III. Инновационные формы культурно-досуговой деятельности.
Групповые формы:
А). Досуговые, развлекательные.
1.Вечера: это хорошая возможность организовать людей в определённом месте, отдохнуть, пообщаться, обсудить и проанализировать ситуации, проблемы и успехи. Вечера могут быть нескольких форм в зависимости от цели организации досуга:
· Вечер-встреча. Это могут быть встречи с интересными людьми, с ветеранами, с поэтами села и т.п.
· Вечер воспоминание. Может быть как отдельным мероприятием, но в большинстве случаев используется как составная часть других форм (например гостинная, вечер-встреча и др.)
· Вечер отдыха. Это мероприятие развлекательного характера, с использованием разнообразного музыкального оформления, игр, конкурсов, танцев. Как разновидность вечера отдыха считается вечер-кафе – вечер отдыха за столиками, с использованием напитков и других продуктов питания.
· Дискотеки. Танцевальные программы с минимальным использованием других средств и методов организации досуга.
· Камерные формы организации досуга салон и гостиная - мероприятия для узкого круга лиц, связанных общностью интересов. Особенная чета - проведение их в небольшом, ограниченном пространстве, приближенном к домашней уютной обстановке с относительно небольшом количестве участников, где исполнители находятся в непосредственной близости от зрителей. В искусстве понятие «камерный» часто несет значение «сокращенный».
2. Игровые программы: основной метод организации досуга в этих мероприятиях – игровые элементы. В зависимости от других используемых методов игровые программы могут быть:
· Конкурсно-игровыми;
· Театрализовано-игровыми;
· Сюжетно-игровыми (например, по сюжету телеигр).
Б). Информационно-просветительские мероприятиянесут яркую тематическую направленность и характеризуются наличием познавательного содержания, возможны элементы агитации и пропаганды (например, здорового образа жизни).
1. Выставка (экскурсия) — это показ, каково бы ни было его наименование, путём представления средств, имеющихся в распоряжении человечества для удовлетворения потребностей, а также в целях прогресса в одной или нескольких областях его деятельности. Различают выставки периодические (временные) и постоянные. Для УККТ выставки, как правило, проводятся на протяжении небольшого промежутка времени, т.е. временные. Могут быть как отдельным мероприятием, так и составной частью другого мероприятия.
2. Круглый стол - собрание в рамках более крупного мероприятия В современном значении выражение круглый стол употребляется с XX века как название одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса.
Более того, зачастую круглый стол играет скорее информационно-пропагандистскую роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений.
3. Тематическая программа. Ее содержание, методы и приемы несут строгую тематическую направленность. Могут быть использованы элементы других различных форм мероприятий для достижения оптимального результата в донесении информации выбранной тематики до аудитории. Направленность может быть разной (патриотической, музыкальной, игровой, профилактической, экологической, литературной и др).
4. Агитбригады – пропагандистская форма мероприятий. В настоящее время относится к устаревшим формам культурно-досуговой деятельности.
5. 5. Лекции: устное систематическое и последовательное изложение материала по какой - либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.
Тренинги: метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.
Мастер-классы: форма и метод практического обучения и тренировки определенных навыков
Лекции и тренинги не являются формами клубной работы, но могут применяться при проведении других форм информационно-просветительских мероприятий или занятий клубных формирований.
В). Клубные формирования .
1.Любительские объединения или клубы по интересам. Создаются на добровольной основе самими участниками или специалистами культуры на базе КДУ. Их отличает общность интересов участников, свобода общения, свобода выбора форм и периодичности общения. Деятельность любительских объединений регламентируется положением о клубных формированиях и уставу конкретного объединения, принятого по согласованию с его участниками.
2. Кружок – творческое объединение людей, имеющих общие интересы в сфере творчества, основной деятельностью которых является овладение определенными навыками творческой деятельности различных жанров (вокального, хореографического и др).
3. Кружки – основа деятельности коллективов художественной самодеятельности.
Массовые формы. К массовым формам относятся зрелищные программы рассчитанные на большое количество зрителей и участников.
1. Концерт - публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т. п. номеров по определённой, заранее составленной, программе.
2. Спектакль - произведение сценического искусства. В основе спектакля в драматическом театре лежит литературное произведение — пьеса или сценарий, требующий импровизации, в музыкальном театре — сочинение музыкально-драматическое.
