Первые цивилизации на Земле. Шумер, Ассирия, Персия, Вавилон
Вопросы
1. Общая характеристика древних цивилизаций.
2. Шумерская цивилизация.
3. Ассирия, Персия и Вавилон как наследники шумерской цивилизации.
Время: 2 часа
Методические указания
Подготовка к любому семинару должна начинаться с уяснения темы и вопросов занятия. Вникнув в проблемы, выносимые на рассмотрение семинара, далее следует сориентироваться в учебной и научной литературе по теме, а также повторить лекционный материал. При подготовке к первому вопросу семинара целесообразно изучить следующие аспекты: географическое положение, природные условия и расселение жителей, границы, древних цивилизаций, экономический, социально-политический и духовный строй общества. При ответе использовать знания, полученные на предыдущем занятии.
Изучение учебного материала по второму вопросу семинара целесообразно вести по следующему алгоритму:
· заселение южной Месопотамии. Первые города-государства. Кратковременное выдвижение политических центров. Власть над Шумером г. Уммы;
· хозяйственно-экономическое развитие: широкое использование ирригации и металлургии бронзы, отделение торговли от ремесла. Объединение населения в общины, деление земли между общинами и храмами. Роль храма и храмового хозяйства. Формирование государства. Эволюция армии;
· первые централизованные государства Двуречья. Аккадское царство. Саргон Древний. Захват шумерских городов. Внешние завоевания. Создание централизованного государства. Унификация религиозных культов. Профессионализация армии. Правление преемников Саргона;
· внутренний кризис. Голодные волнения. Строительство стены против кочевников. Заселение страны амореями. Гибель третьей династии Ура.
В содержательном плане третий вопрос семинара отличается своим объёмом. Поэтому рекомендуется после прочтения и уяснения исторических фактов обобщить учебный материал, выявив характерные черты древнейших цивилизаций Ассирии, Персии и Вавилона. Особое внимание обратить на вклад каждой цивилизации в становлении современной человеческой цивилизации.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы характерные черты древнейших цивилизаций? Какие факторы предопределили расцвет данных цивилизаций?
2. Когда появилась Шумерская цивилизация? Что было характерно для Шумер? Какой вклад внесла Шумерская цивилизация в становление человечества?
3. Что общего между цивилизациями Ассирии, Персии и Вавилона? В чем причина их гибели? Какой вклад внесли данные цивилизации в становление восточной цивилизации?
Рекомендуемая литература:
1. Малов А.В. Египетская, шумерская, индийская и другие цивилизации древности [Текст]: Материалы для подготовки к семинарам, практическим занятиям и индивидуальным собеседованиям по "Истории мировых цивилизаций" / А. В. Малов, 2011 (Инв. №2521у).
2. Фортунатов В. В. История мировых цивилизаций. – СПб, 2011 (Инв. №1717у, 1804у).
3. Васильев Л. С. История Востока: в 2т. – М.: Высшая школа, 2004.
4. Всемирная история: Учебник для вузов /Под ред. Г. Б. Поляка,
А. Н. Марковой. – Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.
5. История мировых цивилизаций. Учебник /Под общ. ред.
А. С. Синайского. М., 1998.
6. Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. - М., 1995.
7. Моисеева Л.А. История цивилизаций: курс лекций. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Тема № 3/2. Самостоятельная работа под руководством преподавателя
Египетская цивилизация
Вопросы
1. Государственная власть в Египте.
2. Инновации в Древнем Египте.
3. Религия и верования египтян.
Время: 2 часа
Методические указания
К началу учебного занятия необходимо получить в библиотеке рекомендованную литературу. В ходе занятия обучаемым предстоит досконально усвоить историю одной из самых развитых цивилизаций – общества древнего Египта. При изучении учебного материала особое внимание следует обратить на государственный строй древнего Египта (структура и характер государственной власти), реализованные в египетском обществе инновационные проекты (материальные и технические), систему религиозных верований египтян.
Для достижения этой цели часть времени в ходе самостоятельной работы будет отведена изучению исторических источников и учебной литературы. Для закрепления материала, в течение 40-45 мин в ходе занятия, спланирован просмотр учебных фильмов, которые должны помочь студентам решить поставленные преподавателем учебные задачи.
