II. Блок «Познание» (гносеология или эпистемология) 6

Содержание

I. Блок «Человек» (философия человека) 2

1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции) 2

1.6 Потребности и интересы 3

3.13. Социализация индивида 3

1.5 Мышление и деятельность 4

1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность 5

II. Блок «Познание» (гносеология или эпистемология) 6

1.2 Мировоззрение, его виды и формы 6

1.3 Виды знаний 6

1.4 Понятие истины, её критерии 8

1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и

социально-гуманитарные науки 9

III. Блок «Общество» (социальная философия) 11

1.8 Системное строение общества: элементы и подсистемы 11

1.9 Основные институты общества 11

1.16 Понятие общественного прогресса 13

1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ) 15

1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблем) 16

IV. Блок «Культура» (культурология) 18

1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры 18

1.12 Образование, его значение для личности и общества 19

1.13 Религия 21

1.14 Искусство 22

1.15 Мораль 22

I. Блок «Человек» (философия человека)

Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Основные понятия: антропология, антропогенез, эволюция, креационизм, палеовизит, человек, творчество, социализация, индивид, индивидуальность, личность

Вопрос о собственном происхождении человека постоянно привлекал к себе внимание людей, так как понимание того, кто мы и откуда не менее важно, чем познание окружающего мира. Предпринималось множество попыток понять и объяснить происхождение человека. Именно поэтому существует множество теорий и концепций, отвечающих на вопрос о происхождении человека. Со временем появляется наука антропология, включающая в себя множество научных дисциплин, предметом которой является человек.

Антропология (от гр. anthropos – человек, logos – наука) – общее учение о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и физическом строении человека.

Процесс появления человека в рамках антропологии рассматривается в качестве антропогенеза.

Антропогенез (от гр. anthropos – человек, genesis – происхождение)–процесс исторического эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества.

Антропосоциогенез ( от греч.— anthro-pos — человек, лат.— societas общество и греч. gene-sis — происхождение) — процесс перехода от биологической формы движения материи к социальной, являющийся неразрывным единством превращения животного в человека и объединения животных в человеческое общество.

Концепции антропогенеза

Теории происхождения человека Сущность
Креационизм (религиозная теория; теологическая теория) Человек сотворён Богом или «Высшим разумом», предполагает наличие сверхъестественного начала. ПРИМЕР: «И сотворил Бог человека по образу своему, мужчину и женщину сотворил» (Библия 1:27-28).
Теория эволюции[1] (биологическая концепция) Ч. Дарвин Человек произошёл от общих с обезьянами предков путём накопления биологических изменений. ПРИМЕР: в ходе развития человек эволюционировал от Австралопитека до Хомосапиенса (человека-разумного).
Трудовая теория (Ф. Энгельс) В появлении человека большую роль сыграл труд, превративший человекоподобных предков в людей. ПРИМЕР: изменение кисти руки и прямохождение позволили человек оподобной обезьяне использовать орудия труда для преобразования окружающей среды.
Теория палеовизита (космическая концепция) Теория предполагает внеземное происхождение человека в ходе предположительного посещения Земли инопланетянами. ПРИМЕР: в фильме «Прометей» Ридли Скотта главные герои обнаруживают доказательства внеземного происхождения человека и отправляются на другую планету в поисках ответов на вопросы мироздания.
Теория мутаций (мутационная концепция) Приматы превратились в человека из-за природных радиоактивных аномалий. ПРИМЕР: в семье с родителями разных рас родился малыш-мулат, который унаследовал доминантные гены каждого из родителей.

Таблица 1

Человек –биосоциальное существо.

Природные предпосылки возникновения человека (без чего не было бы возможным развитие человека):

1) Прямохождение (хождение на двух конечностях);

2) Изменение строения кисти руки;

3) Изменение строения челюстной и черепной коробки.

Классификация интересов

I. По степени общности:
1. Индивидуальные (личные) Пояснение:
2. Групповые
3. Общественные
II. по содержанию
1. экономические
2. социальные
3. политические
4. духовные.
II. По уровню действенности
1. Активные
2. Пассивные

Темы для эссе:

1. «Без многого может человек обойтись, только не без человека». (Л. Берне)

2. «Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей». (Н.Г. Чернышевский)

Социализация индивида

Основные понятия: социализация, первичная социализация, вторичная социализация, ресоциализация, десоциализация, агенты социализации

На формирование личности значительное влияние оказывают факторы социальной среды. Сильное воздействие на процесс формирования личности оказывает групповой опыт и уникальный индивидуальный опыт индивида. Этот опыт приобретается в процессе социализации.