· Литературно-музыкальная композиция – разновидность спектакля, отличием которой является комбинированное использование произведений нескольких авторов (поэтов, писателей, музыкантов)
3. Ярмарка - регулярные торжища широкого значения: рынок, регулярно, периодически организуемый в традиционно определённом месте, сопровождаемый театрализованной концертной и игровой программой .
4. Праздник - день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь, весёлое препровождение свободного времени; день какого-либо радостного события.
Как форма организации досуга, праздник – это массовые развлекательные мероприятие, включающее в себя набор культурно-досуговых средств и методов, с использованием различных культурно-досуговых форм работы и имеющий относительно длительное продолжение во времени – не менее двух часов.
Праздники могут быть:
· Календарными (Новый год, День пожилого человека и т.п.);
· Государственными (День Победы, День конституции и т.п.);
· Фольклорными (Масленица, Спас, Троица и т.п.);
· Семейными (день рождение, юбилей, свадьба и т.п.);
· Профессиональные (день учителя, день строителя и т.п.).
5. Бал - собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённом порядке. Бал-маскарад отличается от бала наличием карнавальных масок или костюмов на присутствующих. В настоящее время в практике культурно-досуговых учреждений используются редко.
6. 6. Конкурс . В культурно-досуговой деятельности – показательное соревнование. Мероприятие рассчитанное на широкий круг зрителей с заранее подготовленными участниками, с состязательными элементами, с конечной целью – выявление победителя.
7. Фестиваль - массовое празднество, показ достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или другого вида искусства без выявления победителя или определения рейтинга среди участников.
8. Митинг – торжественное мероприятие, посвященное важному событию или дате.
9. Парад – торжественное прохождение перед зрителями, публикой, войск, различных коллективов, организаций, движений или партий и т.д.
Это примерная классификация традиционных форм культурно-досуговой деятельности, которые используются специалистами культуры на протяжении многих лет. Нужно заметить, что довольно редко формы применяются «в чистом виде», в основном они дополняют друг друга или переходят из одной категории в другую. Например, конкурсно-игровая может перейти в дискотеку, а групповая форма вечер отдыха стать массовой при большом скоплении посетителей. Но некоторые утрачивают свою актуальность и востребованность, подвергаются видоизменению адаптируясь к современности. Как всеобщая закономерность на смену старого и в дополнение к традиционному приходит новое.
Организации досуга ЛОВЗ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ КЛУБНОГО ТИПА.
Введение. Всеобщая декларация прав человека гарантирует инвалидам право на полное и равное участие во всех сферах жизни общества. Но реально эти люди часто лишены возможности такого участия. Процессы гуманизации общественной жизни, происходящие на современном этапе развития человеческой цивилизации, требуют неотложного решения благородной задачи - найти пути повышения "ценности жизни" инвалидов. В период радикальных реформ российского общества необходимо принятие широких мер духовно-нравственного оздоровления, социально-экономической поддержки всех слоев населения. Но особенно важное значение эта проблема имеет для социально уязвимых категорий населения, к которым относятся в первую очередь инвалиды.
В России свыше 8 млн. чел. официально признаны инвалидами, а с учетом данных о показателях физического, психического и социального благополучия - их значительно больше. Создание равных возможностей для инвалидов как направление социальной политики связано с обеспечением доступности для них в такой же степени, как и для остальной части общества не только образования и работы, но и различных форм культуры, культурной деятельности (социально-культурная реабилитация). Инвалидам нужен в первую очередь шанс (хотя бы в сфере свободного времени), чтобы доказать себе и обществу право на активное существование - в умственном и физическом плане. Аналитическая работа. В учреждениях культуры клубного типа (далее УК) организация досуга людей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) носит разовый характер, т.е. мероприятия для этой категории проводятся редко, в лучшем случае раз в квартал. Та часть людей с ОВЗ, которая имеет возможность самостоятельного передвижения, приглашается специалистами УК на мероприятия, проводимые в Домах культуры и сельских клубах. В основном это люди среднего и пенсионного возраста активной социальной позиции. Основная часть культурно-досуговых мероприятий приурочена к Международному дню инвалидов и проходит в течение декады, посвященной этому дню. С чего же начать?
