В НАЧАЛЕ — НА ПЕРВОМ СЛАЙДЕ (ПЕРВЫХ СЛАЙДАХ) — ОТРАЖАЮТСЯ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ

В НАЧАЛЕ — НА ПЕРВОМ СЛАЙДЕ (ПЕРВЫХ СЛАЙДАХ) — ОТРАЖАЮТСЯ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ

Ф.И.О. учителя: /т.е. Ваша/

Класс (группа):

Дата:

Предмет:

/может также быть: № занятия (урока, репетиции) по расписанию/:

Тема занятия (урока):

/может также быть: Место и роль занятия (урока, репетиции) в изучаемой теме/:

Цель занятия (одна!): (здесь — всего занятия! На других слайдах указать цель отдельных этапов занятия)

Задачи занятия

обучающие: (2 — 3 задачи)

развивающие: (2 — 3 задачи)

воспитательные: (2 — 4 задачи)

Тип урока (занятия) /напр. комбинированный/

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К ОБЩИМ СВЕДЕНИЯМ ОБ УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ

Тема занятия берется из календарно-тематического плана.

В её формулировке должен быть отражен конкретный материал из содержания образовательной программы.

Зачастую, в качестве темы занятия педагогами используются неконкретные или некорректные фразы типа «Веселый гномик», и т.п. Такие фразы могут быть использованы только в контексте, например: «Развитие навыка изображения фигуры человека в процессе рисования «Веселого гномика» или «Знакомство с сезонными народными играми и обрядами».

Цель занятия должна соответствовать его теме,

а так же направленности образовательной программы.

Так, если взять для примера вышеуказанные темы учебных занятий, то цели могут звучать следующим образом: «Создать условия для формирования основных навыков изображения…», «Организовать деятельность по усвоению теоретического материала о традициях…».

Задачи – это ориентиры для достижения цели и должны образовывать единую систему деятельности.

Педагог вправе поставить три основные задачи – образования, развития и воспитания.

Для формулировки целей и задач рекомендуется использовать фразы «создать условия для восприятия / понимания / закрепления / осмысления…», «организовать деятельность по восприятию / применению / контролю / коррекции…», «способствовать формированию / развитию …», «помочь в …» и т.д.

ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ

Обучающие задачи.

К числу обучающих задач относят формирование теоретических знаний, характерных для данного вида деятельности:

- обеспечить в ходе занятия усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, законов, теорий, терминов и т.д.

или

- обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение (закрепление) следующих движений, (операций, технологий, способов изготовления)

или

- сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения...

Развивающие задачи.

Задачи чаще всего связаны с психологическим развитием ребенка.

- способствовать развитию познавательных способностей: внимание, память, мышление

или

- создать условия для развития...

или

- способствовать (содействовать) развитию эмоций, чувств ребенка (радости, сопереживания), развитию мимики ребенка

или

- способствовать развитию волевых качеств (настойчивость, целеустремленность, решительность),

или

- способствовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения).

Воспитательные задачи.

Задачи направлены на развитие личностных качеств ребенка, нравственности.

- содействовать решению задач трудового воспитания (гигиена труда, культура труда и т.д.), патриотизма, гигиенических качеств, формированию ЗОЖ и др.

