В ведической культуре такого понятия как развод не существует.

"Ману-самхита" говорит, что женщина, которая бросила своего мужа, должна быть изгоем в обществе. И не только никогда не следует жениться на такой женщине другому мужчине, но и всякий, кто желает строго следовать брахманичсским принципам, независимо от своего пола не должен больше общаться с этой матаджи. Согласно ведической культуре, женщина, бросившая своего мужа, является неприкасаемой.

Шрила Прабхупада также писал, что только шудры разводятся и женятся снова. Если бы мужчины-преданные действовали в соответствии с этими наставлениями (не общались бы с такими женщинами и не брали их в жены), то женщины не бросали бы так легко своих мужей. В современном мире женщины видят, что многие мужчины женятся на разведенных. Женщина не боится покинуть мужа, поскольку уверена, что может найти себе другого. Лишь только она чем-то недовольна, сразу начинает думать: "Почему я должна дальше терпеть глупость своего мужа? Вокруг столь много других мужчин, я всегда могу снова выйти замуж".

Нужно следовать ведической системе. От нее зависит мир во всем человеческом обществе. Если женщины будут непокорными, развалится большинство браков. Когда разрушается семья, то страдают дети. Множество таких детей получают глубокую психологическую травму и затем наносят ответный удар обществу. Данные статистики свидетельствуют, что дети из разбитых семей плохо учатся в школе, с большим трудом социально адаптируются. Девочкам из разведенных семей проще потерять чувство собственного достоинства. Будучи о себе невысокого мнения, они мало ценят и собственную жизнь и более склонны вести жизнь проститутки. Либо же юные девушки из разбитых семей вырастают очень уж независимыми и поэтому сами не становятся хорошими женами, и значит, в их браках будет больше проблем. Мальчики без отцов не так успешно учатся в школе, и, повзрослев, они вынуждены заниматься тяжелым малооплачиваемым трудом. А многие просто плохо заканчивают. Часто дети из неполных семей становятся на какое-то время в своем роде нежеланными. Я знаю матаджи, которая имела троих детей и была разведена. Она хотела выйти замуж снова и нашла мужчину. Несмотря на то, что она на протяжении многих лет после развода растила своих детей, они вдруг стали се обременять. Теперь у нее была возможность выйти замуж, и она отослала своих детей к бывшему мужу, чтобы иметь возможность уйти жить к своему новому приятелю. Она объяснила, что устала растить своих детей за все эти годы, и рассудила, что пришла очередь ее бывшего мужа взвалить на себя это "бремя". Дети стали лишней обузой, мешающей достижению ее целей. Дети понимают такие вещи. Это приводит их в замешательство, они чувствуют себя тягостным бременем. И это оставляет в их душах глубокие раны.

Поскольку общество переполняется такими детьми, все человеческое общество терроризируется и отправляется в ад. В такой ситуации находятся многие современные города. Ключ к решению этой проблемы в том, чтобы женщины стали покорными и надлежащим образом защищенными.

Утренняя прогулка, Рим, 28 мая 1974 года:

Прабхупада: Итак, вы должны построить настоящее человеческое общество в миниатюре, так, чтобы люди, увидев, сказали: "Да, это то, что надо." Ведь люди наделены разумом. Хотя я и отвергаю современный западный способ жизни, все же так много юношей присоединилось к нам. Я никогда не говорил с целью польстить вам, что ваша западная цивилизация очень хороша. Я никогда не говорил этого...

Йогешвара: Людям было бы интересно узнать нашу позицию в отношении развода. Здесь, в Риме, как раз приняли закон о разводе.

Прабхупада: Это также анимализм. Это подобно тому, как пес занимается сексом с сукой, затем с другой, третьей, четвертой. Так поступают и люди. Итак, вот вам решение данной проблемы. Люди - те же животные. И как ни крути, они голые животные и все. Развод людей - отражение поведения животных. Кобель совокупляется с одной сукой, затем со второй, третьей, четвертой, пятой. Это анимализм и более ничего.

Позиция Шрилы Прабхупады в отношении данного вопроса очень ясна и серьезна. Он говорит, что развод, как и так называемый повторный брак, является анимализмом. Это подобно тому, как собаки все время меняют половых партнеров. Слова Шрилы Прабхупады определенно недвусмысленны. Подобные поступки совсем не нравятся Шриле Прабхупаде, даже если речь идет о непреданных. А что уж говорить о его собственных последователях. Такое поведение идет вразрез со всеми религиозными наставлениями. Это приводит к деградации как индивидуумов, так и общества. Это не тот путь, идя но которому можно завоевать расположение Кришны и Его чистых преданных. И тем не менее, мы продолжаем гак себя вести, поскольку отказываемся следовать наставлениям Шрилы Прабхупады в отношении того, как создать мирную и счастливую семью.

