Разговор во время утренней прогулки, 10 июля 1975 года.
"Итак, наша политика должна быть такова: мы воспитаем в Далласе первоклассных мужчин и будем учить девушек двум вещам. Первое, как стать целомудренной и верной женой своему мужу, и второе, как хорошо готовить. Если девушки будут обладать двумя этими качествами, то я поручусь, что найду им хороших мужей. Я лично займусь этим... Нужны два эти качества. Девушка должна научиться, как приготовить очень вкусно пищу, и она должна знать, как стать целомудренной и верной мужу. Нужны только два эти качества. И тогда се жизнь будет успешной. Итак, попытайтесь достичь этого. Девушке достаточно иметь простое образование, знать азы. Все это чепуха: такое престижное, значительное, громкое образование, а потом девушка становится проституткой. Что это за образование? Для того чтобы стать проституткой, образование не требуется ”.
Здесь Шрила Прабхупада объясняет, как следует поступать в отношении наших дочерей (брахмачарини также могут извлечь из этого урок). Девушке следует научиться готовить на высшем уровне и покорно служить своему мужу. Он говорит, что если девушки смогут научиться этим двум вещам, то в таком случае он даст личную гарантию, что найдет им хороших мужей. Шрила Прабхупада даст свою личную гарантию. Чего еще может просить девушка, желающая иметь хорошего сознающего Кришну мужа?
Если мы будем обучать наших дочерей лишь этим двум вещам, то чистый преданный Кришны лично даст гарантию, что найдет им хороших мужей. Мы хотим найти нашим дочерям первоклассных мужей, либо же брахмачарини хотят себе найти их. Вот рецепт, как получить гарантию Шрилы Прабхупады в приобретении хорошего мужа.
Это просто. Это приходит, когда девушка обрела качества, делающие ее хорошей женой; и тогда Кришна и Шрила Прабхупада пошлют ей кого-нибудь, подготовленного в той же степени, что и она. Если вы не так подготовлены, то почему Шрила Прабхупада и Кришна должны посылать вам более квалифицированного мужа?
Девушкам следует понять, что предписанная обязанность для жены — хранить покорность и верность своему мужу. Таково наставление Кришны и Шрилы Прабхупады, время от времени столь разными способами повторяемое и высказываемое. К этому сводятся социальные обязанности жены, в этом ее долг и служение Кришне. Однако, как и при выполнении других обязанностей, мы не должны привязываться к результатам. Если в материальном отношении брак успешен, то это замечательно. Так или иначе, если мужчина и женщина выполняют свои обязанности как служение Кришне, тогда духовно они будут расти. Не следует привязываться к материальным результатам.
Хотите ли вы мирной и счастливой семейной жизни? Хотите ли вы иметь послушных и замечательно счастливых детей, обладающих сознанием Кришны? Говорится, что мать - это первый гypy в жизни человека. Она - первый учитель. Для того, чтобы стать идеальным учителем, нужно сперва стать идеальным последователем. Наилучший способ обучения - пример. Когда жена послушна своему мужу и обращается к нему со сложенными руками и в смиренном настроении, она своим поведением учит детей, как следует уважать старших.
Моя жена - из семьи индусов, и ей легче понять эти вещи. Однако она родилась в Южной Африке и получила образование западного образца. Она понимает, что все это правильно, но все же у нее возникают трудности с воплощением этого в жизнь. Не могу сказать, что она - идеальная жена, однако она совершила за последние несколько лет прогресс в этом направлении.
Как я упоминал в начале книги, здесь показан строго ведический стандарт идеального характера и поведения жены: считать мужа своим гуру-наставником и поклоняться ему, всегда быть послушной и занимать подчиненное положение, говорить ему только любезные добрые слова. Это достаточно трудновыполнимые указания для современных, взращенных на Западе раскрепощенных женщин. Как отмечали многие женщины, для них это сродни возвращению в мрачное Средневековье. Однако интересно отметить, что еще 80-100, даже 50 лет назад уровень разводов в той же Америке был очень низким. В то время жены все же как-то подчинялись мужьям, и большинство женщин были матерями и домохозяйками. Чем больше "свободы" получали женщины, чем более независимыми и непокорными становились, тем выше поднимался уровень разводов. В то же время в семье счастья остается все меньше, все большее количество детей страдает от последствий развала семей. Какая польза обществу от "эмансипации"? Говорят, что необходимо устроить жизнь женщин лучше. Цель - сделать жизнь более счастливой и мирной. Но пора очнуться. Ведь приходится судить о чем- то по плодам, которые оно приносит. Посмотрите на факты. Так называемое равенство породило как раз противоположный ожидаемому результат. Если вам нужна мирная и успешная супружеская жизнь, то, пожалуйста, примите к сердцу наставления Шрилы Прабхупады.