· «Древний Египет. Великое открытие» (20 мин)
· «Тайна Египетских пирамид» (20 мин)
При изучении учебного материала и просмотра учебных фильмов особое внимание обратить на характерные черты экономики, социального и политического строя, а также духовные компоненты древнего Египта. В конце занятия составить кроссворд, который должен отразить в себе изученные вопросы.
Вопросы для самоконтроля:
1. Когда появилась Египетская цивилизация? Что представлял собой государственный строй Египта? Какой вклад внесла Египетская цивилизация в становление человеческого общества?
2. Какие инновационные проекты были реализованы в Египте? Что они дали египетскому обществу?
3. Чем характеризуется система верований древних египтян? Несут ли современные религии отпечаток древнейших верований человечества, в т.ч. имевших место в древнеегипетском обществе?
Рекомендуемая литература:
1. Малов А.В. Египетская, шумерская, индийская и другие цивилизации древности [Текст]: Материалы для подготовки к семинарам, практическим занятиям и индивидуальным собеседованиям по "Истории мировых цивилизаций" / А. В. Малов, 2011 (Инв. №2521у).
2. Фортунатов В. В. История мировых цивилизаций. – СПб, 2011 (Инв. №1717у, 1804у).
3. Васильев Л. С. История Востока: в 2т. – М.: Высшая школа, 2004.
4. Всемирная история: Учебник для вузов /Под ред. Г. Б. Поляка,
5. А. Н. Марковой. – Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.
6. История мировых цивилизаций. Учебник /Под общ. ред.
А.С. Синайского. М., 1998.
7. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. - М., 1995.
8. Моисеева Л. А. История цивилизаций: курс лекций. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Тема № 3/3. Индивидуальное собеседование
Египетская цивилизация
Вопросы
1. Государственная власть в Египте.
2. Инновации в Древнем Египте.
3. Религия и верования египтян.
Время: 2 часа
Методические указания
Индивидуальное собеседование проводится с каждым обучаемым отдельно, либо в составе небольших групп, по перечню выносимых на занятие проблем. Основными задачами данного вида занятия являются:
· всесторонняя оценка преподавателем знаний студентов по пройденному материалу;
· изучение преподавателем навыков и умений самостоятельной работы обучаемых с источниками и исторической литературой;
· оказание индивидуальной, учебно-методической помощи учащимся.
Готовиться к индивидуальному собеседованию необходимо исключительно по обозначенным в плане вопросам и только после их тщательного уяснения. Следует иметь в виду ограниченность времени собеседования, поэтому в процессе подготовки к занятию желательно заблаговременно продумать, а лучше — составить в конспекте краткий ответ или тезисы ответа по каждой проблеме. При подготовке использовать материал лекций, учебную и научную литературу, обратив особое внимание на вопросы индивидуального собеседования, которые глубоко не рассматривались ни в ходе лекционных, ни во время групповых занятий. В целом, собеседование будет акцентировано на изучение следующих аспектов теоретического материала:
1. Государственный строй Древнего Египта: характер, структура, особенности.
2. Египетская цивилизация в период Древнего и Среднего царств.
3. Материально-технические новшества в Древнем Египте.
4. Сельское хозяйство египтян: традиции и новации.
5.Религия и верования древних египтян.
6.Исторические личности Древнего Египта и их вклад в становление египетской цивилизации:
- Рамзес II.
- Клеопатра.
В процессе занятия каждый студент обязан провести ретроспективное моделирование угроз, чрезвычайных ситуаций в древнеегипетском обществе. При моделировании ситуации избегать фантазий, надуманных предположений, опираясь исключительно на знания по теме.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что представлял собой государственный строй Египта?
2. Что было характерно для развития Египта в период Древнего и Среднего царств?
3. Какие инновационные проекты были реализованы в Египте? Что они дали египетскому обществу?
4. Какие современные гипотезы о происхождение египетских пирамид вам известны? Какие аргументы используют авторы для доказательства своих гипотез?
5. Чем характеризуется система верований древних египтян? В чем их сущность?
6. Какие чрезвычайные ситуации могли угрожать египетскому обществу?
7. Какой вклад внесла Египетская цивилизация в становление человеческого общества?