Следует отметить еще один важный момент: часто преданные пытаются следовать идее, что можно придерживаться западного стиля жизни просто приплюсовывая к нему Кришну. Они утверждают, что хотя ведические идеалы замечательны, однако абсолютно неприменимы на Западе. Поэтому такие преданные считают обычным делом предаваться столь многим бессмысленным видам деятельности, присущим западному стилю жизни. Они полагают, что нет ничего дурного в том, что наши дети разных полов встречаются и свободно общаются друг с другом, поскольку на Западе ведическая система просто не срабатывает. Такой выдуманный образ мышления не находит подтверждении в учении Шрилы Прабхупады. Отвергая западный стиль жизни, он учил нас только идеальной ведической системе. И когда Прабхупада ушел из жизни, он возложил на нас задачу каким-то образом ввести систему варнашрамы, ведическую культурную систему не только в нашем обществе, но и по всему миру.

Однажды преданный пожаловался, что некоторые положения неприемлемы для людей Запада, на что Шрила Прабхупада ответил, что поэтому мы должны отшвырнуть Запад.

В комментарии к "Бхагавад-гите" (16.7) Шрила Прабхупада утверждает:

"В действительности женщин следует опекать на каждой стадии их жизни, В детстве женщина должна находиться под покровительством отца, в молодости - мужа, а в старости - своих взрослых сыновей. Таково правильное поведение людей в обществе согласно "Ману-самхите ". Однако современное образование искусственно создало новое представление о женщине как о независимом существе, и поэтому сейчас брак в человеческом обществе - практически лишь фантазия. Также и нравы женщин сейчас не на слишком высоком уровне. Таким образом, демоны не признают каких- либо предписаний, полезных для общества, а так как они не руководствуются опытом великих мудрецов и не придерживаются изложенных ими принципов, их общество находится в плачевном положении".

Мы должны принять опыт и социальные предписания, оставленные великими мудрецами. Женщины должны оставаться целомудренными и покорными своим мужьям. В человеческом обществе воцарится мир лишь когда женщины будут обладать покорным характером и будут очень целомудренными.

Прабхупада говорит, что демоны не принимают наставлений, которые являются для общества благом. Демоны не следуют опыту великих мудрецов. Поэтому они несчастны. Последователю Шрилы Прабхупады следует принять эти наставления. Прабхупада не оставляет нам выбора. Он говорит, что поступающие иначе - демоны.

Лекция но "Шримад-Бхагаватам", сентябрь 1969 года:

"... До сих пор в Индии консервативные семьи придерживаются системы, по которой вдове нельзя выйти замуж. В Индии нет браков вдов. Это запрещено ”Ману-самхитой” и законодателями, святыми личностями. Почему вдовам запрещено выходить замуж? Суть такого запрета следующая: как правило, во всех странах женское население по численности превышает мужское. Итак, раз женщина стала вдовой, то она уже однажды была замужем. Если она снова выйдет замуж, то другая девушка, никогда не состоявшая в браке, не получит такой возможности. Поэтому, в соответствии с индусскими писаниями, брак вдовы запрещен. А мужчине разрешено, если он материально в состоянии сделать это, жениться более чем на одной женщине. Это не значит просто жениться на них. Иметь несколько жен не означает чувственное наслаждение. Жену следует содержать с большим уважением. У нее должен быть хороший дом, хорошие украшения, хорошая пища, хорошие слуги”.

Женщине нельзя вторично выходить замуж, но мужчине разрешается брать себе нескольких жен. Это законы и обязанности, предписанные Кришной. Шрила Прабхупада утверждает, что если женщина, которая уже была замужем, выходит замуж снова, то этим она отбирает у еще не состоявшей в браке девушки шанс найти себе мужа. И другое (этот момент поддерживают законы дхармы): мужчине следует жениться лишь на девственнице. Ему не следует считать подходящей для брака женщину, которая уже была замужем.

