Сущность воспитания и его место
В целостной структуре процесса
Формирования человека
«Но возможно ли уже в настоящее время, сведя все факты наук, приложимые к воспитанию, построить полную и совершенную теорию воспитания? Мы никак этого не полагаем, потому что науки, на которых должно основываться воспитание, далеки от совершенства».
К.Д. Ушинский[1]
1.1. Общие признаки воспитания
Воспитание является основной категорией педагогики. Человек воспитывается с самого рождения и практически до самой смерти. Сила этого воспитательного воздействия, естественно, изменяется в зависимости от возраста, социального положения и статуса.
Сегодня в педагогической науке трудно найти понятие, которое допускало бы столь различные определения. В буквальном смысле «воспитание» - это «вскармливание», «питание» ребенка. Считают, что термин «воспитание» в науку был введен И.И. Бецким (середина XVIII в.). Он надеялся путем воспитания создать «новую породу людей». Задача воспитания, по его мнению, «вкоренять добродетель, благочестие, склонность к опрятности, не терпеть праздности»[2]. Несмотря на то что в ряде языков нет точного аналога слову «воспитание», в российской педагогической терминологии это слово сегодня является устоявшимся термином. Проблема определения сути воспитания является одной из самых древних. В педагогической литературе в силу ряда объективных причин оно постоянно уточняется.
В различные исторические периоды общество характеризовало эту категорию, исходя из своих социальных установок и актуальных задач, при этом оно заботилось чаще всего о своей стабильности, чем о развитии отдельной личности.
Вообще воспитание рассматривалось как управление процессом формирования личности в целом или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества[3]. В условиях доминирования марксисткой идеологии воспитание рассматривалась как средство подготовки активных и сознательных строителей коммунизма.
Разнообразие трактовок понятия «воспитание» связано с тем, какой аспект данного явления представляется для исследователя наиболее значимым.
Воспитание тесно связано с целым рядом психологических и педагогических понятий. Прежде всего такая связь объективно существует с понятием «формирование». Данный термин предполагает определенные изменения в человеке, это процесс, ведущий к завершенному результату, появлению физических и личностных новообразований в человеке.
Какой бы аспект мы ни поставили во главу угла, определяя воспитание, во всех случаях присутствуют общие признаки, характеризующие это явление.
Во-первых, воспитание - это процесс, то есть динамическое явление, предполагающее конкретные качественные и количественные изменения в людях, с которыми взаимодействует воспитатель.
Во-вторых, воспитание характеризуется целенаправленностью воздействий на воспитанника. Это означает, что воспитание всегда имеет целью достижение определенного результата, и он определяется прежде всего теми позитивными изменениями, которые происходят в личности воспитанника. Бесцельного воспитания (воспитания вообще) не существует.
В-третьих, воспитание имеет гуманистическую направленность. Она определяет вектор воздействия на воспитанников. Не всякое воздействие воспитывает гуманистические качества. Несомненно, существует и «антивоспитание», при котором влияние окружающих формирует негативные, антигуманные черты.
В-четвертых, в качестве важнейшего признака воспитания большинство исследователей называет взаимодействие воспитателя и воспитанника. Именно этот признак подчеркивает активность самого воспитанника в процессе воспитания, определяет его субъектную позицию.
Таким образом, в самом общем виде воспитаниеможно определить какцеленаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитанника.
Необходимо отметить дуализм в понятии «воспитание». В классической педагогике воспитание определялось в широком и узком смысле слова (ранее говорили «тесном»). В первом случае воспитание предполагает влияние на человека всех формирующих его факторов и практически отождествляется с социализацией.
В узком смысле под воспитанием понимали целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество (например, творческую активность).
В дальнейшем мы рассмотрим различные аспекты термина «воспитание», которые придают ему специфический смысл. Сущность этого понятия может быть раскрыта после рассмотрения этих аспектов.
1.2. Воспитание как компонент социализации
человека
Воспитание сегодня все чаще рассматривают в контексте процесса социализации человека.
Под социализацией понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию). Социализация рассматривается как усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.
Анализ концепций социализации показывает, что существуют два подхода к пониманию ее сущности. Эти подходы различаются представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития. Так, одни исследователи указывают на то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производительной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации.
Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект он усваивает социальные нормы и культурные ценности общества в единстве с реализацией своей активности, саморазвития, самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, а активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства.
Обратим внимание на то, что процесс социализации существенным образом зависит от норм, которые регулируют требования, предъявляемые обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную деятельность. Социализация выступает как элемент механизма саморегуляции социальной жизни, обеспечивает сохранение и развитие социума. Социализируясь, человек не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей.
Различают стихийную и контролируемую социализацию. Естественно, стихийная социализация существенным образом влияет на воспитанность ребенка. На него оказывает влияние окружающая среда и прежде всего система социальных отношений, в которую с самого раннего детства он включается.
Таким образом, можно рассматривать воспитание как педагогический компонент процесса социализации (контролируемую социализацию), который предполагает сознательные действия, направленные на интеграцию человека в общество, на освоение им комплекса социальных ролей. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.
В процессе социализации решаются две группы задач - социальной адаптации и социальной автономизации личности. Решение этих задач, противоречивых и в то же время диалектически единых, зависит от многих внешних и внутренних факторов. С.И. Гессен писал: «Давление внешней среды должно соответствовать внутренней силе сопротивления растущей личности ребенка. Центростремительная сила в человеке должна всегда превышать центробежные силы внешней культуры, но и непрерывно ощущать их возрастающий напор».[4]
Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автономизация - реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует самооценке личности, представлению ее о себе. Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируется понятиями «быть со всеми» и «оставаться самим собой». Они лишь кажутся противоречивыми. Несомненно, результатом социализации человека является также социальная активность - реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в сферах социальных отношений человека. Таким образом, критериями, которые свидетельствуют о социализации человека, являются социальная адаптированность, социальная автономность и социальная активность.
Несмотря на то, что воспитание не может полностью обеспечить процесс социализации, данные критерии выступают в качестве важнейших задач воспитания человека.
Социализация ребенка зависит от многих видов воздействия на него. Особое место среди них отводится педагогическим влияниям. Они отличаются целенаправленностью и предполагают создание комплекса условий, обеспечивающих успешность социализации.
Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самопознание.
По мере взросления человек имеет дело с освоением все новых и новых видов деятельности, а это требует умения ориентироваться в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. При этом речь идет о личностно значимой доминанте, то есть об определении главного, сосредоточении внимания на нем. В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.
Воспитание предполагает, что включение в социальную деятельность под руководством педагога происходит на основе осознания цели деятельности и сопоставления личностных целей; приобретения опыта деятельности; эмоциональной привлекательности деятельности (процесса, промежуточных результатов, системы межличностных отношений, возникающих в ходе этой деятельности); достижения собственно состояния включенности личности в социальную деятельность.
Общение как сфера социализации человека неразрывно связано с деятельностью. При этом расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми. Контакты специфичны на каждом возрастном рубеже.
Третья сфера социализации - самопознание личности - предполагает становление в человеке «образца его «я»[5] 1, возникающего не сразу, а складывающегося на протяжении жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Наиболее распространенная схема самопознания своего «я» включает три компонента: познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе).
Процесс воспитания предполагает целенаправленные воздействия на все три названные сферы. Воспитатель организует деятельность и общение воспитанника и стимулирует его самопознание.
Именно эти усилия воспитателя способствуют адекватной интеграции человека в систему социальных отношений, освоению им комплекса социальных ролей.
1.3. Воспитание как управление развитием личности
Данный аспект воспитания предполагает, что этот процесс должен быть направлен на развитие человека, оказание ему максимальной помощи в реализации потенциальных возможностей, должен способствовать тому, чтобы человек достиг собственной «вершины».
Развитие личности представляет собой процесс, в котором происходят как количественные, так и качественные преобразования. Процесс предполагает разрешение различного рода противоречий, которые являются источниками развития. Речь идет о следующих противоречиях:
1. между потребностями детей и возможностями их удовлетворения;
2. между потенциалами ребенка и возможностями их реализации;
3. между целями, которые ставит перед собой ребенок, и условиями их достижения.
Эти противоречия проявляются по-разному на различных возрастных этапах развития человека.
Л.С. Выготский выделил два уровня развития детей:
1. «уровень актуального развития» – отражает наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день;
2. «зона ближайшего развития» – отражает возможности достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми. Педагоги должны видеть завтрашний день развития ребенка; то, что он сегодня может делать с помощью взрослых, завтра он должен делать сам.