Рекомендуемая литература:
1. Малов А.В. Египетская, шумерская, индийская и другие цивилизации древности [Текст]: Материалы для подготовки к семинарам, практическим занятиям и индивидуальным собеседованиям по "Истории мировых цивилизаций" / А. В. Малов, 2011 (Инв. №2521у).
2. Фортунатов В. В. История мировых цивилизаций. – СПб, 2011 (Инв. №1717у, 1804у).
3. Васильев Л. С. История Востока: в 2 т. – М.: Высшая школа, 2004.
4. Всемирная история: Учебник для вузов /Под ред. Г. Б. Поляка,
А. Н. Марковой. – Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.
5. История мировых цивилизаций. Учебник /Под общ. ред.
А. С. Синайского. М., 1998.
6. Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. - М., 1995.
7. Моисеева Л. А. История цивилизаций: курс лекций. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Тема № 4/2. Самостоятельная работа под руководством преподавателя
Индийская цивилизация
Вопросы
1. Истоки и основные этапы складывания индийской цивилизации.
2. Культура, наука и искусство древней Индии.
3. Религии древней Индии.
Время: 2 часа
Методические указания
К началу учебного занятия необходимо получить в библиотеке рекомендованную литературу. В ходе занятия обучаемым предстоит изучить генезис древнеиндийской цивилизации. Особое внимание следует уделить духовным аспектам функционирования древнеиндийского общества, в т.ч. культуре и религии индийцев. На основе анализа сущностных черт индийской цивилизаций обучаемые должны будут в конце занятия представить в письменном виде историческое эссе объёмом не менее 20 строк на следующие темы (на выбор одна тема):
а) «Современные научные гипотезы об истоках происхождения древнеиндийской цивилизации»
б) «Основные этапы развития древнеиндийской цивилизации»
в) «Культура древней Индии: новое об известном»
г) «Наука в древнеиндийском обществе»
д) «Искусство в древней Индии: способ самовыражения или философия познания?»
е) «Вклад индийской цивилизации в становление человеческого общества»
ж) «Современная Индия: традиции и новации»
з) «Религия древних индийцев: система и постулаты»
и) «Влияние индийской культуры на становление славянской цивилизации»
В процессе подготовки к данному виду занятия целесообразно заблаговременно выбрать соответствую тему, подобрать к ней дополнительную литературу и наметить план исторического эссе. В ходе занятия возможно заслушивание работ студентов и их публичное обсуждение.
Вопросы для самоконтроля:
1. Когда появилась древнеиндийская цивилизация, и какие этапы она прошла?
2. Что было характерно для развития древнеиндийского общества?
3. Какие достижения в области культуры и науки древней Индии вам известны? Какой вклад внесла индийская цивилизация в становление человеческого общества?
4. Что представляли собой древнеиндийские религиозные верования? Сохранились ли они сегодня?
5. Чем и как можно охарактеризовать искусство древней Индии? Какие архитектурные сооружения того времени вам известны?
Рекомендуемая литература:
1. Малов А.В. Египетская, шумерская, индийская и другие цивилизации древности [Текст]: Материалы для подготовки к семинарам, практическим занятиям и индивидуальным собеседованиям по "Истории мировых цивилизаций" / А. В. Малов, 2011 (Инв. №2521у).
2. Фортунатов В. В. История мировых цивилизаций. – СПб, 2011 (Инв. №1717у, 1804у).
3. Васильев Л. С. История Востока: в 2 т. – М.: Высшая школа, 2004.
4. Всемирная история: Учебник для вузов /Под ред. Г. Б. Поляка,
А. Н. Марковой. – Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.
5. История мировых цивилизаций. Учебник /Под общ. ред.
А. С. Синайского. М., 1998.
6. Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. - М., 1995.
7. Моисеева Л. А. История цивилизаций: курс лекций. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Тема № 4/3. Индивидуальное собеседование
Индийская цивилизация
Вопросы
1. Истоки и основные этапы складывания индийской цивилизации.
2. Культура, наука и искусство древней Индии.
3. Религии древней Индии.
Время: 2 часа
Методические указания
Индивидуальное собеседование проводится с каждым обучаемым отдельно, либо в составе небольших групп, по перечню выносимых на занятие проблем. Основными задачами данного вида занятия являются:
· всесторонняя оценка преподавателем знаний студентов по пройденному материалу;
· изучение преподавателем навыков и умений самостоятельной работы обучаемых с источниками и исторической литературой;
· оказание индивидуальной, учебно-методической помощи учащимся.
