Современная модель школьного коллектива
Современная педагогическая наука рассматривает школьный коллектив как систему, состоящую из двух подсистем: педагогического и ученического коллективов, тесно связанных между собой, которые не могут существовать друг без друга. Педагогический коллектив - управляющая подсистема, ученический - преимущественно управляемая. Важнейшей функцией и той, и другой подсистемы является функция воспитательная. Это дало право А.С. Макаренко сказать, что в школе существует не два коллектива, а один, и, кроме того, это коллектив педагогический (так он называл и детский коллектив).
Воспитательную функцию педагогического коллектива можно рассматривать как внутреннюю, направленную на сплочение своего коллектива и создание коллектива ученического, и внешнюю, направленную на использование воспитательных возможностей внешней среды и преобразование ее, создание среды коллектива школы (Н.С.Дежникова).
Для того чтобы коллектив педагогов успешно реализовал эту функцию, надо, чтобы он был правильно сформирован и стал сплоченным. А.С. Макаренко указывал на то, что правильно сформированный учительский коллектив должен быть разновозрастным, разнополым, разнохарактерным. Молодые учителя чаще всего несут в коллектив энергию, инициативу, мажорное настроение; опытные педагоги – опыт, стабильность, они – хранители школьных традиций. Известно, что люди лучше понимают людей своего пола, поэтому для воспитания девочек и мальчиков важно, чтобы среди педагогов были люди обоего пола (в оптимальном варианте – поровну). Разнохарактерность педагогического коллектива – его естественное состояние; каждому учителю важно уметь ценить индивидуальность своих коллег, гордиться тем, что среди них есть весельчаки, которые смогут разрядить обстановку; есть серьезные люди, умеющие настроить всех на рабочий лад; есть «девочка, которую все любят, которой все хотят помочь» (А.С.Макаренко), своеобразный эмоциональный центр коллектива.
Чтобы коллектив стал сплоченным, необходимо несколько условий:
- руководителям школы надо хорошо знать педагогический потенциал каждого учителя и использовать его в совместной работе;
- в коллективе должна быть выработана единая педагогическая позиция (педагогическое кредо коллектива);
- надо педагогически целесообразно организовать совместную деятельность учителей, реализуя при этом принцип индивидуального и дифференцированного подхода, организуя разнообразную по содержанию и формам работу педагогов как в учебном, так и во внеучебном процессах, включая учителей в коллективное планирование и коллективный анализ совместной деятельности и др. Директор при этом выступает как координатор, своеобразный педагогический центр школы, ее коллектива.
Более подробно остановимся на характеристике ученического коллектива. В нем выделяют формальную (официальную) и неформальную (неофициальную) структуры.
Формальная структура задается извне (педагогами) и представляет собой совокупность первичных коллективов школы, а также связи между ними и отдельными членами коллектива. А.С. Макаренко называл первичный коллектив основным путем «прикосновения» большого коллектива к личности ребенка.
Выделяют несколько типов первичных коллективов (Л.И. Новикова): учебные (классные), клубные (объединения по интересам), трудовые (производственные бригады, лагеря труда и отдыха), общественные организации. Каждый из типов первичных коллективов характеризуется своими функциями. Так, основной функцией учебного коллектива является организация учебно-познавательной деятельности школьников; клубного - создание условий для развития творческих способностей и склонностей детей, их свободного общения, для самовыражения и самоутверждения в среде сверстников; трудового - формирование потребности к труду; общественных организаций - воспитание гражданского самосознания личности, ее социальной активности и ответственности.
Все названные типы коллективов являются постоянными по способу своей организации. Кроме них, могут создаваться временные коллективы для организации каких-то дел и мероприятий (иногда их называют ситуативными).
Все первичные коллективы тесно связаны между собой. Связи эти могут быть типа проникновения (на базе классного коллектива создается клуб подростков) и дополнения (клуб подростков создается на базе параллели классов). Нахождение ребенка в различных типах коллективов создает ему более благоприятные возможности для развития (при условии педагогически целесообразно организованной деятельности в этих коллективах).
Неформальную структуру коллектива образуют связи и отношения эмоционально-психологического характера. По признаку симпатии, привязанности создаются малые контактные группы. Таким образом, неформальная структура коллектива возникает стихийно. Каждый школьник может входить в одну контактную группу, в несколько групп, не входить ни в одну. При этом он может быть членом контактных групп вне своего коллектива.
