Он считает неверной и формулу
где поведение определяется взаимодействием личности и среды, поскольку поведение в ней не является «интерактивной детерминантой» [Бандура, 2000].
С точки зрения теории социального научения А. Бандуры, следует говорить о непрерывном взаимодействии взаимозависимых детерминант: поведения, личностных факторов и факторов внешней среды (рис. 2.1).
Бандура полагает, что внешнее подкрепление (вознаграждение и наказание) не является единственным механизмом научения.
Научение может осуществляться также через моделирование(известное еще какнаучение через наблюдение).
Когда ребенок вслед за мамой хлопает в ладоши, а подросток носит такую же одежду, как и его сверстники в школе, это является примером научения через наблюдение.
Научение через наблюдение способствует сокращению процесса усвоения того или иного поведения, что является жизненно важным как для развития, так и для выживания. А. Бандура указывает, что чем серьезнее и опаснее последствия возможных неудач в процессе обучения на собственном опыте проб и ошибок, тем чаще научение идет путем наблюдения за действиями компетентных людей (именно так идет обучение плаванию, вождению машины, практике хирургических операций и т. п.)
на поведение людей, и детей в особенности, оказывают влияние не только модели, демонстрируемые со стороны живых людей, но и модели, предлагаемые средствами массовой информации, в первую очередь теле видением.
человек склонен моделировать поведение людей того же пола, примерно того же возраста, которые с успехом решают сходные проблемы.
Кроме того, люди склонны обращать внимание на модели, которые выделяются среди других внешностью, компетентностью, статусом, являются знаменитыми, наделенными властью и другими притягательными качествами;
человек с большей вероятностью будет подражать действиям других, если оно приводит к полезным результатам или за ним последует вознаграждение, нежели если оно оказывается неэффективным или даже вредным.
Согласно А. Бандуре, человек учится не только на собственном опыте последствий своего поведения,
т. е. не только на том, поощряется или наказывается его поведение (прямое подкрепление), но и наблюдая за последствиями поведения других людей, т. е. через косвенное подкрепление.
Так, например, если мальчик видит, что его друзья начинают уважать сверстника за агрессивное поведение, то он, вероятно, станет ему подражать.
Но если он видит, что это поведение отрицается значимыми другими или, более того, наказывается, он вряд ли станет делать то же самое.
Еще одним механизмом регулирования поведения человека, согласно А. Бандуре, является самоподкрепление, выражаемое в форме удовлетворенности собой, гордости за свои успехи или неудовлетворенности собой, самокритики.
Другими словами, человек устанавливает для себя внутренние нормы поведения, стандарты достижения, исходя из которых строится его самооценка, мотивирующая то или иное поведение.
Откуда берутся стандарты поведения, определяющие самооценку, а следовательно, и реакции самоподкрепления?
С точки зрения А. Бандуры, стандарты устанавливаются либо при научении, либо при моделировании, хотя обычно эти два способа влияния действуют совместно.
Дети начинают оценивать свое поведение на основании того, как другие реагируют на него. Взрослые обычно поощряют достижение детьми определенных стандартов достойного поведения или когнитивного развития и разочаровываются, когда дети не соответствуют этому уровню. В случае моделирования дети усваивают оценочные стандарты своих моделей и оценивают свое поведение относительно этих стандартов, таким образом подкрепляя себя.
Когда дети наблюдают за моделями, которые устанавливают высокие стандарты, они вознаграждают себя только тогда, когда достигают превосходного уровня исполнения.
Когда они наблюдают за моделями, считающими посредственные достижения достаточными, дети подкрепляют себя за минимальные достижения [Там же].
Бандура описывает разные виды научения через моделирование.
• Первый вид моделирования можно назвать имитационным, поскольку человек старается усвоить поведение практически в той же самой форме, в которой оно демонстрируется. Обычно это касается социально предписанного или высокофункционального поведения, при котором существует лишь узкий диапазон правильных или допустимых действий, например, вождение автомобиля.
• Второй вид – абстрактное моделирование, при котором наблюдатель строит свое поведение на основе общих особенностей, правил, принципов, извлеченных им из наблюдения, но в то же время выходящих за рамки конкретных образцов.
На основании правил, выделенных посредством наблюдения, осваиваются иностранные языки, моральные суждения, лингвистические стили, когнитивные операции, стандарты поведения и т. д.
• Третий вид – креативное моделирование заключается в комбинации различных моделей и в новом синтезе их свойств, который существенно отличается от каждой из наблюдаемых моделей (появление новых личностных характеристик, стилей поведения, творчество в науке и искусстве), т. е. это «результат инновационного синтеза различных источников влияния» [Там же, с. 75].
Для объяснения личностного функционирования и изменения А. Бандура разрабатывает концепцию самоэффективности .
