Отличия деятельности человека от поведения животного
Отличие* | Пример проявления |
Взаимодействуя с окружающей средой, животное приспосабливается к ней. Человек же окружающую среду преобразует | В 1936 году в Чёрном каньоне завершилось строительство Плотины Гувера. Плотина является уникальным гидротехническим сооружением, обеспечивающим жителей Невады и Аризоны электричеством и защитой от наводнений. Бобры также строят плотины, но используют лишь природный материал, не изменяя структуру окружающей природы. |
Человек самостоятельно и осознанно ставит себе цели, животное же только подчиняется инстинктам | Известный русский биолог и селекционер И.В.Мичурин всю свою жизнь посвятил выведению новых сортов плодово-ягодных культур, видя в этом смысл своей жизни. |
В своём поведении животное руководствуется целесообразностью, а у людей деятельность носит целеполагающий характер** | Голливудский актёр Кристиан Бейл вопреки возможности нанести вред своему здоровью похудел на 28 кг за 4 месяца, чтобы получить главную роль в фильме «Машинист». В то же время большинство домашних животных не могут игнорировать «инстинкт запаса» и в случае постоянного нахождения еды в миске сразу же её едят. |
Человек воздействует на природу специальными средствами, усиливающими его физические возможности, животные же используют только части своего тела | На севере Чили в центральных Андах расположен самый большой в мире карьер – Чукикамата. Вырыть такое количество земли и горных руд позволило наличие экскаваторов и самосвалов, управляемых людьми. Ни одно животное в мире не способно на такие преобразования природы. |
Деятельность животного носит потребительский характер, а деятельность человека – творческий | См. таблицу «Отличия человека от животного». |
*См. тему 1.1 «Природное и общественное в человеке»
**Целеполагание – процесс выбора одной или нескольких целей, а также процесс выбора наиболее экономичных средств достижения этих целей.
Любая деятельность состоит из определённых структурных компонентов.
Мотив – отражение в сознании человека того, что побуждает его к деятельности, направляя её на удовлетворение определённых потребностей.
В качестве мотива может выступать:
· Чаще всего – потребности человека, но не всегда (см. тему 1.6 «Потребности человека»);
· Эмоции и чувства человека (ПРИМЕР: Александра на работе получила премию за выполнение плана. Обрадовавшись, она решила поделиться этой новостью со своим мужем);
· Социальные установки (ПРИМЕР: Евгений ненавидит свою работу менеджера среднего звена. Он не любит своего начальника, но вынужден ему улыбаться при встрече и смеяться над его шутками. Потому что так надо);
· Убеждения и идеалы человека (ПРИМЕР: А.С. Пушкин, чтобы отстоять честь своей жены, 27.01.1837 года вызвал Дантеса на дуэль).
Разберем на следующем примере связь структурных компонентов деятельности:
«Дедушка косит траву косой»
Структурный компонент деятельности | Структурный компонент по примеру |
Субъект | Дедушка |
Объект | Трава |
Мотив | Заготовить необходимое количество сена для прокорма коровы и лошади зимой |
Цель | Скосить всю траву на участке за день |
Методы и средства деятельности | Коса |
Процесс (действия) | Покос травы |
Результат | Заготовленное к зиме сено |
Виды деятельности
1. Труд* – вид деятельности, которая направлена на преобразование окружающего мира, развитие человека и достижение практически полезного результата.
*Понятие «труд» также используется в разделе экономики для обозначения фактора производства.
Особенности труда:
а) целесообразен и полезен (иначе – «Сизифов труд» или «мартышкин труд»);
б) предполагает наличие мастерства или каких-либо навыков (в противном случае навыки приобретаются в процессе трудовой деятельности);
в) развивает личность, формирует навыки и способности индивида.
2. Игра – вид деятельности, которая носит осмысленный непродуктивный характер и направлена на получение удовольствия от процесса.
Особенности игры:
а) происходит в условной ситуации (любая игра предполагает наличие правил);
б) используются замещающие предметы (например, для игры в «войнушку» нужны заменители реального оружия);
в) всегда способствует развитию каких-либо навыков человека (даже компьютерные игры способствуют развитию таких навыков, как умение работать в команде, скоро;
г) игра предполагает эмоциональное и волевое напряжение.
3. Учение – вид деятельности, направленная на получение знаний, умений, навыков.
Особенности учения:
а) учение может быть как организованным (в рамках социальных институтов, например, обучение в школе), так и неорганизованным (в виде самообразования);
б) учение тесно связано с получением образования (см. тему 1.12 «Образование, его значение для личности и общества»).
4. Общение – вид деятельности, при котором возникает контакт между индивидами, проявляющийся в обмене информацией, эмоциями и переживанием.