Социализация (от лат. socialis – общественный) – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.

Цели социализации:

1) Передача культурных норм и социального опыта.

ПРИМЕР: в семье Ивановых отец объяснил дочери, что её наряд на переводной экзамен выглядит слишком вульгарно, из-за этого экзаменаторы могут относиться к девочке предвзято и несправедливо. Девушка не послушала отца, а на экзамене получила «удовл», хотя прекрасно знала ответы. В будущем Иванова на экзамены одевалась скромно, помня о неудачном опыте прошлого;

2) Формирование у индивида навыков, необходимых для нормального функционирования в социуме (социальная адаптация).

ПРИМЕР: друзья Ивана крайне негативно отнеслись к тому, что он начал принимать наркотики, пригрозив ему тем, что не будут больше с ним общаться. Иван не смог «слезть с иглы» и вскоре заразился гепатитом С, от чего и умер в одиночестве, так и не став полноценным членом общества**.

** Данный пример показывает то, что происходит, если у индивида не могут сформироваться необходимые навыки поведения в обществе. Такие примеры также могут быть использованы в экзамене, однако, если есть возможность использовать типичные примеры, то нужно брать именно их.

Этапы социализации

Этап Пример
Начальный (с рождения до 7-8 лет, преимущественно в семье) Мама объяснила своей 5-летней дочери, что драться с другими детьми без причины недопустимо, а если дочь не прекратит – с ней никто не будет общаться.
Средний (от 7-8 до 18-20 лет, преимущественно в школе) 14-летний Егор стал замечать изменения в своем теле: появилась щетина, стал ломаться голос, а также после физических нагрузок Егор стал сильно и пахуче потеть. Последний момент сильно мешал окружающим, когда рядом был Егор, однако, в силу воспитания Егору замечаний не делали. Однажды после занятия физкультуры к Егору подошел тренер и объяснил, что пахнуть потом в общественных местах неприемлемо и нужно пользоваться дезодорантом. Егор послушал тренера и больше не мешал окружающим после физических нагрузок.
Завершающий (от 18-20 до смерти) После окончания ВУЗа Елена долгое время не могла найти работу по специальности до тех пор, пока не записалась на курсы риторики и ораторского мастерства. Сформированные на курсах навыки позволили Елене убеждать людей в своей правоте и незаменимости, что позволило ей быстро найти нужную работу.

Таблица 8

Виды социализации

Вид социализации Пример
Первичная (ранняя, начальная) социализация1: 1) характерна для ранних жизненных этапов (детство, юность); 2) осуществляется непосредственным социальным окружением (семья, друзья), связаны с индивидом тесными личными отношениями. После отдыха в летнем лагере 12-летняя Ирина стала подворачивать джинсы, так как ей объяснили, что это «модно и круто». Позже эта мода распространилась и на школьный класс Иры. Тех, кто джинсы не подворачивал модными не считали и с ними общались реже. Такие ребята стали выпадать из жизни класса и становились изгоями.
Вторичная социализация2: 1) характерна для поздних этапов жизни (зрелось, старость); 2) осуществляется опосредованным окружением человека, теми, кто связан формально-деловыми отношениями (коллеги по работе, полицейские, СМИ) Физик-ядерщик Сун Хо Ли из-за низкой заработной платы и скудных условий проживания решил переехать из Китая в Российскую Федерацию. В России Сун Хо Ли сразу был принят на работу ведущим специалистом и сразу смог улучшить свои жилищные условия, получив трёхкомнатную квартиру от предприятия.
Ресоциализация – процесс усвоения индивидом новых способов действий, установок, умений, правил вместо прежних. Арсений всегда любил поспать. Поэтому довольно часто прогуливал первые и вторые уроки в школе, несмотря на замечания и просьбы родителей. Но, провалив ЕГЭ, Арсения призвали в армию, где он быстро научился вставать в 6:00 по команде «Рота подъем!» и выполнять приказы старших по званию.
Десоциализация– утрата индивидом социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и самореализации в негативном контексте. После серьезных семейных неурядиц и проблем на работе Олег стал часто выпивать крепкие спиртные напитки. Через некоторое время незаметно для себя Олег стал безработным алкоголиком. Он пропил все свои сбережения, продал квартиру и стал бездомным. Чтобы хоть как-нибудь выжить Олег начал воровать и грабить.

