Тема 2. Традиционные чувашские праздники и обряды
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Курс «История и культура Чувашии» призван познакомить студентов с основными вопросами истории и культуры чувашского народа и Чувашской Республики с древнейших времен до современности, а также содействовать формированию патриотических качеств и интереса к историческому прошлому чувашского народа и Чувашии.
Задачами курса являются: изучение основных теорий происхождения и этапов истории чувашского народа; рассмотрение истории чувашского народа в контексте истории Волго-Уральского региона и России; знакомство с традиционной духовной и материальной культурой чувашского народа; формирование уважительного отношения к культуре чувашского народа.
Для повышения мотивации студентов к обучению и стимулирования самостоятельной работы со второго семестра 2012/2013 учебного года в Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова была введена балльно-рейтинговая система оценки качества учебной работы студентов. В рамках этой системы итоговая оценка (дифференцированная или зачёт) складывается из баллов, полученных студентом в процессе обучения.
Применительно к дисциплине «История и культура Чувашии» оцениваются следующие виды работ:
I. Аудиторные лекционные занятия;
II. Аудиторные семинарские занятия:
– посещение семинарских занятий;
– устные ответы;
– работа на семинарских занятиях (участие в обсуждении доклада студента, выступавшего на семинаре, вопросы докладчику, дополнения доклада и пр.);
– выступление с докладом (соответственно, доклад должен быть подготовлен самостоятельно и заранее, использование готовых текстов из Интернета не допускается);
III. Письменные работы:
– реферат или иной вид письменной работы, предложенный преподавателем, ведущим практические (семинарские) занятия. Работа должна носить оригинальный характер (т.е. её необходимо написать самостоятельно, скачивание из Интернета не допускается);
IV. Рубежный контроль проводится в виде письменных контрольных или тестовых работ.
Зачёт по курсу выставляет преподаватель, который ведет практические (семинарские) занятия, опираясь на набранное студентом количество баллов.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) третьего поколения основан на компентентностном подходе к образованию, предполагающем овладение студентом не только профессиональными, но и общекультурными компетенциями.
Дисциплина «История и культура Чувашии» входит в раздел «Гуманитарный, социальный и экономический цикл». её изучение способствует формированию:
– умения выявлять причинно-следственные связи в рамках исторических процессов;
– навыков самостоятельной работы с источниками информации;
– способности критически воспринимать различные точки зрения;
– способности аргументировано отстаивать свою точку зрения;
– навыков участия в дискуссии с коллегами;
– навыков составления грамотных письменных работ.
Овладение данными умениями является необходимым условием для формирования следующих компетенций:
а) общекультурных:
– способность владения культурой мышления, умение аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
– способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантность в восприятии социальных и культурных различий;
– способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и реформ в истории, место человека в историческом процессе, политической и социальной организации общества;
б) профессиональных:
– способность осуществлять целенаправленный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в сети Интернет и других источниках;
– способности собирать, обрабатывать и интерпретировать данные современных научных исследований, необходимые для формирования выводов по соответствующим научным, профессиональным и этическим проблемам.
Важнейшим средством формирования этих компетенций являются семинарские занятия. Участие в них требует от студентов научно-теоретического обобщения источников и литературы по истории. Семинары помогают студентам глубже, полнее изучить и усвоить учебный материал, приобрести или расширить навыки работы с различными видами исторических источников и исследованиями.
В результате семинарских занятий (как в процессе подготовки к ним, так и непосредственно во время семинарского занятия) студенты осваивают вышеперечисленные компетенции, приобретают и развивают опыт их практического применения.
Целью семинарских занятий является выработка у студентов навыков и умений, необходимых для успешного участия в современной научной жизни, требующей от человека не только фундаментальных знаний, но и навыков их презентации как в письменной форме, так и форме научного доклада или участия в прениях, дискуссиях. Данные навыки потребуются и тем студентам, кто не планирует посвятить себя научной деятельности, так как специалист, умеющий более ярко и аргументировано представить свой проект или план и умеющий грамотно отстоять свою точку зрения, ответить на критические замечания и вступить в дискуссию, будет иметь конкурентное преимущество. Таким образом, в процессе подготовки к семинарским занятиям и в ходе самих семинаров студенты приобретают ряд практических навыков, которые позволят им в дальнейшем быть более успешными как в процессе обучения, так и в последующей профессиональной деятельности.