Среди малых контактных групп есть группы, авторитетные для всех, лидирующие во всех видах деятельности; есть группы, авторитет которых ситуативен (например, в период подготовки школьного фестиваля искусств авторитетными становятся певцы, танцоры, артисты оригинального жанра). Кроме того, в коллективе могут быть группы детей, замкнутые в сфере своих интересов, не всегда совпадающих с интересами класса. Наконец, могут возникнуть группы, цели которых расходятся с целями коллектива, между ними и коллективом нередко возникают конфликты. Руководителю надо знать, какие группы существуют в коллективе, их состав, каковы отношения между этими группами; все это поможет в управлении взаимодействием между детьми.
Итак, каждый школьник находится под влиянием коллектива и малых контактных групп, членом которых он является. Его положение в них может совпадать, не совпадать и даже находиться в противоречии, Важный показатель зрелости коллектива - сориентированность его формальной и неформальной структур, что достигается в результате совершенствования организационной структуры коллектива (Л.И.Новикова).
Педагогический и ученический коллективы взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие естественно и объективно, однако проявляется по-разному на разных стадиях развития школьного коллектива. Особенность его в том, что субъекты взаимодействия находятся в неравных положениях: педагогический коллектив задает его содержание, структуру, характер.
Взаимодействие - двусторонний процесс, поэтому можно говорить о взаимовлиянии учительского и ученического коллективов друг на друга.
Жизнь педагогического коллектива «проецируется» на жизнь коллектива ученического и оказывает влияние на характер взаимоотношений его субъектов, стиль управления им, развитость самоуправленческой деятельности и т.д. Заметим, что на характер взаимодействия оказывает влияние не только коллектив учителей в целом, но и каждый учитель в отдельности.
Ученический коллектив, в свою очередь, способствует сплочению педагогического коллектива (через взаимодействие учителей в организации воспитательной работы с детьми), стимулирует его развитие и может в определенной степени регулировать отношения в нем.
Все вышесказанное подтверждает, что педагогически целесообразно организованное взаимодействие педагогического и ученического коллективов - важнейший фактор их развития.
Этапы развития коллектива
Детский коллектив - явление динамическое; возникнув в рамках определенной структуры, он все время меняется (характер взаимоотношений между людьми, степень воспитательного воздействия коллектива на личность и т.д.). Важно заметить, что именно в процессе развития коллектив реализует свои воспитательные возможности.
Создание коллектива - сложный и, как правило, длительный процесс. В своем развитии он проходит несколько этапов (стадий). Для их выделения надо определить основания. Здесь существует несколько подходов.
Традиционным считается подход А.С. Макаренко, который критерием для выделения этапов развития коллектива определял отношение учащихся к педагогическим требованиям и установленным в образовательном учреждении порядкам. На первом этапе сплачивающим средством выступают требования педагога, на втором - требования педагога и актива детей как ядра формирующегося коллектива, на третьем этапе требования к себе предъявляет сам коллектив.
Л.И. Новикова в качестве критерия выделения этапов развития коллектива рассматривает степень реализации им воспитательных функций. Первый этап - это становление (первоначальное сплочение) коллектива. На втором он выступает как инструмент массового воспитания, на третьем - как инструмент индивидуального развития каждого члена коллектива.
Оригинальную характеристику этапов развития коллектива дал А.Н.Лутошкин.[73] Формирование и сплочение коллектива по А.Н.Лутошкину - это как восхождение к вершине. Одному туда не добраться, можно лишь сообща штурмовать пик под названием «коллектив». Автор называет пять стадий при «подъеме» на этот пик: «песчаная россыпь», «мягкая глина», «мерцающий маяк», «алый парус» и «горящий факел». Характеристика стадий может быть использована педагогом при самоаттестации коллектива старшеклассниками.
Развитие коллектива всегда связано с преодолением ряда противоречий. Л.И. Новикова называет четыре главных противоречия:
- между коллективом и отдельными школьниками или группами школьников, опережающими его в своем развитии или, наоборот, отстающими от его развития;
- между перспективами коллектива и перспективами его членов;
- между нормами поведения, принятыми в коллективе, и нормами, стихийно сложившимися в отдельных его группах;
- между отдельными группами детей с различными ценностными ориентациями.
Методика создания
Воспитательного коллектива
Определение методики создания воспитательного коллектива основывается на двух позициях; во-первых, коллектив создается в процессе совместной деятельности его членов; во-вторых, надо так организовывать и стимулировать эту деятельность, чтобы она способствовала сплочению детей в коллектив. Таким образом, важнейшим средством создания коллектива является организация разнообразной деятельности детей; при этом надо применять специальную методику, направленную именно на сплочение коллектива.
Охарактеризуем основные способы создания воспитательного коллектива.
1. Предъявление требований.С использования этого метода начинается создание коллектива. В организационный период требования к коллективу предъявляет сам педагог. Начать надо с четкого определения норм и правил поведения (как вести себя в классе во время урока, как выполнять задания, как относиться друг к другу). Главное - не столько высказать требования, сколько попытаться вызвать позитивное отношение к ним (что будет, если мы не станем выполнять требования?).
