Методика выступления на семинаре.
Доклад по форме: «Товарищ преподаватель, товарищи курсанты (студенты)! Докладывает курсант (студент) Иванов. Тема моего выступления «Зарождение русской цивилизации».
Структура выступления:
· указать цель выступления;
· изложить основные положения выбранной проблемы;
· обосновать выдвигаемые теоретические положения конкретными фактами из исторических источников и литературы;
· определить, какое значение имеет данная проблема для становления квалифицированного специалиста МЧС;
· сделать выводы.
Выступающий излагает свой ответ кратко, чётко и по существу проблемы. Не следует забывать о методической стороне выступления: для активизации познавательной деятельности аудитории следует использовать выставку литературы, классную доску, технические средства обучения, целесообразно подготовить слайды или видео презентацию.
Критерии оценки выступления:
· научно-теоретический уровень выступления;
· глубина знания учебного материала;
· степень творчества и самостоятельности в подходе к раскрытию обсуждаемого вопроса;
· доказательность и убедительность;
· корректная форма изложения материала;
· культура речи, жестов, мимики;
· умение анализировать и делать выводы;
· связь с деятельностью специалиста МЧС.
Самостоятельная работа под руководством преподавателя.
Этот вид учебных занятий проводится с целью активного приобретения знаний по наиболее сложным проблемам курса. На этих занятиях обучаемым даются творческие задания. Преподаватель знакомит обучаемых с эффективными формами и методами изучения исторической литературы и в конце занятия оценивает работу каждого. Она способствует развитию таких качеств, как самостоятельность мышления, организованность и целеустремлённость в действиях, настойчивость в преодолении трудностей обучения.
Отчётность по лекционным и семинарским занятиям, индивидуальным собеседованиям, самостоятельной работе под руководством преподавателя.
Обучаемые обязаны отчитаться за все темы семинарских занятий, индивидуальных собеседований и самостоятельной работы под руководством преподавателя. Если обучаемый по какой-либо причине отсутствовал на занятии, а также если получил оценку «неудовлетворительно», то он обязан не позднее семи дней после этого занятия прибыть с конспектом к преподавателю на индивидуальное собеседование, отчитаться по теме и получить положительную оценку.
По согласованию с преподавателем обучаемый может после соответствующей подготовки повысить оценку по той или иной теме в процессе индивидуального собеседования.
Во всех формах контрольных занятий преподавателем проверяется, наряду с теоретическими знаниями, умение обучаемых применять их в повседневной и профессиональной деятельности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРАМ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СОБЕСЕДОВАНИЯМ
Тема № 1/2. Самостоятельная работа под руководством преподавателя
Теоретико-методологические основы истории мировых цивилизаций
Вопросы:
1. Понятие, общие признаки, структура и содержание цивилизаций.
2. Динамика цивилизационного развития.
3. Основные цивилизационные концепции исторического развития народов.
Время: 2 часа
Методические указания
В процессе изучения первого вопроса необходимо уяснить сущность понятия «цивилизация», используя разнообразную справочную литературу, учебники и учебные пособия. Для анализа данного понятия иметь не менее трех определений термина «цивилизация». После изучения содержания понятия «цивилизация» в письменной форме представить преподавателю характерные признаки данного термина.
По итогам изучения материала по второму вопросу следует составить таблицу цивилизационной динамики исторического развития. Предварительно надо изучить явления (материальные и духовные), характеризующие каждый этап цивилизации. При исследовании данной проблемы необходимо опираться на абстрактную модель цивилизации, не привязываясь конкретно к какой-либо из них.
По третьему вопросу подготовить специальные реферативные выступления (5-7 мин.), в ходе которых раскрыть сущность и содержание цивилизационной концепции. Знать, что общего между ними и чем конкретно отличается одна концепция от другой. Предлагается рассмотреть следующие основные концепции:
· концепция А. Тойнби
· концепция Г.Бокля
· концепция Н.Я. Данилевского
Быть готовым к дискуссии по основным положениям, категориальному аппарату, позитивным и противоречивым аспектам цивилизационной концепции.
Требования по подготовке рефератов:
а) раскрыть содержание вопроса
б) владеть терминологией и литературой по теме
в) связать материал с задачами, решаемыми МЧС России
При докладе использовать мультимедийную систему и имеющиеся на кафедре методические материалы.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем сущность цивилизации? Какое содержание вкладывается в данное понятие?
2. Чем характеризуется динамика цивилизационного развития? Каковы её основные этапы и особенности?
3. Что представляют собой основные цивилизационные концепции
А. Тойнби, Г.Бокля, Н.Я.Данилевского В чем состоит их сущность? Как авторы данных концепций применяют теоретический материал к изучению прошлого человеческого общества.
Рекомендуемая литература:
1. Фортунатов В. В. История мировых цивилизаций. – СПб, 2011 (Инв. №1717у, 1804у).
2. История России: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008 (Инв. № 1408у, 578у).
3. Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка,
4. А. Н. Марковой. – Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.
5. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. - М., 2003.
6. Дайниченко П.Г. Полный энциклопедический справочник. История России в картах, схемах, таблицах, М., 2003.
7. История мировых цивилизаций. Учебник / Под общ. ред.
8. А.С. Синайского. М., 1998.
9. 7. Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. - М., 1995.
10. 8. Моисеева Л. А. История цивилизаций: курс лекций. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
11. 9 .Семенникова Л.И Отечественная история: учебник для вузов-9-е изд., М., 2008 (Инв. №1777у).
Тема № 1/3. Семинар