Основным содержанием семинарских занятий являются три формы работы студентов:
а) устный ответ;
б) выступление с докладом;
в) обсуждение доклада в аудитории.
Во время устного ответа не требуется точного воспроизведения учебника, статьи или монографии, но студент должен свободно владеть терминологией, знать чувашские названия и определения. Студент должен свободно ориентироваться в материале, уметь ответить на поставленные вопросы. Для этого необходимо изучить всю рекомендованную литературу на бумажных и электронных носителях.
Подготовку к докладу необходимо начать с изучения рекомендованной литературы и источников, составления плана выступления. В связи с тем, что темы докладов посвящены деятелям науки и культуры, уроженцам Чувашии, план должен обязательно включать следующие положения: 1) краткая биография; 2) основные направления научной или творческой деятельности; 3) заключение, в котором выделяется вклад изучаемого лица в развитие науки или культуры.
Студент должен иметь письменный или электронный вариант доклада. Желательно обладать широкими познаниями по выбранной проблеме, так как это позволит ответить на вопросы преподавателя и товарищей. Приветствуется использование разнообразного иллюстративного материала, презентации.
Недопустимым является выступление, в ходе которого студент просто зачитывает текст доклада. При этом допускается цитирование фрагментов документов, литературных или исторических произведений. Важной частью семинарского занятия является обсуждение доклада, в ходе которого студенты учатся задавать конкретные и содержательные вопросы, высказывать и отстаивать собственное мнение по теме выступления.
Студент, пропустивший или не подготовившийся к семинарскому занятию, обязан ликвидировать учебную задолженность, представив преподавателю на проверку конспект по пропущенной теме или написав реферат.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Мифологические представления и традиционные верования чувашского народа
1. Определение мифа. Классификация чувашских мифов.
2. Космогонические мифы. Мифологические представления чувашей о строении вселенной.
3. Антропогонические, этногонические, этиологические и эсхатологические мифы. Числовая символика в мифах.
4. Верования, связанные с обожествлением явлений и предметов реального мира.
5. Иерархия божеств в традиционной религии чувашей.
6. Культ киреметя. Обряд жертвоприношения Чÿк.
7. Служители чувашского религиозного культа.
Методические рекомендации
1. Мифологическое творчество было присуще всем народам нашей планеты на определенных этапах их развития. С помощью мифов люди воспринимали и описывали окружающий их мир, недаром мифологию даже считают первобытной философией людей. Мифам часто придавалось священное значение, они были тесно связаны с магическими обрядами и ритуалами. Мифы оказали огромное влияние на национальное искусство. Мифологические сюжеты находили место и в национальной государственной символике. Необходимо обратить внимание студентов, где в государственной чувашской символике нашли отражение сюжеты мифов, разобрать их смысловое значение.
2. В научной литературе выделяются развитые и неразвитые мифологические системы. К развитым относят те, в которых присутствуют космогонические сюжеты, т.е. рассказывается о возникновении и строении вселенной. К неразвитым мифологическим системам принято относить мифы, в которых данные сюжеты не раскрываются, а повествуется только о появлении животных, отдельных элементов общественной жизни и т.д. В ходе знакомства с вопросами, посвященными мифам, следует выяснить, к какой мифологической системе можно отнести чувашскую мифологию.
3. Мифы, являясь в первую очередь вымышленным, фантастическим объяснением происхождения и сущности какого-либо предмета, явления природы или общественной жизни, содержат иногда и объективную информацию. На нее необходимо обратить внимание, в частности, при рассмотрении космогонических мифов попытаться выяснить, что конкретно о прошлом предков чувашского народа можно узнать из их содержания.
4. Самыми объемными по содержанию являются этиологические мифы, поэтому необходимо привести примеры хотя бы двух-трех этиологических мифологических сюжетов.
5. Одухотворение человеком отдельных, конкретных предметов и явлений природы являлось первоисточником, из которого развивались религиозные представления. Одной из самых древних форм религии является обожествление предметов и явлений природы. При подготовке к занятию следует выделить обожествление огня, водных источников, солнца, звезд, грома и молнии, неба, земли, почитание некоторых животных, душ умерших и формирование культа предков.
6. Чувашский пантеон божеств достаточно сложен по своей структуре. Во главе – верховный небесный бог Турă, который правит всем миром, выступает как основное лицо религиозного поклонения и веры. В традиционной чувашской религии выделяются три помощника Турă, необходимо обратить внимание на происхождение их названий, обязанности, в виде чего они изображались.
