типа поселения, особенности учебного заведения и т.д.);

• коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе от средств массовых коммуни­каций.

В практической деятельности педагога этот принцип отра­жается в следующих правилах:

— воспитательный процесс строится с учетом реалий соци­альных отношений, учитывая особенности экономики, поли­тики, духовности общества;

— школа не должна ограничивать воспитание ребенка свои­ми средствами, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;

— педагог должен корректировать негативное влияние на ребенка окружающей среды;

— все участники воспитательного процесса должны взаимо­действовать.

Принцип индивидуализации воспитания учащихсяпред­полагает определение индивидуальной траектории социаль­ного развития каждого ученика, выделение специальных за­дач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов лич­ности как в учебной, так и во внеучебной работе, предостав­ление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

Условиями реализации принципа индивидуализации явля­ются:

• мониторинг изменений индивидуальных качеств в ребенке;

• определение эффективности влияния фронтальных под­ходов на индивидуальность ребенка;

• выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;

• учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;

• предоставление возможности учащихся в самостоятель­ном выборе способов участия во внеучебной деятельнос­ти, а также выборе сферы дополнительного образования.

В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

— работа, проводимая с группой учеников, должна ориен­тироваться на развитие каждого из них;

— успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;

— осуществляя выбор воспитательного средства, необходи­мо пользоваться только информацией об индивидуальных ка­чествах;

— на основе взаимодействия с учеником педагог должен ве­сти поиск способов коррекции его поведения;

— постоянное отслеживание эффективности воспитательно­го воздействия на каждого ребенка определяет совокупность воспитательных средств, используемых педагогами.

Принцип социального закаливания детейпредполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют воле­вого усилия для преодоления негативного воздействия социу­ма, выработки определенных способов этого преодоления, адек­ватных индивидуальным особенностям человека, приобрете­ния социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлек­сивной позиции.

Существуют различные мнения об отношении к ученикам в процессе воспитания. Несомненно, что педагоги должны забо­титься о благополучии ученика, стремиться к тому, чтобы он был удовлетворен своим статусом, своей деятельностью, мог себя в большей степени реализовать в системе социальных от­ношений. При этом решение данных задач осуществляется по-разному, в широком диапазоне: от педагогической опеки, ба­зирующейся на авторитарном стиле воздействия, до полного от­странения от регулирования отношений воспитанника с окру­жающей средой.

Постоянный комфорт отношений приводит к тому, что че­ловек не может приспособиться к отношениям более сложным, менее для него благоприятным. При этом некоторые благопо­лучные референтные отношения воспринимаются им как долж­ное, как типичное, как обязательное. Формируется так назы­ваемое социальное ожидание благоприятных отношений как норма. Однако в обществе, в системе социальных отношений существуют в равном количестве или даже преобладают небла­гоприятные факторы, воздействующие на человека. (Напри­мер, подростки могут попасть под влияние преступного мира, не зная, как сопротивляться тем влияниям, которые этот мир оказывает на них.)

Условиями реализации принципа социального закаливания являются:

· включение детей в решение различных проблем соци­альных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (со­циальные пробы);

· диагностирование волевой готовности к системе соци­альных отношений;

· стимулирование самопознания детей, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуа­циях;

· оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

В педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

— проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;

— ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в сво­их отношениях с людьми: трудный путь к успеху —- залог ус­пешной жизни в дальнейшем;

— не только радость, но и страдания, переживания воспи­тывают человека;

— волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня.

— нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.

Принцип создания воспитывающей средытребует создания в учебном заведении таких отношений, которые бы формиро­вали социальность ребенка. Прежде всего важна роль идей о единстве коллектива школы, педагогов и учащихся, сплочении этого коллектива. В каждом классе, в каждом объединении должно формироваться организационное и психологическое единство (интеллектуальное, волевое и эмоциональное). Созда­ние воспитывающей среды предполагает взаимную ответствен­ность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в школе и социальном окру­жении доминируют творческие начала при организации учеб­ной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассмат­ривается учащимися и педагогами как универсальный крите­рий оценки личности и отношений в коллективе.

Реализация принципа возможна при следующих условиях:

  • выделение доминирующей цели коллектива, объединя­ющей педагогов и учащихся;
  • определение ведущей деятельности, являющейся значи­мой для всех членов коллектива;

· развитие детского самоуправления, инициативы и само­стоятельности детей и взрослых, создание разнообразных дет­ских объединений;

· формирование позитивного отношения к творчеству (вос­питывающая среда должна быть эвристической);

· неповторимость учебного заведения (каждая школа долж­на иметь свое лицо);

· наличие отношений «ответственной зависимости» (А.С. Макаренко) в среде педагогов и учащихся.

Этот принцип отражается в ряде правил организации педа­гогической деятельности:

— школа для ребенка должна быть родной, и он должен ощу­щать сопричастность к успехам и неудачам коллектива;

— педагоги и учащиеся — члены одного коллектива— по­могают друг другу;

— общая цель школы — цель каждого педагога и ученика;

— необходимо реально доверять детям, а не играть с ними в доверие;

— каждый в коллективе должен быть творцом отношений и новых дел;

— равнодушный педагог рождает равнодушных учащихся.
Перечисленные принципы, условия и правила отражают суть организации процесса социального воспитания в школе.

  • индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отно­шений;
  • групповая поддержка самого человека и его ближай­шей микросреды (семьи, школы, общины) в физичес­ком, психическом и социальном становлении индивиду­ально-творческих начал личности;
  • общественная защита прав каждого ребенка и взрос­лого на достойную жизнь в обществе независимо от его физического и умственного развития, социального ста­туса;
  • практическая забота о сохранении физического и пси­хического здоровья в данной микросреде;
  • последовательное развитие экологической, социальной, личностной и профессиональной компетентности юного человека;
  • организация разносторонней социально приемлемой груп­повой и досуговой деятельности (физической, познава­тельной, коммуникативной, рефлексивной, практической, индивидуально-творческой);
  • обеспечение и поддержка успешного субъект-субъект­ного взаимодействия подрастающего человека в окружа­ющем социокультурном пространстве;
  • обеспечение готовности юного человека к ответствен­ной самоорганизации, нравственному самостроитель­ству собственной жизни и собственной личности через организацию социального опыта самостоятельной дея­тельности и самодеятельного общения в контактной группе;
  • помощь в создании таких условий жизнедеятельности в микросреде, при которых, несмотря на особенности в физическом развитии, душевный срыв, личностную жизненную утрату или кризис, человек может жить, сохраняя чувство собственного дос­тоинства и уважения к себе окружающих людей;
  • реадаптация человека в изменившемся социуме посред­ством усиления степени его самостоятельности и само­контроля ситуации.

Наши рекомендации