Самоэффективность– это чувство собственной компетентности в той или иной деятельности, суждение о своих способностях и возможностях.
Бандура считает, что самоэффективность – центральная и важная детерминанта человеческого поведения.
Ожидание эффективности означает оценку индивидом того, в какой степени он в состоянии вести себя так, как это необходимо, чтобы получить некоторый результат.
Знание уровня самоэффективности человека в той или иной деятельности очень важно, поскольку в целом ряде исследований было установлено, что ожидания эффективности коррелируют на высоком уровне значимости с реальным поведением, оказывая существенное влияние на многие стороны человеческой деятельности, определяя уровень усилий, настойчивость, выбор задач определенной степени трудности, успех в деятельности, эмоциональные переживания [Бандура, 2000; Гордеева, 2006; Шепелева, 2008].
Согласно данным, полученным А. Бандурой и его коллегами, люди с высокой самоэффективностью более настойчивы, лучше учатся, а также обладают большим самоуважением, менее тревожны и менее склонны к депрессиям
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Психоаналитический подход к детскому развитию берет начало в работах З. Фрей да (1856–1939).
Фрейд полагает, что психическое развитие определяется биологическими, бессознательными, прежде всего сексуальными и агрессивными, влечениями
и представляет собой адаптацию индивида к внешнему социальному миру, чуждому ему, но необходимому.
Психоаналитический подход, развиваемый З. Фрейдом, можно считать:
• генетическим, поскольку поведение взрослого человека объясняется стадиями психического развития, детскими травмами, конфликтами и переживаниями;
• энергетическим, так как психические процессы рассматриваются с точки зрения наличия в них психической энергии (либидо), которая может переходить из одного состояния в другое, из одной части тела в другую, но ее количество остается неизменным.
Источник психической энергии, а значит, и влечений, представляет собой раздражение, которое исходит изнутри организма и представляет собой нейрофизиологическое состояние возбуждения.
Цель влечений человека – удовлетворение, т. е. устранение раздражения, уменьшение напряжения,вызванного неприятным скоплением энергии [Фрейд, 1991];
• динамическим, поскольку поведение индивида формируется под влиянием сложного, зачастую конфликтного взаимодействия всех его психических сил (конфликты между различными инстанциями психической организации личности: Оно, Я, Сверх-Я).
Личность человека, по З. Фрейду, состоит из трех структурных компонентов: Оно, Я и Сверх-Я.
Оно (Id)– вместилище врожденных инстинктивных влечений и вытесненных из сознания желаний, неприемлемых с точки зрения социальных норм. Эти базовые биологические потребности и желания являются бессознательными и подчиняются принципу удовольствия, т. е. требуют удовлетворения, немедленной разрядки внутреннего напряжения.
Я (Ego) – практический, рациональный, частично осознаваемый компонент личности, возникающий по мере биологического созревания ребенка. Яподчиняется принципу реальности, пытаясь учитывать и подчиняться требованиям внешнего мира, разрешать конфликты между влечениями Оно, Сверх-Я и препятствиями реального мира, откладывать удовлетворение импульсивных желаний Оно, направлять их в социально приемлемое русло.
Сверх-Я (Superego)– это инстанция личности, представляющая собой совесть и эго-идеал, критика и цензора, контролирующая соблюдение норм и ценностей, принятых в данном обществе, и поэтому постоянно конфликтующая с Оно.
Сверх-Яформируется в дошкольные годы в результате интроекции (перевода во внутренний план) регулирующих и регламентирующих влияний родителей, когда дети начинают усваивать моральные нормы, социальные стандарты человеческого поведения, ценности и установки.
По З. Фрейду, личность в своем развитии проходит несколько психосексуальных стадий.
Критерием периодизации служит зона концентрации сексуальной энергии (либидо),
определяющая основной канал разрядки внутреннего напряжения и доминирующий способ удовлетворения первичных потребностей.
Фрейд полагал, что человек рождается с неким количеством либидо, которое благодаря процессу созревания в строго определенной последовательности перемещается из одной части тела в другую.
Социальный опыт, прежде всего опыт общения ребенка с родителями, по мнению З. Фрейда, также играет важную роль в психическом развитии, поскольку процесс созревания организма порождает неуправляемую сексуальную и агрессивную энергию, которую общество должно обуздать.
В силу фрустрации потребности, соответствующей той или иной стадии психического развития, или, наоборот, ее чрезмерного удовлетворения
происходит фиксация (задержка, остановка) на этой стадии.
Ребенок, а в последующем и взрослый остается сосредоточенным на проблемах и удовольствиях, характерных для данной стадии развития,
что определяет его характер, стиль взаимоотношения с другими людьми, способ справляться с тревогой и может стать предпосылкой развития невротических симптомов.