Прежде всего нужно выяснить сколько людей с ОВЗ проживает на территории села, сельского поселения и познакомиться с ними поближе. Информация о количестве, возрасте, физических возможностях, увлечениях определит приемлемые формы культурно-досуговой деятельности с данной категорией населения. Внутренний мир человека - его желания и увлечения, его способности и жизненные принципы – это личное пространство каждого. И каждый сам определяет степень своей открытости окружающим. Но часто имеет место ситуация, когда никому не важно, как и чем живет человек. Специфика работы специалистов культуры определяет необходимость изучения не только культурно-досуговых запросов населения, но и творческого потенциала, способов вовлечения всех категорий, в том числе и людей с ОВЗ, в социально-культурную деятельность села. Анализ культурно-досуговых запросов, творческого потенциала населения можно осуществить несколькими способами:
Устная беседа;
Творческие конкурсы;
Анкетирование.
Для данной категории населения необходимо учитывать их специфичность. Устная беседа не должна затрагивать темы, неприятные для обсуждения респондента. Некоторые вопросы, например, касающиеся творческих наклонностей, можно обсудить с близкими людьми, родственниками, опекунами. Творческие конкурсы, в виду различных физических возможностей, могут заочными с массовым заключительным мероприятием. При заполнении анкет (Приложение2) можно воспользоваться помощью родственников. Особенности организации досуга людей с ОВЗ. В связи с полной или частичной незанятостью инвалидов, они располагают большим объемом свободного времени, которое подходит по некоторым определениям под понятие «досуг». Этот досуг имеет ряд социальных и психологических особенностей, которые необходимо учитывать при организации, подготовке и проведении мероприятий:
§ Неорганизованность.
§ - малоподвижность (в большинстве случаев);
§ - дефицит общения;
§ - отсутствие навыков поведения в обществе (особенно у ЛОВЗ не способных к самостоятельному передвижению и у детей);
§ - нежелание или страх перед общением с незнакомыми или малознакомыми людьми
Эти факторы являются основанием для того, чтобы выделить организацию досуга инвалидов в особую категорию работы УК. Анализ именно этого, неорганизованного, досуга инвалидов не только позволит вам выявить основные проблемы, с которыми столкнетесь при его организации, но и подскажет пути решения этой проблемы. Формы и методы. Определение методов работы и форм проведения мероприятий напрямую зависит от результатов анализа данной категории населения. Даже используя традиционные формы культурно-досуговых мероприятий, необходимо учитывать специфику досуга, вид заболеваний, возраст, количество, увлечения, творческие способности и ряд других факторов.
Примеры.
1 Создание кружков и клубов. Наличие на территории сельского поселения людей с ОВЗ объединенных общностью интересов и способных к самостоятельному передвижению или с незначительной посторонней помощью.
1.Досуговый клуб для среднего и старшего возраста;
2.Кружки прикладного творчества, возможно смешанные по возрасту, где в роли наставников выступают ЛОВЗ старшего возраста;
3.Кружки художественного самодеятельного творчества, в т.ч. литературного или творческие объединения со смешением жанров
4. Клубы выходного дня для родителей детей-инвалидов.
2 Игровые программы 1.Специально подготовленные, с учетом физических и умственных способностей ЛОВЗ. 2 Семейные гостиные. 3. Праздники, концерты. 1. Календарные. 2.Заключительные мероприятия конкурсов. 4. Спектакли. 1. Организация гастрольной деятельности в пределах района с подвозом ЛОВЗ из близлежащих населенных пунктов. 5. Информационно-просветительские программы 1. В клубах выходного дня для родителей по обмену опытом. 2. О выдающихся ЛОВЗ. 3.Лекторий. 4. Встречи со специалистами различных социальных сфер. 6. Выставки. ЛОВЗ занимающиеся различными видами прикладного творчества. 1. Фотовыставки на различные темы. 2. Выставки прикладного творчества, в т.ч. семейного. 3. Выставки персональные. 4. Выставки деятельности кружков. 7. Конкурсы (очные, заочные) ЛОВЗ имеющее потребность в творческом самовыражении. 1. Вокальные. 2. Литературные. 3. Художественные. 4. Семейные. 8 Адресные. ЛОВЗ не имеющие возможность самостоятельного передвижения. 1. Поздравительные открытки к праздничным датам. 2. Мастер-классы по прикладному творчеству. 3. «Визит добра» 4. Консультативная помощь по работе ПК Приведенные в таблице формы мероприятий, рекомендуемых к проведению для данной категории людей, может быть дополнен по результатам аналитических исследований культурно-досуговых запросов населения, а так же в зависимости от профессионализма и творческого подхода работников УК с «особенными людьми».
