ЧЕЛОВЕК – СУЩЕСТВО БИОСОЦИАЛЬНОЕ

Биологическая сущность Социальная сущность
Человек – часть природы, обладает многими чертами животного: анатомия, физиология, биологические потребности. Человек становится таковым только в процессе социализации* в рамках человеческого социума. Социальные признаки человека могут быть сформированы только в обществе.
1. Способность к продолжению рода 2. Способность приспосабливаться к окружающей среде и природным условиям 3. Способность физического развития 4. Темперамент[2] 1. Способность накапливать знания и трудовые навыки 2. Способность видеть цель своих действий 3. Способность оценивать себя и других 4. Характер[3]

Таблица 3

*Социализация (от лат. socialis – общественный) – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе (см. тему 3.13 «Социализация индивида»).

Если человек воспитывается вне общества, то возможен феномен «диких детей» – человеческие дети, которые выросли в условиях крайней социальной изоляции – вне контакта с людьми с самого раннего возраста, не имели опыта социального поведения и общения. Например, Авейронский дикарь (Виктор из Авейрона, 1800 год) или Камала и Амала – две сестры из Индии (1920 год).Не следует подменять понятие «дикие дети» понятием «дети-Маугли», это будет ошибкой и на экзамене засчитываться в качестве аргумента не будет!

Индивид Индивидуальность Личность
Единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель природно-обусловленных свойств. Часто называют «индивидуумом». Неповторимое своеобразие проявления индивида, отличающих его от других индивидов (внешность, характер, темперамент), то есть человек рассматривается с учётом личных особенностей. человеческий индивид, является субъектом сознательной деятельности, обладающей социально-значимыми качествами.

Таблица 4

1) Сам себя человек может назвать личностью, но степень его социальной значимости определяет общество (социальное окружение);

2) Человек может стать личностью только в обществе;

3) Личностью не рождаются, а становятся в процессе социализации (см. тему 3.13 «Социализация индивида»).

Темы для эссе:

1. «Человек есть принципиальная новизна в природе». (Н.А. Бердяев)

2. «Человек вне общества или Бог или зверь». (Аристотель)

3. «Человек – нечаянная, прекрасная, мучительная попытка природы осознать самое себя». (В.М. Шукшин)

1.6. Потребности и интересы человека

Основные понятия: потребность, виды потребностей, эстетика, пирамида А. Маслоу

В процессе деятельности человеку необходимо удовлетворять возникающие потребности. Потребности являются основным источником активности живых существ. Фактически, с помощью потребностей живые существа осваивают окружающую среду. Чем больше потребностей у живого организма, тем более он активней. Из всех существ, обитающих на Земле, больше всего потребностей у человека. Чаще всего именно потребности являются мотивом любой человеческой деятельности.

Потребность – нужда человека в чём-либо, что составляет необходимое условие его существования.

Классификация потребностей 1:

Вид потребности (сущность) Пример
Биологические (естественные; физиологические; органические) Связаны со всем, что необходимо для существования и воспроизводства. 1) потребность в пище (ощутив чувство голода, Алексей зашёл в «Мастер-кебаб» и скушал шаверму); 2) потребность в тепле (с наступлением осенних холодов Пётр купил куртку потеплее); 3) потребность в гигиене (чтобы не отравиться шавермой в «Мастер-кебаб» Алексей тщательно вымыл руки перед едой).
Социальные Связаны с общественной (социальной) природой человека, то есть определяются принадлежностью человека к обществу. 1) потребность в общении (родители Алины уехали на дачу; чтобы не скучать в одиночестве Алина позвала в гости свою подругу, с которой они проболтали всю ночь); 2) потребность в общественной деятельности и общественном признании (Иван со своими коллегами по работе вышел на субботник, чтобы доказать окружающим своё небезразличное отношение к проблемам городской экологии). 3) потребность в вовлечении в производственную деятельность (Костя со своими одноклассниками на уроке труда сделал рукоять для топора 4) потребность быть включенным в семью и другие многочисленные социальные группы (Воспитанник детского дома Виталий женился на девушке Юли, создав крепкую дружную семью о которой он всегда мечтам)
Духовные (идеальные; познавательные; культурные) Связаны с познанием окружающего мира, самого себя, поиском смысла существования; то, что необходимо для развития человеческой индивидуальности и духовного мира. 1) потребность в знаниях (Евгения в поисках материалов для реферата по истории наткнулась на интересную статью в википедии, за изучением которой провела 3 часа); 2) потребность познавать окружающий мир (три раза в год Олег путешествует по странам Азии и Африки, так как ему доставляет удовольствие познавать новое о культуре этих стран); 3) потребность в ответе на вопросы о смысле жизни и понимании того, что будет после смерти (Ибрагим очень религиозен. Чтобы не попасть в ад после смерти Ибрагим старается вести праведную безгреховную жизнь. Целью своей земной жизни Ибрагим видит попадание в рай после смерти. 4) Потребность в гармонии и красоте (эстетические) (Роман работает педагогом, невежество учеников разрушает его духовный мир, чтобы как-то восстановить душевное равновесие Роман Валерьевич слушает классическую музыку и рассматривает репродукции картин любимых живописцев)

Таблица 5



Наши рекомендации