Селестен Френе. Стенная газета и

еженедельные собрания школьного кооператива[85]

Наша педагогическая система включает ряд примеров, среди которых мы особо рекомендуем вашему вниманию выпуск стенной газеты.

Каждый понедельник мы вывешиваем в коридоре в до­ступном для детей месте стенгазету. На листе плотной бу­маги форматом 40х60 см, красочно оформленном сами­ми детьми, расположены четыре колонки. Первая колон­ка отведена для критических отзывов, вто­рая - для похвальных, в третьей колонке дети записывают свои поже­лания, а в четвертой сообщают о том, что хорошего они сде­лали за прошедшую неделю.

У стенда на шнурке висит карандаш, чтобы дети могли в лю­бой момент свободно вписать все, что они считают нужным. Стирать записи запрещено; каждая из них дол­жна быть подписана, чтобы ис­ключить всякую возможность анонимного доноса. Мы уверены, что настоящий до­носчик - не тот, кто открыто делает запись в стенга­зете, а тот, кто тайно осведомляет учителя или другое ответ­ственное лицо о поведении своих товарищей. Если же член нашего коллек­тива публично высказывает то, что он счи­тает должным сказать, то, как бы резко это ни прозвуча­ло, можно только приветствовать его смелость в отстаи­вании своей нравственной и гражданской позиции.

В школе Френе еженедельно по субботам два последних урока отводятся для собрания школьного кооператива. Это собрание, как вы увидите, особого характера. Оно имеет исключительно важное значение для жизни школы.

В этот день дежурные производят генеральную уборку клас­сов, затем в большой классной комнате расставляют стулья полукругом, в центре которого за двумя столами располагается совет кооператива. Ответственный за маг­нитофонную запись, обязатель­ную на этих собраниях, го­товит аппаратуру. На столах ставят цветы.

В коридоре, а если не хватает места, то и еще в одном классе, работают ответственные за организацию суббот­ней выставки дет­ских работ. В наших рабочих планах пре­дусмотрено изготовление учениками различных поделок, которые доставляют много радости и детям, и взрослым. В субботу на видных местах раскладывают аль­бомы, образцы свободных текстов, материалы, присланные на­шими корреспондентами. На стенах развешивают карти­ны, на столах рас­ставляют самодельную керамику.

Родители и учителя прежде всего осматривают вы­ставку в со­провождении детей, которые жаждут проде­монстрировать им свои шедевры. Если же их работы под­вергаются критике, они стараются в дальнейшем учесть эти замечания.

Конечно, бывают недели, когда результаты работы оказываются весьма средними, и в известной мере в этом могут быть виноваты учителя. Тогда они должны честно разобраться в причинах неудач, но не с целью самооправ­дания, а для того, чтобы улучшить свою ра­боту.

Вопросы для повторения

1. Что такое детское самоуправление?

2. Какие ошибки допускают педагоги в развитии детского самоуправления?

3. Что является движущей силой развития детского самоуправления?

4. Как определить уровень развития самоуправления?

5. При каких условиях возможно приобщение детей к самоуправленческой деятельности?

6. Каким образом можно представить структуру органов самоуправления в коллективе?

7. Назовите этапы и тенденции развития самоуправления в детском коллективе.

8. Как изменяется роль педагога в коллективе по мере развития детского самоуправления?

Практические задания

1. Проведите анализ детского самоуправления в од­ном из классов или в своей учебной группе.

2. Составьте рекомендации классному руководителю по содействию в развитии детского самоуправления.

3. Изучите уровень развития самоуправления в коллективе и сделайте выводы, необходимые для педагога.

Рекомендуемая литература

1. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы детского коллектива. - М., 1978.

2. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч.: В 8 -ми т. - Т.1. - М., 1983.

3. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. - М.,1983.

4. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. - М., 1988.

5. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории. - М., 1978.

6. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М., 2002.

7. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. - М.,1980.

12. Формы воспитания

«Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы».

А.С. Макаренко[86]

12.1. Понятие «форма воспитательной работы»

В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы. В начале семидесятых годов шла многолетняя дискуссия на страницах журнала «Советская педагогика» об основаниях этой классификации, которая не привела к какому-то результату.

В словаре С.И. Ожегова дается девять значений слова «форма». Это внешнее сочетание и установленный образец и т.п. Говоря о форме воспитательной работы, имеют в виду выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру отношений педагогов и учащихся. Е.В.Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы[87].

Для того чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспитательной работы», целесообразно определить, какое место этот феномен занимает в педагогическом процессе, каковы его функции.

