Тема 4 психология и педагогика развития
ТЕМА 4 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ
Психика ребенка, его личность развиваются при активном освоении им внешнего мира в разных видах деятельности.
Развитие происходит в ходе овладения общественно-историческим опытом (миром человеческих предметов и миром человеческих отношений).
Каждый человек входит в культурное общество, присваивая ее материальное и духовное воплощение в окружающем его культурно-историческом пространстве.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Индивид – обозначает принадлежность к человеческому роду /не включает конкретных социальных или психологических характеристик/.
Индивидуальность – совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных.
ЛИЧНОСТЬ – человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общение и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.
Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития.
РАЗВИТИЕ - количественные и качественные изменения
в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека,
обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
Развитие – процесс постепенного изменения организма и психики в направлении от низших к высшим формам жизнедеятельности.
Развитие –процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.
(Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России).
Термин "развитие" указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении или поведении человека
в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды.
Обычно эти изменения прогрессируют и накапливаются, приводя к усилению организации и усложнению функций.
ОБЛАСТИ (ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ) РАЗВИТИЯ
№1
БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Биологическое развитие связано с
морфологическими (рост, вес, объем);
биохимическими (состав крови, костей, мышц);
физиологическими (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменениями.
Социальное развитие связано с
психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, характера);
духовными (нравственное становление, изменение сознания);
интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями. Показателями развития личности являются качественные изменения в сознании, поведении, деятельности, отношении человека к миру.
№2
Развитие происходит в трех областях:физической, когнитивной и психосоциальной.
К физической области относятся такие физические характеристики, как размеры и форма тела и органов, изменения структуры мозга, сенсорные возможности и моторные (или двигательные) навыки.
Когнитивная область (от лат. "cognitio" - знание, познание) охватывает все умственные способности и психические процессы, включая даже конкретную организацию мышления.
К этой области относятся такие процессы, как восприятие, рассуждение, память, решение задач, речь, суждение и воображение.
В психосоциальную область входят свойства личности и социальные навыки.
К ней относят присущий каждому из нас индивидуальный стиль поведения и эмоционального реагирования, т. е. то, как люди воспринимают социальную действительность и реагируют на нее.
++++++++++++++++++++++++++
№3
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ
представляют собойпротиворечия, присущие этому процессу.
Противоречия – это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала.
Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждения.
Внешние противоречия стимулируются силами извне /например, противоречием между требованием, предъявляемым учебным заведением, и желанием учащегося/.
Общие (универсальные) противоречия обусловливают развитие каждого человека и всех людей.
Индивидуальные противоречия характерны для отдельно взятого человека.
Разрешение противоречий происходит через более высокие уровни деятельности.
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Фактор— движущая сила, причина какого-л процесса, явления.
Личностное развитие, становление человека как личности, социального существа столь многопланово, что его могут одновременно определять как внешние, так и внутренние условия.
«Два основных противоречия определяют сущность человека, его развитие и многообразие его сущностных качеств и их сочетаний в характерологические комплексы. Это:
а) отчужденность от природы и связь с ней;
б) отчужденность от общества, группы, других людей и связь с ними».
На формирование человеческой личности оказывают влияние
А. Внешние (среда и воспитание) и внутренние (собственная активность личности) факторы развития.
Собственная активность личности — порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемыми в воспитании, а также в деятельности и общении.
Б.Социальные (среда и воспитание) и биологические (наследственность) факторы развития.
++++++++
Таким образом,
ВОСПИТАНИЕ —
система целенаправленных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в различных сферах общественного бытия.
Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрицательного влияния среды и наследственности на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию.
4) СОБСТВЕННЫЕ УСИЛИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ АКТИВНОСТЬ/в различных видах деятельности/.
Например, в контексте среды:
Ребенок старается изменить свое место в окружающем мире, осознав, что оно не соответствует его возможностям.
Если это не происходит, то возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями (А.Н. Леонтьев).
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Согласнобиологическому подходу(его синонимами могут быть эволюционно-биологический и натуралистический),
психическое, так же как и физическое, развитие протекает в соответствии с биологическим планом;
наследственность признается основной детерминантой развития.
Истоки - эволюционная теория Ч. Дарвина и биогенетический закон, сформулированный Э. Геккелем и Ф. Мюллером, эмбриологами конца XI в.
Биогенетический закон основан на принципе рекапитуляции, устанавливающем соотношение филогенеза и онтогенеза:
онтогенез (индивидуальное развитие) есть краткое и быстрое повторение филогенеза (исторического развития живых организмов).
Э. Геккель полагал, что внутриутробное развитие человека повторяет его видовую предысторию, т. е. человеческий эмбрион в основном воспроизводит этапы истории происхождения человеческого организма.