Выделялись различные малые божества – хранители людей, жилищ, хлебов, скота, имущества и т.д. Важно привести примеры обрядов, в ходе которых они почитались.
Для традиционных верований чувашей был характерен дуализм: добрым богам и божествам противостояли злые божества и духи во главе с дьяволом Шуйттаном.
7. Из группы злых божеств самыми вредными и опасными считались Киремети. Необходимо привести миф о происхождении Киреметя, иметь представление о строении киреметища, выяснить какие религиозные традиции оказали влияние на формирование культа Киреметя, в каких случаях проводились моления Киремети.
8. Среди служителей традиционного чувашского религиозного культа выделялись мочауры, йомзи, тухатмăш. Необходимо разобраться в их обязанностях, положении в обществе, особенностях поведения.
Рекомендуемая литература
Источники
1. Вишневский В.П. О религиозных поверьях чуваш // Хрестоматия по культуре Чувашского края. – Чебоксары, 2001. С. 231–254.
2. Магницкий В.К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. Собр. в некоторых местностях Каз. губ. В. Магницким, чл.-сотрудником Каз. о-ва археологии, истории и этнографии. Казань: Комис. миссионер. противомусульман. сборника при Каз. духов. акад., 1881 – 268 с. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа // http://old.rsl.ru/table.jsp
3. Месарош Д. Памятники старой чувашской веры. – Чебоксары, 2000. – 360 с.
Основная
1. Денисов П.В. Религиозные верования чуваш. Чебоксары, 1959. – 408 с.
2. Культура Чувашского края. учебное пособие / В.П. Иванов, Г.Б. Матвеев, Н.И. Егоров и др.; сост. М.И. Скворцов. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1995. – Ч. I. – 350 с.
3. Матвеев Г.М. Мифоязыческая картина мира чувашского народа. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2004. – 247 с.
4. Салмин А.К. Система верований чувашей. – Чебоксары: Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук, 2004. – 206 с.
5. Салмин А.К. Колдуны и знахари. – Чебоксары: Б. и., 2002.–34 с.
6. Салмин А.К. Система религии чувашей. – СПб.: Наука, 2007. – 653 с.
7. Салмин, А.К. Киремет: [о чуваш. обрядах и молениях]: отв. ред. С.А. Арутюнов; Чуваш. нац. акад., Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экон. при Совете Министров Чуваш. Респ. – Чебоксары, 1992. – 27 с.
8. Чувашские легенды и сказки. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2008. – 190 с.
9. Чувашские легенды и сказки / сост. Е.С. Сидорова; пер. С. Шуртакова. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1979. – 224 с.
Чувашского народа
1. Сельская община. Особенности взаимоотношений общинников.
2. Этноправосудие и обычное право.
3. Семейно-брачные отношения.
4. Традиции воспитания детей.
Методические рекомендации
1. Основным звеном в общественной организации чувашских крестьян являлась сельская община. Она играла важную роль в жизни сельского населения и выполняла несколько функций. Необходимо обратить внимание на различия в сфере деятельности волостных и сельских общин, их организационное устройство, изменения, происходившие в функционировании общин во второй половине XIX – начале XX в.
2. Наиболее важной социальной функцией обычного права было регулирование деятельности основных социальных институтов деревни – семьи и общины. Обычное право регулировало порядок наследования, семейные разделы, опеку, брачные нормы. Обычное право чувашской общины касалось вопросов собственности, землепользования, различных имущественных правовых отношений общинников (займы, долги, ссуды, купля-продажа, случаи находки пропавших вещей, кладов и т.д.), крестьянского суда. Следует обязательно отметить, какие изменения в функционировании обычного права происходили в начале XX в.
3. Семья как малая группа обладала внутренней организацией, которая обеспечивала её биологическое, хозяйственное, этнокультурное функционирование. Она строилась на традиционных социальных, этнических и морально-нравственных началах. Следует обратить внимание на состав сельской чувашской семьи, положение и обязанности её главы, статус членов семьи, отношение к собственности внутри семьи.
4. Вместе с возникновением человечества в процессе трудовой деятельности людей возникает и необходимость воспитания, во время которого старшие поколения передавали накапливаемый опыт младшим поколениям. Народная педагогика – это преимущественно дописьменная педагогика. Отличительной особенностью народной педагогики является её однородность в классовом отношении по сравнению с собственно педагогической наукой, так как она в первую очередь служила интересам трудящихся.