Обучение дочери
Родители должны учить свою дочь дома. Конечно, прежде всего нужно, чтобы сами родители понимали ведические принципы и соглашались с ними. Затем, важно помнить, что наилучшее обучение - на собственном примере. Мать дочери должна на практике показать, как надлежащим образом оказывать почтение мужу. К примеру, началом выражения уважения могут стать поклоны мужу, касание его стоп, обращение к нему со сложенными ладонями. Никогда не спорьте с мужем. Всегда любезно разговаривайте с ним вис зависимости от типа беседы. Служите ему, преисполнившись самопредания и покорности. Это наилучшая подготовка, которую может дать своей дочери любая мать. Такая подготовка доставит очень большое удовлетворение Шриле Прабхупаде.
Если мать девушки сама не в состоянии из-за своего несовершенства следовать этому, то в таком случае самым лучшим для нее будет по крайней мере хотя бы теоретическое признание того, что учение Шрилы Прабхупады и его наставления по данному вопросу правильны. Матери надлежит быть прямолинейной и абсолютно честной со своей дочерью и объяснить ей, что представляет собой идеальный стандарт, зачем девочке нужно принять его и почему у ее матери, проблема со следованием этому стандарту. Она может объяснить, что в молодости она не получила должного воспитании, поэтому ей трудно применять эти принципы.
В действительности, в какой-то степени моя жена соответствует этому описанию. Однако именно я объясняю все нашим дочерям, а жена поддерживает то, чему я учу их. Сейчас моей старшей дочери четыре с половиной года (на март 1997 года), и она понимает, что ее мать не всегда поступает "так, как надо".
На прошлой неделе у нас с женой возникло очередное противостояние. Мои старшая дочь подошла ко мне и сказала: "Послушай, питаджи! Я хочу тебе что-то сказать в соседней комнате". Я пошел за ней, а она сказала мне: "Питаджи! Я никогда не буду повышать голос на моего мужа. Матаджи не знает об этом. Это очень плохо. Я никогда ни по какой причине не буду кричать на своего мужа". Я крепко обнял дочку и сказал ей, что Кришна очень доволен ей, что она очень способная ученица. Я вернулся и рассказал своей жене, что она может гордиться своей дочерью. Наше воспитание детей работает. И это в действительности свело на нет противостояния. Теперь конфликты между нами случаются намного реже, они короче, а последствия их улаживаются намного быстрее. Моя жена медленно осваивает эти принципы на практике, хотя она знает, что бывает неправа, тем не менее, ей тяжело придерживаться этих установок все время. И я в какой-то степени могу войти в ее положение. Моя супруга перегружена хлопотами: она растит трех маленьких детей, и у нас нет многочисленной родни, которая могла бы помочь. Временами моя жена переутомлена. В такие моменты у нее не всегда хватает сил надлежащим образом вести себя.
В каком возрасте нужно начинать готовить дочь к будущему браку? Шрила Прабхупада говорил, что обучение культуре начинается с рождения. Как я упоминал, моей старшей дочери сейчас 4 с половиной года. Еще до того, как она начала разговаривать, я не раз говорил ей о том, что однажды я отдам ее мужу и она должна будет очень мило разговаривать с ним, служить ему, поклоняться его стопам, делать его счастливым, убирать его дом и научиться очень хорошо готовить для него. Я говорил ей, что это доставит очень большое удовлетворение Шриле Прабхупаде. Я считаю своим долгом время от времени разговаривать с ней на эту тему: не реже одного-двух раз в месяц, а иногда и чаще. Теперь, когда ей четыре с половиной года, девочка очень хорошо все это понимает. Ничто из этого не является для нее новым. Это все вполне естественно, ведь она слышала об этом всю свою жизнь. И я буду продолжать обучать ее таким вот образом. Я сейчас закладываю фундамент, чтобы моя дочь имела счастливую семейную жизнь. Я ее подготавливаю, чтобы Шрила Прабхупада и Кришна были обязаны помочь мне найти для нес подходящего молодого человека, который даст ей защиту и духовное руководство, которого она заслуживает.
Обретение культуры предполагает обучение. Квалификация сама по себе обычно не приходит. Всему нужно кропотливо и усердно учить детей: как отправлять естественные потребности, как разговаривать, как ходить, как читать и писать. Всему нужно учить, снова и снова повторяя одно и то же, объясняя, показывая на своем примере. Это касается и культуры. Почитайте детям то, чему учил Шрила Прабхупада. Обсудите это с ними. Читайте снова и снова, разговаривайте с ними, объясняйте. Будьте для них примером. Осуществлять правильное руководство и давать обучение своим детям входит в обязанности родителей.