Таблица 9

1 Первичная социализация – вид социализации, для которого характерно приобретение индивидом общекультурных знаний, присвоение начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей.

2 Вторичная социализация – вид социализации, для которого характерно развитие индивида/личности в узком направлении, связанное главным образом с обретением профессии.

Основные фазы социализации

II. Блок «Познание» (гносеология или эпистемология) 6 - student2.ru

Таблица 10

Множество факторов оказывают влияние на процесс социализации индивида. Всё, что влияет на этот процесс, обозначается понятием «Агенты социализации».

Агенты социализации– люди и учреждения, ответственные за обучение индивида культурным нормам и усвоение им социальных ролей.

Виды агентов социализации

Вид агента Пример
Первичная социализация
Семья (первичная социализация) С раннего детства отец Вероники прививал ей любовь к спорту: он соорудил шведскую стенку в квартире, смотрел с ней соревнования по телевизору, бегал с Вероникой по утрам. Когда Веронике исполнилось 12 лет, отец отдал её в конноспортивный клуб «Мустанг», где она стала чемпионкой России.
Друзья (ближайшее социальное окружение) Лучшие друзья Аркадий и Пётр пошли на дискотеку. Пётр предложил познакомиться с девушками, но, сославшись на застенчивость и отсутствие опыта, Аркадий отказался. Тогда Пётр взял инициативу в свои руки и объяснил Аркадию как правильно себя вести в данном случае. На той дискотеке Аркадий познакомился со своей будущей женой.
Вторичная социализация
Образование (школа, ВУЗ) Закончив школу с золотой медалью, Вера смогла поступить в СПБГУ на Юридический факультет и в дальнейшем сделать карьеру успешного юриста**.
СМИ (в том числе и интернет) Под фотографиями, которые Дмитрий выкладывал на своей страничке социальной сети «Вконтакте», было много комментариев и «лайков». Одобрительные комментарии и «лайки» были в основном под фотографиями, на которых Дмитрий танцевал брейк-данс или рисовал граффити. Из этого Дмитрий сделал выводы, чем стоит заниматься, чтобы быть принятым в обществе и иметь широкий круг общения.
Коллеги по работе Настя работает распространителем агитационных материалов в политической партии «ЛДПР». Её однопартийцам нравится то, с каким рвением Настя выполняет партийные задания, поэтому всячески ей помогают и подсказывают, как поступать в той или иной ситуации. Со временем Настя стала успешным партийным лидером и смогла получить на выборах мандат регионального депутата.
Государство (в лице своих институтов – полиции, армии и т.д.) Александр, достигнув возраста 18 лет, в соответствии с законами РФ был призван на прохождение срочной службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации. Но Александр не собирался служить и решил «откосить» от армии. Из-за своего уклонения Александр не смог найти хорошую работу, не смог оформить заграничный паспорт и был вынужден постоянно озираться сотрудников правоохранительных органов, пока ему не исполнилось 27 лет.

Таблица 11

** Данный пример не является составным, как другие, приведённые в нашем конспекте. Тем не менее, такие примеры также являются верными с точки зрения критериев проверки экзамена и ими можно смело пользоваться.

Темы для эссе:

1. «Человек может обрести себя, прийти к знанию своей индивидуальности исключительно через посредника – социальную жизнь». (Э. Кассирер)

2. «Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них – родиться в нужной семье». (Д. Трамп)

3. «В ходе социализации личность выступает как субъект и объект этого процесса». (Н. Мельникова)

1.5 Мышление и деятельность

Информация, которую человек получает из окружающего мира, позволяет представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствии их самих, предвидеть результат своих взаимодействий с этим предметом. Всё это возможно благодаря процессу мышления.

