Сошествие духа умершего шамана

Наиболее интересным моментом во всей это церемонии является заключительная сцена—разыгрывания шаманом- распорядителем сошествия на него духа древнего шамана.

Но, к сожалению, по незнанию бурятского языка и в виду отсутствия толкового переводчика, я не могу восстановить текст и содержание диалогов от имени духа.

Так как моление длилось почти около трех часов, и за время все участники успели уже основательно наугоститься молочной водкой, в особенности сам шаман, эта сцена происходит в приподнятом настроении и всеобщем возбуждении.

Все участники моления сидят полукругом, допивая остаток привезенного тарасуна. В это время шаман, сделав ряд возлияний наружу и во внутрь около коновязи предка, подходит к сидящим и начинает быстро, безостановочно и возбужденно говорить. По громкому голосу, по строгой позе можно подумать, что он находится в запальчивости и раздражении. Взоры всех обращены на шамана, все как-то насторожились и очень внимательно слушают. Некоторые старики обращаются к духу, видимо, с какими-то вопросами... Временами по грозным окрикам и порывистым жестам можно полагать, что сошедший дух шамана за что-то ругает и распекает своих потомков.

На мои вопросы о том, что говорит дух, буряты отвечают неохотно и ограничиваются общими фразами: дух говорит, что все идет хорошо и благополучно.

Когда снялись с табора и двинулись обратно, солнце уже склонилось к закату.

Следы культа умерших шаманов у якутов

Алексеев Иван 42 лет,

Сюльского наслега, Нюрбинского улуса.

12 марта 1925 года.

Мэнгэ»— могила шамана

Старинные якуты могилы шаманов называют «ойун мэнгэтэ». Урочище, где был похоронен предок Сюльского наслега, называют «Мэнгэ».

Про шамана Джаарын'а существует такой рассказ. Когда его труп хотели похоронить около какого-то места, то шаман по имени Ардах будто бы сказал: «манна мэнгэлээмэнг (здесь не делайте могилы), так как он был человек зловредных мыслей». Но, несмотря на это, кажется, там и похоронили. Это место известно под именем «Мэнгэ».

Ефремов Кирилл Иванович 27 лет,

З-го Мальжегарского наслега,

Западно-Кангаласского улуса.

20 декабря 1924 г. Якутск.

Необходимость установления постоянного культа

Умершего шамана

Когда-то давно в Багарахском роде 4-го Мальжегарского наслега, по рассказам, жил шаман по имени Тимир-Чарапчылаах.

Он был похоронен на «арангасе» на острове Харыйалаах. Во время сильного наводнения на Лене этот арангас снесло водой и прибило к изголовью острова Тарагай.

Когда шаманы совершают свое священнодействие, то душа этого шамана — «юёр» — вселяется в них и говорит будто бы:

«Лежу без призора и почитания моими потомками, потому и насылаю на них разные несчастья, уничтожаю их». («Ытыктаабаттарын исин аймахтарым ыччаттарын барыыбын»).

Его родичи вымирают. Люди говорят, что после его смерти на ихнем острове умножились всякие случайные несчастья, неожиданная смерть людей и т. п.

Когда камлает шаман, то являющийся к нему дух, его «тангара» (божество), обязательно бывает дух — «юёр» давно умершего шамана. Этот шаманский «юёр» и служит руководителем шамана, указывая ему дорогу. Поэтому всякое камлание обязательно начинается с призывания юёр‘ей умерших шаманов.

Алексеев Гавриил Тихонович 53 л.,

I-го Мальжегарского наслега,

Западно-Кангаласского улуса

11 января 1925 г. Тойон-Арыы

Шаман Тимир Чарапчылаах

В древности среди Бёртюнских якутов жил один человек, которым на 52-м году своей жизни неожиданно превратился в шамана. Однажды он, неся на себе две кожаные сумы с тааром (кислое молоко), отправился косить траву на остров. Дойдя до берега реки (Лены), спустил с плеч свои суммы и присел отдохнуть. Сидя тут, он неожиданно впал в обморочное состояние и пролежал без движения семь суток. Придя в себя, он обнаружил, что стал шаманом необычайной силы. Когда обращал свой взор на людей, они умирали, когда смотрел на скот, погибал и скот. Поэтому он сделал себе железный козырек над глазами.

Но однако этот шаман в течение всей жизни не совершал камлания. Когда приглашали его к больному, он посылал ему тальник, перевязанный пучок волос конской гривы. Этот тальник должны были положить на ночь под одеяло к больному, и только.

Когда он умер, труп его, положив в долбленый гроб, прикрепили на большой лиственнице, привязав у основания бокового ответвления, («арангастаабыттар улахан тиит самагар»). Перед смертью шаман сказал своим родичам:

«Когда мой гроб свалится, пригласив большого шамана, совершите обряд поднятия (моих останков)»!

Дерево это долго стояло в целости и гроб шамана был на месте. Но вот однажды «абаасы» (юёр-дух) этого Шамана полетел на север к одному тунгусскому шаману. В это время жители Жиганского края видели над горизонтом огонь, появившийся с того пункта, откуда в летнее время восходит солнце. Огонь появлялся уже семь суток, когда тунгусский шаман пустился преследовать его. Этот огонь прилетел и исчез у корня того самого дерева, где висел гроб шамана Чарапчылаах. Тунгусский шаман сел на ту самую развилину, к которой был привязан гроб шамана. Развилина, не выдержав тяжести птицы, отвалилась вместе с гробом.

Вот тогда то, по рассказам, собрался народ трех наслегов, пригласили трех шаманов и, и с убиением трех голов конного скота, совершили обряд поднятия. Останки шамана вложили в обрубок дуплистого дерева и снова прикрепили к большому дереву.

Данилов Петр Данилович 58 лет,

3-го Мальжегарского наслега,

Западно-Кангаласского улуса.

Остров Тиит-Арыы.

30 января 1925 года.

Наши рекомендации