Особенности общения:
а) субъект и объект общения совпадают и обозначаются как субъекты общения (ПРИМЕР: В романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» диалог Онегина и Ленского привёл к скорой дуэли между ними*);
*Несмотря на то, что в данном примере оба субъекта общения являются вымышленными персонажами, такой пример вполне уместен на экзамене.
б) главным средством общения является язык (см. таблицу «Особенности мышления» выше);
в) общение бывает как непосредственным (ПРИМЕР: Алёна и Катя встретились в кафе обсудить планы на ближайшие выходные), так и опосредованным (т.е., с помощью специальных средств связи – телефона, интернета, письма, ПРИМЕР: В апреле 1564 года князь Андрей Курбский после бегства в Литву стал переписываться с российским царём Иваном IV).
г) основные функции общения:
№ | Функция и её сущность | Пример проявления |
Коммуникативная (общение осуществляет взаимосвязь людей) | В VI сезоне телесериала «Игра престолов Санса Старк отправила письмо Петиру Бейлишу с просьбой прислать ей подкрепление для штурма Винтерфелла. | |
Информационная (обмен информацией между индивидами) | 22 июня 1941 года В.М. Молотов объявил советским гражданам о начале Великой Отечественной войны. | |
Социализации (выработка навыков взаимодействия индивидов в обществе в соответствии с правилами поведения в обществе) | Андрей долгое время посещал школу ораторского мастерства и всегда мог убедить любого в своей правоте, даже если это было не так. Благодаря развитию навыков общения в будущем Андрей смог устроиться на высокооплачиваемую работу. | |
Психологическая (оказание эмоционального влияния на индивида) | Эллина долгое время комплексовала из-за своей внешности, пока друзья не объяснили ей, что с её внешностью всё в порядке, в отличии от самооценки. |
Классификация видов деятельности:*
Критерий сравнения | Виды деятельности |
Отношение человека к окружающему миру | · Практическая (материальная). Связана с производством и преобразованием окружающего мира; · Духовная (теоретическая). Связана с получением новых знаний и созданием духовных ценностей. |
Исторический процесс | · Прогрессивная/регрессивная (см. тему); · Созидательная/разрушительная. |
Социальные нормы (см. тему) | · Моральная/аморальная; · Законная/незаконная. |
Формы объединения людей (см. тему) | · Индивидуальная; · Групповая; · Массовая. |
Сферы общества (см. тему) | · Экономическая; · Политическая; · Социальная; · Духовная. |
Творчество – процесс деятельности, создающий принципиально новые материальные и духовные ценности.
1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности
Понятие «свобода» является многозначным, так как, с одной стороны, его значение интерпретировалось в разное время различным образом, с другой стороны, с этим понятием связываются многие другие.
Свобода – возможность индивида самому на основе сознания и понимания развития природы и общества определять свои жизненные цели и задачи, а также нести личную ответственность* за результаты своей деятельности.
*См. тему 5.3 «Понятие и виды юридической ответственности»
Необходимость – явление, которое обязательно должно произойти в конкретных условиях, то есть, закономерность, вытекающая из сущности вещей в определённых условиях.
Свобода и необходимость связаны друг с другом, так как ответ на вопрос «Свободен ли в своих действиях человек?» напрямую зависит от степени его необходимости. Исходя из этого суждения, существует две концепции связи свободы и необходимости.
Концепция и её суть | Пример проявления |
Фатализм (от лат. fatalis – определённый судьбой) – убеждённость в том, что все события неизбежны или предопределены, возможность осознанного выбора или случайности в действиях исключены | 1) Представители исламского течения джабаритов считают, что в жизни любой поступок предопределён, ссылаясь на Коран 33:36 «Не подобает верующему делать выбор решении какого-либо вопроса, когда этот вопрос решён Аллахом и Его посланником»; 2) Депутат Рязанской городской думы А.И. Барулин считает, что всё в нашей жизни предопределено, в том числе и «случайности». |
Волюнтаризм (от лат. voluntas – воля) – убеждённость в том, что индивид может оказывать непосредственное влияние на события, которые с ним происходят, то есть у индивида есть свобода выбора | В спорах один из аргументов Алеши Карамазова, героя романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» сводился к тому, что если Бога нет, то все позволено. То есть, после смерти человек за свое зло не будет наказан. Можно сказать, что с его точки зрения все атеисты были волюнтаристами. |
Следует признать, что обе концепции являются крайностями, которые вполне могут быть сопоставимы в реальной жизни. ПРИМЕР: Василиса на перемене решила перекусить в школьной столовой. У Василисы в кармане 30 рублей, на которые она может купить сосиску в тесте или пирожок с капустой. Выбор Василисы падает на пирожок. С одной стороны, выбор Василисы свободен, так как окончательное решение принимает она, с другой стороны, её выбор не свободен, так как она может выбирать только из двух доступных вариаций.