Здесь необходимо упомянуть об одном моменте: Шрила Прабхупада сделал исключение лишь в том случае, когда разведенная женщина приходит в движение сознании Кришны. Когда женщина становится преданной и получает посвящение в воспевание, то для нее наступает новая жизнь. Поэтому Прабхупада делает здесь определенную уступку. Даже если женщина, возможно, уже была замужем либо же общалась с другими мужчинами, когда она становится преданной, все, что было до этого, считается ее прошлой жизнью. Теперь её нужно обучить целомудрию и она может выйти замуж за преданного, который возьмет ее в жены. Однако при любых других обстоятельствах повторное замужество неприемлемо.

Есть один нюанс, который мне хотелось бы подчеркнуть в связи с этим. Важно, чтобы у мужа и жены были одинаковые характеры и качества. Есть мужчины, которые будут счастливы лишь в том случае, если их будущая жена будет не только целомудренной девушкой, но и девственницей. Многие девушки также предпочли бы выйти замуж за мужчину, который был сдержанным. Иногда бывает так, что мужчина, женившись, обнаруживает, что его жена, будучи еще незамужней, имела много связей с другими мужчинами, и это может нанести ущерб их отношениям. Он может почувствовать себя обманутым (как говорят, получив недоброкачественный товар). Когда возникают какие-нибудь проблемы, он может посчитать это уважительной причиной для разрыва супружеских отношений. Мое мнение таково: если добрачные связи с представителями противоположного пола сильно беспокоят одного из предполагаемых супругов (либо же обоих), то об этом следует предупредить будущего супруга до того, как будет принято окончательное решение об их браке. Это предотвратит много бедствий, которые могут возникнуть в последствии.

"Ману-самхита" утверждает, что мужчина может отвергнуть жену- недевственницу, если ее отец не проинформировал своего зятя об этом до окончательного соглашении. Это же относится и к тем случаям, когда будущая жена имеет какие-нибудь хронические заболевания либо другие физические или умственные недостатки, о которых ее отец не сообщил будущему зятю до окончательного соглашения.

Брахману советуется не брать себе в жены девушку Нечистую или же с физическими или умственными дефектами (по крайней мере, это относится к его первой жене). Однако если отец поставил в известность будущего мужа своей дочери о том, что она не девственница либо же что у нее есть какой-либо другой изъян, и мужчина согласился жениться на ней, то в дальнейшем он не может отвергнуть ее на этом основании.

Суть в том, что, в соответствии с Ману, об этих вещах следует сообщать до окончательного соглашении.

Шримад-Бхагаватам, 7.11.28. Комментарий:

"Женщина имеет другие обязанности, нежели мужчина, все же целомудренная женщина не должна служить падшему мужу. Ей необходимо покинуть общество такого падшего мужа. Оставить общество своего мужа не означает, однако, что жена должна выйти замуж снова и так вовлекаться в проституцию. Если целомудренной женщине выпало выйти замуж за падшего мужа, она должна жить отдельно от него. Подобным образом муж может изолировать себя от женщины, не целомудренной в соответствии с описаниями шастр. Заключение таково, что муж должен быть чистым вайшнавом, а женщина должна быть целомудренной женой со всеми признаками, описанными в этой связи. Так каждый из них будет счастлив и сделает духовный прогресс в сознании Кришны".

Здесь Шрила Прабхупада утверждает, что повторное замужество женщины приравнивается к потворству проституции. Это приговор шастр. Преданному, чья семья очутилась в подобной ситуации, досадно слышать это, однако именно так сказал Шрила Прабхупада. Это ведический закон. Хотя это и неприятно, следует учить этому и проповедовать достаточно часто, чтобы будущие поколения знали, что повторное замужество запрещено в ведическом обществе.

Если мы скроем эти важные аспекты нашей философии, каким образом это поможет нам или будущим поколениям? В конечном счете, им полезно знать об этом и учиться этому, даже если они и родятся в такой семье. Мы не можем проповедовать только то, что нам нравится слышать, что поддерживает наш образ жизни, и игнорировать и отвергать ту часть Писаний, которая обличает греховные поступки, совершаемые нами (как сообществом). Если мы так поступим, то подвергнем опасности миссию Шрилы Прабхупады.

Ныне в нашем обществе очень много повторных браков. Мужчина бросает свою первую жену и женится заново на жене другого преданного. Никто не хочет проповедовать, что это неверно. Никто не желает слышать, что сожительство с женой другого мужчины приравнивает эту женщину к проститутке. Никто не хочет слушать, что его мать или мачеха живет как проститутка. Ни один мужчина не хочет, чтобы другие считали его нынешнюю жену проституткой.

