Курс « юный турист: изучаю родной край»

Курс « Юный турист: изучаю родной край»

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы начального общего образования школы, методического конструктора “Внеурочная деятельность школьников” (авторы Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, Москва “Просвещение”, 2010 г.) и “Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)” под редакцией В. А. Горского, Москва, “Просвещение”, 2011 г., авторской программы «Историческое краеведение: моя малая Родина», авт. Косолаповой Т.Л., Сыч Г.Г.

В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии.

Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и предназначена для обучающихся уровня начального общего образования, учителей начальных классов и истории, педагогов дополнительного образования, родителей (законных представителей) обучающихся и социальных партнёров общеобразовательного учреждения.

Общая характеристика учебного курса

Программа данного курса «Юный турист: изучаю родной край» актуальна в современное время. Российский академик Д. С. Лихачёв верно отметил, что только “любовь к родному краю, знание его истории -основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества”. Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям.

В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Основными целями данной программы являются:

- формирование у обучающихся 1 - 4 классов представления о социокультурной картине родного края; - развитие способностей коммуникативного взаимодействия в социальном бытие.
- формирование гражданско-патриотических ценностей, экологической культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.

Реализация целей предусматривает решение соответствующих задач:
- формирование у обучающихся знаний об уникальности, культурных и природных особенностях родного края посредством реализации в учебном процессе коммуникативной функции родного языка;
- формирование эмоционально-ценностного отношения к родному дому, семье, школе как части культурного наследия родного края;
- формирование умений и навыков социальных отношений на основе анализа культурного и природного наследия своего родного края.

Обучающие:

· формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны;

· прививать обучающимся умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его.

Развивающие:

· развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:

· способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;

· расширять исторический и экологический кругозор учащихся.

Воспитательные:

· способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям города;

· воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;

· содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

Методы работы

1. Поисково - исследовательский метод (самостоятельная работа обучающихся с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления отчета о проделанной работе в походах и на экскурсиях ).

2. Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, экскурсиях.

3. Метод контроля: самоконтроль, контроль качества усвоения программы.

4. Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.

Одним из результатов обучения краеведения является решение задач воспитания- осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения– понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи –понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности –обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма– осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Освоения курса

Данная программа предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательных результатов разного уровняисторической и краеведческой деятельности.

Результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 1 класс.

Элементарные социальные знания обучающиеся получают уже тогда, когда только начинают осваивать историческую и краеведческую деятельность. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также обучающиеся приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.

Результаты второго уровня (получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 2, 3 класс.

Формирование позитивного отношения обучающихся к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.

Результаты третьего уровня (приобретение обучающимися опыта самостоятельного социального действия) – 4-й класс.

Обучающиеся имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Обчающиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских работах, осуществляют благотворительную деятельность. Они имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе и опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.

Достижение всех трех уровней результатов деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

· формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);

· формирования у обучающихся социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

В результате освоения содержания программы у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

При достижении личностных результатов у обучающихся будут сформированы:

· Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

· познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

· ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

· основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

· ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

· знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

· эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

· основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

При достижении метапредметныхрезультатов у обучающихся будут сформированы следующие УУД

Содержание программы

Класс

Вводные уроки (2 часа).

Знакомство с работой кружка. Краеведение - наука об изучении родного края. Выявление экскурсионных объектов (школы, детсады, предприятия, места отдыха, памятники) Экскур­сия на школьный двор и пришкольный участок с целью изучения назначения различных по­строек и объектов. Безопасный путь - дорога от школы до своего дома и обратно.

Растительный и животный мир микрорайона (2 часа)

Что растет на улицах нашего микрорайона. Кто живёт в парках нашего микрорайона. Правила бережного отношения к природе.

Улицы нашего микрорайона (4 часа)

Название улицы, на которой я живу (улица Кловская, улица Гарабурды, и др.).

Военное прошлое в названиях улиц района. Улица Марины Расковой, улица Н.-Неман, ул. Николаева, ул. Зои Космодемьянской, ул. Павлова, ул. Кловская.

