Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности.

Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности.

Тема 1.2. Функции и принципы социально-культурной деятельности.

Функции

Понятие, связанное со смыслом деятельности.

Функции социально-культурной деятельности - это определённые направления деятельности, как отдельных людей, так и учреждений в целом. В зависимости от этапов развития социально-культурной деятельности функции подразделяются на:

Основные и вспомогательные

Основные:

1. Развивающая - главная из всех функций, объединяющая все остальные,

продиктована процессом развития личности (наиболее полно реализуется во второй функции).

2. Информационно-просветительная - направлена на получение определённых

знаний, воздействующих на духовную сферу жизнедеятельности, не ограничена учебными, временными рамками.

3. Культурно-творческая (связана с предыдущей), включает в себя творческую

деятельность по следующим направлениям:

- социальная;

- художественная;

- научно-техническая;

- декоративно-прикладная.

4. Специфическая (рекреативно-оздоровительная). Рекреация - для отдыха.

5. Гедонистическая - получение духовного наслаждения.

6. Катарсическая (возвышение).

7. Коммуникативная (общение).

Принципы социально-культурной деятельности:

Также и функции составляют теоретическую основу социально-культурной

деятельности.

Принцип-это основное требование, предъявление к работе какого-либо учреждения (культурно-досугового) при оценке объёма и качества работы.

Две группы принципов социально-культурной деятельности:

1. Общепедагогические:

-доступность;

-комплексность;

-преемственность;

-последовательность;

-целенаправленность;

-массовость.

-дифференцированный подход, учёт индивидуальных особенностей человека.

2. Специфические

-учёт интересов и особенностей аудитории;

-опора на инициативность и самодеятельность масс.

Планомерное следование этим принципам сделаю работу в рамках социально-

культурной более интересной и качественной, что позволяет проводить работу по удовлетворению духовных потребностей человека.

Раздел. 2. Важнейшие исторические этапы становления и развития социально-культурной деятельности в России.

Тема.2.1. Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян

И их дальнейшее развитие в 10-17 веках.

Досуг как социальное явление восходит своими истоками к периоду каменного века, когда большим праздником отмечалось возвращение охотника с добычей. Становление системы праздников на Руси обусловлено особенностью сельскохозяйственного труда, сменой времён года, продолжительностью дня, сроками начала и конца работ. Мифы и легенды, былины и сказки служат свидетельством того, что праздники были всеобщим явлением для населения планеты.

Праздники

"Праздный» - «пустой", "незанятый". Подавляющее большинство древнеславянских языческих празднеств проводилось общественно, являлось "событием", совместным заклинанием природы и проводилось не в доме или посёлке, а за пределами житейского бытового круга.

В году было пять основных праздников - Корочун (начало года, зимний солнцеворот 24 декабря), Комоедицы, или Масленица (весеннее равноденствие 24 марта), Купала (летний солнцеворот 24 июня), Перунов день (21 июля) и Кузьминки (праздник урожая, осеннего равноденствия 24 сентября).

Характер многих языческих празднеств был настолько связан со всей природой вокруг села (леса, рощи, реки, холмы, горы), что отыскать места древних хороводов, купальских костров, различных "игрищ" почти невозможно.

Исключением являются только священнодействия на холмах, на горах, которые очень часто при археологических исследованиях дают интересный материал о древних языческих культах. "Красные горки", "красные холмы", где проводились масленичные сжигания чучел зимы, обряд заклинания весны были около каждого села. Во время праздников члены крестьянской общины устраивали пиршества за общим столом - "Братчины", помогающие восстановить душевные и физические силы и выполняющие функции единения.

По мере развития праздники обогащались культурным содержанием (песнями, плясками, музыкой, сказаниями, играми). "Ряженье" же можно считать первым театральным действием. Из игр популярны были борьба, кулачный бой, беганье, метание копья.

При княжеском же дворе устраивались пышные пиры по поводу значимых событий (победа в сражении, приезд купца). Показатель княжеской щедрости - накормить и напоить гостей допьяна. Любимой забавой высшей знати становилась звериная и птичья охота.

Церковь

С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего, новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представление о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом, связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдалённых частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на всё развитие русской культуры раннего средневековья.

При монастырях в 11-12 веках начали собираться первые библиотеки. К 13 веку появилась и "мирская" литература, книжное чтение стало одним из основных занятий образованных людей Руси. В период татаро-монгольского ига традиции народной жизни сохранялись на незанятых татарами территориях - Новгороде, Пскове, Смоленске...

