Девиация и социальные ожидания
Поскольку критерии определения девиантного поведения неоднозначны и часто вызывают разногласия, трудно точно установить, какие типы поведения следует считать девиантными в нашем обществе. Наиболее яркими примерами девиации, по всей видимости, могли бы служить бесчеловечные поступки, которые почти всегда вызывают осуждение - например, изнасилование и убийство. Но на этой основе еще труднее дать точное определение девиации. Даже убийство при определенных условиях оправданно: оно не только разрешается, но и вознаграждается во время войны.
Таблица 7-1. Различие в отношении к абортам (в %)
Если даже убийство нельзя считать девиацией в абсолютном смысле, еще труднее решить, являются ли девиантными другие типы поведения. Например, в небольшом городе Канзасе проституция считается нелегальной и девиантной, в Рено она узаконена, но не вызывает одобрения, в Париже - легальна и не вызывает осуждения. С помощью табл. 7-1 мы можем убедиться в том, насколько по-разному люди относятся к абортам. (Следует учитывать, что девиацию нельзя отождествлять с преступностью, хотя анализ девиантности часто фокусируется на криминальном поведении. Преступность, или поведение, запрещенное уголовным законодательством, является одной из форм девиации.)
Более того, ожидания, определяющие девиантное поведение, со временем меняются. Об этом свидетельствуют данные, касающиеся курения. В период гражданской войны сигареты были включены в обычный паек, выдававшийся солдатам. Но в начале XX в. противодействие курению, вызванное нравственными и религиозными мотивами, было настолько сильным, что 14 штатов приняли законы, запрещавшие курение. После второй мировой войны курение не только получило распространение, но и снискало социальное одобрение. Однако к 1957 г., после того как ученые доказали, что курение является причиной множества заболеваний, включая рак легких, возникла новая волна противодействия этой привычке (Ньюэринг, Маркл, 1974). С тех пор руководители здравоохранения, активисты движения по защите окружающей среды и правительственные организации обрушились с резкой критикой на табачную промышленность, и курильщики стали объектами растущего всеобщего осуждения. Фактически в настоящее время курение начали считать девиантным поведением. Курильщиков стали отождествлять с "наркоманами, невротиками, а также загрязнителями воздуха и виновниками пожаров" (Маркл, Троер, 1979. С.622) - так что многие курящие сами считают себя девиантами. Поэтому вместо. "Не желаете ли сигарету?" - теперь спрашивают: "Вы не возражаете, если я закурю?" - а в ответ часто звучит: "Нет, я решительно возражаю!" (Калифано, 1978).
Раздел 1 Основные составляющие общества.
Глава 7. Девиация и социальный контроль
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ
Вторая проблема, с которой мы сталкиваемся, пытаясь дать определение девиации, связана с неопределенностью поведенческих ожиданий. Иногда правила не совсем ясны. Можно ли считать переход через дорогу в неположенном месте девиацией? Мы не уверены в этом. Это запрещено законом, но широко распространено и считается полулегальным тех пор, пока не нарушается работа транспорта и никому не причиняется вред. Та же самая неопределенность наблюдается, если вы поставите машину во второй ряд, не нарушая движения, или проедете на велосипеде по тротуару.
Раздел 1 Основные составляющие общества.
Глава 7. Девиация и социальный контроль
ПРОБЛЕМА СОГЛАСИЯ
Наконец, даже если ожидания, правила или нормы поведения ясно сформулированы, среди населения могут возникнуть разногласия относительно их законности и правильности. Например, в период с 1919 по 1933 г., когда в Америке была запрещена продажа алкогольных напитков, среди американцев не было единодушия относительно того, насколько это законно. Такие же разногласия существуют в настоящее время по поводу употребления марихуаны. Это подчеркивает важность решения третьей проблемы, с которой мы сталкиваемся, пытаясь дать определение девиации: в плюралистическом обществе, наподобие нашего, девиантное поведение одного человека другим человеком может считаться нормальным (Матца, 1969).
Мы уже отмечали, что различные слои населения могут выражать разные точки зрения по поводу девиантности некоторых типов поведения. Кроме того, непременно придерживаются разного мнения те, чье поведение является сомнительным, и те, кто заинтересован в контроле за поведением, и осуществляет его. Следует ли считать девиацией вождение автомобиля со скоростью 62 мили в час, когда предельная скорость составляет 55 миль? С точки зрения закона это считается девиацией. Но водитель может думать иначе. Некоторые полицейские, регулирующие движение на дорогах, считают, что любое превышение скорости является девиантным и наказуемым, в то время как другие готовы идти на некоторые уступки водителям - например, разрешают им ехать со скоростью до 65 миль в час, - но дальнейшее превышение скорости даже они считают "действительно" девиантным. Иные автомобилисты не придают значения увеличению скорости до тех пор, пока она не представляет для них опасности. Таким образом, всегда важно выяснить реакцию так называемой "публики" на различные виды поведения - речь идет о людях, которые определяют, что является, а что не является девиантным. Понятие "публика" включает широкие слои общества, которым свойственны общепринятые непрямые реакции. Также имеются в виду люди, с которыми тот или иной человек ежедневно общается, они непосредственно оценивают его поведение. Кроме того, подразумеваются организации или органы власти, призванные контролировать поведение (Шур, 1971).
Все эти факторы (релятивная природа девиации, неопределенность ожиданий, разногласие по вопросу о правилах) свидетельствуют о том, что недопустимо навешивать ярлык девиантности на некий вид поведения при всех обстоятельствах. Однако, как уже сказано, некоторые виды поведения почти всегда считаются девиантными. Например, почти во всех обществах человек, который отказывается разговаривать с другими людьми в течение длительного времени (если это не связано с религиозным ритуалом), обычно считается девиантом. При исследовании стандартов сексуального поведения было установлено, что в 110 обществах кровосмешение, а также похищение или изнасилование замужней женщины почти в любом случае оценивались как проявления девиантного поведения (Браун, 1952).