Социальный феномен науки

Социальный институт науки- это исторически сложившаяся форма организации и регулирования жизненно важной сферы общественной жизни, включающая совокупность ролей, предписаний, образцов поведения, специальных учреждений и систему контроля.

Впервые идею о науке как социальном институте высказал американский социолог Р. Мертонв 1939-х гг. В своей работе «Наука, техника и общество в Англии XVII в.» он выдвинул и обосновал тезис о том, что наука как социальный институт своим возникновением обязана специфике протестантской этике и особенно пуританизма.

Первыми формами научной коммуникации стали «собеседования» флорентийских неоплатоников, основавших академию в XVI в.

Решающим шагом на пути институционализации науки стало создание Английского королевского общества, фактически первой в мире академии наук(1662). Наука приобретает специфические особенности социального института: во-первых, наука предстаёт как сов-ть людей, в которую они зачисляются на основании объективных данных(профессия, образование, наличие определённых навыков и знаний); во-вторых, происходит формирование рациональных установок, правил, норм, которым надлежит следовать всем субъектам, входящим в состав института, а так же специфического аппарата, осуществляющего санкции по соблюдению установленных правил. Мертон сформулировал общие правила научной деятельности- этос науки- совокупность моральных императивов, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученого. Этос науки, по Мертону, составляют четыре императива:

1. Универсализм-проявляется в провозглашении равных прав на занятия наукой и научную карьеру для людей любой национальности и любого общественного положения

2. Коллективизм-предписывает ученому незамедлительно передавать плоды своих трудов в общее пользование

3. Бескорыстность-предписывает ученому строить свою деятельность так, как будто, кроме постижения истины, у него нет никаких других интересов

4. Организованный скептицизм-предписывает ученому подвергать сомнению как свои, так и чужие открытия и выступать с публичной критикой любой работы, если он обнаружил её ошибочность

Процесс институционализации науки должен включать в себя два взаимозаменяемых аспекта: с одной стороны, формирование специфической системы ценностей и норм социального института, с другой- установление соответствия между этой системой и нормативно-ценностной системой, характерной для общества в целом, для всей сети социальных институтов.

Взаимоотношения между обществом и социальным институтом науки можно представить как взаимообмен. От науки общество получает прежде всего научные знания, которые участвуют в формировании культуры и мировоззрение людей, открывают новые промышленные, сельскохозяйственные, медицинские технологии, новые источники сырья и энергии, средства связи и транспорта, даже новые сферы человеческой деятельности. Ученые, занимаясь преподаванием, не только обеспечивают процесс воспроизводства наук, но и формируют интеллектуальные потенциал общества.

Наука получает поддержку со стороны общества, в свою очередь давая обществу то, что оно считает важным, полезным и даже необходимым. Наука получает ресурсы, нужные для своего воспроизводства и развития: финансовые, материальные(земля, здания, оборудование, материал, энергия), интеллектуальные и такой важный ресурс, как общественный статус, престиж науки, убеждение общества и государства в том, что занятия наукой полезны.

Таким образом,социальный институт науки- это система социальных взаимодействий и отношений людей и организаций, профессионально занимающихся научной деятельностью, отличающиеся устойчивой социальной структурой, многообразием и динамичностью их функций, наличием рационально установленных норм и правил поведения, предопределённых содержанием главной цели- производством новых достоверных знаний.

Научное сообщество.

Понятие научного сообщества как общности (коллектива) было введено в научный оборот в 1940-х гг. М.Полани. Для Полани наука представляла собой не просто сферу профессиональной деятельности особого рода, а продукт скоординированных усилий, которые совершаются путём взаимного приспособления и приводят к многократному повышению эффективности процесса познания действительности.

В классической для второй половины ХХ в. Теории научных революций Т.Куна научное сообщество неразрывно связано с понятием «парадигма». Для Куна парадигма- это то, что объединяет членов научного сообщества, и наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих определенную парадигму. Научное сообщество состоит из исследователей определённой научной специальности, которые получили сходное образование и профессиональные навыки, в процессе обучения усвоили одну и ту же учебную литературу и извлекли из неё одни и те же уроки. С точки зрения Куна, научное сообщество можно рассматривать на множестве уровней: наиболее глобальным является сообщество всех представители естественных наук; ниже располагается уровень сообществ физиков, географов, биологов, химиков и т.д.

Одним из особых видов научного сообщества, отражающих высокую степень его развития, является « невидимой колледж» - организационная структура, основывающиеся на преимущественно неформальных коммуникациях учёных. Концепцию невидимого колледжа в западной социологии науки выдвинул Д. Прайс. Рассматривая глобальный уровень организации научной деятельности, можно выделить два основных типа научных сообществ: 1) существующее в пределах того или иного государства и 2) дисциплинарные, ограниченные рамками конкретной области знания. Национальное научное общество реализует не только ценности и нормы науки в целом, но и те ценности, которые являются господствующими в данной стране. Дисциплинарное научное сообщество носит интернациональный характер. Всякая дисциплинарное сообщество характеризуется приверженностью всех его членов к ценностям и методом науки как таковой, а также особым видением проблем, стоящих перед данной отраслью знания.

Рассматривая современные формы организации научной деятельности, принято говорить о коммуникативном сообществе, которое достигает взаимопонимания и согласия благодаря существованию общих категорий мышления, способов смыслополагания и смыслопостижения.

Наши рекомендации