Раздел III. Функционирование культуры в обществе.

Тема №7. Нравственная культура общества.

Соотношение понятий: этика-мораль-нравственность. Влияние материальной и духовной культуры общества на нравственное становление личности. Нравственный выбор личности между «хочу» и «надо». Моральный релятивизм и реальная общность основных моральных принципов. Уровни функционирования морали: 1) конкретные, единичные, нравственные представления и оценки; 2) нормы «среднего» уровня общности; 3) предельно-абстрактные внеисторические, общезначимые, абсолютные моральные нормы. Золотое правило нравственной культуры личности. Категорический императив И. Канта.

Нравственная культура как индикатор духовного здоровья общества и человека. Основные категории этики: «долг», «честь», «совесть», «любовь», «сострадание», «милосердие», «бескорыстие», «свобода», «ответственность».

Интеллигентность – как концентрированное выражение культурного генофонда общества. Критерии понятия «совесть нации» в личностном измерении (А. Лосев, Д. Лихачев, А. Сахаров).

Содержание основных норм кодекса чести сотрудника МЧС России и их отражение в нравственной культуре курсанта, студента Академии гражданской защиты.

Тема №8. Культура и чрезвычайные ситуации в общественной жизни.

Характеристика культуры как феномена обладающего относительной самостоятельностью и оказывающего активное воздействие на общественные процессы. Законы развития культуры и социальные риски: закон равновесия материальных и духовных ценностей; закон «культурного эффекта Гейзенберга»; закон «культурной агрессии», закон единства «естественной идентичности культур»; закон «духовно-демографических связей». Феномены общественной практики ведущие к ЧС духовно-нравственного типа: социальная «аномия», «культурное запаздывание», «чуждое влияние», «массовая социальная девиация», «омассовление личности».

Угрозы психолого-культурного характера обладающие потенциалом ЧС: «блокировка и разблокировка генотипа», «противоречие ценностей-целей и ценностей-норм», «деструктивность» среды обитания, эмоционально-чувственная депрессивность населения.

Пути и средства минимилизации чрезвычайных ситуации и социальных рисков в духовной сфере общества.

Тема №9 Культура и природа.

Взаимодействие природы и культуры. Формы воздействия культуры на природу: приспособительная, разрушительная, преобразовательная, восстановительная. Формы воздействия природы на культуру: материализирующая, вдохновляющая, угнетающая, разрушающая.

Природа как идеал, эталон, союзник культуры и как антиценность, как враждебность. Образ природного мира как «Мирового древа» в культуре.

Антропоморфизм и антропоцентризм во взаимодействиях природы и культуры.

Теологическая модель природы и человека. Культура как «вторая природа». Экологическая культура общества и личности. Человек как природное и культурное существо.

Отражение природной стихии в художественной культуре общества. Влияние природы на творчество А.С. Пушкина, Ф. Тютчева, С.А. Есенина, К. Брюллова, И.Айвазовского.

Влияние природы на современные технологии во взаимоотношениях природа-человек-культура.

Учет природного фактора в профессиональной подготовке специалистов МЧС России.

Тема №10.Эстетическая и художественная культура общества и её

развитие.

Понятие эстетической и художественной культуры. Сущность идеала в эстетическом и художественном измерениях. Общее и особенное в эстетическом и художественном, прекрасное и безобразное в эстетическом и художественном ресурсах.

Эстетика профессиональной деятельности специалиста МЧС России. Эстетическая культура в жизнедеятельности Академии гражданской защиты.

Художественный образ как главная ценность художественной культуры. Искусство как область духовно-практической и материально-художественной деятельности.

Искусствознание как часть художественной культуры, как комплексная наука, изучающая различные виды искусства.

Виды искусства: художественная литература, музыка, театр, кино, изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладное искусство.

Специфика художественной деятельности: эмоционально-чувственный, обобщенно-образный способы познания и отображения действительности.

Искусство: художественные стили и методы (реализм, натурализм, формализм). Историческое развитие художественных стилей и их влияние на развитие эстетической и художественной культуры общества. Социальные функции искусства: познавательная, воспитательная, гедонистическая, компенсаторная, коммуникативная.

Критерии оценки произведений искусства: тема, идея, автор, историческая эпоха, выразительные средства сюжетно-композиционное построение, художественный образ, художественный стиль, индивидуальный почерк художника, общественно-историческое значение произведения искусства.

Формирование искусствознания специалистов МЧС России как средство повышения художественной и эстетической культуры личности в целом.

Тема №11.Учет культурных различий при проведении международных спасательных операций.

Место и роль МЧС России, выпускников Академии гражданской защиты в проведении международных спасательных операций.

Общие требования к профессиональной культуре спасателя международного класса: профессиональная компетентность, коммуникабельность, умение работать и сотрудничать со специалистами других стран в зоне ЧС страны бедствия; знание языка международного общения, толерантность, мобильность, аналитичность ума, знание основных традиций, обычаев страны бедствия, её национальный состав, характера межконфессиональных и межэтнических отношений, знание основных норм культуры быта населения, владение несколькими фразами на основном языке страны бедствия.

Культура поведения специалиста МЧС в месте дислокации отряда. Уважительное отношение к местным обычаям. Соблюдение культуры внешнего вида, речевого этикета, культуры личностного общения в отряде и с пострадавшими, представителями администрации страны бедствия.

Соблюдение этических норм в общении с представителями средств массовой информации.

Создание в глазах населения страны, потерпевшей бедствие, положительного имиджа гражданина Российской Федерации и специалиста МЧС России.

Наши рекомендации