Методические указания по ведению конспектов лекций
Курс изучения религиоведения предполагает последовательное проведение лекционных занятий, семинаров, индивидуальных собеседований и самостоятельной работы под руководством преподавателя.
Лекционные занятия предназначены для обобщенного и систематизированного изложения учебного материала по изучаемым темам. Лекции читаются самыми опытными педагогами с использованием современных технических средств, при этом не только излагается основное содержание темы, но и даются необходимые пояснения и рекомендации для прочного его усвоения. В ходе лекции от обучающихся требуется не механическое записывание, а глубокое осмысление воспринимаемого материала, с последующим конспектированием главных мыслей.
Следует учитывать, что лекция не может быть превращена в подобие диктанта, ведь в таком случае даже хорошо записанный материал будет иметь сомнительную ценность для качества знаний обучающихся. Поэтому важно уметь осмыслить и кратко записать главное, существенное, то, чего не зафиксировать по данной теме нельзя. Некоторые курсанты и студенты стремятся записывать дословно то, что излагает преподаватель в ходе лекции. Это не верно. Опытный педагог интонацией или иным способом обращает внимание обучаемых на фундаментальные положения лекции, подсказывает, что и в какой форме нужно записать в конспект. Дословно могут быть записаны определения и краткие цитаты. Остальные же положения лекции желательно фиксировать сокращенно в собственных формулировках. Выигрывают, в конечном счете, те из обучаемых, кто, используя собственную систему аббревиатур и иные символические сокращения, полно и без ущерба для понимания фиксируют максимум из услышанного.
Однако известно, что даже хорошо записанная лекция требует последующей доработки в часы самоподготовки. При этом неверно поступают те, кто пытаются это сделать через несколько дней (или когда, по их мнению, для этого есть возможность), т.к. из памяти «стираются» смысловые акценты и эмоционально-образные конструкции. Поэтому наиболее эффективно продолжить работу с конспектом в тот же день, по свежим ощущениям, расшифровывая свои сокращения, еще раз осмысливая логическую последовательность и смысловое наполнение материалов лекции, дополняя свои записи из учебной литературы, источников и словарей.
Ценным подспорьем для обучающихся при доработке лекции послужат приложения в учебно-методическом пособии. Нужно учесть, что в ряде случаев содержание лекционного материала в пособии шире, нежели в самих лекциях, что является своеобразной подсказкой курсантам и студентам, в каком направлении и каким содержанием обогатить свой конспект.
При всей дидактической ценности лекционных занятий, важной составляющей которых является эмоциональный «живой» контакт преподавателя с аудиторией, лекции не могут заменить других форм учебной работы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К
СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Наиболее широко распространенной контрольно-обучающей формой занятий является семинар. Он проводится по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы и имеет целью углубленное изучение учебной дисциплины, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирование и развитие у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.
Для подготовки к семинару в библиотеке Академии следует получить рекомендованную литературу.
Подготовка к семинару начинается за несколько дней до начала его проведения. Каждый обучаемый изучает конспект лекций, рекомендованную литературу, выписывает в конспект необходимые для включения в оборот культурологические термины.
В отдельной тетради или в конспекте лекций обучающийся составляет записи подготовки к каждому вопросу семинара. Это может быть текст развернутого выступления, реферативного сообщения, или кратких тезисов по каждому из вопросов.
Конспектируя рекомендованную литературу или находя нужную информацию в Интернете, следует делать ссылку на источник.
Курсант, студент, отсутствовавший на семинаре, обязан в любое удобное для него время отчитаться за семинар, представив преподавателю конспект самостоятельной подготовки к занятию: пропустивший семинар, должен быть готов к собеседованию по всем вопросам, выносимым на обсуждение.
На семинаре обучающийся должен внимательно выслушать вступительное слово преподавателя, уяснить основные проблемы, выносимые на обсуждение, порядок работы и рекомендации. Активно включиться в обсуждение культурологических проблем, смело и тактично высказывать свои мысли, идеи, подкрепляя их положениями из рекомендованной и самостоятельно изученной литературы. При этом следует соблюдать порядок и дисциплину в аудитории, уважительное и внимательное отношение к другим выступающим. По наиболее интересным выступлениям следует делать краткие записи в конспекте, тем самым, расширяя информацию по обсуждаемой проблеме.