Организации учебного процесса по курсу
ВАРИАНТ
КОНЦЕПЦИЯ
Организации учебного процесса по курсу
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
В Республике Башкортостан
Автор-составитель:
заведующий кафедрой истории,обществознания и культурологии
ИРО РБ
доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник образования
М.А. Бикмеев
Концепция рассмотрена и одобрена
на заседании кафедры истории,
обществознания и культурологии
ИРО РБ
от 28.06.2016 Протокол № 12
Уфа, 2016
Ключевые понятия концепции:
Россия, Башкортостан, история, культура, нравственность, духовность, человек, динамика развития людей, внутренний мир человека, образовательная деятельность.
Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации» носит интегрированный характер. Его изучение направлено на обучение, воспитание, развитие и социализацию личности учащихся при особом внимании к их эмоциональному развитию.
Целью курса является развитие общей культуры учащихся, формирование у них гражданской идентичности, осознания своей принадлежности к Российской локальной цивилизации, Российской общности, Республики Башкортостан, уважения и бережного отношения к историко-культурному наследию. Ведущими принципами организации образовательной деятельности по курсу являются: культуроведческий, диалогический, краеведческий, непрерывности, преемственности и поступательности.
Основными задачами реализации предметной области являются:
- формировать у учащихся способность к восприятию накопленного разными народами России потенциала духовно-нравственной культуры;
- вызвать у учащихся стремление к нравственному самосовершенствованию и проявлению готовности к духовному саморазвитию;
- углублять и расширять представления о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
- обеспечить осознание учащимися того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследием всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и т.д.;
- формировать внутренние установки личности, ценностные ориентиры, связанные с нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей Родине, родному краю, уважения к народам, их культуре и традициям;
- обеспечить осознание учащимися особой роли места России в мире, ее историко-культурного наследия, вклада в развитие духовности;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, многонациональному Российскому государству, Республике Башкортостан, в соответствии с целями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами на основе духовных и демократических ценностей современного общества;
- развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях, происходивших в духовной сфере в прошлом и происходящих в настоящем, рассматривать события в соответствии с принципами объективности, гуманизма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формировать у учащихся умения применять полученные обществоведческие и культурологические знания в учебной, внеурочной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 (п.11.4), подчеркивается, что изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должно обеспечить:
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках и поведении;
- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры в истории России в становлении гражданского общества и российской государственности;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества.
Нормативно-правовые основы организации образовательной деятельности по курсу
Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации» для 5-9 классов образовательных учреждений Республики Башкортостан организуется в соответствии со ст.43 Конституции Российской Федерации и другими нормативно-правовыми документами федерального и регионального значения. Образовательная деятельность по данному курсу осуществляется на основе:
1. Конституции Российской Федерации (принята 12.12.1993)
2. Федерального закона «Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 №273 – ФЗ.
3. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897.
4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 и об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
6. Примерной –основной образовательной программы основного общего образования» (раздел 3.1. Примерный учебный план) протокол №1/15 от 8.04.2015 г. федерального учебно-методического объединения по общему образованию.
7. Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской федерации от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
8. Конституции Республики Башкортостан (принята 24.12.1993).
9. Закона Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан». Принят государственным собранием – Курултаем Республики Башкортостан 27.05.2013 г.
10. Приказа Министерства образования Республики Башкортостан от 29.04.2015 г. № 905 «о рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планах для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан на 2015-2016 учебный год.
Кроме перечисленных нормативно-правовых документов для организации образовательной деятельности по учебному курсу ОДНК НР необходимо учитывать муниципальные приказы, письма и инструкции (отделов образования районов и городов) образовательных учреждений и нормативно-правовые документы самих образовательных учреждений (приказы, письма, решения педагогических советов).
Предметная область ОДНК НР может быть реализована через:
1) Занятия, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;
2) Включения в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей, тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;
3) Включением занятий во внеурочную деятельность.
Название предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации» включает в себя несколько взаимосвязанных понятий. Схематично это выглядит следующим образом:
- духовность
Основы - нравственность народов РФ
- культура
Теоретико-методологические основы организации образовательной деятельности по курсу
В основу изучения курса целесообразно положить локально-историческую и культурологическую теорию, базирующуюся на изучении процессов, происходивших в конкретных пространственных и временных рамках, что позволит учителю сформировать у учащихся представления о роли и месте России в мире, о вкладе нашей страны в мировую культуру. Опора на эту теорию будет способствовать учащимся понять роль и место Башкортостана в истории России. Данная теория исходит из того, что человек является продуктом той среды, где он родился и живет. Его задача изучить, собрать, систематизировать, развить и передать следующему поколению все ценности, которые были созданы до него. В этом смысл человеческой жизни. Это и есть духовность.
