Педагогические основы взаимодействия
Школы и семьи
Взаимодействие школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:
- единым объектом (субъектом) воспитания;
- общими целями и задачами воспитания детей;
- возможностью всестороннего изучения детей и координации влияний на их развитие;
- необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;
- возможностью объединения усилий школы и семьи в решении проблем ребенка;
- возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.
Основой взаимодействия школы и семьи является общая цель: обеспечить формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей.
Сотрудничество педагогов и семьи направлено на решение следующихобщих задач воспитания детей:
· обеспечение качественного образования учащихся;
· развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;
· формирование нравственности и культуры поведения у учащихся;
· подготовка школьников к семейной жизни;
· формирование потребности в здоровом образе жизни.
Для достижения указанной цели и общих задач воспитания необходимо решитькомплекс частных педагогических задач.
В работе с детьми:
· воспитание уважительного, заботливого отношения к родителям;
· формирование ответственности за свои поступки перед семьей;
· воспитание чувства гордости за семью, стремление поддерживать и развивать лучшие семейные традиции.
В работе с родителями:
· формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;
· формирование субъектной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;
· формирование психолого-педагогической культуры родителей;
· развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми.
В работе с педагогами:
· формирование понимания значимости сотрудничества с семьей, роли педагогов в формировании гуманных взаимоуважительных отношений между родителями и детьми;
· формирование у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями;
· освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.
Развитие взаимодействия школы и семьи зависит также от решения ряда организационно-управленческих задач:
· проведение всех воспитательных мероприятий в школе и классе с участием родителей;
· обеспечение системы психолого-медико-педагогического просвещения родителей;
· организация методической работы с педагогами по проблеме взаимодействия с семьей;
· разработка и обеспечение системы стимулирования взаимодействия участников воспитательного процесса;
· организация работы родительского комитета, поднятие его престижа и роли в решении вопросов жизнедеятельности коллектива школы.
В Федеральном государственном образовательном стандартеобщего образования подчеркивается необходимость участия родителей (законных представителей) в разработке основной образовательной программы, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся
Главной идеей развития взаимодействия является признание и обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса.
Реализация этой идеи означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность.
Субъектная позиция родителей и детей в учебно-воспитательном процессе является результатом и условием развития взаимодействия педагогов и семьи. Важнейшимиусловиями формирования субъектной позициив любом виде деятельности являются:
· осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, смотивированность на предстоящую работу;
· включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной деятельности;
· овладение способами проектирования собственной деятельности;
· предоставление возможности принимать самостоятельные решения;
· ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе;
· привлечение родителей и детей к анализу собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии.
Следующей идеей развития взаимодействия педагогов и семьи является организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей, что предполагает:
- формирование положительной установки у взаимодействующих сторон на совместную работу;
- осуществление совместного целеполагания, планирования, организации и подведения итогов деятельности;
- определение творческих задач и совместный поиск путей их решения;
- использование методики организации коллективной творческой деятельности.
Названные идеи предусматривают реализацию следующих принципов.
Принцип гуманистической ориентации во взаимодействии с семьей, который предполагает следующее:
· выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
· опору на положительные стороны родителей и детей,
· раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;
· доверие ребенку и родителям;
· принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;
· подход с оптимистической гипотезой к семье, родителям, ребенку, к решению возникающих проблем;
· принятие, учет традиций семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;
· восприятие, оценку поступков ребенка как представителя семьи, носителя интересов семьи;
· обеспечение единства педагогических влияний на ребенка, влияний детского коллектива педагогов и родителей;
· заинтересованное отношение к судьбе ребенка, проблемам семьи, защиту интересов ребенка и семьи, помощь в решении проблем;
· обеспечение свободы совести, вероисповедания ребенка и родителей;
· содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;
· заботу о здоровье ребенка, о здоровом образе жизни семьи;
· создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о семье, детях, родителях.
Принцип интеграции и дифференциации целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей. Этот принцип требует:
· обеспечения взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ребенка, его достижениях и трудностях, выявления общих проблем для решения;
· определения, с одной стороны, общих задач воспитания детей, которые объединят усилия педагогов и родителей, а с другой стороны, конкретизации задач для каждой из взаимодействующих сторон;
· с одной стороны, объединения усилий в достижении общих целей, в решении главных проблем ребенка, а с другой, распределения ролей, функций, ответственности, обязанностей между педагогами, родителями, детьми;
· совместного принятия решений, согласованности действий при выполнении решений, затрагивающих интересы взаимодействующих сторон;
· соблюдения обязательств, договоренностей, соглашений каждым участником педагогического процесса;
· согласованности требований к ребенку школы и семьи;
· проведения всей воспитательной работы с привлечением родителей;
· ориентации не только на воспитательную работу с учащимися, но и организацию взаимодействия с семьей, развитие отношений между родителями и детьми;
· согласованности педагогических действий классных руководителей, учителей, психологов, социальных педагогов, администрации в работе с семьей.