Мышление – активный процесс субъективного отражения объективного мира в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Особенности мышления

Особенность Пример проявления
Мышление неразрывно связано с языком, так как любая человеческая мысль должна быть сформулирована и обозначена специальными понятиями На уроке обществознания Виктор Геннадьевич попросил учеников закрыть глаза, представить самолёт и описать его. Все ученики представляли и описывали примерно одно и то же. Однако когда учитель попросил представить себе «абракадабру», представления и описания учеников резко разнились друг с другом.
Мышление всегда имеет опосредованный характер. В процессе установки связей и отношений между вещами, человек опирается не только на свои ощущения, но и на свой прошлый опыт, который сохранился в его памяти. С помощью мышления человек устанавливает причинно-следственные связи Полина, увидев утром за окном мокрые улицы и крыши домов, пришла к выводу, что ночью шёл дождь. Полина сделала такой вывод на основании своего опыта, так как девочка раньше уже наблюдала подобные события.
Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах явлений, то есть носитопосредованный характер. Человеку не нужно заново выводить уже имеющиеся законы явлений, достаточно пользоваться уже имеющимися Полина дважды просыпалась ночью из-за стука дождя по крыше. На этом основании Полина сделала вывод, что на улице шёл ливень, следовательно, утром вся улица будет мокрой.
Мышление человека формируется в процессе человеческой деятельности, так как опирается на собственный практический опыт человека или же на чужой 5-лений Олег получил удар током после того, как засунул гвоздь в розетку. После этого случая Олег и близко не подходил к ней. Друзья Олега же, используя его опыт, даже не помышляли о том, чтобы засунуть в розетку что-либо.

Деятельность – это форма человеческой активности, регулируемая сознанием, направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Виды деятельности

1. Труд* – вид деятельности, которая направлена на преобразование окружающего мира, развитие человека и достижение практически полезного результата.

*Понятие «труд» также используется в разделе экономики для обозначения фактора производства.

Особенности труда:

а) целесообразен и полезен (иначе – «Сизифов труд» или «мартышкин труд»);

б) предполагает наличие мастерства или каких-либо навыков (в противном случае навыки приобретаются в процессе трудовой деятельности);

в) развивает личность, формирует навыки и способности индивида.

2. Игра – вид деятельности, которая носит осмысленный непродуктивный характер и направлена на получение удовольствия от процесса.

Особенности игры:

а) происходит в условной ситуации (любая игра предполагает наличие правил);

б) используются замещающие предметы (например, для игры в «войнушку» нужны заменители реального оружия);

в) всегда способствует развитию каких-либо навыков человека (даже компьютерные игры способствуют развитию таких навыков, как умение работать в команде, скоро;

г) игра предполагает эмоциональное и волевое напряжение.

3. Учение – вид деятельности, направленная на получение знаний, умений, навыков.

Особенности учения:

а) учение может быть как организованным (в рамках социальных институтов, например, обучение в школе), так и неорганизованным (в виде самообразования);

б) учение тесно связано с получением образования (см. тему 1.12 «Образование, его значение для личности и общества»).

4. Общение – вид деятельности, при котором возникает контакт между индивидами, проявляющийся в обмене информацией, эмоциями и переживанием.

Особенности общения:

а) субъект и объект общения совпадают и обозначаются как субъекты общения (ПРИМЕР: В романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» диалог Онегина и Ленского привёл к скорой дуэли между ними*);

*Несмотря на то, что в данном примере оба субъекта общения являются вымышленными персонажами, такой пример вполне уместен на экзамене.

б) главным средством общения является язык (см. таблицу «Особенности мышления» выше);

в) общение бывает как непосредственным (ПРИМЕР: Алёна и Катя встретились в кафе обсудить планы на ближайшие выходные), так и опосредованным (т.е., с помощью специальных средств связи – телефона, интернета, письма, ПРИМЕР: В апреле 1564 года князь Андрей Курбский после бегства в Литву стал переписываться с российским царём Иваном IV).