Необходимо обратить внимание на источники, сущность, цели и методы воспитания в народной чувашской педагогике. Определить основные направления воспитательной деятельности, задачи трудового, умственного, нравственного, эстетического воспитания, методы и правила воспитательного воздействия.
Рекомендуемая литература
Источники
1. Магницкий В.К. Этнографическо-статистические данные о браках чуваш Казанской губернии. Казань: Тип. Ун-та, 1892. – 14 с. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа // http://dlib.rsl.ru/viewer/01003662638#?page=1
2. Магницкий В.К. Нравы и обычаи в Чебоксарском уезде: этногр. сб. / сост. д. чл. Каз. о-ва археологии, истории и этнографии. – Казань: Тип. Губ. правл., 1888. – 118 с.
3. Никольский Н.В. Краткий конспект по этнографии чуваш // Никольский Н.В. Собр. соч. Т.1. Труды по этнографии и фольклору чувашского народа. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004. – С. 79–90.
4. Фукс А.А. Записки о чувашах // Лик Чувашии. – 1994. – № 2. – С. 163–175; № 3. – С. 161–175; №4. – С. 147–158.
Основная
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 1999. – 168 с.
2. Егорова О.В. Этнография детства чувашей Волго-Уралья во второй половине XIX– первой трети XX вв.: традиционная родильная обрядность и социализация ребенка: дис. ... д-ра ист. наук. – Чебоксары, 2010. – 537 с.
3. Денисова Н.П. Административно-фискальные и правовые функции общины у чувашей (XIX – начало ХХ в.) // Вопр. ист. доревол. Чувашии. – Чебоксары, 1984. – С. 46–71.
4. Чуваши. История и культура: историко-этнографическое исследование: в 2 т. / Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук; под ред. В.П. Иванова. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2009 – Т. 2. – 335 с.
5. Иванов В.П., Фокин П.П. Семья у чувашей. – Чебоксары, 1991. – 99 с.
6. Петров Н.А. Община и обычное право чувашского крестьянства во второй половине XIX – начале XX в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. – Уфа, 2000. – 24 с.
Тема 6. Контрольная работа
Контрольная работа проводится в тестовой форме во время практического занятия. Вопросы даются за две недели до её проведения. Тестовые задания включают вопросы, пройденные на лекционных и практических занятиях за истекший период (термины, даты, факты, исторические личности и т.д.).
Методические рекомендации
1. Контрольная работа является одним из шагов к успешной сдаче зачёта по дисциплине. Все вопросы скомпонованы в форме тестов и заданий, предполагающих развернутый письменный ответ. Развернутый ответ предполагает краткое и последовательное изложение материала по одной конкретной теме из истории чувашского народа. Тестовые задания направлены на проверку знаний всего курса.
2. При подготовке к контрольной работе следует повторить весь пройденный лекционный материал и прочитать соответствующие разделы учебника. Особое внимание следует обратить на процесс формирования чувашской народности (теории происхождения, периодизацию истории), ключевые даты и исторически значимые события.
3. Проверка знаний по материальной и духовной культуре осуществляется с помощью вопросов, составленных на основе материалов практических занятий. Следует обратить внимание на термины, характеризующие традиционную религию, одежду, пищу.
Примерные вопросы для контрольной работы
1. Волжская Булгария существовала:
1) XIII–XV вв.;
2) V–VII вв.;
3) X–XIII вв.;
4) XV–XVI вв.
2. Головной убор незамужних девушек называется:
1) хушпу;
2) тухья;
3) масмак;
4) сурпан.
3. Лашманы занимались:
1) скотоводством;
2) торговлей;
3) охотной;
4) заготовкой леса.
4. «Контора новокрещенских дел» занималась:
1) просвещением «иноверцев»;
2) строительством церквей;
3) крещением «иноверцев»;
4) переводами священных книг.
5. Выдающийся востоковед XIX в., уроженец Чувашского края:
1) И.Н. Ульянов;
2) И.Я. Яковлев;
3) Н.Я. Бичурин;
4) В.А. Сбоев.
6. Чувашская автономная область была образована:
1) 1920 г.;
2) 1922 г.;
3) 1924 г.;
4) 1925 г.
7. Поэму «Нарспи» написал:
1) К. Иванов;
2) С. Эльгер;
3) С. Шавлы;
4) П. Хузангай.