Поверьте, от того, что я пишу об этом и проповедую это, друзей у меня не прибавляется. Моя задача не в том, чтобы стать самым популярным в ИСККОН; единственная цель, которую я преследую - помочь Шриле Прабхупаде в его проповеднической миссии. Он так говорил. Он так учил. Это то, чему учат Веды. Так получилось, что я всем сердцем воспринимаю все это. Мой долг как ученика - повторять данные поучения. Я понимаю, что это необходимость, поэтому не могу повернуться спиной к проповеди истины просто потому, что это может мне стоить преходящей дружбы. Поверьте, временами моя жена и я чувствуем прохладное отношение со стороны окружающих, а иногда меня прямо просили прекратить подобную проповедь. Я говорю об этом не из желания кого-то оскорбить или обидеть. Однако, как бы то ни было, нужно изложить правду. Пускай будет то, что должно быть.

Никто не хочет считать, что его мать нечиста, что она проститутка. Однако если она снова вышла замуж, то она является таковой. Однажды мне сказали, что своими проповедями я буду неблагоприятно влиять на детей, родившихся от матерей, вступивших в повторный брак. Это неверно. Эти женщины и так уже нанесли ущерб своим детям тем, что поступили неправильно, выйдя замуж еще раз. Так что не нужно обвинять проповедь. Эти дети читают книги Шрилы Прабхупады, так что автор книги - не первый и не последний, от которого они услышат эти суждения.

Кроме того, слово "проститутка" обозначает не только профессиональную проститутку, которая зарабатывает себе на жизнь, продавая свое тело всем мужчинам подряд. Слово это, в том смысле, в каком его употребляет Шрила Прабхупада, обозначает любую женщину, которая вовлечена в незаконные сексуальные отношения. Женщина, которая вышла замуж, а затем живет с другим мужчиной, по ведическим наставлениям, занимается незаконным сексом, поскольку такого понятия, как развод, не существует. Следовательно, данная женщина называется нецеломудренной, или проституткой. Это не значит, что она продаст свое тело каждому мужчине. Та женщина, которая это делает, называется профессиональной проституткой. Есть некоторая разница, однако в любом случае это отнюдь не хорошо.

Такой вещи, как развод не существует. Так что если женщина повторно выходит замуж, то она имеет незаконный секс, так как живет с другим мужчиной, а не со своим религиозным мужем. Нерелигиозным в данном случае является то, что она нарушила данную сю священную клятву - всю жизнь быть верной своему религиозному мужу.

7 июля 1975 года в Балтиморе (по мнению Хари Шаури Прабху это было записано 6 июля в федеральном округе Вашингтона) Шрила Прабхупада беседовал с преданными и спросил у них, когда впервые учредили развод. Прадйумна ответил ему, что развод был введен Генрихом VIII, королем Англии. Католическая церковь не позволяла развод и многоженство. Генрих очень быстро разочаровывался в своих женах, и поскольку он не мог развестись или взять себе в жены еще одну женщину, он делал то, что делал бы на его месте всякий полностью деградировавший и морально развращенный демон, - он приказывал отрубать головы надоевшим женам. Вот таким путем ("мы будем вместе до самой смерти") он мог "на законном основании" жениться на другой женщине.

После того как король отрубил голову второй своей жене, католическое священство отлучило его от церкви. Однако Генрих VIII отомстил своим противникам, основав собственную церковь, англиканскую. Единственной целью создания новой церкви было разрешить "религиозно авторизованный" развод. Однако это идет вразрез с церковными нормами. О такой вещи, как развод, не может быть и речи. Он антирелигиозен. Истинное религиозное Писание не разрешает людям разводиться. Не существует такого понятия, как религиозно санкционированный развод.

Развод был введен человеком абсолютно аморальным и деградировавшим - убийцей женщин, собственных жен, и пьяницей. Вот таким путем был внедрен в современное общество развод. (Шрила Прабхупада отмечал, что ведический закон разрешает мужчинам брать нескольких жен. Генриху VIII следовало бы завести одновременно нескольких жен вместо того, чтобы убивать своих супруг и основывать собственную религию просто ради получения разрешения па антирелигиозный развод. Если правильно применять ведическую культуру и варнашрама-дхарму, то они помогут каждому человеку приспособиться к любой ситуации).

В соответствии с ведическим законом брачные клятвы являются священными и пожизненными. Вы даете клятву - священное обещание перед огнем, Кришной и гуру. Такие клятвы нарушать нельзя.