Локально-историческая и культурологическая теория имеет множество направлений, в том числе методологию синтеза, т.е. слияние. В методологии синтеза важное место занимают такие подходы как познаваемость, многоуровневость, многофакторность, научность и др.
В целом теоретико-методологической основой изучения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации» является разнообразная и обширная область обществоведческих, исторических и культурологических знаний. Это область, изучающая развитие общества и человека. Это путь приобретения знаний в духовной сфере, где происходит стремление понять и объяснить духовность как таковую, во всем многообразии ее развития в пространстве и во времени.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного курса должно определять достижение предметных результатов его освоения.
К таким задачам относятся:
- осознание целостности окружающего мира;
- расширение знаний о российской многонациональной культуре;
- развитие способностей к работе с информацией, полученной из различных источников, в том числе на уроках и во внеурочное время;
- расширение культурологического кругозора обучающихся;
- формирование умений воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Основным замысломосуществления образовательной деятельности по данному курсу в образовательных организациях республики является: синхронное, системное и многоуровневое изучение развития истории, культуры, нравственности народов России и родного края. Синхронизация истории России и Башкортостана происходит на основе линейного подхода изучения исторической ленты, при этом основной акцент делается на духовный рост людей на различных этапах развития общества, т.е. учащиеся должны знать динамику роста человека и его духовного мира. При этом необходимо понять факторы, повлиявшие на духовный мир человека. Вся учебная деятельность должна осуществляться на многоуровневой основе, т.е. на изучении развития общей культуры, нравственности народов России, Башкортостана, конкретного района или города, населенного пункта, семьи и человека, что может дать логически правильное восприятие историко-культурного наследия и способствовать общему развитию учащихся.
Структура
организации образовательной деятельности по ОДНК НР с 5 по 9 классы из расчета 1 час в неделю, итого 34-35 часов в год.
Примерное поурочное тематическое планирование
В 5-х классах
В 6-х классах
В 7-х классах
В 8-х классах
В 9-х классах
ВАРИАНТ
КОНЦЕПЦИЯ
организации учебного процесса по курсу
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
В Республике Башкортостан
Автор-составитель:
заведующий кафедрой истории,обществознания и культурологии
ИРО РБ
доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник образования
М.А. Бикмеев
Концепция рассмотрена и одобрена
на заседании кафедры истории,
обществознания и культурологии
ИРО РБ
от 28.06.2016 Протокол № 12
Уфа, 2016
Ключевые понятия концепции:
Россия, Башкортостан, история, культура, нравственность, духовность, человек, динамика развития людей, внутренний мир человека, образовательная деятельность.
Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации» носит интегрированный характер. Его изучение направлено на обучение, воспитание, развитие и социализацию личности учащихся при особом внимании к их эмоциональному развитию.
Целью курса является развитие общей культуры учащихся, формирование у них гражданской идентичности, осознания своей принадлежности к Российской локальной цивилизации, Российской общности, Республики Башкортостан, уважения и бережного отношения к историко-культурному наследию. Ведущими принципами организации образовательной деятельности по курсу являются: культуроведческий, диалогический, краеведческий, непрерывности, преемственности и поступательности.
Основными задачами реализации предметной области являются:
- формировать у учащихся способность к восприятию накопленного разными народами России потенциала духовно-нравственной культуры;
- вызвать у учащихся стремление к нравственному самосовершенствованию и проявлению готовности к духовному саморазвитию;
- углублять и расширять представления о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
- обеспечить осознание учащимися того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследием всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и т.д.;
- формировать внутренние установки личности, ценностные ориентиры, связанные с нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей Родине, родному краю, уважения к народам, их культуре и традициям;
- обеспечить осознание учащимися особой роли места России в мире, ее историко-культурного наследия, вклада в развитие духовности;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, многонациональному Российскому государству, Республике Башкортостан, в соответствии с целями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами на основе духовных и демократических ценностей современного общества;
- развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях, происходивших в духовной сфере в прошлом и происходящих в настоящем, рассматривать события в соответствии с принципами объективности, гуманизма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формировать у учащихся умения применять полученные обществоведческие и культурологические знания в учебной, внеурочной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 (п.11.4), подчеркивается, что изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должно обеспечить:
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках и поведении;
- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры в истории России в становлении гражданского общества и российской государственности;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества.