Знаменитые фамилии в названиях улиц: улица Некрасова, улица Тургенева, улица Николаева.

Учреждения и предприятия нашего микрорайона (5 часов)

Предприятия, стадион СКА МВО. Детская библиотека. ГДК «Шарм». Детские сады, музыкальная школа , учебные заведения.

Памятные места нашего микрорайона (3 часа)

Правила поведения на улице и в местах, где находятся исторические и культурные памятники. «Мемориал», «Реадовка».

Проект (1час)«Моя любимая улица».

Подведение итогов (1 час) Праздник «Я – юный турист».

Календарно – тематическое планирование, 1 класс, 17 часов  
№   Дата урока   Тема урока   Форма проведения (виды деятельности)   Содержание  
 
План Факт  
    Вводное занятие. Юный турист: изучаю родной край. Беседа. Выявление экскурсионных объектов (школы, детсады, предприятия, места отдыха)  
    История возникновения и развития туризма. Экскурсия «Дорога от школы до…». Беседа. Экскурсия. Экскур­сия на школьный двор и пришкольный участок с целью изучения назначения различ-ных по­строек и объектов.  
    Береги растения. Экскурсия «Что растет на улицах нашего микрорайона?» Беседа. Экскурсия Растения своей местности в разные времена года.    
    Береги животных. Экскурсия « Каков животный мир микрорайона?» Беседа. Экскурсия Животные своей местности в разные времена года.    
    Микрорайон, в котором я живу и учусь. Экскурсия «Моя улица». Беседа. Целевая прогулка. Название улицы, на которой я живу. (ул. Кловская, ул. Гарабурды, ул. Павлова и др.)  
    Их имена носят улицы нашего микрорайона. Целевая прогулка. Практическая работа«Улоч-ки Смоленс-ка» Знаменитые фамилии в названиях улиц.(ул. Некрасова, ул. Тургенева, ул. Николаева)  
    Улицы нашего микрорайона. Беседа. Экскурсия. История страны в названиях ближайших улиц. (ул М. Расковой, З. Космодемьянской)  
    Предприятия моего микрорайона. Встреча с родителями учащихся. Беседа. Труд родителей. З-д «Протон», Макаронная ф-ка, Молокозавод «Роса» и др. ф-ка «Шарм»  
    Заочная экскурсия «На работу с мамой». Заочная экскурсия. Труд родителей.  
    Где отдыхают жители нашего микрорайона? Экскурсия в парк «Реадовка». Целевая прогулка в парк «Реадовка». Спортивный комплекс СКА МВО. Ледовый дворец. Парк «Реадовка».  
    Экскурсия в детскую библиотеку. Экскурсия. Знакомство с работой библиотекаря. Источник информации.  
    Наш микрорайон. Детские учреждения. Экскурсия. Беседа. Экскурсия. Детсад «Колобок», «Пчёлка», «Золотой петушок» и др.  
    Наш микрорайон. Памятные места. Улица имени полка Нормандия-Неман. Беседа. Экскурсия. Улица имени полка Нормандия-Неман.  
    Наш микрорайон. Памятные места. «Реадовка»: курган Славы. Беседа. Экскурсия. « Реадовка: курган Славы»  
    Наш микрорайон. Памятные места. Мемориал. Беседа. Экскурсия. Посещение Мемориала.  
16-     Наш микрорайон. Проект «Моя любимая улица». Праздник «Я – юный турист». Проект, выставка.    

Класс

Вводные уроки (1 час).

Выявление экскурсионных объектов.

Мы живём в России (1час)

Родина на карте мира. Москва - столица России. Символика РФ (флаг, герб, гимн).

Города России.

Город в котором мы живём (7 часов)

История нашего города, город на карте России. Районы города, район в котором мы живём. Архитектура города. Крепостная стена. Памятники культуры. Старое и новое, изменения, происходящие на глазах, стройки. Растительный мир города. Парки, аллеи. Экскурсия по городу и в парк.Проект «Смоленск - древний город».

Край в котором мы живём ( 7 часов)

Географическое положение Смоленской области, символика области и города, история нашего края, растительный и животный мир, водоёмы, полезные ископаемые, промышленность, сельское хозяйство, экология.