"Ману-самхита" 9.46 утверждает, что женщину нельзя освободить от данной сю клятвы быть верной женой своего мужа ни ценой какой бы то ни было суммы денег, ни при помощи любого юридического или общественного отречения (развода). Таков закон дхармы. (В соответствии с дхармой такого понятия, как развод, не существует).

Не существует ведического закона о разводе. По ведическому закону женщина никоим образом не может расторгнуть свой брак. Поэтому когда она получает так называемый современный развод, с точки зрения Вед он является недействительным. Это законы, которым Кришна учит сам. В глазах Кришны развода не существует. Это законы, следовать которым должны полубоги, выполняя свои обязанности по управлению вселенной. Это законы, по которым Ямараджа обязан судить нас.

Когда женщина вновь выходит замуж, это не является законным ведическим соглашением. Это несанкционированная, внерелигиозная ситуация. Женщина начинает спать и жить с другим мужчиной, хотя все еще связана пожизненной ведической клятвой брака с мужем. Такое ее поведение приравнивается к проституции. Причина его кроется в неспособности общества защитить женщин, и это приводит к его деградации.

Лекция по "Шримад-Бхагаватам", 22 сентября 1972 года:

"... Чанакья Пандит говорит: "Отец, умирающий должником, является врагом" - "Рина карта пита сатрух". Слово "рина" обозначает "долги". "Карта” означает того, кто взял очень много долгов и умер. Вместо того, чтобы наследовать собственность отца, человеку приходится оплачивать долги, которые сделал при жизни его родитель. Вот почему такого отца называют врагом. ”Рина карта пита сатрух мата сартух дви-чарини ” - "И мать, вышедшая замуж вторично, является врагом ". "Рина карта пита сатрух мата сартух дви-чарини, рупавати бхарйа сатрух" - "И очень красивая жена является врагом". И еще "путра сатрур апандитах" - "если сын глупец и негодяй, то и он является врагом". Вот вам 4 вида врагов в семье ".

Комментарий к "Шримад-Бхагаватам" 3.23.52:

"Говорится, что отец продолжает жить в своем сыне. Поэтому отец и сын суть одно. Вдова, у которой есть сын, не является вдовой в полном смысле этого слова, потому что рядом с ней всегда находится представитель ее мужа".

Повторно вышедшая замуж мать становится врагом своих детей. И снова, касаясь данной темы, Шрила Прабхупада использует сильные выражения. Согласно академическим исследованиям, дети разведенных и повторно женившихся родителей очень сильно страдают психологически. Такие дети часто имеют больше трудностей в отношениях с ровесниками, больше проблем в школе (как по успеваемости, так и из-за поведения), и много других подобных социальных проблем. Следовательно, мать, которая разводится и выходит замуж снова, становится недругом своих детей.

Проблема в том, что многие браки в нашем движении повторные - вторые или третьи. Практически больше половины преданных не хотят слышать об этом, поскольку их собственные браки или семьи относятся к этой категории - повторный брак. Однако, как говорил Шрила Прабхупада, в вопросах ведического знания нельзя идти на компромисс. Истина является истиной независимо от того, нравится нам ее слышать или нет.

Я же хочу сказать, что каждый должен поразмыслить над этим еще до вступления в брак и постараться избежать таких неприятных и неисправимых ситуаций. Какого бы мужа или жену ни дал бы вам Кришна, просто примите это. И это все.

Я уже несколько раз приводил цитаты из "Ману-самхиты” о разводе и повторном браке (и другие наставления, касающиеся замужества). И дальше я буду ее цитировать. Многие преданные могут спросить, являются ли эти цитаты авторитетными? Ведь Шрила Прабхупада не перевел эту книгу, так что будет ли правильным цитирование этого произведения? Это хороший вопрос, особенно если принять во внимание категоричность некоторых цитат из "Ману-самхиты".

Сейчас большая часть преданных ИСККОН не живет в соответствии с ведическими законами, регулирующими общество. Эти законы называются законами дхармы (варнашрама-дхарма). Записаны они в ряде книг, таких как "Нити-шастра", "Дхарма-шастра", "Ману-самхита" и прочих. Наиболее часто Шрила Прабхупада ссылался на "Ману-самхиту".

В комментарии к "Шримад-Бхагаватам" 7.8.48 Шрила Прабхупада прекрасно объясняет важность применения наставлений Ману.