Нормативно-правовые основы организации образовательной деятельности по курсу
Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации» для 5-9 классов образовательных учреждений Республики Башкортостан организуется в соответствии со ст.43 Конституции Российской Федерации и другими нормативно-правовыми документами федерального и регионального значения. Образовательная деятельность по данному курсу осуществляется на основе:
1. Конституции Российской Федерации (принята 12.12.1993)
2. Федерального закона «Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 №273 – ФЗ.
3. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897.
4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 и об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
6. Примерной –основной образовательной программы основного общего образования» (раздел 3.1. Примерный учебный план) протокол №1/15 от 8.04.2015 г. федерального учебно-методического объединения по общему образованию.
7. Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской федерации от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
8. Конституции Республики Башкортостан (принята 24.12.1993).
9. Закона Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан». Принят государственным собранием – Курултаем Республики Башкортостан 27.05.2013 г.
10. Приказа Министерства образования Республики Башкортостан от 29.04.2015 г. № 905 «о рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планах для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан на 2015-2016 учебный год.
Кроме перечисленных нормативно-правовых документов для организации образовательной деятельности по учебному курсу ОДНК НР необходимо учитывать муниципальные приказы, письма и инструкции (отделов образования районов и городов) образовательных учреждений и нормативно-правовые документы самих образовательных учреждений (приказы, письма, решения педагогических советов).
Предметная область ОДНК НР может быть реализована через:
1) Занятия, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;
2) Включения в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей, тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;
3) Включением занятий во внеурочную деятельность.
Название предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации» включает в себя несколько взаимосвязанных понятий. Схематично это выглядит следующим образом:
- духовность
Основы - нравственность народов РФ
- культура
Теоретико-методологические основы организации образовательной деятельности по курсу
В основу изучения курса целесообразно положить локально-историческую и культурологическую теорию, базирующуюся на изучении процессов, происходивших в конкретных пространственных и временных рамках, что позволит учителю сформировать у учащихся представления о роли и месте России в мире, о вкладе нашей страны в мировую культуру. Опора на эту теорию будет способствовать учащимся понять роль и место Башкортостана в истории России. Данная теория исходит из того, что человек является продуктом той среды, где он родился и живет. Его задача изучить, собрать, систематизировать, развить и передать следующему поколению все ценности, которые были созданы до него. В этом смысл человеческой жизни. Это и есть духовность.
Локально-историческая и культурологическая теория имеет множество направлений, в том числе методологию синтеза, т.е. слияние. В методологии синтеза важное место занимают такие подходы как познаваемость, многоуровневость, многофакторность, научность и др.
В целом теоретико-методологической основой изучения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации» является разнообразная и обширная область обществоведческих, исторических и культурологических знаний. Это область, изучающая развитие общества и человека. Это путь приобретения знаний в духовной сфере, где происходит стремление понять и объяснить духовность как таковую, во всем многообразии ее развития в пространстве и во времени.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного курса должно определять достижение предметных результатов его освоения.
К таким задачам относятся:
- осознание целостности окружающего мира;
- расширение знаний о российской многонациональной культуре;
- развитие способностей к работе с информацией, полученной из различных источников, в том числе на уроках и во внеурочное время;
- расширение культурологического кругозора обучающихся;
- формирование умений воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Основным замысломосуществления образовательной деятельности по данному курсу в образовательных организациях республики является: синхронное, системное и многоуровневое изучение развития истории, культуры, нравственности народов России и родного края. Синхронизация истории России и Башкортостана происходит на основе линейного подхода изучения исторической ленты, при этом основной акцент делается на духовный рост людей на различных этапах развития общества, т.е. учащиеся должны знать динамику роста человека и его духовного мира. При этом необходимо понять факторы, повлиявшие на духовный мир человека. Вся учебная деятельность должна осуществляться на многоуровневой основе, т.е. на изучении развития общей культуры, нравственности народов России, Башкортостана, конкретного района или города, населенного пункта, семьи и человека, что может дать логически правильное восприятие историко-культурного наследия и способствовать общему развитию учащихся.
Структура
организации образовательной деятельности по ОДНК НР с 5 по 9 классы из расчета 1 час в неделю, итого 34-35 часов в год.
Примерное поурочное тематическое планирование
В 5-х классах