Проект «Родной город».

Подведение итогов (1 час) Праздник «Я – юный турист».

Календарно – тематическое планирование, 2 класс, 17 часов  
№ п Дата урока Тема урока Форма проведения Содержание  
 
План Факт  
    Вводное занятие.Что мы будем изучать на кружке «Юный турист» во 2 классе. Наша Родина на карте мира. Беседа. Выявление экскурсионных объектов  
    Москва - столица России. Символика РФ. Города. Беседа. Презентация Флаг, гимн, герб России. Столица и города России  
    Смоленск - древний город. Символика области и города. Беседа. Презентация Флаг, гимн, герб Смоленска. История возникновения города.  
    Архитектура города. Беседа. Презентация Знакомство с памятниками культуры, архитектурой зданий. Старое и новое, изменения, происходящие на глазах, стройки.  
5-6     Крепостная стена. Обзорная экскурсия по городу (заочная). Экскурсия (заочная экскурсия).    
    Проект «Смоленск - древний город» Проектная деятельность Отразить сохранившиеся древние сооружения (соборы, церкви, крепостная стена)  
    Растительный мир города. Парки, аллеи. Исследовательская работа Деревья и кустарники на улицах города: каштаны, липы, ели и т.д.  
    Экскурсия в парк «Реадовка» Экскурсия.    
    Природа Смоленской области. Реки, озёра, леса. Беседа. Исследовательская работа. Изучение природы родного края. Реки, озёра, леса  
    Растительный мир Смоленской области. Заповедники, национальные парки. Беседа. Исследовательская работа. Изучение природы родного края. Заповедники, национальные парки.  
    Животный мир Смоленской области. Животные под охраной. Беседа. Исследовательская работа. Изучение природы родного края.  
    Сельское хозяйство Смоленской области. Беседа. Исследовательская работа. Что растёт на наших полях. Лён – наше богатство.  
14-15     Экскурсия в музей «Смоленский лён» Экскурсия.    
    Проект «Родной город» Проектная деятельность    
    Праздник «Я – юный турист» Праздник    

Класс

1. Вводное занятие (1час)Выявление экскурсионных объектов

Фольклор – духовное богатство народа. Наш край в устном народном творчестве. Знакомство с устным народным творчеством Смоленского края. Изучение пословиц, поговорок, сказок, легенд, загадок.

2. Мы живём в России (7часов)

Песенное творчество нашего края. Народные песни Смоленской области.Фестивали народного творчества в городе. Дружные соседи. О чём могут рассказать игрушки и народный костюм. Музей «Смоленская изба» - декоративно – прикладное искусство: орнаменты, одежда, быт, промыслы, мастер – класс, лепка посуды из глины. Сказки Смоленского края. Знакомство со сказками народные праздники. Места отдыха в городе. Спортивные объекты. Знаменитые земляки. Писатели и поэты. Предприятия моего города. Культурные учреждения города. Выставочный центр имени Тенишевых. Памятные места и памятники Смоленска.

Экскурсионные объекты(7)

1). Никто не забыт, ничто не забыто.

Изучение и посещение объектов связанных с историей ВОВ и другими войнами: Исторический музей, Мемориал на улице имени полка Нормандия-Неман.

Дорогами дружбы.

Изучение и посещение объектов знакомящих с историей, культурой, жизнью и трудом жителей края: выставка работ смоленских художников выставочный зал имени Тенишевых, «Смоленская изба».

Отчизны верные сыны.

Изучение и посещение объектов связанных с жизнью и деятельностью выдающихся смолян, прославивших нашу Родину: музей «Флёново» княгини Тенишевой, памятник Ю.А.Гагарину.

Класс

Вводное занятие (1час)

Что будем изучать на кружке «Юный турист» в 4 классе. Выявление экскурсионных объектов.

2. Мы живём в России (8часов)

Смоленская область. Территория, граница, географическое положение области. Древние города Смоленской области. Древние и современные памятники архитектуры . Соседи области.Города Белоруссии, традиции, исторические места. Историко-архитектурные места. Природные богатства края. Города воинской славы. Смоленская крепостная стена. Земляки, прославившие Смоленщину.