Приложение 1. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) > Глава III. Реабилитация инвалидов Информация об изменениях: Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 9 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г. См. текст статьи в предыдущей редакции Статья 9. Понятие реабилитации инвалидов Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; См. приказ Минздрава РФ от 25 ноября 2003 г. N 567 "О совершенствовании медико-социальной и психологической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства",физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов. См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона Информация об изменениях: Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 10 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г. Статья 10. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. См. Административный регламент предоставления Фондом социального страхования РФ государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 14 сентября 2011 г. N 1041н Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона Информация об изменениях: Федеральным законом от 9 декабря 2010 г. N 351-ФЗ в статью 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 февраля 2011 г. См. Форму программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, утвержденную постановлением Минтруда РФ от 18 июля 2001 г. N 56 Статья 11. Индивидуальная программа реабилитации инвалида Индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами. Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно. Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации см. приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 г. N 379н См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона Информация об изменениях: Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 355-ФЗ в статью 11.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.
Приложение
2. АНКЕТА «Анализ культурно-досуговых потребностей населения». 1.Имя____________________________________________________________
2. Возраст (дата рождения)__________________________________________ 3. Какими из перечисленных занятий Вы занимаетесь в свободное время - +, какими из перечисленных занятий Вы бы хотели заниматься – V:
• Посещение мероприятий в Доме культуры, клубе _______ ________
• Посещение выставок, музеев, кино _______ _________
• Участие в выставках _______ _________
• Участие в мероприятиях _______ ________
• Занятия прикладным творчеством, ИЗО ________ ________
Указать каким видом прикладного творчества ______________________
• Занятие фотографией, видео ________ ________
• Пение, музицирование ________ ________
• Литературное творчество ________ ________
• Компьютерные игры, посещение сайтов ________ ________
• Ваш вариант ____________________________________________________
4. Мотивы выбора досуговых занятий. Почему Вы хотите заниматься указанными видами досуга? Выберете любое количество вариантов - +
5. • Считаю полезным это занятие
6. • Имею возможность заниматься именно этим
7. • Возможность интересно провести время дома, в кругу семьи
8. • Общение с друзьями
9. • Узнаю что-то новое
10. • Возможность обучения
11. • Ощутить приятные переживания
12. • Приобщиться к искусству
13. • Возможность поднять настроение, развлечься
14. • Сделать приятное близким
15. • Показать свои умения, достижения
16. •Ваш вариант_______________________________________________
17. Имеете ли Вы возможность самостоятельно или при незначительной помощи близких посещать мероприятия, проводимые в Домах культуры, клубах? (да, или нет)________________________
18. Как часто Вы пользуетесь культурно-досуговыми услугами? Укажите количество напротив каждого варианта:
19. • Посещение Вами Домов культуры, клубов__________________
20. • Посещение Вас специалистами культуры _____________________
21. Какие виды культурно-досугового обслуживания Вы хотели бы получать от специалистов учреждений культуры?
22. - + А). Культурно-досуговые мероприятия в учреждениях культуры: • Вечера отдыха ______________________________________________ • Познавательные программы, беседы, лекции _____________________ • Конкурсы (семейные, художественного и др. творчества) _________ • Игровые развлекательные программы ___________________________ • Концерты, спектакли _________________________________________ • Выставки ___________________________________________________ Б). Адресное обслуживание (посещение на дому):
23. • Мини-концерты, поздравления _____________________________
24. • Мастер-классы по прикладному творчеству ______________
25. • Консультации по пользованию компьютером _____________
26. Предложите свой вариант___________________
27. Дата заполнения _______________________
28. Контактные данные: адрес, тел., эл. почта____________________
Приложение 3.