Обучение для брахмачарини
Чем мы старше, тем труднее нам учиться чему-то новому; что уж говорить об обучении совершенно другой культуре со всеми се понятиями и системой взглядов! Это нелегко, однако возможно. Так делают мормоны. Все время к их вероисповеданию присоединяются новые люди, и мормоны обучают их многим нормам поведения. (Мормоны учат, например, что женщины должны подчиняться мужчинам). Главное в обучении девушек и девочек состоит в том, что наставления сперва нужно правильно понять и принять. Мы должны отдавать себе отчет в том, как это сделает нашу будущую жизнь счастливой и брак успешным. Это значит отбросить весь хлам, который мы усвоили за время нашей жизни, когда мы были непроданными. Отбросить весь вздор о том, что женщина должна бороться за равенство и равноправие. Как сказал Шрила Прабхупада, ученик должен предстать перед своим гуру как свежевытертая доска, чтобы гуру мог написать на ней настоящую истину. Примите то, чему учил Шрила Прабхупада; это очень точная наука. Изучите причины провала "освобождения" женщин, данные об уровне неудавшихся браков в наши дни. Поймите, что и как действует разрушительно и приводит к серьезным проблемам, ломает судьбы детей. Осознайте истинность изречения Шрилы Прабхупады, что причиной развода является женская глупость, проявляющаяся в том, что жена не считает мужа для себя авторитетом, не принимает подчиненного положения в общении с ним и ведении общих дел. Поймите необходимость следования ведической системе брака в соответствии с варнашрамой, затем меняйте и обучайте себя.
Что могла бы обрести матаджи, если бы ей пришлось пойти на эксперимент и чистосердечно следовать этой науке? Первое: она могла бы получить непосредственную милость Шрилы Прабхупады и Шри Кришны. Она могла бы получить счастливую семью на всю жизнь и крепкий брак, в котором согласие не разрушается распрями и спорами. Брак, в который придет сама Богини Процветания и в котором она останется жить. Матаджи обретет чудесных детей, которые будут расти в теплой и мирной семейной атмосфере.
А что ей пришлось бы потерять, следуй она этой науке? Несколько так называемых друзей, которые могут посчитать ее сумасшедшей. Однако эти “друзья” будут обречены на страдания, развод и повторный брак. Зачем же опускаться вместе с ними? И она могла бы приобрести друзей-единомышленников, которые поддержат её на ее пути к лучшей жизни. Матаджи утратит свой страх ослабить самооценку; ее самооценка возрастет. Она будет чувствовать себя очень хорошо, зная, что Кришна и Шрила Прабхупада довольны ею и что она учит своих детей наилучшим примером. Она почувствует себя хорошо, когда после ряда лет замужества сможет оглянуться и вспомнить лишь мирный и счастливый брак, в котором не было ссор и споров.
А чего матаджи достигнет, если не будет следовать этому? Вероятнее всего, ей предстоит жить более чем с одним мужем, а также и приемными детьми, поскольку одно замужество за другим будет заканчиваться адом развода. Может быть ее будет утешать осознание того, что ей не пришлось опуститься до уровня покорности какому бы то ни было мужчине. Ей будет льстить то, что в жизни она прочно стояла на ногах и требовала, чтобы к ней, женщине, относились так же, как к мужчине. Она будет довольна от того, что ей не пришлось склонить голову и коснуться стоп своего мужа-гуру. И это ощущение собственного превосходства будет подпитываться одобрением других разведенных и заново вышедших замуж матаджи, с которыми она дружит, что уж говорить обо всех приемных детях, с которыми она могла делить свою веселую жизнь. Знаете ли, второй муж приводит с собой двоих детей от первой жены в новую семью с третьей женой, однако он также усыновляет двоих детей первой жены и еще одного ребенка от второй жены, и женщине приходится знакомиться с ними всеми в качестве дважды мачехи. Затем, когда и этому браку приходит конец, ей приходится прощаться с ними. Третий муж приводит в дом еще пятерых детей - двух от первой жены, еще двоих от второй, и еще одного ребенка от пятой жены (дети же от третьей и четвертой жены живут со своими матерями). Может вы думаете, что такого не бывает?
К глубокому сожалению, бывает, и бывает как с преданными ИСККОН, так и с людьми за его пределами. В соответствии со словами Шрилы Прабхупады, причина всех этих подобающих животным занятий — неподчинение жён мужьям.