Принцип управления взаимодействием школы и семьи.Этот принцип означает:
· изучение состояния, отслеживание результатов взаимодействия педагогов и семьи на уровне школы и в классных коллективах;
· выявление трудностей, проблем взаимодействия педагогов и семьи и отбор педагогических средств его регулирования;
· организацию изучения и обобщения передового опыта взаимодействия педагогов и семьи;
· пропаганду лучших достижений взаимодействия педагогов и семьи, родителей и детей;
· подготовку педагогов, учащихся и родителей к совместной деятельности;
· создание благоприятной атмосферы, обстановки для установления контактов при организации совместной деятельности;
· оказание методической помощи педагогам и родителям в организации взаимодействия на всех уровнях: в классе и школе; между педагогами и родителями, родителями и детьми;
· стимулирование взаимодействия школы и семьи.
Содержание и формы совместной деятельности школы и семьи
Одна из задач школы – это создание условий для развития ребенка и отношений в семье. Основным средством ее решения является совместная деятельность родителей и детей, которая может быть организована в различных формах. Одной из основных является классное собрание. Здесь обсуждаютсяпроблемы, отражающиеобщие интересы родителей и детей. Важен демократизм встречи, добровольность участия, учет пожеланий участников собрания. Это разговор равноправных, заинтересованных людей. Собрание проходит особенно активно и заинтересованно, если используется работа по группам, выполнение ими творческих заданий, решение проблемных вопросов, обсуждение ситуаций из жизни класса. Собрание может проходить в виде конференции, диспута, коллективного творческого дела. На первом этапе, чтобы избежать давления друг на друга, иметь независимые точки зрения, сориентироваться прежде всего на интересы и потребности детей, полезно при обсуждении и выработке решений формировать группы отдельно педагогов, учащихся и родителей.
Назовем направления и перечислим некоторые формы совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов, используемые в практике. Методическая инструментировка их может быть различной, она определяется самими участниками работы.
1.Развитие познавательных интересов, творческой активности учащихся:
· творческие отчеты по предметам, раскрывающие достижения учащихся, показывающие особенности труда, индивидуального стиля педагогов;
· дни открытых уроков, проводимых в нетрадиционной форме, которые показывают мастерство учителя, раскрывают способности детей, завершаются обсуждением и анализом учебной деятельности учащихся;
· познавательные конкурсы между родителями и детьми (или семейными командами);
· общественный смотр знаний, предмет и тематика которого определяются совместно учителем, детьми и родителями (учитель составляет задания, помогает формировать группы, организовать подготовительную работу, родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, входят в состав жюри и болельщиков);
· праздник знаний и творчества, предполагающий защиту семейных проектов по предметам, выполнение творческих заданий микрогруппами (семейными или смешанными);
· турниры знатоков – количество групп соответствует количеству туров; каждая группа является организатором одного тура и участником всех остальных, турнир по одной теме или по разным (тему выбирает сама группа);
· учебные занятия с участием родителей;
· участие родителей в организации и работе факультетов, предметных кружков;
· совместные классные собрания по итогам учебной работы, анализу учебной деятельности учащихся, тематических собраний-дискуссий по проблеме учебы, например, «Что значит хорошо учиться?», «Как сделать учебу интересной?», «Зачем мы учимся?» и т.п.;
· деловые игры в старших классах по формированию способности ориентироваться в реальном мире;
· участие родителей и детей в обсуждении вопросов отбора дополнительных тем, предметов для изучения.
2.Воспитание трудолюбия, подготовка к сознательному выбору профессии:
· выявление профессиональных интересов и склонностей детей с использованием различных методик;
· организация встреч со специалистами в зависимости от профессиональных интересов детей;
· организация родителями экскурсий на предприятия;
· проведение классных собраний-дискуссий по профориентации «Как выбирать профессию?», «Что значит быть успешным в жизни?», «Как стать конкурентоспособным на рынке труда?» и др.;
· организация встреч-бесед с родителями «Как я выбирал профессию?», «Что значит для меня моя профессия»;
· оказание помощи ребенку в составлении плана подготовки к своей будущей профессиональной деятельности;
· проведение коллективного творческого дела «Защита профессии» с учетом профессиональных интересов детей и малоизвестных, но востребованных профессий;
· организация совместных трудовых дел (оформление, озеленение, ремонт кабинетов, посадка деревьев, озеленение микрорайона, благоустройство школьного двора, создание спортивной площадки и т.д.).