Комментарий к "Шримад-Бхагаватам” 7.8.48:

"В "Бхагавад-гите " Верховный Господь, Кришна, часто упоминает о варнашрама-дхарме - системе, предусматривающей деление общества на четыре варны и четыре ашрама. Он учит людей принципам варнашрама-дхармы, чтобы все они жили мирно, следуя предписаниям, которые даны представителям четырех сословий (варн) и четырех укладов духовной жизни (ашрамов), и благодаря этому обретали духовное знание. Ману составил "Ману-самхиту". Слово "самхита" означает "ведическое знание", а слово "ману" указывает на то, что это знание дал людям Ману. Некоторые Ману - это воплощения Самого Бога, а некоторые - индивидуальные души, наделенные особым могуществом. Когда-то в глубокой древности Господь Кришна дач наставления богу Солнца. Нынешний, седьмой, Ману - сын бога Солнца. Поэтому, объясняя Арджуне важность "Бхагавад-гиты", Кришна сказал: "Имам вивасвате йогам проктаван ахам авйайам вивасван манаве праха" - "Эти наставления Я дал Вивасвану, богу Солнца, а он поведал о них своему сыну, Ману". Ману составил свод законов, именуемый "Ману-самхита", где даются подробные предписания каждому человеку в соответствии с его варной и ашрамом. Эти предписания в высшей степени научны и представляют собой основу жизни человека, но, когда обществом управляют демоны, подобные Хираньякашипу, такие законы нарушаются и человечество все больше деградирует. Это приводит к тому, что в мире воцаряется хаос и люди теряют покой. Стало быть, если мы действительно хотим, чтобы в обществе царил мир и порядок, нам необходимо соблюдать законы, которые изложены в "Ману-самхите" и подтверждены Верховной Личностью Бога, Кришной".

Шрила Прабхупада дает совершенно точное указание, что если мы хотим, чтобы в обществе воцарились настоящий мир и порядок, мы должны следовать принципам, изложенным в "Ману-самхите". И именно г: принципам варнашрама-дхармы.

"Шримад-Бхагаватам" 4.18.3:

"Заботясь о людях, великие мудрецы и пророки указали пути, идя по которым можно обрести счастье и благополучие как в этой жизни, так и в следующей".

Отрывок из комментария:

"Ведическая цивилизация основана на совершенном знании, почерпнутом из Вед и поведанном людям великими мудрецами и брахманами. Наставления Вед называют шрути, а дополнительные произведения, разрабатывающие темы Вед и написанные великими мудрецами, именуют смрити. Последние полностью соответствуют принципам Вед. Людям не следует пренебрегать предписаниями шрути и смрити. Каждый, кто хочет достичь успеха в духовной жизни, должен строго следовать всем наставлениям и принципам священных писаний. В "Бхакти-расамрита-синдху" Шрила Рупа Госвами говорит, что человек, который Мнит себя великим авторитетом в духовных вопросах, но при этом не опирается на принципы шрути и смрити, приносит окружающим одни беспокойства. Принципами шрути и смрити следует руководствоваться не только в духовной, но и в материальной жизни. Что же касается всего человеческого общества, то его жизнь тоже должна строиться в соответствии с "Ману-смрити", так как в этом произведении собраны законы, которые оставил людям Ману, прародитель человечества.

В "Ману-смрити" сказано, что женщине никогда не следует давать свободу: сначала она должна находиться под опекой отца, затем - мужа, а в конце жизни о ней должны заботиться ее взрослые сыновья. Женщина всегда должна находиться под чьей-либо опекой. Современные женщины пользуются такой же свободой, как и мужчины, но фактически мы видим, что эти эмансипированные женщины не стали счастливее тех, которые находятся под опекой мужчин. Если люди будут следовать наставлениям великих мудрецов, шрути и смрити, они смогут обрести счастье нс только в этой жизни, но и в следующей. К сожалению, мошенники и негодяи пытаются проложить свои собственные пути к счастью. Каждый стремится идти к счастью своим путем. В результате человечество перестало придерживаться принципов и традиций, в соответствии с которыми должна строиться как духовная, так и материальная жизнь людей, и сбитые с толку люди лишились мира и счастья ".

Мы должны применять принципы, изложенные в шрути и смрити, нс только в духовной, но и в материальной жизни. Ведь Шрила Прабхупада говорит то же самое, что говорили мудрецы тысячи, миллионы лет тому назад. Свыше 120 миллионов лет назад Кришна обучил этой науке бога Солнца Вивасваиа. А тот, в свою очередь, научил своего сына Вайвасвату Ману. Ману записал эти общественные законы в форме "Ману-самхиты". Это очень древняя наука; и, тем нс менее, она абсолютно практична всегда и везде. Она исходит непосредственно от Самого Господа Кришны.