8. Первая чувашская газета – это:
1) «Пике»;
2) «Ялав»;
3) «Хыпар»;
4) «Танташ».
9. Чувашская автономная область была преобразована в автономную советскую социалистическую республику:
1) 24 апреля 1920 г.;
2) 14 апреля 1924 г.;
3) 21 апреля 1925 г.;
4) 19 мая 1926 г.
10. Место жертвоприношения у чувашей-язычников:
1) алтарь;
2) чÿк;
3) киреметь;
4) мечеть.
11. До отмены крепостного права большинство чувашей были:
1) рабочими;
2) помещичьими крестьянами;
3) удельными крестьянами;
4) государственными крестьянами.
12. Крупнейшее предприятие, эвакуированное в Чувашию в 1941 г.:
1. Харьковский электромеханический завод;
2. Ленинградский штамповочный механический завод;
3. Волховский лесозавод;
4. Калининский вагоностроительный завод.
13. Авторами чувашского гимна являются:
1) Г. Лебедев и Э. Юрьев;
2) И. Тукташ и Э. Юрьев;
3) Г. Лебедев и И. Тукташ;
4) Э. Юрьев и П. Хузангай.
14. Чувашским краем во второй половине XVI в. ведал:
1) Приказ чувашских дел;
2) Приказ Казанского Дворца;
3) Татарский приказ;
4) Инородческий приказ.
15. В полете космического корабля «Восток-3» принял участие космонавт, уроженец Чувашии:
1) Ю.А. Гагарин;
2) В.В. Терешкова;
3) А.Г. Николаев;
4) Н.М. Бударин.
16. Установите соответствие между личностью и сферой деятельности:
1) П.Е. Егоров а) писатель
2) Н.Я. Бичурин б) инспектор народных училищ
3) И. Я. Яковлев в) деятель просвещения
4) И.Н. Ульянов г) ученый-востоковед
5) К.В. Иванов д) архитектор
17. Главный налог чувашей в XVII в.:
1) ясак;
2) лашманная повинность;
3) пятинные деньги;
4) барщина.
18. Первым руководителем Чувашской автономной области был:
1) Д.С. Эльмень;
2) С.П. Петров;
3) К.Я. Грасис;
4) Н.В. Фёдоров.
19. В. Ярды, Е. Николаева, В. Соколов, В. Егорова внесли огромный вклад в развитие:
1) экономики;
2) культуры;
3) науки;
4) спорта.
20. По численности населения в России чувашский народ занимает:
1) 2-е место;
2) 7-е место;
3) 15-е место;
4) 5-е место.
21. Легендарный командир дивизии в Гражданскую войну, уроженец д. Будайка Чебоксарского уезда Казанской губернии:
1) В. Леонтьев;
2) Д. Эльмень;
3) С. Павлов;
4) В. Чапаев.
22. Чувашский язык относится к языковой семье:
1) алтайской;
2) индоевропейской;
3) уральской;
4) сино-тибетской.
23. Ясак – это:
1) налог в пользу государства, взимаемый деньгами или продуктами;
2) вид общественных работ;
3) выкуп, который жених выплачивал родителям невесты;
4) налог с купцов.
24. Ислам в Волжской Булгарии не приняли:
1) сувары;
2) буртасы;
3) булгары;
4) эсегели.
25. Чувашский край вошел в состав Русского государства:
1) 1551 г.;
2) 1552 г.;
3) 1447 г.;
4) 1550 г.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Дисциплина «История и культура Чувашии» – мировоззренческая гуманитарная дисциплина, требующая системного подхода в её овладении. Поэтому студенты должны опираться главным образом на знания и умения, сформированные на лекционных и практических занятиях. Опираясь на них, студент получает возможность для дальнейшего углубленного изучения дисциплины. Однако этот потенциал необходимо активизировать.
Квалифицированный специалист должен разбираться в прикладных вопросах этнической культуры для того, чтобы грамотно строить отношения с её носителями, повышать свой культурный уровень, разбираться в культурных процессах современности. Этой проблематике уделяется большое внимание в процессе изучения дисциплины.
Для самостоятельной подготовки можно рекомендовать следующие источники:
- конспекты лекций и материалы практических занятий;
- учебную литературу соответствующего профиля для вузов;
- специализированную литературу – монографии, статьи в научных и научно-популярных изданиях;
- средства массовой информации, Интернет-ресурсы и др.