С 14 века Русь начала оправляться от постигших её бед, рождались ремёсла и торговля, развивалось зодчество. Увеличилось число церквей на Руси, церковная трапезная нередко становилась местом общинных сходок и праздничных церемоний. Церковь давала возможность приобщиться посредством богослужения к лучшим образцам зодчества, живописи, музыки, печатного слова.

Средние века

К 15 веку появляются новые формы досугового времяпрепровождения, связанные с развитием народной зрелищной культуры. В городах и селениях публику развлекали песнями, танцами, цирковыми номерами и шутками бродячие артисты скоморохи. К 30-м годам относится первое упоминание о "медвежьей потехе" (уличные комедии с участием медведей) и кукольном представлении.

Зрелища или "позоры", как называла их отрицательно настроенная церковь, всегда собирали большое количество народа. С 14-15 веков возрождаются книжные традиции Киевской Руси.

К 15 веку усилилось культурное влияние на Русь зарубежных стран, так как в Москве и других городах проживало много иностранцев, к царю приезжали иностранные послы. По указу царя из-за границы приглашались художники, архитекторы. В Россию стали проникать научные знания. Но по-прежнему живы были и традиции "русского застолья", пиром тешились и цари, и крестьяне. В часы досуга знатные феодалы любили слушать рассказы о странствиях, обычаях иных земель, держали "бахарей", которые читали им сказки и пели песни, "домрачеев". В штате царя были шуты и шутихи. Для весёлых представлений во дворце была "Потешная палата". Осталась такая забава, как охота.

Женщины на Руси вели "затворнический" образ жизни, что сказывалось на их досуге. И если женщина-крестьянка после изнурительного труда имела возможность принимать участие в коллективных праздниках, то женщины из боярских, дворянских, купеческих семей во время празднования каких-либо событий допускались в мужское общество, лишь с позволения мужа или отца.

Музыка и танцы в их среде не допускались. В лучшем случае их могли пригласить на представление скоморохов. Даже в церковь знатная женщина могла пойти только в сопровождении кого-нибудь из домашних и с согласия мужа (суровые правила для женщин сформулированы в "Домострое").

Массовые праздники и гуляния в городах перестали нести в себе религиозную основу, так как труд ремесленников и торговцев не был связан с капризами природы. Обряды всё больше приобретали характер игровых зрелищ. В городах устраивались ярмарки и базары, на которых можно было пообщаться, завязать знакомство, обменяться новостями. Городские площади, ярмарки базары привлекали бродячих артистов: музыканты, танцоры, фокусники, дрессировщики животных разыгрывали там весёлые представления.

К 15 веку в городах имелись харчевни, корчмы, позднее появились кабаки. Эти заведения помимо прямой функции также служили местом общения и развлечения горожан в свободные часы.

Развивались формы деревянной и каменной архитектуры, причём деревянное строительство явно преобладало и оказывало значительное влияние на каменное. Основной строительный материал на Руси - дерево – использовался для строительства всех видов сооружений - жилых домов, городских укреплений, дворцовых зданий, церквей. Город Древней Руси вплоть до 17 века оставался в основном деревянным. Из дерева делали всё - и мебель, и корзину, и ступу, и сани, и колыбель для ребёнка. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывали. Мастер думал не только о том, чтобы эти вещи были удобны, хорошо служили своему назначению, но заботился об их красоте, о том, чтобы они радовали людей, превращая работу, даже самую тяжёлую, в праздник. В каждой местности одевались по-разному, но основные предметы крестьянского костюма были одинаковыми. Одежда резко делилась на будничную и праздничную. Будничная одежда была простой, праздничная демонстрировала всё, на что были способны её хозяева.

Письменность

Византийские монахи Кирилл и Мефодий для создания письменности взяли за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнили его шипящими и получили славянский алфавит (43 буквы, близкие по написанию греческим).

В честь своих создателей новая азбука получила название "кириллица". Наряду с кириллицей была в употреблении и глаголица. Она имела тот же состав букв, но с более сложным, витиеватым написанием.

Досуг крестьянства

Досуг русского крестьянства во многом сохранял свои традиционные черты. Формы проведения были семейно-общинными, оставаясь такими до начала 20 века. Досуг крестьян был направлен на восстановление сил после работы и способствовал сохранению традиций. Время досуговых занятий зависело от сельскохозяйственных работ. Наибольшее количество праздников, посиделок, игрищ выпадало на осенне-зимний период и раннюю весну. Сохранилась традиция пиршеств за общим столом (Древние "Братчины" стали позднее называться "складчинами" и "ссыпчинами", поскольку каждая семья вносила долю продукта в общее застолье). Некоторые формы досуга представляли собой синтез труда и отдыха ("капустки", "работные", посиделки).

