Утренняя прогулка, 19 марта 1976 года, Майапур.
Рамешвара: Женщины спорят, доказывают, что если им дать хороший шанс, то они могут внести в бизнес, науку равный с мужчинами вклад. И вот они требуют равных с мужчинами прав, равной работы.
Прабхупада: Ну, пускай тогда равноправие распространяется и на деторождение. Пускай они перестанут рожать детей и этим уподобятся мужчинам. Ведь мужчины не рожают. Почему же женщины обязаны делать это?
Рамешвара: Это их уникальное свойство.
Прабхупада: Подобным образом все в мире уникально. Вы - самобытное существо. У вас должны быть свои, отличные от других людей занятия. В этом ваше совершенство.
Женщины отличны от мужчин как существа, и поэтому у них должны быть другие занятии.
Это не значит, что женщины неспособны получить образование и стать руководителями. У них есть возможность стать независимыми и управлять (до определенной степени, поскольку Шрила Прабхупада утверждал, что женщины не становятся хорошими руководителями общества), однако это не является предписанной им обязанностью. Поэтому из этого ничего не выйдет.
В "Бхагавад-гите" Кришна учит, что существуют четыре основных типа поведения. Это поведение обусловлено качествами: шудры, вайшьи, кшатрия и брахмана, и подразумевает умственные способности, и другие качества, определяющие мысли и действия человека. Поэтому Кришна предписывает различные обязанности каждому из четырех разрядов людей.
Арджуна является одним из величайших преданных Кришны. В начале своей беседы с Кришной в "Бхагавад-гите" Арджуна полагает, что вместо того, чтобы сражаться с родственниками, было бы лучше, если бы он сложил оружие и ушел в лес заниматься медитативной йогой и аскезами. Казалось бы, это подходящая деятельность для великого преданного Кришны. Однако Кришна учит другому. Он напомнил Арджуне, что его обязанность в жизни, основанная на его варне, - действовать как кшатрия. Если бы кшатрий убежал с поля битвы, это привело бы его к потере славы и удачи. Если царь становится слабым в исполнении своих обязанностей, будут процветать негодяи. Обязанность человека - поступать в соответствии со своим положением в обществе и не пытаться искусственно действовать по-другому. Кришна напомнил Арджуне о его долге, основанном на его варновой принадлежности. Если бы Арджуна был брахманом, Кришна дал бы ему другой совет. Кришна учил варнашрама-дхарме, подразумевающей различные роли и обязанности на основе варны человека. Пол является иной физической формой варны.
Из комментариев Шрилы Прабхупады к "Бхагавад-гите" (2.2).
"Хотя Арджуна был кшатрией, он уклонялся от своего долга, отказываясь сражаться. Такое уклонение от исполнения долга не способствует продвижению в духовной жизни и даже не дает возможности прославиться в этом мире. Господь Кришна не одобрил так называемого сострадания Арджуны к своим близким ".
Из комментариев Шрилы Прабхупады к "Бхагавад-гите" (2.14).
"Чтобы должным образом исполнять свои обязанности, человеку нужно научиться выносить временные проявления счастья и несчастья. Следуя ведическим предписаниям, он должен утром совершать омовения, даже и в месяц Магху (январь — февраль). В это время очень холодно, но, несмотря на это, человек, живущий в соответствии с религиозными принципами, не колеблясь, совершает омовение. Так же и женщина без всяких колебаний проводит время на кухне, готовя еду, даже в самые жаркие летние месяцы (май - июнь). Подобным же образом, сражаться - долг кшатрии, и даже если ему приходится сталкиваться на поле боя с друзьями и родственниками, он не должен уклоняться от исполнения своего долга. Человек должен следовать религиозным принципам, чтобы подняться на уровень знания, ибо лишь с помощью знания и преданного служения может он достичь освобождения из цепких когтей майи ".
Даже если женщине и не нравится идея подчинения мужчине, покоряться ему - предписанный ей долг в обществе. Господь Кришна, ведические писания определили роль и обязанности женщин в обществе. Следовательно, подобно Арджуне, женщина должна принять свою роль, даже если ей это и тяжело. Таков путь, благодаря которому можно достичь высокого уровня преданного служения и освободиться от майи. Мы выполняем наш долг не просто с целью получить какой-нибудь мирской результат. Господь Кришна учит не привязываться к результатам. Мы делаем это в настроении преданного служения, выполняя указания Господа Кришны и Шрилы Прабхупады. Принимая подчиненное положение, жена будет духовно расти. Она будет исполнять свои обязанности и выполнять приказание Господа Кришны и его чистых преданных.
"Бхагавад-гита" (3.35):
"Гораздо лучше человеку выполнять свои обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем чужие - в совершенстве. Лучше изведать неудачи, исполняя свой собственный долг, чем выполнять чужой, ибо следовать по чужому пути опасно ".
