Церковь и демократические практики в средневековой Европе.
Западной церкви, находящейся под контролем Рима, удалось в значительно большей степени сохранить единство, чем церквям на Востоке.
Р. Патнем в своем анализе гражданского общества в Италии и значения степени его развития для обеспечения успеха институционального строительства25 обратил внимание на тот факт, что высокая степень развития гражданского общества в Северной Италии, начиная с XI века н.э. не имеет ясного исторического объяснения.
Трудно объяснить различия между Северной и Южной Италией влиянием античного политического опыта, так как полисное устройство существовало на всей территории Италии. Очень важно, на наш взгляд, обратить внимание на синхронность трех явлений: в одно и то же время, примерно во второй половине XI века были институционализированы выборы папы в Риме, выборы императора Священной Римской империи и началось интенсивное развитие коммун в Северной Италии. Нет сомнений в том, что коммунальное развитие тесно связано с конфликтом между папой и императором и попытками императоров подчинить себе Северную Италию и папство. У папства не оставалось никаких средств борьбы против императоров, кроме как инициировать сопротивление городов Северной Италии распространению императорской власти. Такая интерпретация событий достаточно очевидна, но она не дает прямого ответа на вопрос, каким образом именно коммунальные формы оказались столь популярными и как и в каких обстоятельствах эти формы стали доминирующими, разрушив феодальный порядок, существовавший в Северной Италии более трехсот лет, со времени завоевания ее сначала лангобардами, а затем Карлом Великим. Некоторую ясность, на мой взгляд, в этот процесс может внести учет социальной динамики. Наследственные иерархические феодальные структуры не допускали значительной вертикальной мобильности. В раннесредневековой Европе по существу единственным каналом вертикальной мобильности была церковная иерархия. Но движение вверх по этой иерархии было связано со значительными ограничениями в личной жизни и достаточно жесткими обязательствами. Без такого канала, дающего возможность расти способным членам общества, наследственная иерархия быстро потеряла бы свою устойчивость.
Альтернативность феодальной и церковной иерархии являлась одним из ключевых факторов социальной стабильности в Европе в средние века. Она создавала иерархический плюрализм и вынуждала элиты феодальной и церковной иерархии вступать в переговоры, создавая тем самым базу для формирования демократических практик внутри элиты обществ в целом26. В такой атмосфере и стало возможным появление иных иерархий, связанных с обогащением в результате торговли. Если эта гипотеза верна, то наибольшее развитие торговые иерархии должны были получить в тех областях Европы, где отношения между феодальной и церковной иерархиями были максимально конкурентными и где установление баланса сил между ними требовало наибольших затрат с обеих сторон, с одной стороны, порождая связанные с необходимостью внутриэлитных переговоров демократические практики, а с другой стороны лишая обе иерархии возможности установления полного контроля над обществом и создавая для “третьих сил” возможность использовать складывающееся неустойчивое равновесие в свою пользу.
Именно такая ситуация сложилась в Северной Италии, на границе взаимодействия между империей и папством, на территории, где неустойчивый баланс сил в этой борьбе делал для обеих сторон важным поиск дополнительных союзников, в качестве которых и начали все смелее выступать городские коммуны. И снова ситуация в городах Северной Италии оказалась в чем-то похожей на ситуацию в церковных общинах в Восточной империи на несколько сот лет ранее. Амбиции местных нобилей и богатых купеческих фамилий приводили их к необходимости искать поддержку либо у папского двора, либо у имперской бюрократии. Такая ситуация привела к формированию в городах “партий”, боровшихся друг с другом не на жизнь, а на смерть27. Борьба партий имела место практически во всех Северо-итальянских городах и сопровождалась переворотами, революциями, террором по отношению к побежденным. В то же время потребности торговли и экономического развития вызывали необходимость внутриэлитной координации и обеспечения порядка и управляемости в городах. Эта дилемма, т.е. необходимость внутриэлитного согласия и фактическая возможность обеспечить его только популистскими, это же согласие разрушающими средствами, оставалась главной политической проблемой Северной Италии на протяжении XII-XIV веков. К пятнадцатому веку начался закат городских коммун - усталость от непрерывных социальных конфликтов привела к истощению коммунальной демократии и замене ее в большинстве случаев на ту или иную форму тирании, обеспечивавшей социальный мир ценой ликвидации демократических практик и институтов. Эксперимент и в этот раз оказался неудачным.
Анализ социальной ситуации в средневековой Италии позволяет сделать некоторые интересные наблюдения. Верхушка церковной иерархии в Средние Века представляла собой весьма сложную социальную структуру со значительной степенью независимости отдельных ее частей. Аббатства, архиепископства, епископства имели в своем распоряжении значительные средства и пользовались большой самостоятельностью. В то же время необходимость поддерживать единство церкви требовала от церковной элиты значительных усилий по выработке демократических практик. Несмотря на постоянные конфликты (примечательно, что многие из них связаны с выборами пап) это умение находить взаимоприемлемые решения представляло очень значительный социальный капитал (в смысле Р. Патнэма). И этот социальный капитал, как показывает анализ развития коммунальных свобод в таких городах, как Пиза, Флоренция, Венеция, активно использовался для смягчения конфликтов внутри городов.
Феодальные государства Европы в этот период не могли предоставить сравнимого опыта урегулирования конфликтов. Проблема состояла прежде всего в институционализации переговорного процесса, как внутри элиты, так и между элитой и остальным обществом, причем такой институционализации, которая бы обладала сложностью, адекватной сложности решаемых проблем. Опыт итальянских средневековых коммун продемонстрировал крайнюю сложность решения этой задачи.