При использовании этого метода педагогу следует помнить, что требования должны быть осознаны детьми; нельзя предъявлять сразу много требований; они должны быть посильными для учащихся; надо предоставлять детям поле деятельности для выполнения требований; надо учитывать индивидуальность каждого члена коллектива. При этом надо помнить слова А.С. Макаренко: «Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требований к нему». В этом случае требование из принуждения становится побуждением к действию.
По мере работы с коллективом надо привлекать самих детей к формулировке требований (второй и третий этапы). Этому может способствовать использование методики организации коллективной творческой деятельности, когда все члены коллектива совместно ставят цели, планируют свою деятельность, организуют и участвуют в ней, подводят ее итоги и определяют дальнейшие перспективы.
Выполнение требований создает стимулы для развития коллектива.
2. Организация перспективных устремлений учащихся. В развитии коллектива большое значение имеет постановка перед ним усложняющихся целей и увлекательных перспектив. «Если перед коллективом нет цели, нельзя найти способ ее организации», - писал А.С.Макаренко. Он называл перспективы «завтрашней радостью».
Перед коллективом обычно выдвигается несколько перспектив: ближние, средние и дальние. Одновременно выдвигаются и те, и другие, и третьи. По мере выполнения одних выдвигаются новые. В каждом виде деятельности детей должны быть свои перспективные линии: учебной, трудовой, досуговой, общественной. Жизнь коллектива должна быть опутана «сетью перспективных представлений». Это делает ее разнообразной, насыщенной, позволяет каждому участнику самовыразиться, самоопределиться, самоутвердиться в среде сверстников, развить свою индивидуальность. Так коллектив реализует свою важнейшую функцию – воспитательную.
Перспективы должны быть ясными, осознанными детьми, привлекательными для них, посильными для выполнения. Особенно важными являются общественно значимые перспективы, ибо они создают более благоприятные условия для развития коллектива. На первых порах перспективы выдвигает педагог, в последующем в этом участвуют сами дети, становясь активными организаторами и участниками своей собственной жизни.
Организация перспективных устремлений по А.С. Макаренко есть закон движения коллектива. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду.
3. Воспитание ученического актива. Актив - организующий центр коллектива.
Он начинает формироваться уже на первом этапе развития коллектива из числа тех детей, которые острее воспринимают интересы коллектива, проявляют интерес к улучшению его жизни.
Чтобы актив успешно работал, надо:
- четко определить его функции;
- поддерживать его авторитет;
- способствовать развитию его самостоятельности;
- регулярно переизбирать;
- соблюдать преемственность в работе;
- учить актив работать.
Подробнее о воспитании актива см. в разделе «Развитие детского самоуправления».
4. Формирование в коллективе здорового общественного мнения. Общественное мнение - та преобладающая оценка, которая дается в среде учащихся различным явлениям и фактам коллективной жизни (оценка поведения товарища, отношения к младшим и др.).
Общественное мнение формируется в педагогически целесообразно организованной коллективной деятельности. Очень важным в жизни коллектива является общественная оценка его деятельности (анализ сообразно вместе принятым целям). В то же время надо помнить, что опасно «подмять» общественным мнением личность (в этом проявляется незрелость коллектива). Здоровое общественное мнение всегда гуманно по отношению к членам коллектива, способствует их развитию.
Если в коллективе сложилось здоровое общественное мнение, то начинает срабатывать закон «параллельного действия» (А.С. Макаренко). Суть его в том, что при здоровом общественном мнении и здоровых отношениях между учащимися всякое воздействие на коллектив оказывает влияние на отдельных его членов и, наоборот, воздействие на отдельного ребенка влияет на весь коллектив. Параллельное воздействие - это косвенное руководство коллективом. На первом и втором этапах его развития оно осуществляется через актив, на третьем - через коллектив.
5. Накопление и развитие традиций коллективной жизни. Традиция - устойчивая форма коллективной жизни, при которой в обычаях, определенном порядке выражаются вкус и общественное мнение коллектива.
«Ничто так не скрепляет коллектив, как традиции», - писал А.С. Макаренко. Традициям подчиняются все («Так принято!»). Необходимо формировать потребности к традициям, которые должны быть яркими, запоминающимися.
Традиции не должны быть неизменными; их надо развивать, совершенствовать. В коллективной жизни должны быть не только развлекательные традиции (поздравление с днем рождения учеников класса, совместный выход в театр, цирк и др.), но и будничные (забота старших о младших, участие в субботнике по посадке деревьев в микрорайоне и др.).