Под влиянием эволюционных идей американский ученый С. Холл (1844–1924) создал первую целостную теорию психического развития ребенка – теорию рекапитуляции.
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Психоаналитический подход к детскому развитию берет начало в работах З. Фрей да (1856–1939).
Фрейд полагает, что психическое развитие определяется биологическими, бессознательными, прежде всего сексуальными и агрессивными, влечениями
и представляет собой адаптацию индивида к внешнему социальному миру, чуждому ему, но необходимому.
Психоаналитический подход, развиваемый З. Фрейдом, можно считать:
• генетическим, поскольку поведение взрослого человека объясняется стадиями психического развития, детскими травмами, конфликтами и переживаниями;
• энергетическим, так как психические процессы рассматриваются с точки зрения наличия в них психической энергии (либидо), которая может переходить из одного состояния в другое, из одной части тела в другую, но ее количество остается неизменным.
Источник психической энергии, а значит, и влечений, представляет собой раздражение, которое исходит изнутри организма и представляет собой нейрофизиологическое состояние возбуждения.
Цель влечений человека – удовлетворение, т. е. устранение раздражения, уменьшение напряжения,вызванного неприятным скоплением энергии [Фрейд, 1991];
• динамическим, поскольку поведение индивида формируется под влиянием сложного, зачастую конфликтного взаимодействия всех его психических сил (конфликты между различными инстанциями психической организации личности: Оно, Я, Сверх-Я).
Личность человека, по З. Фрейду, состоит из трех структурных компонентов: Оно, Я и Сверх-Я.
Оно (Id)– вместилище врожденных инстинктивных влечений и вытесненных из сознания желаний, неприемлемых с точки зрения социальных норм. Эти базовые биологические потребности и желания являются бессознательными и подчиняются принципу удовольствия, т. е. требуют удовлетворения, немедленной разрядки внутреннего напряжения.
Я (Ego) – практический, рациональный, частично осознаваемый компонент личности, возникающий по мере биологического созревания ребенка. Яподчиняется принципу реальности, пытаясь учитывать и подчиняться требованиям внешнего мира, разрешать конфликты между влечениями Оно, Сверх-Я и препятствиями реального мира, откладывать удовлетворение импульсивных желаний Оно, направлять их в социально приемлемое русло.
Сверх-Я (Superego)– это инстанция личности, представляющая собой совесть и эго-идеал, критика и цензора, контролирующая соблюдение норм и ценностей, принятых в данном обществе, и поэтому постоянно конфликтующая с Оно.
Сверх-Яформируется в дошкольные годы в результате интроекции (перевода во внутренний план) регулирующих и регламентирующих влияний родителей, когда дети начинают усваивать моральные нормы, социальные стандарты человеческого поведения, ценности и установки.
По З. Фрейду, личность в своем развитии проходит несколько психосексуальных стадий.
Критерием периодизации служит зона концентрации сексуальной энергии (либидо),
определяющая основной канал разрядки внутреннего напряжения и доминирующий способ удовлетворения первичных потребностей.
Фрейд полагал, что человек рождается с неким количеством либидо, которое благодаря процессу созревания в строго определенной последовательности перемещается из одной части тела в другую.
Социальный опыт, прежде всего опыт общения ребенка с родителями, по мнению З. Фрейда, также играет важную роль в психическом развитии, поскольку процесс созревания организма порождает неуправляемую сексуальную и агрессивную энергию, которую общество должно обуздать.
В силу фрустрации потребности, соответствующей той или иной стадии психического развития, или, наоборот, ее чрезмерного удовлетворения
происходит фиксация (задержка, остановка) на этой стадии.
Ребенок, а в последующем и взрослый остается сосредоточенным на проблемах и удовольствиях, характерных для данной стадии развития,
что определяет его характер, стиль взаимоотношения с другими людьми, способ справляться с тревогой и может стать предпосылкой развития невротических симптомов.
Психическая энергия, будучи оторванной от сексуальной цели, направляется на усвоение новых социальных ценностей, общечеловеческого культурного опыта, на конкретные, социально приемлемые занятия: спорт, общение с друзьями, учебу, познание.
Итак, по З. Фрейду, психическое развитие индивида связано с процессами преобразования сексуальной энергии и ее перемещением от одной зоны к другой.
При этом ранний опыт, травматические переживания в детстве, фиксация либидо создают модели поведения, сохраняющиеся на протяжении всей жизни, и предопределяют личностное развитие человека, образование тех или иных невротических симптомов.
Критика.
Во-первых, теория преувеличивала влияние сексуальных переживаний на развитие.
Во-вторых, Фрейд не изучал детей непосредственно, а строил свою теорию на воспоминаниях своих взрослых пациентов.
В-пятых, будучи основанной на проблемах взрослых людей с подавленной сексуальностью, теория не работала в рамках культур, отличающихся от викторианского общества XIX в.