Первая функция - организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими педагогами (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, инсценировки и т.д.). Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности. Как считает В.С. Безрукова, педагогическая форма - это завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов[88].

Вторая функция формы - регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми. Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений.

Третья функция - информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.

Исходя из функционального подхода, форму воспитательной работы можно определить как регулирующий отношения педагогов и учащихся основной компонент организации педагогического процесса.

Форма, по сути, организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей. В то же время одна и та же форма может отражать разное содержание, даже не соответствующее первоначальному замыслу. Примером этого является трансформация конкурсов веселых и находчивых, «Что? Где? Когда?» в конкурсы по предметам, в конкурсы профессионального мастерства и т.п. В связи с этим следует говорить о непротиворечивости формы и содержания, а не об их единстве.

12. 2. Классификация форм воспитательной работы

В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы. Некоторые методисты стремятся собрать как можно больше названий форм и даже насчитывают несколько тысяч таких названий. Попытка собирать такую «коллекцию» не имеет никакого смысла. Перечислить все формы воспитательной работы просто невозможно, да и нет такой необходимости. Каждая форма не повторяет другую, а лишь может быть похожей на нее.

Оригинальна предложенная Е.В. Титовой классификация форм воспитательной работы. Она считает, что можно говорить о трех основных типах форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Она выделяет характерные признаки такого типа форм. Это прежде всего созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т.п., то это и есть мероприятие[89].

Понятие «мероприятие» исходно состоит из двух: «мера» и «принимать». Как считает В.С. Безрукова, изначальный смысл мероприятия заключается в том, чтобы обозначить дозировку применяемых к воспитаннику мер. Впоследствии сам термин получил негативный смысловой оттенок как обозначающий формальное действие[90].

Ко второй группе форм воспитательной работы Е.В. Титова относит так называемые «дела». Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения[91].

Прежде чем говорить о классификации форм воспитательной работы, необходимо определить то, что отличает одну форму от другой, то есть определить признаки формы.

Признаки могут быть количественными: формы отличаются друг от друга временем их подготовки и проведения, количеством участников.

Когда мы говорим об отличии форм по времени, то имеем в виду, что воспитательные отношения его участников зависят от дозировки во времени. Важно выяснить, насколько продолжительны эти отношения, сколько времени говорит педагог и сколько ученик, как часто данная форма используется в воспитательной работе.

По времени проведения все формы можно разделить следующим образом:

- кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);

- продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);

- традиционные (регулярно повторяющиеся).

По времени подготовки можно говорить об экспромтных формах, то есть проводимых с учащимися без включения их в предварительную подготовку, а также формах, предусматривающих предварительную работу, подготовку учащихся.

По субъекту организации классификация форм может быть следующая:

- организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;

- деятельность организуется на основе сотрудничества;

- инициатива и ее реализация принадлежит детям.

По результату все формы можно разделить на следующие группы:

- результатом является информационный обмен;

- результатом является выработка общего решения (мнения);

- результатом является общественно значимый продукт.

По количеству участников формы могут быть следующими:

- индивидуальными (воспитатель - воспитанник);

- групповыми (воспитатель - группа детей);

- массовыми (воспитатель - несколько групп, классов).

В документах и материалах Федерального государственного образовательного стандарта, а также пособиях, раскрывающих его положения, предлагаются классификации форм на основе следующих признаков:

1. виды деятельности (формы познавательной, трудовой, художественно-эстетической, игровой, спортивно-оздоровительной, ценностно-ориентационной, коммуникативной деятельности);

2. способы передвижения участников (статичные, статично-динамичные, динамично-статичные);

3. характер включения учащихся в деятельность (формы, предусматривающие обязательное участие, и формы, предполагающие добровольное участие);

4. способ организации (организуемые одним человеком, или группой участников, или всеми членами коллектива);

5. взаимодействие с другими коллективами и людьми («открытые», проводимые совместно с другими, и «закрытые», проводимые внутри своего коллектива только его членами);

6. способ влияния педагога (непосредственные и опосредованные);

7. степень сложности (простые, составные, комплексные).

Особенно важна для педагога классификация форм в зависимости от уровня воспитательных результатов детей. Ценным помощником при определении содержания и форм внеурочной деятельности с учетом достижения воспитательных результатов является пособие Д.В. Григорьева и П.В.Степанова.[92] Опираясь на него, представим в обобщенном виде формы воспитательной деятельности детей.

Таблица 7

Наши рекомендации