Из учебной литературы в первую очередь рекомендуются учебные пособия с рассмотрением общетеоретических вопросов и основной фактографии, из научной – литература конкретной тематики, где разрабатываются актуальные проблемы, включённые в программу курса. При поиске литературы следует пользоваться, библиотечными каталогами, справочными изданиями, программными операционными поисковыми системами и др.
Хорошие результаты дает занятие студентами научной работой, формами которой являются участие в студенческих научных конференциях как внутривузовских, так и региональных и всероссийских, выполнение самостоятельной творческой работы-эссе и др.
В целях промежуточного контроля проводится контрольная работа, которая позволяет определить уровень текущих знаний студентов по предмету. Опираясь на него, преподаватель корректирует учебную работу студента, да и сам студент делает соответствующие выводы.
Одной из форм самостоятельной работы является выполнение творческой работы (реферата). Данный вид работы позволяет студенту углубить свои знания по конкретному вопросу и приобрести общие навыки и умения по работе с литературой, подготовке научного сообщения и устного выступления.
Самостоятельная, мотивированная работа студента при изучении курса служит гарантией успешной сдачи зачёта, что предусмотрено учебной программой.
Самостоятельная работа включает несколько видов активной умственной деятельности студента:
1. Изучение источников, научной литературы – труды историков и этнографов, наиболее полно отражающие разные стороны жизни чувашского народа.
2. Работа над лекциями.
3. Изучение учебника, совмещенное с работой над лекциями, позволяет сформировать целостные знания по истории и культуре чувашей.
4. Составление доклада, подготовка к выступлению.
5. Работа в библиографическом отделе библиотеки Чувашского государственного университета и сети Интернет по подбору литературы (кроме указанных преподавателем интернет-адресов студенты самостоятельно ищут необходимую информацию).
6. Контрольная работа.
7. Подготовка и работа на консультации.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Теории происхождения чувашского народа.
2. Древние азиатские предки чувашей.
3. Болгары и сувары на Северном Кавказе и в Приазовье. Великая (Золотая) Болгария и Савриское (Суварское) княжество.
4. Волжская Булгария и её роль в формировании чувашского народа.
5. Население Волжской Булгарии под властью Золотой Орды.
6. Чувашский край в составе Казанского ханства.
7. Социально-экономические и политические предпосылки вхождения чувашей в состав Русского государства. Вхождение Чувашского края в состав Русского государства и его значение.
8. Складывание чувашской народности (XIII – XVI вв.)
9. Создание и развитие системы управления Чувашским краем во второй половине XVI – XVII вв.
10. Чувашский край в годы смуты. Участие уроженцев Чувашского края в освобождении территории России от польско-шведских интервентов в составе войск второго ополчения.
11. Чувашский край в XVII в. События крестьянской войны под руководством Степана Разина на территории Чувашии.
12. Чувашский край в XVIII в.
13. Христианизация чувашского народа.
14. Участие населения чувашского края в Отечественной войне 1812 года.
15. Социально-экономическое развитие Чувашского края в первой половине XIX в.
16. Реализация реформы управления государственной деревней П.Д. Киселева в Чувашском крае. Акрамовская война 1842 г.
17. Традиционные верования чувашского народа. Служители чувашского религиозного культа.
18. Чувашская мифология (характеристика любой группы мифов).
19. Чувашская этнопедагогика.
20. Традиционная национальная одежда.
21. Культура традиционного питания.
22. Поселения и жилища.
23. Чувашские календарные праздники.
24. Чувашские праздники и обряды, связанные с хозяйственной деятельностью чувашей.
25. Семейно-бытовые праздники и обряды.
26. Сельская община. Особенности взаимоотношений общинников.
27. Этноправосудие и обычное право.
28. Семейно-брачные отношения.
29. Чувашская вышивка и орнамент.
30. Великие реформы 1860-1870-х гг. в Чувашии (судебная, земская, военная, городская и т.д.).
31. Культура Чувашии периода капитализма. Образование, литература, живопись, печать, издательское дело.
32. События революции 1905-1907 гг. в Чувашском крае. Подъем национального самосознания чувашского народа в начале XX в.
33. Чувашский край в годы Первой мировой войны. Февраль 1917 г. в Чувашии.
34. Октябрь 1917 г. в Чувашии. Формирование органов Советской власти.
35. Чувашия в годы Гражданской войны и «военного коммунизма». Антисоветское крестьянское восстание и голод 1921 г. в Чувашии.