Экскурсионные объекты (6)

1. Никто не забыт, ничто не забыто.

Изучение и посещение объектов связанных с историей ВОВ и другими войнами. Парк «Реадовка», курган Славы, аллея Славы героям 1812 года.

Дорогами дружбы

Изучение и посещение объектов знакомящих с историей, культурой, жизнью и трудом жителей края. Фестиваль народного творчества в городе.

Отчизны верные сыны.

Изучение и посещение объектов связанных с жизнью и деятельностью выдающихся смолян, прославивших нашу Родину: музей Нахимова.

4. Историко - архитектурные места.

Изучение и посещение памятников истории и архитектуры. Смоленская крепостная стена, Успенский Собор, исторические здания, церкви 11-12 вв. , обзорная экскурсия по городу.

5. Природные богатства родного края.

Городской парк отдыха, спортивные объекты. Ледовый дворец, Парк «Реадовка», Природный заповедник «Смоленское Поозерье» .

6. Учебно - исследовательская работа.

Изучение и посещение ближайших объектов, связанных с историей ВОВ и других войн (улицы, Мемориалы, памятники). Посещение объектов культуры и объектов, связанных с жизнью и деятельностью выдающихся земляков, прославивших нашу Родину (театры, выставки, музеи). Изучение и посещение памятников истории и архитектуры. Изучение и посещение природного богатства края (национальный парк).

Проектная деятельность (2)

1.Проект «Отчизны верные сыны» .

2.Проект«Они прославили Смоленщину».

Календарно - тематическое планирование, 4 класс
дата Тема занятия Форма проведения Содержание
п ф
    Вводное занятие. Что будем изучать на кружке «Юный турист» в 4 классе.   Беседа. Выявление экскурсионных объектов
    Смоленская область. Территория, граница, географическое положение области. Исследовательская деятельность Работа со справочниками, картой, интернетом
    Соседи области.Заочная экскурсия в Белоруссию.   Презентация Города Белоруссии, традиции, исторические места.
    Историко-архитектурные места. Природные богатства края.Заочная экскурсия Исследовательская деятельность. Заочная экскурсия. Природный заповедник «Смоленское Поозерье» и др.
    Историко-архитектурные места города и области. Города воинской славы. Исследовательская деятельность Военная история в названии улиц. Города воинской славы: Ельня, Вязьма.
    Проект «Отчизны верные сыны» Проектная деятельность  
    Историко-архитектурные места города и области. Смоленская крепостная стена. Исследовательская деятельность   Работа со справочниками, картой, интернетом
    Экскурсия «Крепостная стена» Экскурсия  
    Земляки, прославившие Смоленщину. Музей Нахимова. Аллея Славы героям 1812года. Исследовательская деятельность   Работа со справочниками, интернетом.
    Древние и современные памятники архитектуры Презентация  
    Обзорная экскурсия по городу Экскурсия Исторические здания, Успенс-кий собор, церкви 11-12 вв.
    Проект«Они прославили Смоленщину» Проектная деятельность  
    Презентация проектов    
    Древние города Смоленской области. Исследовательская деятельность Дорогобуж, Вязьма, Велиж, Демидов и др.
    Заочная экскурсия по древним городам области. Презентация Дорогобуж, Вязьма, Велиж, Демидов и др.
16-17     Обобщающие уроки «Знатоки родного края».   Презентация Конкурс исследовательских работ и проектов. Презентации.

Курс « Юный турист: изучаю родной край»

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы начального общего образования школы, методического конструктора “Внеурочная деятельность школьников” (авторы Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, Москва “Просвещение”, 2010 г.) и “Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)” под редакцией В. А. Горского, Москва, “Просвещение”, 2011 г., авторской программы «Историческое краеведение: моя малая Родина», авт. Косолаповой Т.Л., Сыч Г.Г.

В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии.

Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и предназначена для обучающихся уровня начального общего образования, учителей начальных классов и истории, педагогов дополнительного образования, родителей (законных представителей) обучающихся и социальных партнёров общеобразовательного учреждения.

Наши рекомендации