*Примеры конструирования задач занятия с учетом возраста детей

1 Обучающие задачинаправлены на освоение воспитанниками системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков. Примеры обучающих действий педагога: познакомить, научить, учить, изучить, повторить, закрепить, дать основы, научить сравнивать, анализировать, высказывать, применять, создавать, систематизировать, свободно оперировать понятиями и т.д. +++++++++++++++++++++++++++++++ 2 Воспитательные задачи направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности. Младший школьный возраст *Воспитывать Любовь к малой родине: - к родному дому, школе, семье, двору, микрорайону, городу Доброжелательное отношение к окружающим: - соблюдение правил этикета, - доброжелательность, - дружелюбие, - готовность сотрудничать, - вежливость Умение заботиться: - доброту, - искренность, - чуткость, - общительность, - стремление помочь, - отзывчивость *Формировать Положительную самооценку Потребность в самоорганизации: - аккуратность, - бережливость, - трудолюбие, - сдержанность, - основы самоконтроля, - скромность, - самостоятельность, - умение доводить начатое дело до конца, - настойчивость, - выдержку Потребность в здоровом образе жизни: - умение видеть прекрасное, - гигиенические знания и умения, - оптимизм, - доброжелательное отношение к труду, - культура труда.   Подростковый возраст * Воспитывать Гражданские качества личности: - интерес к общественной жизни, - стремление помогать , - патриотизм, - активную жизненную позицию, - критичность, - оптимизм, - общественную активность, - чувство долга, - предприимчивость   * Формировать Положительную «Я-концепцию»: - умение аргументировать свою позицию, - положительную самооценку, - самокритичность, - оптимизм, - уверенность в себе, - лидерские качества, - умение сопереживать Потребность в саморегуляции: - ответственность, - самоконтроль, - рассудительность, тактичность, - терпимость, - самостоятельность, - умение адаптироваться к новым условиям, - умение прогнозировать собственную деятельность, - умение организовать свою деятельность и анализировать её Потребность в здоровом образе жизни: - разнообразие интересов, - осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе   Старшеклассники *Формировать Положительную мотивацию на культуру жизнедеятельности: - уважительное отношение к людям, - общественную активность, - интерес к культуре и истории России, - стремление принести пользу обществу, - понимание личного и общественного значения труда, - осознание личной и общественной значимости образования (знаний), - потребность к самопознанию, - умение ставить цели и реализовывать их, - осознание значимости результата Потребность в общении в контексте культуры: - умение идти на компромисс, - тактичность, - терпимость, - толерантность, - умение доказать свою точку зрения, - умение выходить из конфликтных ситуаций, - знание этики семейных отношений, - умение организовать культурный досуг * Способствовать Личностному и профессиональному самоопределению: - формированию потребности в достижении цели (личностной и общественнозначимой), - самовоспитанию, - формированию умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии, - формированию профессионально важных качеств личности, - оценке и коррекции профессиональных планов воспитанн   +++++++++++++++++++++++++++++++ 3 Развивающие задачинаправлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка. Младший школьный возраст - развивать психические процессы (внимания, памяти, речи, восприятия, мышления, воображения), познавательный интерес, - развивать эмоциональную сферу, - развивать творческие способности – формировать рефлексивные умения (умение разумно и объективно посмотреть на себя со стороны, проанализировать свои суждения и поступки: почему он это сделал?), - развивать любознательность, чувство удовлетворения при успехах и неудовлетворения при неудачах, - развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений, - развивать эстетические чувства Подростки - развивать самосознание, - развивать интерес к познавательной деятельности, - развивать умения самовыражаться, самоутверждаться, - развивать творческие способности, - формировать способы социального взаимодействия, - развивать коммуникативные способности, умение жить в коллективе Старшеклассники - развивать познавательные и профессиональные интересы, - развивать способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, - формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ своих умений, качеств, поступков), - развивать самосознание, - развивать творческие способности


СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП МНОГОПЛАНОВ — ОН МОЖЕТ ВКЛЮЧАТЬ В СЕБЯ:

А. ПРОВЕРКУ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (если оно было):

Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия;

установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания, выявление пробелов и их коррекция.

Указать коротко, в виде тезисов: что проверялось, как проверялось...

Б. АКТУАЛИЗАЦИЮ уже имеющихся у обучающихся ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ по данной теме

Целесообразно перед этапом освоения нового материала повторить материал, изученный ранее. Педагог может провести краткий обзор предыдущих занятий, предлагая детям вспомнить их темы и основные идеи, сделанные выводы.

Здесь указываются коротко, в виде тезисов: опорные знания, которые необходимо активизировать в сознании учащихся (которые помогают в восприятии нового материала).

Исходя из этого:

Сформулировать цель этапа и отразить содержание, методы и приемы деятельности учителя и учащихся.

Могут быть также указаны

форма организации учебной деятельности (проверки домашнего задания, актуализации знаний) - индивидуальная, групповая, фронтальная...

средства обучения, используемые для актуализации знаний, в ходе разминки...