г) основные функции общения:

Функция и её сущность Пример проявления
Коммуникативная (общение осуществляет взаимосвязь людей) В VI сезоне телесериала «Игра престолов Санса Старк отправила письмо Петиру Бейлишу с просьбой прислать ей подкрепление для штурма Винтерфелла.
Информационная (обмен информацией между индивидами) 22 июня 1941 года В.М. Молотов объявил советским гражданам о начале Великой Отечественной войны.
Социализации (выработка навыков взаимодействия индивидов в обществе в соответствии с правилами поведения в обществе) Андрей долгое время посещал школу ораторского мастерства и всегда мог убедить любого в своей правоте, даже если это было не так. Благодаря развитию навыков общения в будущем Андрей смог устроиться на высокооплачиваемую работу.
Психологическая (оказание эмоционального влияния на индивида) Эллина долгое время комплексовала из-за своей внешности, пока друзья не объяснили ей, что с её внешностью всё в порядке, в отличии от самооценки.

Классификация видов деятельности:*

Критерий сравнения Виды деятельности
Отношение человека к окружающему миру · Практическая (материальная). Связана с производством и преобразованием окружающего мира; · Духовная (теоретическая). Связана с получением новых знаний и созданием духовных ценностей.
Исторический процесс · Прогрессивная/регрессивная (см. тему); · Созидательная/разрушительная.
Социальные нормы (см. тему) · Моральная/аморальная; · Законная/незаконная.
Формы объединения людей (см. тему) · Индивидуальная; · Групповая; · Массовая.
Сферы общества (см. тему) · Экономическая; · Политическая; · Социальная; · Духовная.

Творчество – процесс деятельности, создающий принципиально новые материальные и духовные ценности.

1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Понятие «свобода» является многозначным, так как, с одной стороны, его значение интерпретировалось в разное время различным образом, с другой стороны, с этим понятием связываются многие другие.

Свобода – возможность индивида самому на основе сознания и понимания развития природы и общества определять свои жизненные цели и задачи, а также нести личную ответственность* за результаты своей деятельности.

*См. тему 5.3 «Понятие и виды юридической ответственности»

Необходимость – явление, которое обязательно должно произойти в конкретных условиях, то есть, закономерность, вытекающая из сущности вещей в определённых условиях.

Свобода и необходимость связаны друг с другом, так как ответ на вопрос «Свободен ли в своих действиях человек?» напрямую зависит от степени его необходимости. Исходя из этого суждения, существует две концепции связи свободы и необходимости.

Концепция и её суть Пример проявления
Фатализм (от лат. fatalis – определённый судьбой) – убеждённость в том, что все события неизбежны или предопределены, возможность осознанного выбора или случайности в действиях исключены 1) Представители исламского течения джабаритов считают, что в жизни любой поступок предопределён, ссылаясь на Коран 33:36 «Не подобает верующему делать выбор решении какого-либо вопроса, когда этот вопрос решён Аллахом и Его посланником»; 2) Депутат Рязанской городской думы А.И. Барулин считает, что всё в нашей жизни предопределено, в том числе и «случайности».
Волюнтаризм (от лат. voluntas – воля) – убеждённость в том, что индивид может оказывать непосредственное влияние на события, которые с ним происходят, то есть у индивида есть свобода выбора В спорах один из аргументов Алеши Карамазова, героя романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» сводился к тому, что если Бога нет, то все позволено. То есть, после смерти человек за свое зло не будет наказан. Можно сказать, что с его точки зрения все атеисты были волюнтаристами.

Следует признать, что обе концепции являются крайностями, которые вполне могут быть сопоставимы в реальной жизни. ПРИМЕР: Василиса на перемене решила перекусить в школьной столовой. У Василисы в кармане 30 рублей, на которые она может купить сосиску в тесте или пирожок с капустой. Выбор Василисы падает на пирожок. С одной стороны, выбор Василисы свободен, так как окончательное решение принимает она, с другой стороны, её выбор не свободен, так как она может выбирать только из двух доступных вариаций.

