Власти и общества в системе местного самоуправления
В настоящее время Россия переживает период реформ, связанный с переходом к новой системе общественных отношений, политико-государственного устройства и управления. Идет процесс формирования нового типа взаимодействия основных субъектов политического управления: гражданского общества и органов власти. Это предопределяет особую актуальность концептуальной и практической разработки коммуникативных отношений между нарождающимися элементами гражданского общества и властными структурами.
Коммуникация представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования социальных систем, потому что именно она обеспечивает взаимоотношения между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет в дополнение ко всему и социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе.
Коммуникация является системообразующим фактором, от которого зависит сохранение связей между властными структурами и обществом. Это важнейший способ формирования и самопрезентации отношений между местными органами власти и населением города. Коммуникация является ключевым условием и одновременно источником репродуцирования данной формы социальной жизни.
Коммуникационные процессы в органах местного самоуправления позволяют исследовать существенные характеристики системы взаимодействия «власть – общество», способствуя развитию гражданского общества. Они определяют те рамки, в которых формируются массовые интерактивные связи и смысловые контакты широких социальных аудиторий, воспроизводятся общепризнанные оценки власти и складывается отношение граждан к ним.
При анализе коммуникационных процессов как основы формирования гражданского общества за изначальную точку осмысления и понимания коммуникации следует принять взаимодействия. Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга. Именно каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур.
Понятие «социальное взаимодействие» можно трактовать как универсальную качественную характеристику процессов не только на различных уровнях, но и в различных сферах общественной жизнедеятельности.
Взаимодействие в обществе носит многоаспектный и многомерный характер, формируя социальные взаимоотношения различного типа, в том числе отношения общественного согласия и партнерства.
Социальное взаимодействие выполняет в обществе различные функции, особое значение в контексте данной темы имеет стабилизирующая функция. Именно стабилизирующая функция социального взаимодействия является тем механизмом, который обеспечивает гармоничное развитие демократического общества в целом и его отдельных сфер.
На современном этапе такую функцию выполняет коммуникация как одна из форм социального взаимодействия.
Таким образом, процесс коммуникации – это универсальный механизм, опосредующий собой любой акт социального взаимодействия на любом социальном уровне и приводящий вследствие социального отражения к эффекту соорганизации участников этого взаимодействия.
Данное обстоятельство играет особую роль при рассмотрении места и роли гражданского общества в системе местного самоуправления, так как уровень этого взаимодействия – один из важнейших критериев степени развитости не только гражданского сообщества, но и всего социума.
При анализе коммуникационных процессов в деятельности органов местного самоуправления существенно рассмотреть два методологических принципа, лежащих в основе взаимоотношений между органами власти и населением.
Первый подход базируется на методологии субъектно-объектных отношений. Он предполагает жесткий контроль управляющих над управляемыми и исключает все ненужные взаимосвязи. Коммуникативное пространство строится по принципу одностороннего информационного воздействия: от коммуникатора к объекту.
В основу данного подхода легла разработанная Г. Лассуэллом в середине ХХ века модель коммуникативного акта, которая раскрывается в данной формуле: КТО сообщает – ЧТО – по какому КАНАЛУ – КОМУ – с каким ЭФФЕКТОМ. При этом, однако, не дается ответа на вопрос о том, каким образом процесс коммуникации воспроизводится в широком социальном контексте: как его воздействие отражается на массовые аудитории и каково его влияние на саму политическую сферу общества.
Исходным принципом второго подхода является положение о субъектно-субъектных коммуникационных отношений в политике. Эта модель базируется на том, что субъекты коммуникации – и коммуникатор и реципиент равноправны, связаны как взаимными ожиданиями и установками, так и общим интересом к предмету общения. В данном случае основу коммуникационного процесса составляет диалогическое общение, которое, в свою очередь, рассматривается как режим, или условие, коммуникации, связанное с направленностью и распорядком коммуникативно-познавательных действий. Именно этот режим отличает коммуникативные процессы от процессов информационно-поточного характера, когда отправитель и получатель остаются на разных полюсах информационного канала.
Принцип диалогического общения создает широкое поле для использования коммуникативных стратегий, применяемых для долгосрочных целей и выработки долговременных программ взаимодействия между политическими акторами. Это изменяет роль и функции коммуникаций между органами власти и обществом, что способствует установлению и поддержанию отношений взаимопонимания, доброжелательности между ними.
Главное выражение коммуникационного взаимодействия заключается в регулярном предоставлении полной и объективной информации о деятельности региональных органов власти, его планах, принимаемых ими решениях.
Выделяют несколько моделей информационной политики, реализуемых органами местного самоуправления в своей деятельности.
1. Преактивная. Власть не является не только сторонником средств массовой информации в открытии и освещении новых процессов, но старается препятствовать гласности.
2. Реактивная. Власть не мешает стихийно идущим процессам. В этом случае СМИ достаточно свободны в отображении жизненных реалий, но информационная политика не разрабатывается и не осуществляется.
3. Проактивная. Власть осознала необходимость изменений и пытается создать более или менее цельную программу развития. Формально граждане имеют право высказываться, но обратная связь не слишком волнует власть.
4. Интерактивная. Качественное отличие данной модели от предыдущей обловлено той ролью, которая отводится населению. Здесь граждане выступают не как объект воздействия, а как равноправный партнер.
Несомненно, что наиболее эффективной является интерактивная модель информационной политики. Она позволяет обеспечить устойчивую, планомерную и репрезентативную информационно-коммуникативную деятельность, определяющую эффективность всего управленческого процесса на местном уровне.
Итак, коммуникационные процессы в местном самоуправлении играют особую роль в системе регулирования обществом: она способствует социализации и социальной адаптации человека в среде существования. Это главное средство, обеспечивающее координацию деятельности местного самоуправления как одной из подсистем общества, тем самым, способствуя сохранению ее целостности.
Историческая интерпретация