Задача педагога - способствовать развитию организма ребенка (физическое развитие), психики (психическое развитие) и личности (социальное развитие). Развитие это начинается с самого начала жизни. Ему способствует уверенность воспитателя (родителя, учителя), а затем и ребенка, что всего можно добиться, если проявить достаточную настойчивость и упорство. Конфуций сказал: «Если я буду ежедневно приносить по корзине земли и не отступлюсь от этого, то создам гору».
Воспитатели реализуют комплекс средств, направленных на достижение оптимального результата в развитии ребенка. Они как бы упорядочивают разнообразные воздействия на него. Этот процесс можно назвать управлением. В нем реализуется весь спектр оперативных функций управления: целеполагание, планирование, организация, анализ и т.п.
Таким образом, в рамках данного подхода воспитаниеможно рассматривать какуправление процессом развития личности и индивидуальности.
Управление процессом физического развития (физическое воспитание) предполагает организацию передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физического совершенствования.
В процессе управления физическим развитием происходит укрепление здоровья человека на основе использования комплекса упражнений, использования естественных сил природы, соблюдения правил гигиены (личной, трудовой, бытовой и т.п.).
Тесно связано с физическим психическое развитие.Оно способствует формированию всех сущностных сфер человека, в которых отражается его индивидуальность. К ним относятся следующие сферы: интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, экзистенциальная и сфера саморегуляции. Эти сферы в развитом виде характеризуют целостность, гармоничность индивидуальности, свободу и разносторонность человека.
1.4. Воспитание как средство трансляции культуры
Формирование многих личностных черт человека непосредственным образом зависит от степени освоения им культуры. Культурологическая парадигма в большей степени ориентирует не на знания, а на освоение элементов культуры. При этом акцент делается на особенностях того сообщества, в котором происходит процесс воспитания человека, на формировании этнической идентичности.
Этническая принадлежность индивида обеспечивается посредством освоения им элементов «своей» культуры, из которых главными выступают для него ценности и нормы жизни, деятельности и поведения. Процесс врастания индивида в его этническую общность и культуру обозначается понятием «инкультурация».
В результате инкультурации человек приобретает способность свободно ориентироваться в окружающей его этнической среде, пользоваться большинством предметов культуры, созданных предыдущими поколениями, обмениваться результатами физического и умственного труда, добиваться взаимопонимания с другими народами.
Каждый человек проходит через процесс инкультурации, поскольку без его результатов не может существовать как член общества и своего этноса. Этот сложный процесс начинается в раннем детстве с приобретения навыков владения своим телом и усвоения элементов ближайшей жизненной среды и продолжается всю жизнь. В данном процессе принято выделять две основные стадии: первичную (детскую) и вторичную (взрослую).
На первом этапе инкультурации дети осваивают самые общераспространенные, жизненно важные элементы своей культуры. При этом инкультурация характеризуется целенаправленным воздействием на ребенка с целью формирования у него адекватных навыков, необходимых для нормальной социокультурной жизни. В любой культуре существуют специальные формы и способы инкультурации, которые обеспечивают детям нужное количество знаний и навыков для их повседневной практики.
Инкультурация ребенка является предпосылкой его трансформации во взрослую, способную к адекватному участию в социокультурной жизни личность.
Главная отличительная особенность инкультурации - выработка у индивида способности к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе. Индивид получает возможность комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненно важных проблем: расширяется его способность принимать решения, которые могут иметь значимые последствия для него и для других; он получает право участвовать в составе своей этнической группы в действиях, результатами которых могут быть значительные культурные изменения.
Первый этап инкультурации способствует сохранению стабильности культуры, поскольку основным здесь является воспроизведение уже имеющихся образов, контроль за проникновением в культуру случайных и новых элементов. Второй этап обеспечивает членам общества возможность принять на себя ответственность за экспериментирование в культуре, внесение в нее изменений различного масштаба. Гармоничное и последовательное развитие обоих этапов инкультурации завершается формированием менталитета личности — совокупности установок и предрасположенностей индивида действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. В свою очередь, это состояние ментальности является показателем нормального функционирования и развития как индивида, так и социокультурной среды.