Компоненты мировоззрения

Компонент мировоззрения Пример проявления
Знания (познавательный компонент), полученные человеком в процессе жизнедеятельности. Житейские знания помогают ориентироваться в обыденной жизни, научные знания позволяют выявлять причинно-следственные связи в полученных фактах** Иван часто обзывал своих одноклассников ругательными словами. С нового учебного года к Ивану в класс перевели новичка. После первого же оскорбления новичок, будучи чемпионом города по боксу, быстро поставил Ивана на место резким хуком справа. С тех пор Иван знает, что оскорблять незнакомых людей нельзя.
Социальные нормы, убеждения и принципы индивида (ценностный компонент) (которые могут противоречить здравому смыслу) В романе в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» главный герой мстит Ленскому из-за обмана, провоцируя дуэль, на которой Ленский погибает. Ленский не мог не вызвать на дуэль Онегина, так как для порядочного человека дуэль оказывалась единственным средством защитить свою честь и честь своих близких.
Поступки человека (деятельностный компонент), так как человек через поступки выражает своё отношение к миру Согласно библейской традиции один из двенадцати апостолов Иисуса Христа Иуда Искариот предал своего учителя за 30 сребреников. Из-за предательства Иисус был распят на Голгофе. В предательстве Иуды проявилась неустойчивость его мировоззрения, превосходство материального над духовным.
Эмоции человека (эмоциональный компонент), которые связаны с чувствами и переживаниям В пьесе А.Н.Островского «Бесприданница» главная героиня Лариса Дмитриевна призналась бывшему жениху Карандышеву в том, что он для неё слишком мелок и ничтожен и в том, что она готова променять бывшего жениха на статус любовницы у богатого дельца, поехав с ним в Париж. В порыве эмоций Карандышев со словами «Так не доставайся же никому!» выстрелом убивает Ларису.

** См. тему 1.3 «Виды знаний»

Деление на эти типы компонентов весьма условно: в чистом виде компоненты никогда не существуют, так как реализуются друг через друга.

Уровни познания

Уровень познания и его особенности Формы познания Пример проявления
Чувственное познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). 1) 1) Ощущение 2) Восприятие 3) Представление  
Рациональное познание – познание посредством мышления и разума. 1) Понятие 2) Суждение 3) Умозаключение  

Виды познания

1. Житейское (обыденное) познание;

2. религиозное (мифологическое);

3. научное;

4. художественное (человек познает через художественный образ);

5. общественное;

6. философское.

Ни одно из этих познаний не является сформированным, и могут реализоваться и через друга.

Чувственная и рациональная формы познания

Чувственное познание Рациональное познание
Чувственное познание – познание посредством органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Рациональное познание – познание с помощью разума, мышления.
II. Блок «Познание» (гносеология или эпистемология) 6 - student2.ru НЕЛЬЗЯ ПЕРЕСТУПИТЬ ЧЕРЕЗ СТУПЕНЬ! II. Блок «Познание» (гносеология или эпистемология) 6 - student2.ru НЕЛЬЗЯ ПЕРЕСТУПИТЬ ЧЕРЕЗ СТУПЕНЬ!
Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, процесса или явления. Восприятие – чувственный образ предмета, процесса или явления. Представление – чувственно наглядный образ предмета, процесса или явления, оставшийся в памяти. Весь процесс происходит за секунды. Понятие – отражение существенных свойств предмета, процесса или явления. Суждение – сочетание понятий, одно из которых – субъект – определяется и раскрывается через другое – предикат. Умозаключение – мыслительный процесс, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых посылами, выводится новое суждение, называемое заключением, или следствием.Типы умозаключения: · индуктивное (от частного к общему); · дедуктивное (от общего к частному); · по аналогии.
Особенности чувственного познания: 1. Непосредственность и наглядность (нужно чувствовать или видеть чтобы познать). 2. Предметность и целенаправленность (холодное – это холодно). 3. Воспроизводит внешние свойства. Особенности рационального познания: 1. Опора на результаты чувственного познания. 2. Абстрактность и объективность. 3. Воспроизведение внутренних законов и связей.

Знание является единством чувственного и рационального познания, то есть без чувственного познания мир практически непознаваем (если ты слеп и глух, то тебе тяжело будет познавать мир, ну и если чел тупой, то ему будет крайне сложно познавать мир).

Интуиция–получение какого-либо знания в результате озарения , т.е. непонятным способом. Интуиция бывает:

1. Мистическая (религиозное откровение; дежавю).

2. Интеллектуальная (открытие Менделеевым таблицы Менделеева)

Знание–результат познавательной деятельности (знание как результат познания).

Смысл термина «знание»

1. Знание, как способность или умение (я знаю карате)

2. Знание ,как познавательное значение информации (я знаю как достать марихуану)

3. Знание ,как особая познавательная единица = знание, как смекалка

Виды знания

1. Житейское – строится на здравом смысле и личном опыте. (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании)

2. Научное – строится на понятиях. (Понимание действительности в ее прошлом, на-стоящем и будущем, достоверное обобщение фактов).

