Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство.
Базовая подготовка
среднего профессионального образования
Оренбург
Методические указания по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине Русский язык и культура речи (базовая подготовка) разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины Русский язык и культура речи для студентов специальности 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство и Положения о самостоятельной работе студентов (Приказ №252 от 30.04.2014 года).
Разработчик(и):
ОТЖТ –СП ОрИПС – филиала СамГУПСпреподаватель Г.Н. Шаньшина
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Рассмотрено и одобрено на заседании предметной (цикловой) комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Протокол №_______ от «_____» ______________ 2016_г. Председатель ПЦК ________________________ /Л.А. Федюнина / |
Содержание
Пояснительная записка | |
Организация самостоятельной работы | |
Раздел 1. Введение. Фонетические единицы языка. | |
Самостоятельная работа № 1. Написание и защита сообщений на темы «Язык и общество: взаимодействие и взаимовлияние», «Словари русского языка». Нахождение и выписывание слов профессиональной тематики железнодорожника с правильным ударением. | |
Раздел 2.Лексика и фразеология. | |
Самостоятельная работа № 2.Нахождение и выписывание значений слов железнодорожной тематики. | |
Самостоятельная работа №3. Нахождение и выписывание незнакомых фразеологизмов. | |
Раздел 3.Словообразование. | |
Самостоятельная работа №4. Выделение способов словообразования в словосочетаниях специализированной тематики, предложенных преподавателем. | |
Раздел 4. Морфология. | |
Самостоятельная работа №5. Составление конспекта по пособию по орфографии русского языка. | |
Раздел 5. Синтаксис. | |
Самостоятельная работа №6. Определение типов предложений в текстах, предложенных преподавателем. | |
Раздел 6.Нормы русского правописания. | |
Самостоятельная работа №7.Составление словарного диктанта профессиональной тематики по орфографическому словарю (не менее 50 слов). | |
Раздел 7.Стили речи. | |
Самостоятельная работа №8.Составление таблицы «Признаки стилей русского языка». | |
Самостоятельная работа №9.Нахождение и выписывание текстов научного стиля. | |
Литература | |
Интернет-ресурсы |
Пояснительная записка
Методические указания по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине Русский язык и культура речи (базовая подготовка) разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины Русский язык и культура речи для студентов специальности 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство и Положения о самостоятельной работе студентов (Приказ №252 от 30.04.2014 года).
Самостоятельная работа студентов – это работа, которая выполняется ими по заданию, преподавателя, без его непосредственного участия (но под его руководством) в специально представленное для этого время.
Цели самостоятельной работы:
качественное усвоение учебного материала;
выработка умений и навыков учебной деятельности;
формирование познавательных способностей и интереса к изучаемому материалу;
формирование готовности к самообразованию;
формирование самостоятельности как качества личности.
Методические указания для выполнения самостоятельной работы студентами рассчитаны на 16 часов.
Основные формы самостоятельной работы, используемые в данном пособии: 1) подготовка и защита тематических сообщений; 2) работа со словарями русского языка; 3) составление конспекта; 4) составление таблицы; 5) работа с учебником; 6) выполнение заданий в словосочетаниях и текстах, предложенных преподавателем.
Подготовка и защита тематических сообщений.
Сообщение – это сокращенная запись информации, в которой должны быть отражены основные положения текста, сопровождающиеся аргументами, 1–2 самыми яркими и в то же время краткими примерами.
Сообщение составляется по нескольким источникам, связанным между собой одной темой. Вначале изучается тот источник, в котором данная тема изложена наиболее полно и на современном уровне научных и практических достижений. Записанное сообщение дополняется материалом других источников.
Этапы подготовки сообщения:
1. Прочитайте текст.
2. Составьте его развернутый план (простой и важный вид сокращения текста, преобразования содержащейся в нём информации).
3. Подумайте, какие части можно сократить так, чтобы содержание было понято правильно и, главное, не исчезло.
4. Объедините близкие по смыслу части.
5. В каждой части выделите главное и второстепенное, которое может быть сокращено при конспектировании.
6. При записи старайтесь сложные предложения заменить простыми.
Тематическое и смысловое единство сообщения выражается в том, что все его компоненты связаны с темой первоисточника.
Сообщение должно содержать информацию на 3-5 мин. и сопровождаться презентацией, схемами, рисунками, таблицами и т.д. Сообщение выполняется в тетради СР.
2) Работа со словарями русского языка.
В лингвистических словарях объясняются слова и их значения. Наиболее распространённый тип – одноязычный толковый словарь. В нём даются слова с объяснением их значений, грамматическая и стилистическая характеристика слов. Словарь иностранных слов содержит слова иноязычного происхождения и их объяснение. В словаре фразеологизмовобъясняются фразеологизмы, приводятся их возможные варианты, употребление в речи фразеологизмов иллюстрируется примерами из художественной, публицистической литературы. В орфографическом словаредаётся нормативное написание слов. В орфоэпическом словаре-нормативное литературное произношение.
Этапы работы со словарями:
1. Выбрать нужный словарь.
2. Ознакомиться с вводной статьёй словаря, в которой подробно даётся руководство как работать с тем или иным словарём, что обозначают конкретные сокращения и т.д.
3. Найти и выписать нужные слова железнодорожной тематики, причём выписывается полностью словарная статья по каждому слову, соблюдая все сокращения, ударения, примеры.
3) Составление конспекта.
Конспект-это краткое письменное связное изложение содержания текста.
Этапы работы над конспектом:
1.Прочитайте текст.
2. Составьте его развёрнутый план.
3. Составленный план проанализируйте.
4. Сократите в плане те части, без которых содержание этого текста будет понято правильно и главное в нём не исчезнет.
5.Некоторые части плана объедините.
6. В каждой части выделите и оставьте главное.
7. Предложения со сложными синтаксическими конструкциями при конспектировании по возможности замените простыми (короткими, сжатыми), причастные и деепричастные обороты- однородными членами.
8.В конспекте указывается название книги, статьи, которые конспектируются, или тема, записываются подзаголовки, выводы.
9.Конспект пишется своими словами, но в нём используются и слова, словосочетания автора, могут быть и цитаты.
10. На полях конспекта можно записывать своё мнение по тому или иному вопросу
11.Составленный конспект нуждается в редактировании. Внимательно прочитайте его, подумайте: удовлетворяет ли вас его общий план. Хорошо ли воспринимается смысловая связь между отдельными положениями, частями конспекта; удачно ли использованы цитаты, правильно ли установлена связь между собственными оборотами речи и фразами, взятыми из конспектируемого текста, верно ли поставлены знаки препинания.
Составление таблицы.
Таблицадолжна включать следующие графы: сфера общения, основные функции, подстили, жанры, специфические черты, общие языковые особенности, лексические особенности, морфологические особенности, синтаксические особенности, использование образных средств. Из выбранной литературы выбирается нужная информация по графам.
Работа с учебником.
Открывается содержание учебника, выбирается нужная тема, выписывается текст(слова, предложения, абзацы и более крупные части, связанные в целое темой и основной мыслью, образующие высказывание, речевое произведение).