Шрила Прабхупада учит, что этой науке должно следовать все человеческое общество, это относится и к современному обществу.

Шрила Прабхупада несколько раз ссылался на законы Ману, варнашрама-дхарму и санатана-дхарму как на понятия одного порядка. Законы Ману — это санатана-дхарма. Это наши вечные обязанности в жизни. Обычно преданные под термином "санатана-дхарма" подразумевают наше наиболее важное вечное занятие — трансцендентное любовное служение Кришне. Однако этот термин также используется в более мирском смысле, означая "неизменяемые вечные обязанности общества". Цель законов варнашрамы состоит в том, чтобы направлять и занимать общество в служении Всевышнему Господу.

"Ману-самхита" очень серьезна в рассмотрении темы брака, целомудрия и подчиненности жены и однозначна в отношении развода.

"Ману-самхита" (9.64) утверждает, что никто не может разрешить вдове спать с другим мужчиной (чтобы получить потомство, если ее муж уже умер). Никто не вправе санкционировать повторный брак вдовы. Ману говорит, что брахман, который по глупости санкционирует такое замужество, нарушает этим санатана-дхарму.

Шрила Прабхупада никогда не одобрял того, чтобы женщины разводились и повторно выходили замуж. Это не санкционируется ни варнашрамой, ни санатана-дхармой. Любой руководитель храма, который санкционирует то, чтобы матаджи разводилась и повторно выходила замуж, нарушает этим законы санатана-дхармы и законы Ману.

"Ману-самхита" (9.65) говорит, что ни в одном священном ведическом тексте, где говорится о браке, нельзя найти слов о том, что вдове можно повторно выйти замуж.

"Ману-самхита" (9.30) утверждает, что если женщина неверна своему единственному мужу, то всем другим мужчинам надлежит ее избегать. В своем следующем рождении она должна будет родиться из утробы собаки (шакала), и ей будут досаждать болезни как наказание за неверность мужу.

(Этот стих, сказал бы я, строг!)

"Ману-самхита" (9.41) утверждает, что порядочные мужчины никогда не должны спать с чужой женой.

В "Ману-самхите" много законов, цель которых - поощрять женщин оставаться целомудренными и покорными и не бросать своих мужей.

"Ману-самхита" (9.78): "Женщина, которая проявляет неуважительное отношение к своему мужу, должна быть лишена украшений и обстановки и оставлена мужем на три месяца".

(Вот так так! Жену, которая неуважительно относится к мужу, своему господину, прабху, следует лишить украшений и муж должен оставить ее на три месяца. Это воистину сурово! Шрила Прабхупада утверждал: "Если мы хотим, чтобы в человеческом обществе воцарились настоящий мир и порядок, нам нужно следовать принципам, изложенным в "Ману-самхите"". Представьте себе, что было бы, если все мужчины принялись бы воплощать в жизнь это указание Прабхупады!)

Однако "Ману-самхита" (9.79) говорит, что если мужчина психически болен, если он изгой, импотент или отбывает уголовное наказание, то существуют исключения.

"Ману-самхита" (9.80) заявляет, что если жена пьет алкоголь, непокорна и бунтует против мужа, либо если она расточительна, то муж имеет право в любой момент взять себе другую жену и сделать ее главной женой.

Как я уже отмечал, мы рассматриваем классический взгляд на брак в ведической культуре. Понимание системы в целом позволяет уяснить, почему важны те или иные ее аспекты и детали. Как можно увидеть из приведенных цитат, "Ману-самхита" признает полигамию. В этой книге не ставится задача рассмотреть и проанализировать то, что говорил Шрила Прабхупада на тему полигамии (как в отношении своих последователей, так и для человеческого общества в целом), поскольку это многогранный вопрос и требует отдельного основательного исследования. Здесь мы рассмотрим наставления "Ману-самхиты" относительно этого предмета - о разводе и повторном браке.

Итак, в "Ману-самхите" признается, что в любое время мужчина может взять себе в жены любое количество женщин. И этот вопрос решает он сам, хотя мужчине и следует вначале получить разрешение от гуру на женитьбу. Однако мужу не нужно спрашивать у жены разрешение на новый брак. Предполагается, что жена должна подчиняться своему мужу, даже если он берет других женщин в жены.