Формы и название мероприятий в помощь для составления плана работы (из ресурсов интернета). 1. «Время перемен» 2. «Ты такой же как я» 3. «Радуга чудес» 4. «Эхо» для творческого конкурса 5. «Жизнь после диагноза» - круглый стол для родителей детей- инв. 6. «Уроки доброты» 7. «Преодоление» программа о персональных достижениях человека с ОВЗ 8. «Ароматы здоровья», как тема для клубного занятия 9. «Пой, душа» - концерт или песенный конкурс 10. «С компьютером на Ты!» помощь работы с компьютером 11. «Невозможного нет!» семейная гостинная 12. «Содействие и забота» 13. «Сказкотерапия» 14. «Вместе мы – сила!» 15. «Нам песня строить и жить помогает» 16. «Человек –это звучит гордо!» 17. «Сильнее смерти» 18. «Поделись улыбкою своей» 19. «Скорая творческая помощь», «Визит добра» для адресных 20. «Детский десант», «Творческий десант» для адресных 21. «Цветные королевства» 22. «Вместе весело шагать» 23. «Преодолеть себя» 24. «Мы разные, но мы вместе» 25. «Таланты, греющие душу» 26. «Вот тебе моя рука!» 27. «Делай как я!» 28. «Мир без границ» 29. «А я хмурые дни возвращаю судьбе» 30. «Тепло сердец" 31. «От сердца к сердцу» 32. «Жизнь прекрасна!» 33. «Мы можем больше!» 34. «Добрые руки» акция 35. «Мир вокруг» 36. «Согреем душу теплым словом» 37. «Подари свою улыбку» 38. «Наш яркий мир» 39. «Спешите творить добро» 40. «Не гони чужие беды» 41. «Пороги жизни» 42. «Тепло души» 43. «Мы дарим сердце вам» 44. «Встреча добрых друзей» 45. «Инвалидность – не приговор» беседа. 46. «Во имя добра» 47. «Пороги жизни» 48. «Жив лишь тот, чья жизнь не только для себя» 49. «Сильные люди» 50. «Барьеров нет!»
Клубные формирования.
№ | Формирования | Количество человек | Руководитель |
«Школа ведущего» | 14 чел. | ||
2. | «Хозяюшка» | 20 чел. | |
3. | «Молодая семья» | 7 семей | |
4. | Вокальная группа «Карамельки» | 12 чел. | |
5. | Вокальная группа «Рябинушка» | 12 чел. | |
6. | «Неформат» | 20 чел. | |
7. | «В кругу друзей» | 15 чел. | |
8. | «Черлидинг» | 13 чел. | |
9. | Художественная графика | 26 чел. | |
10. | Кукольный театр «Арлекин» | 15 чел. | |
11. | Декоративно- прикладное творчество «Марья Искусница» | 16 чел. | |
13. | Школа звукорежиссуры | 12 чел. | |
14. | Театральная группа «Свои» | 16 чел. | |
15. | «Золотая осень» | 11чел. |
Работа с молодежью
Молодёжь является основным стратегическим ресурсом развития нашего общества, поэтому творческие специалисты Дома культуры всегда уделяют большое внимание работе с молодежью. В 2015 году они продолжили работать по данному направлению в тесном контакте с управлением молодёжной политики и туризма, управлением физической культуры и спорта Пуровского района, общеобразовательной школой, подростковым клубом «Юность». Постоянно совершенствуются и внедряются новые формы работы.
В апреле месяце традиционно проводится «День призывника».На это мероприятие были приглашены Воины- афганцы, представитель Совета Ветеранов, Глава администрации, Кадеты и ученики МБОУ «СОШ № 1». Военнослужащие делились опытом, давали напутственные слова о службе в армии молодому поколению. В конце мероприятия призывной молодежи были вручены подарки.
Так же для молодёжи действует клуб «Молодая Семья». Формы проведения занятий в клубах самые разные: литературно- музыкальные гостиные, вечера отдыха, просмотры и обсуждения кинофильмов, подготовка и проведение детских праздников, обмен опытом по созданию эксклюзивных вещей своими руками, обустройству дома.
29 июня, в День молодежи проводилась спортивно- игровая программа «Мы одна большая семья»
Большая работа с молодежью проводилась по профилактике, безнадзорности несовершеннолетних и защите их прав; комплексные меры по противодействию, злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту. Никогда не проходят без участия молодежи такие праздники, как День села и района, День молодежи и т.д.
Патриотическое воспитание.
Май всегда будет ассоциироваться в нашем сознании с Весной и Победой, Весной и Трудом, Весной и Миром. День Победы – это действительно всенародный праздник, торжественный и радостный. В этот день в глазах миллионов людей читается и радость, и грусть. 70 лет наша страна не видела ужасов войны, не вздрагивала от взрывов снарядов.
Идея патриотизма отразилась в мероприятиях: день защитника Отечества, празднования 70-й годовщины Великой Отечественной Войны ,День памяти и скорби посвящённый началу ВОВ.