Примечания к ГЛАВЕ VII
1 См., например, дискуссии о времени учреждения должности пресвитеров и их функции. А.П.Лебедев. Духовенство древней Вселенской церкви. Алтейа, С-Пб. 1997, стр. 74-75.
2 См., например, впечатляющие обвинения Исайи: “Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимает у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водой, храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца, пятидесятника и вельможу и советника и мудрого художника и искусного в слове. И даст им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними... (Исайа, 3, 1-4). Так рушился Иерусалим, и пел Иуда, потому что язык их и дела их - против Господа, оскорбительны для очей слова Его” (Исайа 3, 8).
3 См., например, такой анализ генезиса древнеегипетской религии и порождаемого ей социального порядка в Я.Ассман. Египет. Теология и благочестие ранней цивилизации. М.Присцельс. 1999), в особенности представление о миропорядке “Maat”, охраняемым фараоном.
4 Династии в Китае неоднократно сменялись в результате народных восстаний, руководимых маргинальными сектами, преимущественно даосскими и буддистскими (восстание тайпинов было поднято христианской сектой). Но такие никогда не имели легитимности в рамках официальной идеологии. См. А.С. Васильев. Культы и Религии в Китае. М. Наука. 1972.
5 См. В.М.Сергеев. Структура текста и анализ аргументации первого послания Курбского в сб. Методы изучения источников по истории русской общественной мысли периода феодализма. Институт истории СССР. Москва. 1989.
6 См. Ch. Eliot. Hinduism and Buddism v. III. London. Routlege & Kegan Paul Ltd., 1971.
7 См., например, T.R.V. Murty. The central phylosofy of Buddism. A study of Maahyamica system. London. Mandala Books. 1980.
8 См. G.Ticci. The Religion of Tibet. Berkeley and los Angelos. University of California Press. 1988.
9 О ранней фазу развития суфизма см. A.Mez. Die Renaissance des Islam. Heidilberg. 1922. О роли концепции знания в применении суфийских орденов - с “официальным исламом” см. F.Rosental. Knowledge Triumfant. The concept of knowledge in Medieval Islam. Leiden. E.I. Brill. 1970 гл. VI.
10 О радикальных версиях шиитского ислама, придававших особое значение роли “скрытого имама” см. F.Daftary. The Ismailis: Their History, and Doctrinas. Cambridge. Cambridge University Press. 1990.
11 Об особенностях политической культуры современного Ирана см. F.Ahmadi, N.Ahmadi. Iranian Islam and the Concept of Individual. Uppsala University. 1995.
12 А.П.Лебедев. Духовенство древней Вселенской церкви. Алтейа Санкт-Петербург. 1997, стр. 33-49.
13 Первое послание коринфянам 1.10.
14 Первое послание к коринфянам 6.1 - 6.5.
15 О росте влияния епископов в ранней церкви см. А.П.Лебедев Ibid. 49-63.
16 Василий Великий. Творения. Сергиев Посад. 1992, т. VI стр. 74.
17 Ориген Homil. XII. 14.
18 Rade. Damas. Bischof von Rome, 1882 s. 12-14.
19 В правилах собора дается следующее определение “Всякое избрание в епископа или пресвитера, или диакона, делаемое мирскими начальниками да будет недействительно”. “А имеющий поставится в епископы должен быть избирает от епископов” (цит. по А.П. Лебедеву, Ibid стр. 146).
20 Об формировании соборов как институционального средства разрешения противоречий см. А.П. Лебедев Ibid стр. 156-170. Об истории Вселенских соборов - Пресв.Иоанн. История Вселенских соборов. Из-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М. 1995; А.В.Карташов. Вселенские соборы. Республика. М. 1994.
21 “Невозможно представить себе ни митрополичьего института без соборов, ни без митрополичьего института”. А.П.Лебедев. Ibid. стр. 171.
22 Именно это и вызывало такие большие споры о праве участия в соборах, об “истинных” и “ложных” Вселенских соборах, требовало применения процедурных уловок, в особенности в связи со сроками и местом созыва (из некоторых религиозных центров путь до места проведения мог занимать месяцы). Все эти проблемы служили не только предметом оживленной полемики на соборах, но и отражались и историографии. См., например, Сократ Схоластик. Церковная история. Росспэн. М. 1996.
23 А.В.Карташов. Вселенские соборы, стр. 384-396.
24 Ср. подход Х.Экштейна к проблеме формирования демократии: H. Eckstein. Division and cohesion in Democracy - A Study of Norway Princeton N.J. Princeton University Press. 1966.
25 Р.Патнэм. Чтобы демократия сработала. М. Ad.Marginem. 1996.
26 Некоторый свет на этот вопрос проливают исследования ранней истории итальянских коммун: G. Benvenuti Storia della Republica di Pisa; Giardini. Pisa. 1982. E.Burman. Emperor to Emperor. Italy before the Renaissance London Constable. 1991. Судя по этим исследованиям этот процесс стал интенсифицироваться на границе XI-XII веков и был связан с успешным балансированием коммунальных властей в некоторых городах между Императором, Папой и местными феодалами.
27 О борьбе партий в итальянских городах см. J.C.L. Simonde de Sismoudi Histore des Republiques Italiennes du Moyen. Age. Paris Furne et Co. 1840.