Готовиться к индивидуальному собеседованию необходимо исключительно по обозначенным в плане вопросам и только после их тщательного уяснения. Следует иметь ввиду ограниченность времени собеседования, поэтому в процессе подготовки к занятию желательно заблаговременно продумать, а лучше — составить в конспекте краткий ответ или тезисы ответа по каждой проблеме. При подготовке использовать материал лекций, учебную и научную литературу, обратив особое внимание на вопросы индивидуального собеседования, которые глубоко не рассматривались ни в ходе лекционных, ни во время групповых занятий. В целом, собеседование будет акцентировано на изучение следующих аспектов теоретического материала:
1. Происхождение древнеиндийской цивилизации.
2. Основные этапы развития древнеиндийской цивилизации.
3. Культура древней Индии.
4. Наука в древнеиндийском обществе.
5. Искусство в древней Индии.
6. Вклад индийской цивилизации в становление человеческого общества.
7. Религия древних индийцев: система и постулаты.
8. Влияние индийской культуры на становление славянской цивилизации.
Вопросы для самоконтроля:
1. Когда появилась древнеиндийская цивилизация, и какие этапы она прошла?
2. Что было характерно для развития древнеиндийского общества?
3. Какие достижения в области культуры и науки древней Индии вам известны? Какой вклад внесла индийская цивилизация в становление человеческого общества?
4. Что представляли собой древнеиндийские религиозные верования?
5. Чем и как можно охарактеризовать искусство древней Индии? Какие архитектурные сооружения того времени вам известны?
Рекомендуемая литература:
1. Малов А.В. Египетская, шумерская, индийская и другие цивилизации древности [Текст]: Материалы для подготовки к семинарам, практическим занятиям и индивидуальным собеседованиям по "Истории мировых цивилизаций" / А. В. Малов, 2011 (Инв. №2521у).
2. Фортунатов В. В. История мировых цивилизаций. – СПб, 2011 (Инв. №1717у, 1804у).
3. Васильев Л. С. История Востока: в 2 т. – М.: Высшая школа, 2004.
4. Всемирная история: Учебник для вузов /Под ред. Г. Б. Поляка,
А. Н. Марковой. – Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.
5. История мировых цивилизаций. Учебник /Под общ. ред.
А. С. Синайского. М., 1998.
6. Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. - М., 1995.
7. Моисеева Л. А. История цивилизаций: курс лекций. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
8. История России с древнейших времен до наших дней: в 2-х т. / Под ред. А. Н. Сахарова. Т. 1. – М., 2010 (Инв. № 2082у).
Тема № 5/2. Самостоятельная работа под руководством преподавателя
Китайская цивилизация
Вопросы
1. Основные этапы становления и развития китайской цивилизации.
2. Государственное устройство, культура и быт древнего Китая.
3. Религиозно-философские системы Китая.
4. Наука и искусство древнего Китая.
Время: 2 часа
Методические указания
В ходе занятия обучаемым предстоит изучить генезис древнекитайской цивилизации, государственное устройство, культуру и быт Древнего Китая. Особое внимание следует уделить духовным аспектам функционирования древнекитайского общества, в т.ч. науке и искусству. Для закрепления материала, в течение 40-45 мин в ходе занятия, спланирован просмотр учебных фильмов, которые должны помочь студентам решить поставленные преподавателем учебные задачи.
¾ «Из коллекции Музея Императорского Дворца».(20 мин.)
¾ «Великая китайская стена».(40 мин.)
В заключительной части работы следует для самоконтроля ответить на проверочные вопросы.
Вопросы для самоконтроля:
1. Когда появилась древнекитайская цивилизация, и какие этапы она прошла?
2. Что было характерно для развития Древнего Китая?
3. Какие достижения в области культуры и науки древнего Китая вам известны? Какой вклад внесла китайская цивилизация в становление человеческого общества?
4. Что представляла собой религиозно-философская система Древнего Китая?
5. Чем и как можно охарактеризовать искусство древнего Китая? Какие архитектурные сооружения Китая того времени сохранились до настоящего времени?
