Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина россии (2009)
«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности /нравственные ориентиры/ – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность»…
Концепция определяет основные понятия:нация, национальное государство, национальное самосознание (идентичность), патриотизм, гражданское общество, многообразие культур и народов, межэтнический мир и согласие, социализация, развитие, воспитание, национальный воспитательный идеал, базовые национальные ценности, духовно-нравственное развитие, духовно-нравственное воспитание личности гражданина России.
Концепция является - методологической основой разработки и реализации ФГОС,- формулирует социальный заказ современной школе
Концепция определяет национальный воспитательный идеал. Национальные воспитательные идеалы прошлых эпох:
· Образ Иисуса Христа.
· XVIII в: «Человек государственный, слуга царю и Отечеству». Идея служения. Идеал полезного государству и Отечеству человека-патриота, гражданина.
· Советский период: идеал служения коммунистической партии. Педагогический идеал – воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.
· В 90-е гг. ХХ в.: идеал свободной в своем самоопределении и развитии личности, «освобожденной» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.
Современный национальный воспитательный идеал сохраняет преемственность по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох.
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Национальный воспитательный идеал — высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.
Духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей: - семейной жизни, культурно-регионального сообщества, культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий, мирового сообщества.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе: нравственного примера педагога, социально-педагогического партнерства (между субъектами социализации — семьей, общественными организациями, традиционными российскими религиозными объединениями и учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ), индивидуально-личностное развития, интегративности программ духовно-нравственного воспитания, социальной востребованности воспитания.
Базовые национальные ценности- патриотизм, социальная, солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
ТЕМА 13 МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
Метод воспитания — способ реализации целей воспитания;
совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на воспитывающихся в целях достижения определенного педагогического результата.
В.А.Караковский (критерий классификации — средства воспитания) выделил6 групп методов:
Воспитание словом.
Воспитание ситуацией.
Воспитание делом.
Воспитание игрой.
Воспитание общением.
Воспитание отношениями.
+++++++++++++++++
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ Г.И. ЩУКИНОЙ
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
1. Убеждение —воздействие на сознание ребенка
А. убеждение словом -
- разъяснение
- объяснение
Б. убеждение делом
2. Внушение— воздействие на подсознание
Пример
! ФОРМЫ, сопутствующие использованию методов формирования сознания:
Беседа
Лекция
Диспут, дискуссия
Рассказ на этическую тему
Притча