ТРЕТИЙ ЭТАП: ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Указать:

цель этапа(проверьте, указали ли Вы цели предыдущих этапов)

содержание — написать,что изучалось,

включая:

- базовые термины

- связь с ранее пройденным, повторение и межпредметные связи.

- связь теории и практики, развитие умений и навыков.

принципы, на которые Вы опирались в ходе изложения нового материала

формы организации учебной деятельности

средства обучения

методы и приемы объяснения нового материала, используемые преподавателем. Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей

учебные действия, совершаемые обучающимися — если они были

- указываются новые понятия, подлежащие изучению и способы их усвоения,

- для уроков совершенствования знаний, умений и навыков - указывается углубление и расширение знаний;

- формулируется познавательная задача этапа усвоения знаний,

- указываются предполагаемые приращения, приемы формирования способов деятельности;

- определяется тип самостоятельной работы, возможные приемы установления межпредметных связей,

- намечаются ученики для выполнения индивидуальных заданий и способы индивидуализации- карточки с разноуровневым дидактическим материалом,

- формулируются проблемные и информационные вопросы.

+++++++++++++++++++++++++++++++

! Важное место в ходе занятия имеет ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

или ЭТАП РЕЛАКСАЦИИ - в случае, если деятельность коллектива предполагает физическую работу (хореографический, спортивный коллектив).

Педагог сам определяет место и время физкультурной паузы, обосновывая свой выбор спецификой деятельности коллектива в целом и учебной деятельности детей на данном занятии в частности.

Так, в коллективах изобразительного и декоративно-прикладного творчества в течение двух- или трехчасового занятия дети заняты «сидячей» работой, напрягают зрение. С целью сохранения здоровья детей руководителю такого коллектива необходимо проводить целый комплекс мероприятий по повышению двигательной активности (например, пальчиковую гимнастику и общую ритмическую зарядку), а так же упражнения для глаз.

Цель этапа

содержание — коротко, в виде тезисов: что закреплялось

формы организации учебной деятельности

средства обучения

методы и приемы обучения, используемые преподавателем

учебные действия, совершаемые обучающимися. в.ч. задания, упражнения, которые они выполняют (упражнение 1, упражнение 2, упражнение 3...)

Возможны разные уровни организации самостоятельной работы.

(+отметить дифференцированный и индивидуальный подход, если он был; создание ситуаций успеха)

ПЯТЫЙ ЭТАП: ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ (по отношению ко всему занятию)

Цель этапа: /выявление качества и уровня овладения учебным материалом (уровня выполнения поставленных вначале занятия целей и задач) - конкретизируйте/

содержание — коротко, в виде тезисов: что контролировалось

учебные действия, совершаемые обучающимися. в.ч. задания, упражнения, которые они выполняют

Виды контроля: текущий, тематический, итоговый /вид контроля может быть только один!/

Формы контроля: индивидуальный, фронтальный, групповой, в парах...

Методы контроля: устный, практический, письменный...

В НАЧАЛЕ — НА ПЕРВОМ СЛАЙДЕ (ПЕРВЫХ СЛАЙДАХ) — ОТРАЖАЮТСЯ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ

Ф.И.О. учителя: /т.е. Ваша/

Класс (группа):

Дата:

Предмет:

/может также быть: № занятия (урока, репетиции) по расписанию/:

Тема занятия (урока):

/может также быть: Место и роль занятия (урока, репетиции) в изучаемой теме/:

Цель занятия (одна!): (здесь — всего занятия! На других слайдах указать цель отдельных этапов занятия)

Задачи занятия

обучающие: (2 — 3 задачи)

развивающие: (2 — 3 задачи)

воспитательные: (2 — 4 задачи)

Тип урока (занятия) /напр. комбинированный/

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К ОБЩИМ СВЕДЕНИЯМ ОБ УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ

Тема занятия берется из календарно-тематического плана.

В её формулировке должен быть отражен конкретный материал из содержания образовательной программы.

Зачастую, в качестве темы занятия педагогами используются неконкретные или некорректные фразы типа «Веселый гномик», и т.п. Такие фразы могут быть использованы только в контексте, например: «Развитие навыка изображения фигуры человека в процессе рисования «Веселого гномика» или «Знакомство с сезонными народными играми и обрядами».

Наши рекомендации