Рекомендуемая литература:
1. Малов А.В. Египетская, шумерская, индийская и другие
цивилизации древности [Текст]: Материалы для подготовки к семинарам,
практическим занятиям и индивидуальным собеседованиям по "Истории
мировых цивилизаций" / А. В. Малов, 2011 (Инв. №2521у).
2. Фортунатов В. В. История мировых цивилизаций. – СПб, 2011
(Инв. №1717у, 1804у).
3. Васильев Л. С. История Востока: в 2 т. – М.: Высшая школа, 2004.
4. Всемирная история: Учебник для вузов /Под ред. Г. Б. Поляка,
А. Н. Марковой. – Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.
5. История мировых цивилизаций. Учебник /Под общ. ред.
А. С. Синайского. М., 1998.
6. Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. - М., 1995.
7. Моисеева Л. А. История цивилизаций: курс лекций. - Ростов н/Д: Феникс 2006.
Тема № 5/3. Индивидуальное собеседование
Китайская цивилизация
Вопросы
1. Основные этапы становления и развития китайской цивилизации.
2. Государственное устройство, культура и быт древнего Китая.
3. Религиозно-философские системы Китая.
4. Наука и искусство древнего Китая
Время: 2 часа
Методические указания
Индивидуальное собеседование проводится с каждым обучаемым отдельно, либо в составе небольших групп, по перечню выносимых на занятие проблем. Основными задачами данного вида занятия являются:
¾ всесторонняя оценка преподавателем знаний студентов по пройденному материалу;
¾ изучение преподавателем навыков и умений самостоятельной работы обучаемых с источниками и исторической литературой;
¾ оказание индивидуальной, учебно-методической помощи учащимся.
Готовиться к индивидуальному собеседованию необходимо исключительно по обозначенным в плане вопросам и только после их тщательного уяснения. Следует иметь в виду ограниченность времени собеседования, поэтому в процессе подготовки к занятию желательно заблаговременно продумать, а лучше — составить в конспекте краткий ответ или тезисы ответа по каждой проблеме. При подготовке использовать материал лекций, учебную и научную литературу, обратив особое внимание на вопросы индивидуального собеседования, которые глубоко не рассматривались ни в ходе лекционных, ни во время групповых занятий. В целом, собеседование будет акцентировано на изучение следующих аспектов теоретического материала:
1. Основные этапы становления и развития китайской цивилизации.
2. Государственное устройство Древнего Китая.
3. Материальная культура древнекитайского общества.
4. Наука в Древнем Китае.
5. Развитие искусства в Древнем Китае.
6. Вклад китайской цивилизации в становление человеческого общества.
7. Религиозно-философские системы Китая.
8. Конфуцианство в общественно-политической и повседневной жизни китайской цивилизации.
9. Научные достижения древнего Китая и их влияние на европейскую цивилизацию.
Вопросы для самоконтроля:
1. Когда появилась древнекитайская цивилизация, и какие этапы она прошла?
2. Что было характерно для развития Древнего Китая?
3. Какие достижения в области культуры и науки древнего Китая вам известны? Какой вклад внесла китайская цивилизация в становление человеческого общества?
4. Что представляла собой религиозно-философская система Древнего Китая?
5. Чем и как можно охарактеризовать искусство древнего Китая? Какие архитектурные сооружения Китая того времени сохранились до настоящего времени?
Рекомендуемая литература:
1. Малов А.В. Египетская, шумерская, индийская и другие цивилизации древности [Текст]: Материалы для подготовки к семинарам, практическим занятиям и индивидуальным собеседованиям по "Истории мировых цивилизаций" / А. В. Малов, 2011 (Инв. №2521у).
2. Фортунатов В. В. История мировых цивилизаций. – СПб, 2011 (Инв. №1717у, 1804у).
3. Васильев Л. С. История Востока: в 2 т. – М.: Высшая школа, 2004.
4. Всемирная история: Учебник для вузов /Под ред. Г. Б. Поляка,
5. А. Н. Марковой. – Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.
6. История мировых цивилизаций. Учебник /Под общ. ред.
А. С. Синайского. М., 1998.
7. Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. - М., 1995.
8. Моисеева Л. А. История цивилизаций: курс лекций. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Тема № 6/2. Самостоятельная работа под руководством преподавателя