++++++++++++++++++++
Теорией развития в контексте психоаналитической традиции занимались многие ученые (А. Адлер, К. Юнг, А. Фрейд, М. Кляйн, М. Малер и др.).
Но наиболее значительным вкладом в нее стала эпигенетическая теорияЭ. Эриксона (1902–1994).
концепция Э. Эриксона сильно отличается от классического психоанализа.
Во-первых, Э. Эриксон, в отличие от З. Фрейда, акцентирует внимание не на Оно, а на развитии Я (Эго) индивида,
поэтому его считают представителем эго-психологии [Хьелл, Зиглер, 2000].
По Э. Эриксону, Эго выступает не только посредником между импульсами Оно и требованиями Сверх-Я.
На каждой стадии Эго усваивает отношения и навыки, способствующие формированию активного, деятельного члена общества.
Во-вторых, Эриксон не признает сексуальность в качестве основной детерминанты развития.
Модель развития личности Э. Эриксона является психосоциальной, а не психосексуальной.
Он полагает, что социальный аспект развития более важен или, по крайней мере, не менее важен, чем биологический и физический аспекты [Эриксон, 2000].
В-третьих, если Фрейд подчеркивает значимость влияния родителей на развитие личности ребенка, то Э. Эриксон – исторические условия, особенности культуры и общества, в которых формируется Эго ребенка.
Центральной проблемой развития, по Э. Эриксону, выступает поиск собственной идентичности.
Э. Эриксон указывает, что развитие необходимо рассматривать в связи с особенностями культуры, в которой оно протекает,
В книге «Детство и общество» Э. Эриксон представил модель развития личности в течение всего жизненного цикла,
состоящую из восьми стадий психосоциального развития («восемь возрастов человека»).
Психосоциальное развитие, по Э. Эриксону, подчинено эпигенетическому принципу,
согласно которому все органы и системы живого существа развиваются в определенные промежутки времени и в заданной генетически последовательности.
Возникновение каждой последующей стадии определяется развитием предыдущей («эпи» в переводе с греческого означает «после», «над»).
Каждая стадия характеризуется специфической задачей развития или кризисом – проблемой в социальном развитии, которая предъявляется индивиду обществом (вызов общества развивающейся личности) и которая должна разрешиться для того, чтобы человек перешел на следующую стадию.
Кризис, по Э. Эриксону, – поворотный пункт, особый момент в человеческой жизни, «момент выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой» [Обухова, 2001, с. 97].
Таким образом, задачи развития, сформулированные в виде дилемм, способны принимать как положительное, так и отрицательное значение, причем оба этих полюса представляют крайности и поэтому нежелательны.
Успешное разрешение кризиса предполагает достижение сбалансированной пропорции между полюсами в пользу позитивного компонента.
Это ведет к формированию психосоциальной силы, или добродетели, встраивающейся вЭго и способствующей здоровому развитию личности в дальнейшем.
Если кризис получает неудовлетворительное разрешение, тогда в структуру Эго встраивается негативный компонент.
Неразрешенная задача переносится на следующие стадии, где справиться с ней гораздо труднее, хотя, по Э. Эриксону, все-таки возможно.
Здоровое развитие личности во многом сводится к становлению и развитию эго-идентичности,
представляющей собой чувство целостности, неповторимости и индивидуальности собственной личности, непрерывности и устойчивости собственного Я.
Э. Эриксон признает взаимодействие телесных, психологических и социальных процессов и сил.
Одним из важных механизмов развития личности Э. Эриксон считает ритуализацию – повторяющиеся формы поведения, осуществляющие взаимосвязь людей, которые на каждой стадии отличаются своей спецификой и соответствуют тому или иному социальному институту (семья, школа и т. д.) или социальным принципам (закон и порядок).
Ритуал развивается как взаимодействие ребенка со взрослым, как взаимный способ понимания друг друга, предполагающий эмоциональное проживание осуществляемых действий и обеспечивающий устойчивое восприятие окружающего мира, снижение его неопределенности.
Ситуация, в которой возникает ритуал, изначально характеризуется напряжением, вызываемым ее непониманием ребенком.
Для ее преодоления взрослый создает стабильную систему поведения, которая переводит ребенка из ситуации неопределенности в устойчивую, повторяющуюся ситуацию ритуала (например, ситуация укладывания спать, приучение к горшку, ситуация отношений между учителем и учеником и др.).
Ритуализация, как и психосоциальный кризис, содержит позитивный и негативный компоненты.Негативный полюс – ритуализмы, в отличие от ритуализации это стереотипное, только формальное взаимодействие, для которого характерен бездушный автоматизм.
С точки зрения Э. Эриксона, последовательность стадий является результатом биологического созревания.
