Воспитание как социальный феномен
Воспитание.
А. воспитание в широком социальном смысле —
совокупность воздействий всех общественных институтов, обеспечивающихпередачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей.)
ЭТО ОПРЕДЕЛЕНИЕ НУЖНО ЗНАТЬ
Воспитание – это процесс целенаправленной контролируемой социализации (посредством семейного, религиозного, школьного воспитания)...
Фактически воспитание здесь отождествляется с социализацией.
Б. воспитание в широком педагогическом смысле — целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений;
В. воспитание в узком педагогическом смысле — воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений, отношений;
Г. воспитание в еще более узком значении — решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного качества и т.д.)
Различные определения воспитания
1 Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие – развитие их индивидуальности, самореализация личности /Маленкова/.
2 Воспитание – процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей /Смирнов С.А./.
3 Воспитание – это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитателей и воспитанников, их отношения в процессе этой деятельности, способствующей формированию и развитию личности и коллективов /Н.И.Болдырев/.
4 Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем /Л.Н.Толстой/.
5 Воспитание есть усвоение общезначимого социального опыта /Ю.К.Бабанский/.
6 Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности /Х.Й.Лийметс/.
7 Воспитание – процесс подготовки людей к трудовой и иной полезной деятельности в обществе, к выполнению многообразных социальных функций /пед. словарь 1988г./.
8 Воспитание – это формирование личности как творца своей жизни и своей судьбы.
Воспитание во всех проявлениях служит формированию нравственности. Суть воспитания – формирование отношений к окружающему миру (Маленкова).
++++++++++++
По институциональному признаку выделяют
семейное,
школьное,
внешкольное,
конфессиональное (религиозное),
воспитание по месту жительства (общинное), а также
воспитание в детских, юношеских организациях и в специализированных образовательных учреждениях (детских домах, школах-интернатах).
++++++++++++++
ПАРАДИГМЫ ВОСПИТАНИЯ
В процессе теоретического обоснования и объяснения природы воспитания выделяют три основные парадигмы, представляющие определенное отношение к социальным и биологическим детерминантам.
1 Парадигма социального воспитания (П. Бурдье, Ж. Капель, Л. Кро, Ж. Фурастье) ориентируется на приоритет социума в воспитании человека.
Ее сторонники предлагают корректировать наследственность с помощью формирования соответствующего социокультурного мира воспитуемого.
2 Сторонники второй, биопсихологической парадигмы (Р. Галь, А. Медичи, Г. Миаларе, К. Роджерс, А. Фабр) признают важность взаимодействия человека с социокультурным миром и одновременно отстаивают независимость индивида от влияний последнего.
3 Третья парадигма акцентирует внимание на диалектической взаимозависимости социальной и биологической, психологической и наследственной составляющих в процессе воспитания (3.И. Васильева, Л.И. Новикова, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский).
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ
1. Зависимость воспитания от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества.
2.Единство и взаимосвязь воспитания и развития личности.
3. В.Леви: чем сильнее наше воспитательное давление, тем меньше мы узнаем о подлинной жизни и внутреннем мире ребенка.
4. Ребенок нормально развивается в организуемой в процессе воспитания деятельности при условии его позитивного внутреннего состояния (радости, счастья, одухотворенности, жизнерадостности, хорошего настроения, уверенности в любви и уважении окружающих, чувства защищенности).
5. Воспитательный процесс эффективен, если ребенок в нем воспринимается как целостная личность со всеми достоинствами и недостатками, со всеми трудностями роста и противоречиями, со всей системой его многообразных отношений к окружающему миру.
6. /Закон/ параллельного педагогического действия: «В жизни детей нет ни одного слова, ни одного факта, ни одного явления или отношения, которые помимо своего жизненного значения не имели бы значения воспитательного» (И.Ф.Козлов).
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
- руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению воспитательного процесса.
- основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы воспитательного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
*Принцип личностно-ориентированного подхода к воспитанию.
*Принцип опоры на положительное в воспитаннике.
*Принцип гуманистической направленности воспитания.
*Принцип стимулирования активности личности.
*Принцип культуросообразности/Маленкова/
*Принцип воспитания в коллективе и через коллектив.
*Принцип восприятия и приятия воспитанника таким, каков он есть /Маленкова/.
*Принцип сочетания педагогического руководства деятельностью воспитанников с развитием их инициативы и самостоятельности.
*Принцип целостного подхода в воспитании.
*Принцип сотрудничества, партнерства в воспитании.
*Принцип эстетизации детской жизни.
*Принцип связи воспитания с жизнью.
*Принцип подхода к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться /А.С.Макаренко/.
*Принцип учета возрастных, половых и индивидуальных особенностей в организации воспитательного процесса.
ТЕМА 11 ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ
Цель воспитания –
некий идеал, к которому стремится общество.
Под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.
Цели воспитания — это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.
Цель воспитания выражает исторически назревшую потребность общества в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций.
ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИИ
Античный мир. Целью воспитания должно быть воспитание добродетелей.
Платон отдает предпочтение воспитанию ума, воли и чувств.
Аристотель говорит о воспитании мужества и закаленности (выносливости), умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты.
Ян Амос Коменский: «должна быть твердо установленная троякая цель воспитания: 1 - вера и благочестие; 2 - добрые нравы; 3 - знание языков и наук".
Дж. Локк: главная цель воспитания - сформировать джентльмена - человека, «умеющего вести свои дела мудро и предусмотрительно».
Ж.Ж.Руссо: «Жить - вот ремесло, которому я хочу учить его (воспитанника)".
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ (ИДЕАЛ) СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ—
ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕСТОРОННЕ И ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ
Главная цель социального воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.
Современная педагогическая практика руководствуется ДВУМЯ ОСНОВНЫМИ КОНЦЕПЦИЯМИ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ:
- прагматической;
- гуманистической.
1 Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания».
Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.
2 Гуманистическая концепция исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».
Крайним выражением этой концепции является основанная на философии экзистенциализма позиция, предлагающая вообще не определять целей воспитания, предоставляя человеку право свободного выбора направления саморазвития и ограничивая роль школы лишь представлением информации о направлении этого выбора.
+++++++++++++++++++++++++
СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ
Традиционно выделяемые направления воспитательной работы:
- умственное,
- нравственное,
- трудовое,
- физическое
-эстетическое;
- патриотическое (гражданское),
- правовое,
- экономическое,
- экологическое.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ:
* Н.М. ТАЛАНЧУК:
Цельвоспитаниязаключается в формировании гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей.
Основу содержания воспитательного процесса составляет совокупность социальных ролейи соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребенку в том или ином возрасте.