Комментарий Шрилы Прабхупады:
"Лучше выполнять свой долг в полном сознании Кришны, чем делать то, что предписано другим. В материальном плане предписанные
обязанности есть обязанности, налагаемые в соответствии с психофизическим состоянием человека, находящегося под властью гун материальной природы. Духовные обязанности, или обязанности, налагаемые духовным учителем, касаются трансцендентального служения Кришне. Но, материальный он или духовный, лучше остаться верным своему долгу до самой смерти, чем подражать чужому. Духовные и материальные обязанности могут отличаться, но принцип следования авторитетному руководству всегда принесет благо исполняющему его. Если человек находится под властью гун материальной природы, он должен следовать правилам, предписанным для его конкретного положения, а не подражать другим. Например, брахман, находящийся под влиянием гуны добродетели, не должен совершать насилия, в то время как кшатрии, находящемуся под влиянием гуны страсти, насилие разрешено. Поэтому кшатрию лучше быть побежденным, следуя принципу применения силы, чем подражать брахману, который следует принципам неприменения таковой. Следует очищать свое сердце постепенно, без резких рывков. Однако когда человек выходит из-под влияния гун материальной природы и полностью обретает сознание Кришны он может совершать любые действия под руководством истинного духовного учителя. Находясь на этой совершенной стадии сознания Кришны, кшатрия может действовать как брахман, а брахман - как кшатрий. Различия материального мира неприменимы на трансцендентальной стадии. Например, первоначально Вишвамитра был кшатрием, но потом он действовал, как брахман, в mo время, как Парашурама был брахманом, а потом действовал, как кшатрий. Находясь на трансцендентальном уровне, они могли так поступать; но пока человек пребывает на материальной платформе, он должен выполнять свой долг в соответствии с гунами материальной природы. В то же время он должен полностью находиться в сознании Кришны".
Нужно воспользоваться наставлениями Господа Кришны и Шрилы Прабхупады относительно того, что Шрила Прабхупада называет особой квалификацией и особыми обязанностями для женщин.
Если женщина разошлась во мнениях со своим мужем и стремится взять верх, сражаясь до горького конца, дабы выйти "победительницей", то она проиграла все и полностью пренебрегла предписанным ей долгом. Она пытается при помощи неверных действий узурпировать положение своего мужа, желая быть лидером, победителем. Ее долг - занимать в случае разногласия подчиненное положение, независимо от того, нрав муж или нет. Она обязана с уважением относиться к супругу. Долг женщины — смотреть на мужа как на гуру, принимать его как наставляющего духовного учителя, своего прабху.
Если бы матаджи увидела, как ученик спорит, дерется со своим гуру, кричит и обзывает его с целью просто "выиграть" спор, то она бы легко поняла, насколько это оскорбительно для гуру и насколько заблуждается так называемый ученик. Женщина должна помнить, что муж - ее гypy и се долг - вести себя как ученик. Тогда их семейная жизнь станет счастливой и мирной. Даже если временами женщине и трудно почтительно относиться к своему мужу, тем не менее, се долг - поступать именно так.
Шрила Прабхупада говорит, что когда человек преодолел гуны материальной природы и находится в полном сознании Кришны (что, по его словам, не приходит сразу, а является постепенным процессом), он может заниматься любым делом под руководством своего духовного учителя. Последние слова - "под руководством своего духовного учителя" - в высшей степени важны. Не но прихоти. Это должно происходить только под руководством духовного учителя. Шрила Прабхупада просил девушек учиться быть покорными своим мужьям. Это должно быть общим правилом. Даже если женщина находится на высоком трансцендентном уровне, если она не имеет непосредственной санкции своею гуру действовать иначе, она должна придерживаться общих наставлений.
"Бхагавад-гита" 18.47 гласит в унисон с вышеприведенным стихом:
"Лучше заниматься собственным делом, даже выполняя его несовершенно, нежели в совершенстве исполнять чужое. Обязанности, предписанные в соответствии с природой каждого, никогда не вызывают греховных реакций ".
Обычно мы думаем о варнашраме в связи лишь с четырьмя вариантами: брахманами, кшатриями, вайшьями и шудрами. Но существует еще одно отличие - между мужчинами и женщинами. Мужчинам и женщинам, мужьям и женам предписываются различные обязанности в обществе и семье в соответствии с физическим полом.
Это основа варнашрамы. В духовном плане мы все равны, однако в материальном между нами безусловно, существуют отличия. Ведическая культура признает эти различия и организовывает семейную жизнь таким образом, чтобы создать мирное общество, которое может легко продвигаться в достижении духовных целей жизни.