Содержание развития человека определяется тем, что ожидает общество, к которому он принадлежит, какие задачи оно ставит;
индивидуальное своеобразие развития зависит от того, как ребенок, а впоследствии и взрослый человек решает эти задачи, справляется с социальными вызовами общества.
Успех на предыдущих стадиях влияет на возможность успеха на последующих, но не предопределяет его.
В то же время неудачи на одной стадии развития не обязательно обрекают человека на неуспех в следующем периоде жизни.
КОНТЕКСТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
В основе контекстуального подхода лежат более ранние воззрения и теории, объединенные в так называемый социогенетический подход, суть которого состоит в подчеркивании роли социальной среды в психическом развитии ребенка, изучении взаимодействия личности и общества.
Огромная роль в истории изучения развития ребенка принадлежит американскому ученому Дж. М. Болдуину (1861–1934).
Он подчеркивал, что ребенка следует считать в равной степени продуктом социального опыта и биологического прошлого
Отмечая огромное значение социального окружения, которое стимулирует формирование познавательных функций,
основными механизмами развития он признавал ассимиляцию (усвоение организмом воздействий среды) и аккомодацию (пластичное изменение организма).
Немецкий психологВ. Штерн (1871–1938)
исходил из того, что
Кризис новорожденности
Младенческий возраст (2 месяца – 1 год)
Кризис одного года
Раннее детство (1 год – 3 года)
Кризис трех лет
Кризис семи лет
Школьный возраст (8–12 лет)
Кризис 13 лет
Кризис 17 лет
Каждый возраст обладает специфической, неповторимой структурой, которая заключается в наличии центрального новообразования, ведущего весь процесс развития и характеризующего перестройку всей личности ребенка, – это центральная линия развития;
и в наличии частичных процессов, изменений, новообразований, относящихся к отдельным сторонам личности ребенка, – это побочные линии развития.
При переходе от одного возраста к другому центральные и побочные линии развития могут меняться местами.
Например, развитие речи является центральной линией в раннем детстве и побочной в младенческом и последующих возрастах.
Для определения динамики возраста Л. С. Выготский обращается к понятию «социальная ситуация развития».
Социальная ситуация развития – это «совершенно свое образное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» [Там же, с. 25].
Л. С. Выготский считает, что условия жизни, внешняя обстановка жизни сами по себе, т. е. прямо, непосредственно, не способны определить психическое развитие ребенка, в одних и тех же условиях могут формироваться разные особенности психики.
Главное, от чего зависит развитие, – это в каких взаимоотношениях со средой находится сам ребенок, что он воспринимает и как он к этому относится, как он переживает среду.
Переживание, по Л. С. Выготскому, – это «единица анализа», концептуальная «клеточка»,
Новая структура сознания обусловливает и новый характер восприятия, и отношение к внешней действительности и к деятельности в ней, а также новый характер внутренней жизни ребенка и внутренней активности его психических функций,
т. е. «ребенок к концу данного возраста становится совершенно иным существом, чем тот, которым он был в начале возраста» [Выготский, 2003, с. 27].
Эта целостная система «ребенок в обществе» в каждый стабильный период задает определенную ведущую деятельность, относящуюся либо к системе «ребенок – общественный взрослый», либо к системе «ребенок – общественный предмет».
В ходе ведущей деятельности возникают центральные новообразования, касающиеся развития мотивационно-потребностной сферы или развития интеллектуально-познавательных способностей ребенка, которые преобразуют структуру личности ребенка и его сознание.
Когда расхождение между развитием этих двух сфер достигает наибольшей величины, возникает кризис развития,
требующий в первую очередь преобразования сложившейся социальной ситуации развития, построения новой системы отношений между ребенком и взрослым, необходимой для его дальнейшего развития.
+++++++++++++++++++++
ТЕМА 4 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ
Психика ребенка, его личность развиваются при активном освоении им внешнего мира в разных видах деятельности.
Развитие происходит в ходе овладения общественно-историческим опытом (миром человеческих предметов и миром человеческих отношений).
Каждый человек входит в культурное общество, присваивая ее материальное и духовное воплощение в окружающем его культурно-историческом пространстве.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Индивид – обозначает принадлежность к человеческому роду /не включает конкретных социальных или психологических характеристик/.
Индивидуальность – совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных.
ЛИЧНОСТЬ – человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общение и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.
Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития.
РАЗВИТИЕ - количественные и качественные изменения
в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека,
обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
Развитие – процесс постепенного изменения организма и психики в направлении от низших к высшим формам жизнедеятельности.
Развитие –процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.
(Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России).
Термин "развитие" указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении или поведении человека
в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды.
Обычно эти изменения прогрессируют и накапливаются, приводя к усилению организации и усложнению функций.