Альтернативы теорий модернизации

Теория конвергенции подвергалась жестокой критике за прощенность и приверженность западным институтам. На пример, Гасфильд (1967) утверждал, что в теории конвергенции досовременные общества неверно изображены статичными и неизменными. Кроме того, он не считал традиционно ценности, религии и социальные структуры монолитным! Он полагал, что в действительности они отличаются многообразием идей и обычаев. Он указывал на множество религиозных сект на Западе в доиндустриальный период и конкурировавшие философские школы на Востоке. По его мнению, традиционные общества не были однородными. Во многих индустриальных обществах имеется несколько различных этнических групп, в некоторых из них поощряются экономичен деятельность и предпринимательство, в то время как других их отвергают.

Гасфильд не разделял ту точку зрения, что между старым и новым всегда происходит конфликт. Он полагал, что современные институты не просто заменяют традиционные. Происходит их слияние. Например, на раннем этапе индустриализации Япония быстро добилась успехов в развитии промышленности, сохранив, однако, многие особенности традиционной семейной системы, в частности подчинение власти отца. Гасфильд также полагал, что традиционные и современные формы могут поддерживать друг друга. По его мнению, укоренившиеся традиции играют основную роль в сохранении стабильности общества, переживающего болезненные перемены. В общем он полагал, что следует уделять побольше внимания уникальной истории каждой развивающейся страны и поменьше предполагаемым всеобщим аспектам модернизации.

Другие критики теории конвергенции указывают на различие между теми странами, где рано произошла индустриализация, и теми, где этот процесс начался позднее. Таким образом, страны можно разделить на "пионеров" индустриализации (скажем, Великобритания) и их "последователей" (например, Япония). "Последователи" значительно быстрее приспосабливались к новым условиям экономического развития, чем их предшественники. Это объясняется тем, что отдельные институты (например, система формального образования) уже где-то сформировались и могли быть заимствованы. "Последователи" также в большей мере могли рассчитывать на активную помощь правительства, чтобы их страны могли догнать "пионеров" (Гершенкрон, 1965).

"Последователи" не просто копируют модели развития "пионеров", В то время как в ведущих странах с самого начала отмечался относительно высокий уровень грамотности, урбанизации и развития некоторых систем коммуникации, "последователи" пытаются перейти от общества, где люди прозябают в пыльных деревушках, лишенных даже водопровода, к современному обществу, обладающему компьютерами, искусственными спутниками и ядерным оружием. Таким образом, развитие систем образования и предпринимательства в странах - "последователях" очень зависит от усилий образованной элиты. Они не могут себе позволить постепенно изменяться в течение веков или даже десятилетий (Бендикс, 1967).

Дор (1973) упоминал об исторических различиях при сравнении промышленных предприятий Великобритании и Японии. Он одчеркивал, что в отличие от Великобритании (где сложилась устойчивая традиция свободного предпринимательства) Япония имела возможность выбирать те элементы модернизации (например, самые современные технологические методы) и собственной феодальной традиции (систему отцовской власти), которые ога считала целесообразным использовать для построения современного государства. Таким образом, будучи "последователем", Япония миновала некоторые этапы процесса, через которые была вынуждена пройти Великобритания, считающаяся "пионером".

Теории зависимости

Теория мировой системы

Раздел IV. ОБЩЕСТВА: СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ СДВИГИ.

Глава 20. Социальные и культурные изменения

ТЕОРИИ ЗАВИСИМОСТИ

Разделение стран на "пионеров" и "последователей" модернизации наводит на мысль об ограниченности такой модели модернизации, не учитывающей некоторые важные аспекты. Отдельные критики, о которых шла речь выше, сосредоточили свое внимание на усилиях "последователей" догнать более развитые страны. В теории зависимости подчеркивается тот факт, что развитые промышленные державы практически сдерживают развитие более отсталых стран своим экономическим господством над ними.

Андре Гукдер Франк (1966) предложил одну из ранних версий теории зависимости. Он подверг критике точку зрения, что "экономическое развитие происходит в виде последовательных этапов становления-капитализма и что в настоящее время слаборазвитые страны все еще находятся на той стадии истории (иногда называемой первоначальной), через которую давно уже прошли современные развитые страны'" (с.4). Он полагал, что, напротив, развитые страны представляют собой "метрополии", в то время как более отсталые - это лишь зависимые сателлиты, не способные полностью управлять собственными делами. По мнению Франка, всем миром управляет гигантский деловой центр (Европа и США). Этот центр осуществляет контроль над менее развитыми странами, извлекая из них капитал, излишки продукции и сырье. Такая политика препятствует развитию там национальной промышленности.

В Бразилии теорию зависимости использовали Фернандо Хенрик Кардозо и Энцо Фаллето (1979). Группа собственников, представителей деловых кругов этой страны стремилась разрушить традиционные модели коммерции, в силу которых Бразилия оставалась лишь поставщиком кофе, сахара и фруктов для промышленных стран. Они ставили перед собой цель создать промышленное общество, более независимое от передовых стран. Однако в течение какого-то времени осуществлению этой цели мешали крупные иностранные корпорации. Местные деловые круги обратились к международным монополиям за помощью в области технологий и капитала. Постепенно возросло число бразильских компаний, попавших в зависимость от других стран. В результате местные предприниматели опять не могли оказывать должного влияния на политику и экономику (Кахл, 1976).

Согласно мнению Кардозо, такая модель получила довольно широкое распространение среди зависимых стран. Поскольку по многим причинам местным собственникам и предпринимателям не удается в достаточной мере увеличивать свой капитал дома, они обращаются к международным банкам и корпорациям, которые охотно предоставляют им займы и другие виды помощи. Местные предприниматели и политики должны получать право принимать решения по ряду вопросов. К ним относятся политика налогообложения, расходы на оборону, благосостояние, экономическое развитие и контроль уровня безработицы. Таким образом, иностранные фирмы и банки могут стать своего рода теневым правительством.

В анализе Кардозо подвергается критике мысль о том, что страны, подобные Бразилии, не могут нормально развиваться из-за своей культурной отсталости или неспособности местных предпринимателей. На самом деле причины застоя состоят в том, что промышленность и финансы находятся в зависимости от международных источников.


Наши рекомендации