8 мая очень трогательно весь коллектив ДК поздравил ветеранов литературно-музыкальной театрализацией «Мы помним!» В этот же день состоялся митинг и шествие колонн «Парад Победы, открытие мемориала»
9 мая –в день празднования 70-летия ВОВ ДК «Альянс»провёл цикл праздничных мероприятий: Всероссийская акция «Солдатская каша» ,театрализованное представление «Бессмертный полк»,Всероссийские акции «Вальс Победы» и «Салют победы», митинг –шествие колонн «Свеча памяти»,фаер-шоу «Салют Победителя»,акция «Георгиевская ленточка».
Стихи и песни о войне не оставили равнодушными ни одного человека.
Групповые формы:
А). Досуговые, развлекательные.
1.Вечера: это хорошая возможность организовать людей в определённом месте, отдохнуть, пообщаться, обсудить и проанализировать ситуации, проблемы и успехи. Вечера могут быть нескольких форм в зависимости от цели организации досуга:
· Вечер-встреча. Это могут быть встречи с интересными людьми, с ветеранами, с поэтами села и т.п.
· Вечер воспоминание. Может быть как отдельным мероприятием, но в большинстве случаев используется как составная часть других форм (например гостинная, вечер-встреча и др.)
· Вечер отдыха. Это мероприятие развлекательного характера, с использованием разнообразного музыкального оформления, игр, конкурсов, танцев. Как разновидность вечера отдыха считается вечер-кафе – вечер отдыха за столиками, с использованием напитков и других продуктов питания.
· Дискотеки. Танцевальные программы с минимальным использованием других средств и методов организации досуга.
· Камерные формы организации досуга салон и гостиная - мероприятия для узкого круга лиц, связанных общностью интересов. Особенная чета - проведение их в небольшом, ограниченном пространстве, приближенном к домашней уютной обстановке с относительно небольшом количестве участников, где исполнители находятся в непосредственной близости от зрителей. В искусстве понятие «камерный» часто несет значение «сокращенный».
2. Игровые программы: основной метод организации досуга в этих мероприятиях – игровые элементы. В зависимости от других используемых методов игровые программы могут быть:
· Конкурсно-игровыми;
· Театрализовано-игровыми;
· Сюжетно-игровыми (например, по сюжету телеигр).
Б). Информационно-просветительские мероприятиянесут яркую тематическую направленность и характеризуются наличием познавательного содержания, возможны элементы агитации и пропаганды (например, здорового образа жизни).
1. Выставка (экскурсия) — это показ, каково бы ни было его наименование, путём представления средств, имеющихся в распоряжении человечества для удовлетворения потребностей, а также в целях прогресса в одной или нескольких областях его деятельности. Различают выставки периодические (временные) и постоянные. Для УККТ выставки, как правило, проводятся на протяжении небольшого промежутка времени, т.е. временные. Могут быть как отдельным мероприятием, так и составной частью другого мероприятия.
2. Круглый стол - собрание в рамках более крупного мероприятия В современном значении выражение круглый стол употребляется с XX века как название одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса.
Более того, зачастую круглый стол играет скорее информационно-пропагандистскую роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений.
3. Тематическая программа. Ее содержание, методы и приемы несут строгую тематическую направленность. Могут быть использованы элементы других различных форм мероприятий для достижения оптимального результата в донесении информации выбранной тематики до аудитории. Направленность может быть разной (патриотической, музыкальной, игровой, профилактической, экологической, литературной и др).
4. Агитбригады – пропагандистская форма мероприятий. В настоящее время относится к устаревшим формам культурно-досуговой деятельности.
5. 5. Лекции: устное систематическое и последовательное изложение материала по какой - либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.
Тренинги: метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.
Мастер-классы: форма и метод практического обучения и тренировки определенных навыков
Лекции и тренинги не являются формами клубной работы, но могут применяться при проведении других форм информационно-просветительских мероприятий или занятий клубных формирований.
В). Клубные формирования .
1.Любительские объединения или клубы по интересам. Создаются на добровольной основе самими участниками или специалистами культуры на базе КДУ. Их отличает общность интересов участников, свобода общения, свобода выбора форм и периодичности общения. Деятельность любительских объединений регламентируется положением о клубных формированиях и уставу конкретного объединения, прин<