36. Создание и развитие государственности чувашского народа в 1920-1925 гг. Значение обретения государственности для развития чувашского народа.
37. Развитие культуры и образования Чувашии в 1920-1930-х гг. Влияние политики массовых политических репрессий на духовную и общественную жизнь Чувашии.
38. Проведение индустриализации в Чувашии. Развитие промышленности Чувашской АССР в условиях директивного планирования.
39. Коллективизация в Чувашской АССР. Ликвидация «кулачества».
40. Чувашия в годы Великой Отечественной войны.
41. Чувашия в послевоенные годы. Развитие промышленности.
42. Чувашия в годы перестройки и создания современной республики.
43. Проблемы развития Чувашии на современном этапе. Личности Н.В. Федорова и М.В. Игнатьева.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
1. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921- 922 гг. – Харьков: Изд-во. Харьковского гос. университета им. А. М. Горького, 1956. — 345 с.
2. Ковалевский А. П. Чуваши и булгары по данным Ахмеда ибн-Фадлана // Учен. зап. научно-исследовательского института языка, литературы и истории при Совете Министров Чувашской АССР. – Чебоксары, 1954. – Вып.IX. – 46 с.
3. Михайлов С.М. Собрание сочинений. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004. – 510 с.
4. Никольский Н. В. Краткий курс этнографии чуваш. – Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1928. – Вып. 1. – 224 с.
5. Никольский Н.В. Краткий конспект по этнографии чуваш // Никольский Н.В. Собр. соч. Т.1. Труды по этнографии и фольклору чувашского народа. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004. – С. 79–90.
6. Риттих А.Ф. Материалы для этнографии России, XIX. Казанская губерния. – Казань, 1870. – Ч. I – 109 с. – Ч. II. – 224 с.
7. Сбоев В.А. Заметки о чувашах. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004. – 142 с.
8. Фукс А.А. Записки о чувашах // Лик Чувашии. – 1994. – № 2. – С. 163–175; № 3. – С. 161–175; №4. – С. 147–158.
9. Хрестоматия по культуре Чувашского края. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2001. – 255 с. (Георги И.И. «Чуваши», Герберштейн С. «Извлечения из «Записок о Московитских делах», Миллер Г.-Ф. «Описание живущих в Казанской губернии языческих народов... », Курбский А.М. «Чуваша зовомые, язык особливый…», Лебедев В.И. «Симбирские чуваши», Вишневский В.П. «О религиозных поверьях чуваш»).
Основной
1. Александров Г.А., Изоркин А.В., Клементьев В.Н. История Чувашии новейшего времени: в 2 т. – Кн. 1. 1917–1945 гг. – Чебоксары. 2001. – 262 с.
2. Бойко И.И., Харитонова В.Г., Захаров Д.А. История Чувашии новейшего времени: в 2 т. – Кн. 2. 1945–2005 гг. – Чебоксары, 2009. – 398 с.
3. Данилов В.Д., Павлов Б. И. История Чувашии (с древнейших времен до конца ХХ века): учеб. пособие. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2003. – 304 с.
4. Данилов В.Д. История и культура Чувашской Республики: учеб. пособие. – Чебоксары.,1996. – Ч.1. – 115 с.
5. Данилов В.Д. История и культура Чувашской Республики. 20 век: учеб. пособие. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1997. – Ч.2. – 111 с.
6. Иванов В.П., Фокин П.П., Трофимов А.А. и др. Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья. – Чебоксары, 1993. – 269 с.
7. Иванов В.П. Этническая география чувашского народа. Историческая динамика численности и региональные особенности расселения. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2005. – 383 с.
8. Иванов В.П. Этническая история чувашей: (Происхождение и формирование чувашского народа). – Чебоксары, 1992. – 67 с.
9. Иванов В.П. Этническая карта Чувашии: Расселение, численность и межэтнич. взаимодействие тит. нации и этнич. групп на тер. респ. – Чебоксары, 1997. – 176 с.
10. История Чувашии в художественно-исторических образах (с древнейших времен до начала XX века): хрестоматия. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2007. – 255 с.
11. История Чувашии: тесты и проверочные задания / авт.–сост.: Каховский Б.В. и др.; отв. ред. Гончаренко Л.Н.; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2002. – 70 с.
12. Каховский В.Ф. Происхождение чувашского народа. – 3-е изд., перераб. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2003. – 436 с.