3. Религиозное (мифологическое) – базируются на восприятии верой.

4. Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении.

5. Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.

6. Философское постижение мира – высшая форма теоретического познания.

Понятие истины, её критерии

Истина – знание, которое соответствует своему предмету и совпадает с ним.

II. Блок «Познание» (гносеология или эпистемология) 6 - student2.ru II. Блок «Познание» (гносеология или эпистемология) 6 - student2.ru ИСТИНА II. Блок «Познание» (гносеология или эпистемология) 6 - student2.ru

ОБЪЕКТИВНАЯ СУБЪЕКТИВНАЯ

(Не зависит от человека (Зависит от человека

и человечества в целом) и человечества)

Основные свойства истинны

1) Истина есть некий процесс, но не одноразовый акт познания формулировки конкретного вопроса (истина познаётся долго).

2) Истина всегда конкретна (Т.е связана с конкретным местом и конкретным временем)

3) Истина всегда едина, то есть включает в себя 3 аспекта:

а) объективный;

б) абсолютный;

в) относительный.

Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина Относительная истина
Исчерпывающие, достоверные знания, которые никак не могут быть опровергнуты. Абсолютная истина – раз и навсегда. Например: любые аксиомы и законы физики (земля шарообразна). tкипения воды = 100°C. Неполные, неточные знания. Например: Солнце вращается вокруг Земли – относительная истина, так как недостаточно информации, чтобы опровергнуть или доказать это. Относительная истина ограничена: - уровнем развития конкретного человека; - средствами и методами познания; - уровнем развития общества. Со временем относительная истина или опровергается (Земля плоская) или становиться абсолютной.

Таким образом, разница между абсолютной и относительной истиной в степени точности и полноты отражения действительности.

Понятие «ложь»

1. Ложь, как заблуждение (несознательное искажение действительности). Заблуждение играет большую роль в истории науки, так как заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены, либо становятся истиной. Соответственно заблуждения способствуют новым критериям.

2. Ложь, как преднамеренный акт (преднамеренная ложь – сознательное искажение действительности).

Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения.

Критерии истины

1.Соответствие законам логики. Например, Петров создал вечный двигатель.

2. Соответствие ранее открытым законам науки

3. Соответствие фундаментальным законам. Например, закон сохранения энергии

4. Практика – система деятельности людей , направленная на преобразования окружающей действительности.

Формы практики:

А) труд (материальное производство);

Б) в качестве социальных действий (реформа, революция);

В) как научный эквивалент

Функции практики:

1. Как источник познания;

2. как основа познания;

3. как цель познания;

4. как критерий истины.

Другие определения истины:

· Истина как то, что подтверждено практическим опытом.

· Истина как соответствие знаний действительности.

· Истина как некое соглашение между людьми (конвенция), например, стул называть СТУЛОМ, а не диваном.

· Истина как свойство самосогласованности знаний, когда несколько наук или разные положения в одной науке приходят к одному выводу.

Развитие Научного знания

1. Постепенное развитие науки II. Блок «Познание» (гносеология или эпистемология) 6 - student2.ru
2. Развитее науки через научные революции (какие-либо открытия, менявшие представления мира), то есть через смену парадигм. Парадигма – господствующая в обществе система представлений о мире (религиозная парадигма). II. Блок «Познание» (гносеология или эпистемология) 6 - student2.ru
3. Развитее науки через интеграцию и дифференциацию   II. Блок «Познание» (гносеология или эпистемология) 6 - student2.ru II. Блок «Познание» (гносеология или эпистемология) 6 - student2.ru  
  1. Процесс дифференциации
 
II. Блок «Познание» (гносеология или эпистемология) 6 - student2.ru 1. Археология 2. Искусство 3. Музеология могут быть отдельными 4. Геральдика науками из истории
5. Развитее науки через приближение к познавательным стандартам математике (существуют общие стандарты для всех наук, которые образуются на практике)  

Функции науки;

1. Культурно-мировоззренческая. Например, после решения задачи по физике, ученик 8 класса перестал верить в Бога).

2. Познавательно-объяснительная

Уровни научного познания

       
  II. Блок «Познание» (гносеология или эпистемология) 6 - student2.ru

Наши рекомендации