Посиделки и другие формы досуга делились по половозрастному принципу. Молодёжной формой досуга были весенне-летние хороводы. Люди старшего поколения на своих посиделках делились новостями, получали и давали советы. На посиделках часто звучали "былички" (рассказы). На смешанных молодёжных посиделках девушки и парни знакомились друг с другом, выбирая будущего супруга.

После отмены крепостного права (вторая половина 19 века) и распаде общин в результате имущественного расслоения крестьянства досуг стал принимать новые формы. Ослабилась власть и авторитет старшего поколения, усилился "имущественный" авторитет. "Братчина" превратилась в более замкнутую "гостьбу", зажиточные крестьяне предпочитали "складчину". Крестьяне стали ходить друг к другу в гости "по родству", "по соседству". Оживление торгового

обмена с городом давало возможность крестьянам получать известия о городской жизни, прогрессивных идеях. Все больше крестьянских детей стали посещать начальную школу. Росло, хотя и медленно, количество культурно-просветительных учреждений: библиотек, народных домов, появились первые самодеятельные театры. Исчез молодёжный хоровод как форма досуга. На молодёжных посиделках наряду с песнями и танцами всё больше места стали занимать городские новости, политические идеи и суждения. Устраивались читки художественных произведений. Наряду с этими новыми формами досуга сохранялись и исконно русские традиции праздников и обрядов.

Учреждения и организации социально-культурной сферы. Социально-культурный институт.

Философия под институтом понимает элемент социальной структуры, исторические формы организации и урегулирования общественной жизни, передача культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни приобретение культурологических знаний.

Термином "социально-культурный институт" обозначаются:

- семья

- государственные и муниципальные структуры

- производственные объединения и предприятия

- негосударственные общественные организации

- системы народного образования

- средства массовой информации

- специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, библиотеки.

Социально-культурный институт объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решения конкретных социально-культурных задач.

Сеть культурно-досуговых учреждений.

Под сетью понимается объединение (сеть библиотек, сеть клубов...), в основу которого положен территориальный или ведомственный признак.

Территориальный признак учитывает количество учреждений по месту их расположения в масштабе района, города, области, края.

Ведомственный признак учитывает численность учреждений по их подчинённости, по финансированию:

-государственные

-муниципальные (местный бюджет)

-общественные (профсоюзные, различных обществ).

-коммерческие.

-частные

-ведомственные.

До 1917г. Сеть КДУ была развита слабо. Её развитием занималось не правительство, а российские просветители (Радищев, Фонвизин конец 18 века). Это были библиотеки, музеи, театры как формы внешкольного образования:

1830-публичные библиотеки

1834-библиотеки в 18 городах России

середина 19 века - воскресные школы, народные театры, создавались по инициативе революционно настроенной интеллигенции.

70-е годы - сельские, городские библиотеки и общедоступные профессиональные театры.

80-е годы - воскресно-вечерние школы для рабочих.

90-е годы - народные дома и народный театр, растёт сеть школ для взрослых.

Народные дома строились на средства владельцев заводов и фабрик и вмещали в себя библиотеку, читальню, зрительный зал и чайную.

К 1903 году насчитывалось около 10 тысяч бесплатных библиотек в сельской местности.

Таким образом, к 1917 году создана сеть учреждений школы и курсы для взрослых, народные университеты, публичные библиотеки. Сеть была малочисленной, КПУ находились в крупных городах до Урала.

С начала 21 века сеть клубных учреждений возрастает:

-возрождается киносеть

-увеличивается музейная сеть

-сеть театров (в т.ч. негосударственных)

-сеть частных клубов игорного направления.

Экскурсионная деятельность

Часто сочетается с туризмом, так как представляет собой коллективное посещение достопримечательных мест, музеев, выставок с учебными или культурно-просветительными целями. Экскурсионной деятельностью можно заниматься в собственном городе, посещая его достопримечательности.

Любительские объединения.

Любительские объединения - объединение людей на базе КДУ благодаря общности интересов и увлечений.

Профили любительских объединений:

1. Общественно политические клубы.

2. Военно-патриотические клубы.

3. Производственно-технические клубы.

4. Художественные объединения.

5. Естественнонаучные объединения.

6. Физкультурно-оздоровительные объединения.

7. Многопрофильные направления.

Любительские объединения создаются самими участниками на базе КДУ, их отличает, прежде всего, добровольность, свобода выбора форм работы .

Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности.

Наши рекомендации