Вопрос76. Социальные нормы, социальный контроль, девиация.
Осознание неизбежности отклонений в поведении части людей не исключает необходимости постоянной борьбы общества с различными формами социальной патологии. Под социальным контролем в широком социологическом смысле понимается вся совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные (отклоняющиеся) формы поведения с целью их минимизации.
Подсоциальным контролем, в широком социологическом смысле, понимается вся совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные (отклоняющиеся) формы поведения с целью их предотвращения (устранения) или минимизации.
Социальный контроль- это система социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка.
Контроль может быть внешний и внутренний.
Внешний контроль - совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Внешний контроль бывает:
1) неформальным (внутригрупповым) - осуществляется родственниками, друзьями и др., основан на силе общественного мнения;
2) формальный (институциональным) - его осуществляют социальные институты, призванные поощрять конформизм среди членов общества (суд, армия, образование, производство, правительство и Т.п.);
Внутренний контроль (самоконтроль): индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются так прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство вины, Самоконтроль заставляет индивидов поступать в соответствии с нормами даже тогда, когда их не видят, или они знают, что наказание не последует.
Социальный контроль имеет свою стратегию, которую в самом общем виде можно определить следующим образом'
Социальные нормы - это предписания, требования, правила, определяющие границы допустимого поведения людей в обществе.
Социальная норма определяет исторически сложившийся б конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. В отличие от естественных норм физических и биологических процессов, социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества
Система норм составляет содержание нормативной культуры челоаека и общества.
Среди многообразия норм можно выделить несколько видов
• го носителям норм (общечеловеческие, общества, группы, организации);
• по сфере деятельности (экономические, политические, культурные и др.];
• по функциям (оценочные, ориентирующие, контролирующие, регламентирующие, поощряющие, карающие).
Социальные нормы выполняют в обществе следующие функции:
• регулируют общий ход социализации;
• интегрируют личность в социальное окружение;
• служат образами, эталонами соответствующего поведения;
• контролируют отклоняющееся поведение.
Нормы выполняют свои функции в зависимости От того, в каком качестве они себя представляют- как стандарты поведения (обязанности, правипэ| или как ожидания поведения (реакция других людей), например, защита чести и достоинства членов семьи составляет обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполне конкретное ожидание членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены.
Девиантное поведении (что такое, каким бывает, почему возникает)
Вопрос 74.Социализация
Социализация – процесс формирования личности под воздействием социальной среды. В ходе социализации, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные задатки, а с другой – общество через воспитание, образование, приобщение индивида к ценностям и нормам культуры трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности.
Социализация – сложный и длительный процесс, включающий в себя ряд этапов. Выделяют период первичной социализации, длящийся от рождения до формирования личности, и период вторичной социализации (ресоциализация) – развитие личности на стадии социальной зрелости.
Выделяют социализационные этапы и в зависимости от жизненных циклов человека: детство, юность, зрелость, старость.
Условно процесс социализации можно разделить на личностное внутреннее самоопределение, включающее в себя поиск идентичности или решения вопроса «кто я такой?», и внешнее социальное самоопределение как поиск своего места в социальной реальности.
Основные институты социализации – семья, школа, работа – призваны обеспечить гармоничное вхождение индивида в социальную среду, освоить определённые общественные роли, выработать собственные ценности и ориентации.
Первые годы после окончания школы – это годы самостоятельного выбора – профессии, системы ценностей, партнёра по браку. Этот период называют периодом «ролевого моратория». Умение социально интегрироваться – это не приспособленчество. Это важнейшая характеристика личности.
На этом этапе ресоциализации возникает феномен маргинальной личности. Если модальная личность означает индивида, разделяющего с большинством культурные образцы, ценности, нормы и обязанности, то маргинальная личность занимает промежуточное положение между двумя и более культурами, социальными группами.