Важно то, что обычно главной является первая жена. Когда мы думаем о Васудеве, мы вспоминаем сразу о Деваки, хотя у него было в общей сложности 18 жен. Когда мы говорим об Арджунс, мы упоминаем о Драупади, хотя Арджуна был также женат еще на трех-четырех женах (в том числе на Госпоже Шримати Субхадре — родной сестре Кришны). Когда мы ведем речь о Кришне в Двараке, мы, прежде всего, думаем о Рукмини, его первой жене, хотя у Него было еще 16107 жен. Как правило, первая жена является самой главной.

Однако Ману говорит, что если жена становится непокорной или воюет с мужем (либо же если она расточительна или пьёт), то в таком случае муж может не только взять себе другую жену (на это он всегда имеет право), но и сделать новую жену главной. Это значит, что он волен лишить первую жену ее главенствующего положения и сделать главной вторую жену. Это чрезвычайно суровое указание. Представьте себе, какое негодование породили бы у современных абсолютно необученных ведической культуре женщин подобные вещи!

Зачем в шастрах помещены подобные наставления? Приносят ли они какую-нибудь пользу обществу? Да, приносят. В противном случае Ману и Кришна не давали бы их.

После цитирования "Ману-самхиты" я постараюсь объяснить эти моменты полнее.

"Ману Самхита" (9.81): "Если жена бесплодна, то на 8 год их совместного проживания муж может взять себе в жены другую женщину и сделать ее главной. То же самое мужчина может сделать, если в течение 10 лет их совместного проживания все дети от жены умирали или же если в течение 11 лет супружества жена рожает одних лишь девочек. Однако если жена сварливая, мужчина может взять другую жену и сделать се главной без промедления".

И опять повторяется та же мысль. Если супруги прожили вместе 8 лет, а детей у них нет, мужчина может взять себе в жены дpyгую женщину и сделать се главной женой. Если все дети супругов умерли, то после 10 лет их брака муж может завести себе другую жену и сделать ее главной. Если же жена рожает одних лишь девочек, то после 11 лет супружества муж может сделать главной другую жену. Однако если жена ссорится с мужем, если она непокорная и спорит с ним, то он вправе сразу же сделать главной другую жену. Не нужно ждать 8, 10 или 11 лет; можно делать это немедленно.

Это не значит, что муж бросает первую жену. Это не значит, что она отвергнута. Она остается женой, однако муж волен сделать главной женой другую женщину.

"Ману-самхита" (9.82) утверждает, что если жена болезненна, однако покорна и всегда любезна со своим мужем, он может сделать главной женой другую женщину лишь с ее согласия. Однако такую жену никогда не следует лишать расположения.

"Ману-самхита" (9.83) утверждает, что если женщина, которую лишили положения главной жены в соответствии с вышеизложенными законами дхармы, в гневе уходит из дома мужа, то ее нужно либо запереть силами домашних, либо полностью отвергнуть как жену в присутствии членов семьи.

Вот это да! Это интересный аспект наставлений Ману.

Если первая жена была лишена своего положения и муж взял себе другую жену и сделал се главной, и если при этом первая жена сердится все больше и больше и уходит из дома мужа, то тогда членам ее собственной семьи указывается запереть ее (пока она не станет покорной мужу), либо же муж может полностью отвергнуть ее как жену. Чрезвычайно сурово!

Итак, зачем нужны все эти суровые наставления? Представьте на минутку, что в наше время преданные последовали бы им.

Что этим хотят сказать Ману и Кришна? Предваряющий эти наставления в стих проясняет ситуацию:

"Ману-самхита” (9.22): "Порядок во всем мире зиждется па наказании, поскольку невинных людей очень тяжело найти. Благодаря страху наказания весь мир получает причитающееся ему наслаждение".

Через страх наказания мир получает счастье, причитающееся нам в этой жизни.

Таким образом Ману поучает через "Самхиту". Даются очень суровые правила с целью вселить опасение в сердца тех, кто иначе помышлял бы о плохих поступках. Другими словами, жене надлежит оставаться покорной своему мужу, она не должна сердиться на него.

Это само но себе чудесно, и мы можем обсудить философские причины, почему жене следует вести себя таким образом. Мы можем попытаться объяснить причины, заставляющие поступать именно так, и все плохие последствия, которые могут возникнуть, если не вес

Наши рекомендации