3.Формирование у детей нравственности, культуры поведения:
· знакомство детей с различными этическими понятиями в семье, в учебной и внеучебной деятельности;
· обсуждение нравственных проблем с детьми, возникающих в повседневной жизни;
· просмотр, обсуждение фильмов;
· подготовка концертов, спектаклей;
· проведение «Дня радости»;
· проведение дискуссий, классных собраний по проблемам нравственности, например: «О доброте и милосердии», «Современный человек. Какой он?», «О дружбе и друзьях» и др.;
· проведение акций по оказанию помощи престарелым;
· организация встреч с интересными людьми;
· организация и проведение экскурсий в музеи; культурные центры;
· организация «Школы гражданина», занятия в которой проводятся с участием родителей.
4.Подготовка учащихся к семейной жизни:
· создание клуба семейных встреч, цель которого - знакомство с интересными семьями, увлечениями членов семьи, их досугом, трудом;
· организация «Школы будущего семьянина», цель которой - знакомство учащихся с различными аспектами создания семьи, освоение различных семейных ролей, изучение психологических, экономических, юридических, физиологических вопросов;
· обсуждение проблем на классном собрании «Идеальная современная семья», «От чего зависит семейное счастье» и др.;
· проведение конкурса «Мужчины на поверке» (между мальчиками и отцами), «Конкурса богатырей» (между отцами, дети помогают);
· организация конкурсов «Юная хозяйка» (для девочек, при поддержке мам), «Я и моя бабушка»;
· организация занятий по приобретению навыков ведения домашнего хозяйства (родители делятся своими секретами);
· проведение «Конкурса рыцарей и дам».
5.Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни:
· организация просвещения детей и родителей по проблемам сохранения здоровья;
· систематическая диагностика состояния здоровья детей;
· пропаганда здорового образа жизни на учебных и внеклассных занятиях;
· систематическое изучение вопросов валеологии в рамках занятий по физической культуре;
· определение наиболее благоприятного режима дня, труда и отдыха для каждого ребенка;
· устройство детей в секции, спортивные коллективы;
· организация профилактики отклонений от здорового образа жизни (встречи с наркологами, психологами, сексологами и др.);
· проведение Дней здоровья, спортивных соревнований (семейных, командных);
· организация туристических слетов, походов.
Особе внимание необходимо обратить на эмоциональное обогащение отношений между родителями и детьми. С этой целью целесообразно создавать ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям:
· организация поздравлений с праздниками, днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей);
· создание атмосферы повышенного внимания к родителям, заботы о них («Как помогли родителям?», «Чем помочь родителям?», «Чем порадуем, как порадуем родителей?», «Куда пригласим?» и т.п.);
· проведение сочинений, тематика которых связана с рассказом о своих близких, семье («Моя семья», «Как трудятся мои родители», «Моя родословная» и др.);
· организация творческих встреч с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях, взглядах на актуальную проблему и др.
· организация выставок результатов труда родителей.
Важно помочь родителям в создании благоприятной атмосферы в семье. Для этого можно проводить следующую работу:
· знакомить родителей с традициями, которые развивают отношения в семье (проведение семейных праздников, подготовка сюрпризов друг другу, поздравления с важными событиями в семье каждого члена семьи, распределение обязанностей между родителями и детьми);
· пропагандировать опыт формирования положительных отношений в семье, поощрять родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для ребенка в семье.
Развитию отношений в семье школе и классе способствует следующее:
· проведение различных конкурсов: «Спортивная семья», «Дружная семья», «Читающая семья», семейных газет и др.;
· представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семье («Мир наших увлечений», организация выставок творческих семейных работ);
· выполнение творческих семейных заданий при подготовке воспитательных мероприятий (оформление наглядности, выступление, представление проекта и т.п.);
· выполнение семейных заданий по учебным предметам (произвести расчеты; описать наблюдения; провести опыты; определить заказ на изготовление предметов быта для дома; разработать проект его изготовления, реализовать его и представить результаты совместного труда; подготовить сообщение по вопросу и т.п.);
· проведение совместных занятий, практикумов родителей и детей, например, по проблемам общения, взаимоотношений родителей и детей, выбора профессии и других (с учетом предложений родителей и детей);
· создание совместных объединений по интересам, клубного типа.
В школе и классе может быть организован специальный «Праздник семьи», где будут представлены результаты семейного творчества, организованы конкурсы семей, отмечены достижения родителей и детей.