13. Сергеев Т.С., Зайцев Я.Н. История и культура Чувашии: важнейшие события, даты. – Чебоксары, 1995. – 79 с.
14. Страницы истории Чувашии: учеб. пособие / сост. Л.А. Ефимов. – Чебоксары, 2001. – 303 с.
15. Хрестоматия по культуре Чувашского края: дореволюционный период / Егоров Н.И., Данилова М.Г. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2001. – 255 с.
16. Чуваши. История и культура: историко-этнографическое исследование: в 2 т. / Чуваш. гос. ин-т гуманитар. наук; под ред. В.П. Иванова. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2009 – Т. 1. – 2009. – 415 с.; Т. 2. – 335 с.
17. Чуваши: Этническая история и традиционная культура / авт.-сост.: Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. М.: ДИК, 2000. – 95 с.
18. Чувашская энциклопедия: в 4 т. / Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук; [ред. совет: Н.В. Федоров (пред.) и др.]; редкол.: В.С. Григорьев (гл. ред.) и др. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2006. – Т.1 – 590 с.
19. Ягафова Е.А. Чуваши Урало-Поволжья: история и традиционная культура этнотерриториальных групп (XVII – начало XX вв.). – Чебоксары: Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук, 2007. – 529 с.
Дополнительной
1. Александров Г.А. Чувашская интеллигенция: истоки. – Чебоксары, 1997. – 198 с.
2. Димитриев В.Д. К вопросу о заселении юго-восточной и южной частей Чувашии // Чувашия в эпоху феодализма. – Чебоксары, 1986. – С. 294–325.
3. Димитриев В.Д. Н.В. Никольский – чувашский ученый, просветитель, общественный деятель: учеб. пособие. – Чебоксары: Респ. науч.-метод. центр нар. творчества Мин. культуры и межнац. отношений Чуваш. Респ., 1993. – 71 с.
4. Димитриев В.Д. Об обосновании Н.И. Ашмариным теории болгаро-чувашской языковой и этнической преемственности // Изв. Нац. академии наук и искусств Чуваш. Респ. – 1996. – № 1. – С. 183–200.
5. Димитриев В.Д. Чувашские исторические предания: очерки истории чувашского народа с древних времен до середины ХIX в. – 2-е изд., доп. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1993. – 447 с.
6. Димитриев В.Д. Вопросы этногенеза, этнографии и истории культуры чувашского народа: сб. ст. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2004. – 311 с.
7. Димитриев В.Д. История Чувашии XVIII века (до крестьянской войны 1773 – 1775 гг.). – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2003. – 532 с.
8. Димитриев В.Д. Мирное присоединение Чувашии к Российскому государству. – Чебоксары, 2001. – 119 с.
9. Димитриев В.Д. Чебоксары. Очерки истории города конца XIII – XVII веков. – Чебоксары, 2003. – 177 с.
10. Димитриев В.Д. Чувашия в эпоху феодализма (ХVI – начало ХIХ). – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1986. – 455 с.
11. Иванов В.П. Чувашская диаспора. Расселение и численность: этнографический справочник. Чуваш. гос. ин-т гуманитар. наук; [ред. И.И. Бойко]. – Чебоксары: Б. и., 1999. – 315 с.: табл., карт.
12. Иванов В. П., Клементьев В. Н. Образование Чувашской автономии: предпосылки, проекты, этапы. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2010. – 191с.
13. Из истории Чувашии советского периода: сб. ст. – Чебоксары: НИИЯЛИЭ, 1990. – 95с.
14. Из истории Чувашии советского периода: сб. ст. – Чебоксары: НИИЯЛИЭ, 1991. – 174 с.
15. Исследователи Чувашского края: библиогр. указ. – Чебоксары, 2002. – 256 с.
16. Исследователи этнографии и археологии Чувашии: биобиблиогр. словарь / Чуваш. гос. ин-т гуман. наук; [сост.: П.П. Фокин и др.]. – Чебоксары: Чуваш. гос. ин-т гуман. наук, 2004. – 318 с.
17. История Чувашии: программа учеб. курса. Тематика лекций, пл. семинаров / сост.: Таймасов Л.А., Ефимов Л.А. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. пед. ун-та, 2001. – 36 с.
18. История Чувашской Республики. 1775 – 1990: библиогр. указ. – Чебоксары, 1996. – 401 с.
19. Каховский Б.В. Погребальный обряд чувашского языческого населения // Современные и этнические проце