Раздел 3. Понятие субъектов социально-культурной деятельности.
Социально-культурная деятельность представляет единый педагогический процесс, составными элементами которого является объект и субъект.
Объект-это, на кого направлено действие.
Субъект- это тот, кто направляет действие, кто воздействует.
1. Семья
Как изначальный Социально-Культурный институт.
классификация семей:
молодая
стандартная
многодетная
неполная
патриархальная
многочисленная (с представителями многих поколений)
неблагополучные
межнациональные
моноэтнические
Особое внимание следует уделять многодетным и неполным семьям.
Формы работы клуба с семьёй
Дни семейного отдыха, интеллектуальные, развлекательные игры (по типу семейного участия).
Большую роль играют клубы семьи, такая форма, как семейный клуб.
Работа консультационной семейной службы, с использованием основных форм
(беседы, лекции, тестирования, индивидуальные занятия со специалистами).
Большую роль играет семейная самодеятельность.
Одной из важнейших задач является возрождение семейных традиций, праздников и работа по организации семейных форм досуга.
Семейные праздники от рождения и на протяжении всей жизни.
2. Учреждения социально-культурной деятельности
Подразделяются на следующие группы:
- Социальные институты - специально предназначенные для организации
КДД (клубы, библиотеки, музеи).
- Социальные институты, для которых социально-культурная деятельность
является условием выполнения их основного назначения (общество книголюбов,
музыкальное общество, хоровое, творческие союзы).
- Социальные институты социально-культурной деятельности являются одной из
многих функций (профсоюзы, санаторно-курортная организация, туристические
фирмы, спортивные комитеты).
Социально-культурные учреждения могут быть отнесены к государственной
или муниципальной структуре:
Основные типы культурно-досуговых учреждений:
-Библиотеки
-Музеи
-Театры
-Концертно-зрелищные учреждения (цирк)
-Парки Культуры и отдыха
-ЦВР и аналогичные им учреждения
-Клубные учреждения
-Кинотеатры
3. Общественные добровольные формирования
-Союз по делам молодёжи
-Детские организации
-Всевозможные общества (охрана природы, памятников)
-Спортивные общества
- Фонды
-Общественные движения международного характера
В основе деятельности всех объединений лежит функциональный признак и
конкретная сфера деятельности.
4. Средства массовой информации
Учреждения и организации социально-культурной сферы. Социально-культурный институт.
Философия под институтом понимает элемент социальной структуры, исторические формы организации и урегулирования общественной жизни, передача культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни приобретение культурологических знаний.
Термином "социально-культурный институт" обозначаются:
- семья
- государственные и муниципальные структуры
- производственные объединения и предприятия
- негосударственные общественные организации
- системы народного образования
- средства массовой информации
- специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, библиотеки.
Социально-культурный институт объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решения конкретных социально-культурных задач.
Сеть культурно-досуговых учреждений.
Под сетью понимается объединение (сеть библиотек, сеть клубов...), в основу которого положен территориальный или ведомственный признак.
Территориальный признак учитывает количество учреждений по месту их расположения в масштабе района, города, области, края.
Ведомственный признак учитывает численность учреждений по их подчинённости, по финансированию:
-государственные
-муниципальные (местный бюджет)
-общественные (профсоюзные, различных обществ).
-коммерческие.
-частные
-ведомственные.
До 1917г. Сеть КДУ была развита слабо. Её развитием занималось не правительство, а российские просветители (Радищев, Фонвизин конец 18 века). Это были библиотеки, музеи, театры как формы внешкольного образования:
1830-публичные библиотеки
1834-библиотеки в 18 городах России
середина 19 века - воскресные школы, народные театры, создавались по инициативе революционно настроенной интеллигенции.
70-е годы - сельские, городские библиотеки и общедоступные профессиональные театры.
80-е годы - воскресно-вечерние школы для рабочих.
90-е годы - народные дома и народный театр, растёт сеть школ для взрослых.
Народные дома строились на средства владельцев заводов и фабрик и вмещали в себя библиотеку, читальню, зрительный зал и чайную.
К 1903 году насчитывалось около 10 тысяч бесплатных библиотек в сельской местности.
Таким образом, к 1917 году создана сеть учреждений школы и курсы для взрослых, народные университеты, публичные библиотеки. Сеть была малочисленной, КПУ находились в крупных городах до Урала.
С начала 21 века сеть клубных учреждений возрастает:
-возрождается киносеть
-увеличивается музейная сеть
-сеть театров (в т.ч. негосударственных)
-сеть частных клубов игорного направления.